В статье рассматриваются существующие источники международно-правового регулирования трудовой миграции, дается классификация таких источников по уровням регулирования. Также выделены основные акторы, инициирующие и способствующие как принятию международно-правовых норм в сфере регулирования трудовой миграции и защиты трудовых прав мигрантов, так и развитию инициатив в данной области. Автором приводится анализ двусторонних соглашений регулирования трудовой миграции и делается вывод о том, что они являются наиболее эффективными инструментами в этой сфере.
Ключевые слова: двусторонние соглашения, трудовая миграция, трудящийся-мигрант, международно-правовое регулирование миграции
The Significance of Bilateral Agreements within the System of Sources of International Legal Regulation of Labour Migration in the XXI Century
Abstract. The article discusses the existing sources of international legal regulation of labor migration, gives a classification of such sources according to the levels of regulation. The main actors are also identified, initiating and facilitating both the adoption of international legal norms in the field of regulating labor migration and protecting the labor rights of migrants, and the development of initiatives in this area. The author provides an analysis of bilateral agreements regulating labour migration and concludes that they are the most effective instruments in this area.
Keywords: labour migration, migrant worker, international legal regulation of migration.
Миграция населения как исторически сложившееся явление подверглась глобальной трансформации с начала XX века, в том числе по причине ее беспрецедентной массовости, связанной с двумя мировыми войнами и изменением геополитической обстановки в мире в целом. При этом, если в первой половине прошлого столетия главным мотивом миграции были происходящие в структуре общества политические изменения и реальная угроза жизни человека, то начиная с середины XX века на передний план выходит такой вид этого явления как трудовая миграция, обусловленная в первую очередь социально-экономическими и демографическими причинами.
Процессы, начавшиеся в середине прошлого столетия, развиваются и в настоящий момент, что обуславливает необходимость рассмотрения трудовой миграции как объекта международно-правового регулирования, а также выделения основ такого регулирования и их особенностей, существующих на сегодняшний день.
При этом в контексте рассматриваемой тематики важно подчеркнуть, что «проблема международной миграции в глобальной повестке дня по устойчивому развитию может рассматриваться исключительно в контексте обеспечения достойного труда и социальной защиты трудящихся-мигрантов и членов их семей»[1].
Классификация источников международно-правового регулирования трудовой миграции. Действующие в настоящее время международно-правовые источники регулирования миграции подразделяются в доктрине[2] на следующие уровни: универсальный, региональный и двусторонний.
- Универсальный, представляющий собой систему международно-правовых источников, таких как международные соглашения, регулирующих и/или способствующих перемещению лиц между государствами в целях осуществления ими трудовой деятельности на территории отличной от территории подданства (постоянного проживания). В качестве примера можно привести Международную конвенцию ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года[3].
- Региональный, к которому относится существующая в региональных объединениях (АСЕАН, ЕАЭС, СНГ, ЛАГ и иные) система международно-правовых источников регулирования и управления конкретными потоками перемещения трудовых мигрантов между территориями государств, входящих в такое объединение. К таким документам относится, например, Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств — участников Содружества Независимых Государств от 14 ноября 2008 года[4].
- Двусторонний, предусматривающий заключение между двумя конкретными государствами межправительственных соглашений по вопросам трудовой миграции граждан одной стороны соглашения на территорию другой стороны. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об организованном наборе граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации от 17 апреля 2019 года[5].
Отдельное место (не в рамках системы международного права) занимает регулирование трудовой миграции на национальном уровне, в рамках которогорешаются вопросы условий пребывания, регистрации и учета, статуса, а также прав и обязанностей мигрантов, осуществляющих или планирующих осуществлять трудовую деятельность на территории конкретного государства. Например, Закон Федеральной Республики Германия «Об иммиграции» от 30 июня 2004 года[6].
Источники международно-правового регулирования трудовой миграции на универсальном уровне невозможно рассматривать отдельно от международных межправительственных организаций, сферу интересов и область деятельности которых составляют вопросы миграции, в частности трудовой.
Среди главных акторов, занимающихся разработкой международно-правовых норм в сфере трудовой миграции, важно выделить Международную организацию труда (МОТ), созданную в 1919 году в соответствии с Версальским мирным договором от 28 июня 1919 года как структурное подразделение Лиги Нации, и впоследствии ставшей специализированным учреждением Организации Объединенных Наций (ООН)[7]. Целью создания МОТ значилось «обеспечение всеобщего и прочного мира, социальной справедливости и гуманности», в том числе путем «передвижения рабочих, включая миграцию, в целях устройства на работу…», а в преамбуле к Уставу МОТ также поставлена задача «защиты интересов работников, работающих за границей»[8][9].
В рамках Международной организации труда был принят ряд конвенций, затрагивающих вопросы международного регулирования трудовой миграции, а именно:
- Конвенция № 19 о равноправии граждан страны и иностранцев в области возмещения трудящимся при несчастных случаях от 5 июня 1925 года[10]. В ней содержатся положения о порядке и условиях возмещении средств при несчастном случае, произошедшем с трудящимся-мигрантом, осуществляющим временную трудовую деятельность на территории другого государства-члена МОТ. Ратифицирована 121 государством[11].
- Конвенция № 48 об установлении системы международного сотрудничества по сохранению прав, вытекающих из страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца семьи от 2 июня 1935 года[12]. Предусматривает сохранение пенсионных прав за мигрантов при их трудовой деятельности на территории иностранного государства. Ратифицирована 12 государствами[13].
- Конвенция № 97 о трудящихся-мигрантах от 1 июля 1949 года[14]. Является одним из основополагающих международных соглашений в области трудовой миграции. Как указывает О.Э. Михайлова, данная Конвенция «регламентирует обязанности стран, участвующих в международной трудовой миграции, призывает к недопущению неравенства между мигрантами и коренными жителями при найме на работу, содержит рекомендации относительно обеспечения социальных гарантий трудящимся-мигрантам, а также устанавливает рекомендации по поводу заключения двусторонних договоров об использовании рабочей силы и индивидуальных трудовых контрактов»[15]. Ратифицирована 53 государствами[16].
- Конвенция № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения от 24 июня 1975 года[17]. Как и Конвенция № 97, устанавливает минимальный уровень обращения с трудовыми мигрантами и обеспечение их основных прав человека[18]. Ратифицирована 28 государствами[19].
- Конвенция № 157 об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения от 21 июня 1982 года[20]. Документ направлен на предоставление более полных гарантий социального обеспечения трудящимся-мигрантам, в том числе охватывает вопросы их пенсионного обеспечения. Ратифицирована 4 государствами[21].
Обозначенные конвенции охватывают широкий спектр вопросов обеспечения трудящихся-мигрантов социальной защитой (пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и пр.) и обязывают государства предоставлять необходимые и минимальные условия для обеспечения комфортного пребывания в принимающей стране.
Вместе с тем, на основании данных Информационной системы по международным трудовым нормам МОТ «NORMLEX»[22], большинство государств в 21 веке все также как и в 20-ом столетии воздерживаются от принятия по крайней мере 4 из 5 конвенций МОТ, касающихся вопросов регулирования трудовой миграции. Так, например, Российской Федерацией не была ратифицирована ни одна из вышеупомянутых конвенций МОТ, что в очередной раз демонстрирует сложность в вопросах реализации их положений в случае ратификации и дальнейшего соблюдения данных международных регулирующих актов.
Второй международной организацией в сфере установления и регулирования прав трудящихся-мигрантов, стала ООН. Под ее эгидой, с момента учреждения в 1945 году, так же проводится широкая работа в данном направлении.
Стоит отметить, что если в начале деятельность ООН по вопросам миграции была сосредоточена на делах беженцев и вынужденных переселенцев[23], то к 90-м годам прошлого столетия в связи с усилением процессов глобализации и формированием нового мирового рынка труда больше внимания на глобальном уровне стало уделяться трудовым мигрантам.
Первым из двух существующих на данный момент международных договоров ООН в сфере регулирования трудовой миграции стала Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 года)[24]. В настоящий момент указанная Конвенция ратифицирована 27 государством, в числе которых отсутствует Российская Федерация[25]. Среди содержащихся в документе норм, по мнению О.Э. Михайловой, обращают на себя внимание следующие его положения:
- «установление запрета на дискриминацию прав трудящихся-мигрантов при осуществлении трудовых отношений;
- благоприятное обращение к трудовым мигрантам в государстве пребывания;
- право на создание трудовыми мигрантами профсоюзов в государстве пребывания;
- запрет на ограничения в приеме на работу трудящихся-мигрантов (при определенных случаях);
- запрет на лишение прав на проживание, получение работы или осуществление депортации только на основании невыполнения обязательств по трудовому договору (при определенных случаях);
- право трудового мигранта и членов его семьи на перевод и перемещение своих финансовых и имущественных активов в государство исхода после окончания пребывания в стране;
- право мигранта в любой момент покинуть страну пребывания для нахождения или проживания в государстве своего происхождения»[26].
Вторым международным договором в сфере регулирования миграции, в том числе трудовой, принятым под эгидой ООН, в настоящий момент является Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции 2018 года (принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 2018 года)[27]. Соглашение охватывает широкий спектр проблематик по вопросам межгосударственной трудовой миграции и содержит 23 цели в области развития механизма сотрудничества между государствами по вопросам миграции, в 7ми из которых прямо упоминаются трудящиеся-мигранты.
К таким целям относятся «цель 6 «содействие справедливому и этичному найму работников и обеспечение условий для достойной работы», цель 7 «изучение и ослабление факторов уязвимости в процессе миграции», цель 14 «повышение эффективности консульской защиты, помощи и взаимодействия на протяжении всего миграционного цикла», цель 16 «создание для мигрантов и обществ благоприятных условий, обеспечивающих полную социальную интеграцию и сплоченность», цель 18 «инвестирование в развитие навыков и содействие взаимному признанию навыков, квалификации и компетенции», цель 20 «повышение оперативности и надежности и снижение стоимости денежных переводов и содействие финансовой интеграции мигрантов» и цель 22 «создание механизмов перевода материальных прав в области социального обеспечения и приобретенных льгот»[28].
Деятельность ООН по разработке международно-правовых источников регулирования миграции не ограничивается изданием только специализированных соглашений по данной проблематике. В научной литературе в качестве других источников такого регулирования на универсальном уровне, в разной степени затрагивающих вопросы трудовой миграции, отмечают Устав ООН 1945 года[29], Всеобщую декларацию прав человека 1948 года[30], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года[31], Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года[32], а также Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают 1985 года[33][34].
В качестве третьего актора, занимающегося вопросами регулирования миграции, в том числе трудовой, можно отметить специализированное учреждение ООН, созданное в 1951 году – Международную организацию по миграции (МОМ). В настоящее время членами МОМ являются 174 государства, в том числе Российская Федерация (с 2021 года)[35].
МОМ является ключевым разработчиком рекомендаций по миграционной политике и практике, в том числе оказывает содействие мигрантам по всему миру, разрабатывает и продвигает эффективные меры реагирования на меняющуюся динамику миграции, а также содействует наращиванию потенциала правительств для управления всеми формами и последствиями мобильности[36]. Результаты деятельность МОМ отражаются в соответствующих конкретных рекомендациях для правительств государств-членов Организации, создании глобальных сетей для сотрудничества между государствами и инициации разнообразных инициатив в данной сфере.
В качестве одной из рекомендаций МОМ можно привести принятую в 2015 году «Структуру управления миграцией»[37]. Документ устанавливает общую для всех государств структуру управления миграцией, базирующуюся на принципах соблюдения международных стандартов и соблюдения прав мигрантов, проведения государствами политики с использованием фактических данных и взаимодействия с партнерами для решения проблем миграции, и имеет целями продвижение социально-экономического благополучия мигрантов, проведение правительствами эффективной работы по устранению кризисных явлений в сфере миграции и обеспечение безопасной, упорядоченной и достойной миграции[38].
Также, в контексте развития глобального рынка труда и стремления государств к уменьшению рисков и уязвимостей трудовых мигрантов и искоренения практики недобросовестного найма трудящихся-мигрантов, в развитие п. l цели 6 вышеупомянутого Глобального договора 2018 года, предусматривающего, что «разработка и совершенствование национальных стратегий и программ, касающихся международной трудовой мобильности должна вестись «в том числе с учетом <…> Международной системы добросовестного найма»[39] МОМ была разработана Международная система добросовестного найма (International Recruitment Integrity System)[40]. При более детальном изучении необходимо отметить, что данная инициатива МОМ имеет целью содействовать уважению прав трудящихся-мигрантов, повышению прозрачности при их трудоустройстве и укрепление государственной политики и механизмов обеспечения достойного найма трудовых мигрантов на всех его этапах.
Несмотря на имеющуюся в международном праве широкую нормативно-правовую базу для осуществления регулирования трудовой миграции, в международно-правовой доктрине подчеркивается, что в настоящее время до сих пор не существует единого международного механизма регулирования трудовой миграции[41][42], что, по мнению научного сообщества, связано с отсутствием экономической выгоды «стран назначения» трудовых мигрантов в случае обеспечения такими государствами предусмотренных международными соглашениями исчерпывающего перечня прав трудящихся-мигрантов, которое потребовало бы, прежде всего, соответственное увеличение количества выделяемых на это финансовых и административных ресурсов[43].
На региональном уровне источники международно-правового регулирования трудовой миграции разрабатываются, утверждаются и применяются государствами в рамках их деятельности в региональных объединениях.
В связи с усилением процессов глобализации, интернационализации и ростом числа социально-экономических связей между странами[44] наблюдается увеличение количества, а также роли региональных межправительственных организаций (в формате сообществ, альянсов, лиг, организаций, союзов и т.д.), существующих в каждом регионе планеты.
Среди действующих региональных объединений наиболее значимых в контексте рассмотрения международно-правового регулирования трудовой миграции являются: в регионе Северной и Южной Америки – Организация американских государств (ОАГ), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Карибское сообщество (КАРИКОМ), Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) и Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК), в Африке южнее Сахары – Сообщество развития Юга Африки (САДК) и Восточноафриканское сообщество (ВАС), в регионе Ближнего Востока – Лига арабских государств (ЛАГ), в Океании – Ассоциация государств Юго-восточной Азии (АСЕАН), в Азии – Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), в Западной Европе – Европейский Союз (ЕС), в Восточной Европе – Содружество Независимых Государств (СНГ) и Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
В рамках деятельности указанных объединений принимается широкое число межправительственных соглашений, учитывающих, прежде всего, специфику экономических взаимоотношений между государствами, а именно трансграничное перемещение капиталов, в том числе людских.
К таким, направленным на формирование и установление единого подхода к регулированию трудовой миграции соглашениям, можно отнести, например, действующие в рамках АСЕАН Декларацию о защите и поощрении прав трудовых мигрантов 2007 года[45] и Консенсус АСЕАН по защите прав трудовых мигрантов 2017 года[46][47], раздел XXVI «Трудовая миграция» Договора о ЕАЭС 2014 года[48] и многие другие межправительственные соглашения, действующие на уровне обозначенных выше регионов.
Широкое развитие института регулирования процессов трудовой миграции на региональном уровне вместе с тем совершенно не исключает и сложившиеся в силу исторических, культурных и иных причин двусторонние экономические связи между государствами, следствием которых является также развитие третьего уровня источников в сфере трудовой миграции – двусторонних международных соглашений.
Двусторонние соглашения играют важнейшую роль для государств при регулировании потоков трудовых мигрантов между конкретными странами, как правило, относящимися к одному региону. Это обуславливается, в первую очередь, их направленностью, выраженной в установлении определенного международно-правого режима и механизма, предусматривающего исчерпывающий набор необходимых процедур для перемещения трудовых мигрантов между государствами в целях осуществления ими трудовой деятельности[49].
Так, например, в статье И.Н. Куклиной приводится статистика, по которой только «за 1990-2000 гг. число соглашений, заключенных только между странами-членами ОЭСР, увеличилось до 173. В Латинской Америке за этот период было заключено 83 соглашения по миграции, из них 35 — между странами региона и 49 — с другими государствами». Как видно из приведенных данных, рост экономических связей между государствами приводит к увеличению числа двусторонних актов по вопросам регулирования потоков трудовой миграции, что свидетельствует в том числе об эффективности реализации данного вида соглашений в контексте вышеуказанных процессов[50].
В этой связи также представляет интерес практика Российской Федерации, начатая в 2017 году при заключении Межправительственного соглашения с Республикой Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации[51] и получившей в последствии развитие в аналогичном Соглашении с Республикой Таджикистан 2019 года[52]. Стоит отдельно отметить, что приведенные межправительственные соглашения включают в себя такой инструмент регулирования трудовой миграции как организованный набор граждан одного государства для осуществления временной трудовой деятельности на территории другого государства, который является также одним из приоритетных направлений российской миграционной политики в контексте развития организованных форм привлечения иностранной рабочей силы[53].
Необходимость заключения данных соглашений была обусловлена тем, что несмотря на то, что Узбекистан и Таджикистан в настоящее время являются членами СНГ, данные страны не являются участниками ЕАЭС, нормативные акты которого предусматривают упрощенную систему пребывания трудовых мигрантов между странами, в том числе на территории России[54]. Между тем, по разным оценкам, Российская Федерация является первым государством направления для трудовых мигрантов из указанных стран, в связи с чем реализация данных инструментов регулирования трудовой миграции на двустороннем уровне может впоследствии получить развитие и в иных двусторонних соглашениях по вопросам регулирования миграции между Россией и другими государствами.
Заключение
Таким образом, в XXI веке существует широкая база для осуществления международно-правового регулирования трудовой миграции. На универсальном уровне к главным источникам такого регулирования относятся международные соглашения, принимаемые в рамках деятельности ООН и МОТ, а также инициируемые МОМ глобальные инициативы.
Вместе с тем стоит отметить, что в настоящий момент не существует единого международного подхода (и, как следствие, соглашения) к вопросам регулирования трудовой миграции, который охватывал бы все основополагающие аспекты данного явления и предлагал бы единую модель, которая могла бы удовлетворить интересы, по крайней мере, большинства государств.
Отсутствие единого подхода к миграции в целом, и трудовой миграции в частности, можно проследить на основе показателей по ратификации государствами международных соглашений ООН и МОТ по данной проблематике. На основании этих же данных можно судить о том, что большинство международных соглашений, содержащих нормы регулирования трудовой миграции, ратифицируются «странами происхождения» трудящихся-мигрантов, и почти никогда – основными «странами их приема».
В этой связи можно сделать вывод об отсутствии экономической выгоды у государств, принимающих трудовых мигрантов, при обеспечении всего многообразия прав, устанавливаемых международными соглашениями в сфере трудовой миграции, а также о широком спектре налагаемых обязанностей по обеспечению таких прав, требующих большого количества финансовых и административных ресурсов.
Таким образом, наиболее действенными инструментами на текущий момент являются региональные, либо, что более эффективно, двусторонние соглашения по вопросу регулирования трудовой миграции, в рамках которых учитывается специфика конкретных миграционных потоков и используются, в большинстве случаев, исторически сложившиеся механизмы такого регулирования.
Библиографический список
- Алешковский И.А., Ионцев В.А. Управление международной миграцией в условиях глобализации // Век глобализации. – 2015. – № 1. – С. 75-87
- Алешковский И.А. Регулирование международной миграции на глобальном уровне // Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика. – 2016. – №2. – С. 3-13 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-mezhdunarodnoy-migratsii-na-globalnom-urovne (дата обращения: 12.09.2021).
- Божко Ю.Н. Усиление роли региона в социально-экономическом развитии национальной экономики как вектор совершенствования региональной политики // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – №10. – С. 29-33 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/usilenie-roli-regiona-v-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii-natsionalnoy-ekonomiki-kak-vektor-sovershenstvovaniya-regionalnoy-politiki (дата обращения: 28.11.2021).
- Давлетгильдеев Р.Ш. Международно-правовое регулирование трудовой миграции в Евразийском регионе: попытка приблизиться к свободепередвижения работников? // Журнал исследований социальной политики. – 2018. – №4. – С. 595-610 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodno-pravovoe-regulirovanietrudovoy-migratsii-v-evraziyskom-regione-popytka-priblizitsya-k-svobodeperedvizheniya (дата обращения: 28.11.2021).
- Денисенко В.А., Мальчушкин Н.А. АСЕАН: проблемы регулирования внутрирегиональной миграции // АНИ: экономика и управление. – 2020. – №3 (32). – С. 37-40 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/asean-problemy-regulirovaniya-vnutriregionalnoy-migratsii (дата обращения: 28.11.2021).
- Стокер П. Работа иностранцев: обзор международной миграции рабочей силы: [Пер. с англ.] / Питер Стокер; Междунар. орг. труда. — М. : Изд. центр «Академия», 1996. – 330 с.
- Международно-правовое регулирование миграции: учебное пособие для вузов / под ред . Е.В. Киселевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. — 241 с.
- Куклина И.Н. Международный диалог по проблемам миграции: тенденции и перспективы // Перспективы. Электронный журнал. – 2010. [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=51335 (дата обращения: 28.11.2021).
- Михайлова О.Э. Международные стандарты обеспечения прав и свобод трудящихся-мигрантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2013. – №4 (55). – С. 51-53 [электронный ресурс] – Режим доступа:: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnye-standarty-obespecheniya-prav-i-svobod-trudyaschihsya-migrantov (дата обращения: 16.09.2021).
- Минигулова И.Р. Проблемы развития современной международной миграции // Вестник УЮИ. – 2017. – №4 (78). – С. 49-55 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-sovremennoy-mezhdunarodnoy-migratsii (дата обращения: 19.09.2021).
- Шубенкова Е.В., Шичкин И.А. Механизм обеспечения достойного труда и социальной защиты трудовых мигрантов в рамках региональных интеграционных объединений // Инновации и инвестиции. – 2021. – №2. – С. 81-82 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-obespecheniya-dostoynogo-truda-i-sotsialnoy-zaschity-trudovyh-migrantov-v-ramkah-regionalnyh-integratsionnyh-obedineniy (дата обращения: 28.11.2021).
- Якшибаева Г.В. Миграционное законодательство: состояние, пути совершенствования // Известия СПбГЭУ. – 2019. – №6 (120). – С. 56-62 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/migratsionnoe-zakonodatelstvo-sostoyanie-puti-sovershenstvovaniya (дата обращения: 19.09.2021).
Информация об авторе:
Кулёв Матвей Геннадьевич, аспирант кафедры международного права юридического института Российского университета дружбы народов
Information about the author:
Kulеv Matvey Gennadevich, Postgraduate Student of the Department of International Law at Law Institute, Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)
[1] Шубенкова Е.В., Шичкин И.А. Механизм обеспечения достойного труда и социальной защиты трудовых мигрантов в рамках региональных интеграционных объединений // Инновации и инвестиции. – 2021. – №2. – С. 81-86 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-obespecheniya-dostoynogo-truda-i-sotsialnoy-zaschity-trudovyh-migrantov-v-ramkah-regionalnyh-integratsionnyh-obedineniy (дата обращения: 28.11.2021).
[2] См.: Международно-правовое регулирование миграции: учебное пособие для вузов / под ред . Е.В. Киселевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. — 241 с.; Алешковский И.А., Ионцев В.А. Управление международной миграцией в условиях глобализации // Век глобализации. – 2015. – № 1. – С. 75-87.
[3] Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1990 года) // Сайт Организации объединенных наций [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant.shtml (дата обращения: 12.09.2021).
[4] Конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств — участников Содружества Независимых Государств (Кишинев, 14 ноября 2008 года). // Сайт СПС «Гарант» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/2567688/ (дата обращения: 12.09.2021).
[5] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об организованном наборе граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. // Официальный интернет-портал правовой информации Российской Федерации [электронный ресурс] – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202002260045?index=10&rangeSize=1 (дата обращения: 12.09.2021).
[6] Закон Федеральной Республики Германия «Об иммиграции» (Gesetz zur Steuerung und Begrenzung der Zuwanderung und zur Regelung des Aufenthalts und der Integration von Unionsbürgern und Ausländern (Zuwanderungsgesetz)// Сайт базы федерального законодательства Германии [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.buzer.de/s1.htm?g=ZuwandungsG&f=1 (дата обращения: 12.09.2021).
[7] Соглашение между Организацией Объединенных Наций и Международной организацией труда (заключено в г. Нью-Йорк 30 мая 1946 года). // Сайт СПС «КонсультантПлюс» [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=5432#siVHsBTGiLXGlxAp (дата обращения: 22.09.2021).
[8] Алешковский И.А. Регулирование международной миграции на глобальном уровне // Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика. – 2016. – №2. – С. 3-13 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-mezhdunarodnoy-migratsii-na-globalnom-urovne (дата обращения: 12.09.2021).
[9] Устав Международной организации труда 1919 г. (вступил в силу в 1946 г.) (с изменениями и дополнениями от 1 ноября 1974 г.) // Официальный сайт МОТ [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/@ed_norm/@relconf/documents/genericdocument/wcms_405835.pdf (дата обращения: 22.09.2021).
[10] Конвенция о равноправии граждан страны и иностранцев в области возмещения трудящимся при несчастных случаях (вступила в силу 8 сентября 1926 года) // Официальный сайт МОТ [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—normes/documents/normativeinstrument/wcms_c019_ru (дата обращения: 13.09.2021).
[11] Информация о ратификации // Сайт информационной системы по международным трудовым нормам МОТ «NORMLEX» (далее – МОТ «NORMLEX») [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:11300:0::NO:11300:P11300_INSTRUMENT_ID:312164:NO (дата обращения: 13.09.2021).
[12] Конвенция об установлении системы международного сотрудничества по сохранению прав, вытекающих из страхования по инвалидности, старости и на случай потери кормильца семьи (вступила в силу 10 августа 1938 года) // Официальный сайт МОТ [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—normes/documents/normativeinstrument/wcms_c048_ru.htm (дата обращения: 13.09.2021).
[13] МОТ «NORMLEX» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:11300:0::NO:11300:P11300_INSTRUMENT_ID:312193:NO (дата обращения: 13.09.2021).
[14] Конвенция о трудящихся-мигрантах (пересмотренная) (вступила в силу 22 января 1952 года). // Официальный сайт МОТ [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—normes/documents/normativeinstrument/wcms_c097_ru.htm (дата обращения: 13.09.2021).
[15] Михайлова О. Э. Международные стандарты обеспечения прав и свобод трудящихся-мигрантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2013. – №4 (55). – С. 51-53 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnye-standarty-obespecheniya-prav-i-svobod-trudyaschihsya-migrantov (дата обращения: 13.09.2021).
[16] МОТ «NORMLEX» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:11300:0::NO:11300:P11300_INSTRUMENT_ID:312242:NO (дата обращения: 13.09.2021).
[17] Конвенция о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения (вступила в силу 9 декабря 1978 года) // Официальный сайт МОТ [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—normes/documents/normativeinstrument/wcms_ c143 _ru.htm (дата обращения: 13.09.2021).
[18] Стокер П. Работа иностранцев: обзор международной миграции рабочей силы: [Пер. с англ.] / Питер Стокер; Междунар. орг. труда. — М. : Изд. центр «Академия», 1996. – 330 с.
[19] МОТ «NORMLEX». [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:11300:0::NO:11300:P11300_INSTRUMENT_ID:312288:NO (дата обращения: 13.09.2021).
[20] Конвенция об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения (вступила в силу 11 сентября 1986 года) // Официальный сайт МОТ [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—normes/documents/normativeinstrument/wcms_c157_ru (дата обращения: 13.09.2021).
[21] МОТ «NORMLEX» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:11300:0::NO:11300:P11300_INSTRUMENT_ID:312302:NO (дата обращения: 13.09.2021).
[22] Там же [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/dyn/normlex/en/f?p=NORMLEXPUB:1 (дата обращения: 13.09.2021).
[23] Алешковский И.А. Регулирование международной миграции на глобальном уровне // Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика. – 2016. – №2. – С. 3-12 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-mezhdunarodnoy-migratsii-na-globalnom-urovne (дата обращения: 18.09.2021).
[24] Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 года) // Сайт ООН [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant.shtml (дата обращения: 18.09.2021).
[25] Информация с интернет-ресурса ООН «United Nations Treaty Collection». [электронный ресурс] – Режим доступа: https://treaties.un.org/Pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=IV-13&chapter=4&clang=_en (дата обращения: 18.09.2021).
[26] Михайлова О. Э. Международные стандарты обеспечения прав и свобод трудящихся-мигрантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2013. – №4 (55). – С. 51-53 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnye-standarty-obespecheniya-prav-i-svobod-trudyaschihsya-migrantov (дата обращения: 16.09.2021).
[27] Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции 2018 года (принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 2018 года). // Сайт Сети ООН по миграции [электронный ресурс] – Режим доступа: https://migrationnetwork.un.org/sites/default/files/docs/gcm_russian.pdf (дата обращения: 16.09.2021).
[28] Там же.
[29] Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.) (с изм. и доп. от 20 декабря 1971 г.) // Сайт СПС «КонсультантПлюс» [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121087/ (дата обращения: 19.09.2021).
[30] Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Сайт СПС «КонсультантПлюс» [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения: 19.09.2021).
[31] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16 декабря 1966 г. резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Сайт СПС «КонсультантПлюс» [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5429/ (дата обращения: 19.09.2021).
[32] Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16 декабря 1966 г. резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Сайт СПС «КонсультантПлюс» [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5531/ (дата обращения: 19.09.2021).
[33] Якшибаева Г.В. Миграционное законодательство: состояние, пути совершенствования // Известия СПбГЭУ. – 2019. – №6 (120). – С. 56-62 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/migratsionnoe-zakonodatelstvo-sostoyanie-puti-sovershenstvovaniya (дата обращения: 19.09.2021).
[34] Минигулова И.Р. Проблемы развития современной международной миграции // Вестник УЮИ. – 2017. – №4 (78). – С. 49-55 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-sovremennoy-mezhdunarodnoy-migratsii (дата обращения: 19.09.2021).
[35] Федеральный закон от 5 апреля 2021 года N 60-ФЗ «О принятии Российской Федерацией Устава Международной организации по миграции» // Сайт СПС «Гарант» [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1454790/#ixzz76s0AgRlB (дата обращения: 19.09.2021).
[36] Миссия Международной организации по миграции // Сайт МОМ [электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.iom.int/mission (дата обращения: 19.09.2021).
[37] Структура управления миграцией МОМ // Сайт МОМ [электронный ресурс] – Режим доступа:https://publications.iom.int/books/migration-governance-framework (дата обращения: 19.09.2021).
[38] Там же.
[39] Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции 2018 года (принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 2018 года). // Сайт Сети ООН по миграции [электронный ресурс] – Режим доступа: https://migrationnetwork.un.org/sites/default/files/docs/gcm_russian.pdf (дата обращения: 16.09.2021).
[40] What is IRIS? //Сайт инициативы IRIS МОМ [электронный ресурс] – Режим доступа: https://iris.iom.int/what-iris (дата обращения: 19.09.2021).
[41] Шубенкова Е.В., Шичкин И.А. Механизм обеспечения достойного труда и социальной защиты трудовых мигрантов в рамках региональных интеграционных объединений // Инновации и инвестиции. – 2021. – №2. – С. 81-86 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-obespecheniya-dostoynogo-truda-i-sotsialnoy-zaschity-trudovyh-migrantov-v-ramkah-regionalnyh-integratsionnyh-obedineniy (дата обращения: 28.11.2021).
[42] Куклина И.Н. Международный диалог по проблемам миграции: тенденции и перспективы // Перспективы. Электронный журнал. – 2010. [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=51335 (дата обращения: 28.11.2021).
[43] Там же.
[44] Божко Ю.Н. Усиление роли региона в социально-экономическом развитии национальной экономики как вектор совершенствования региональной политики // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – № 10. – С. 29-33 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/usilenie-roli-regiona-v-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii-natsionalnoy-ekonomiki-kak-vektor-sovershenstvovaniya-regionalnoy-politiki (дата обращения: 28.11.2021).
[45] Декларация АСЕАН о защите и поощрении прав трудовых мигрантов 2007 года // Сайт МОТ [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ilo.org/dyn/migpractice/docs/117/Declaration.pdf (дата обращения: 28.11.2021).
[46] Консенсус АСЕАН по защите прав трудовых мигрантов 2017 года // Сайт АСЕАН. [электронный ресурс] – Режим доступа: https://asean.org/wp-content/uploads/2017/11/ASEAN-Consensus-on-the-Protection-and-Promotion-of-the-Rights-of-Migrant-Workers1.pdf (дата обращения: 28.11.2021).
[47] Денисенко В.А., Мальчушкин Н.А. АСЕАН: проблемы регулирования внутрирегиональной миграции // АНИ: экономика и управление. – 2020. – №3 (32). – С. 37-40 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/asean-problemy-regulirovaniya-vnutriregionalnoy-migratsii (дата обращения: 28.11.2021).
[48] Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (в ред. от 28.10.2021) // Сайт СПС «Консультант Плюс» [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 163855/c2198f2f599de08c8fcce6c1a531a2aae839e3a3/ (дата обращения: 28.11.2021).
[49] Куклина И.Н. Международный диалог по проблемам миграции: тенденции и перспективы // Перспективы. Электронный журнал. – 2010. [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=51335 (дата обращения: 28.11.2021).
[50] Так же.
[51] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации от 5 апреля 2017 года // Сайт СПС «Гарант» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/71652590/ (дата обращения: 28.11.2021).
[52] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об организованном наборе граждан Республики Таджикистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации от 17 апреля 2019 г. // Официальный интернет-портал правовой информации Российской Федерации [электронный ресурс] – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202002260045?index=10&rangeSize=1 (дата обращения: 12.09.2021).
[53]Указ Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы». [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/58986 (дата обращения: 21.09.2021).
[54] Давлетгильдеев Р. Ш. Международно-правовое регулирование трудовой миграции в Евразийском регионе: попытка приблизиться к свободепередвижения работников? // Журнал исследований социальной политики. – 2018. – № 4. – С. 595-610 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodno-pravovoe-regulirovanietrudovoy-migratsii-v-evraziyskom-regione-popytka-priblizitsya-k-svobodeperedvizheniya (дата обращения: 28.11.2021).