Конкуренция является основополагающим принципом организации рыночной экономики и универсальным механизмом регулирования поведения экономических агентов. Она позволяет достичь эффективного распределения ресурсов и установления равновесных цен на блага. В целях полноценного удовлетворения государственных и муниципальных нужд в условиях строгих бюджетных ограничений, конкуренция закладывается в основу организации контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг. Государство, обеспечивая добросовестную конкуренцию среди участников закупок, стремится максимально удовлетворить свои нужды и достичь бюджетной эффективности.
Ключевые слова: конкуренция, правовые основы, рыночная система, спрос, предложение, сравнительные преимущества, снижение издержек.
Abstract: Competition is a fundamental principle of the organization of the market economy and a universal mechanism for regulating the behavior of economic agents. It makes it possible to achieve an efficient allocation of resources and establish equilibrium prices for goods. In order to fully meet state and municipal needs in conditions of strict budget restrictions, competition is the basis for the organization of the contract system in the field of procurement of goods, works and services. The state, by ensuring fair competition among procurement participants, strives to meet its needs as much as possible and achieve budget efficiency
Keywords: competition, legal framework, market system, demand, supply, comparative advantages, cost reduction
Legislative and economic regulation of competitive processes in the circulation of goods and services
Термин «конкуренция» происходит от латинского существительного «competitio» по значению глагола «competere» – «соревноваться», «бороться за». Согласно определению из словаря финансово-экономических терминов конкуренция – это соперничество между хозяйствующими субъектами, в условиях которого ни один из таких субъектов не получает возможности самостоятельно влиять на обращение товаров и услуг на соответствующем рынке [12]. Оксфордский словарь английского языка определяет конкуренцию как рыночное соперничество, борьбу за потребителя, между теми, кто располагает одинаковыми товарами, то есть поставщиками [17]. Конкуренция является механизмом рыночной системы, основанной на свободной экономической деятельности предпринимателей, и регулятором объема производимых и распределяемых благ, а также равновесной рыночной цены.
Основоположником классического подхода к осмыслению экономической деятельности хозяйствующих субъектов, теории совершенной конкуренции и рыночной экономики является шотландский экономист и философ Адам Смит. Ключевые положения экономической теории изложены в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» [3]. В трактовке Адама Смита конкуренция представлена поведенческой категорией обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения. Модель совершенной конкуренции предполагает исключительно ценовое воздействие в децентрализованной экономике, исключая любые возможные неценовые факторы влияния на спрос потребителя. Идеи А. Смита получили развитие в работе английского экономиста Давида Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения» [9]. Д. Рикардо выдвинул теорию сравнительных преимуществ, обосновывающую международную специализацию труда, являлся продолжателем концепции А. Смита о формировании рыночной стоимости товара из стоимости количества труда, необходимого для производства и распределении этой стоимости в классовом обществе. Английский экономист фокусировал внимание на долгосрочном функционировании системы совершенной конкуренции, абстрагируясь от влияния государства на рыночную экономику. Более того он был приверженцем идей экономического либерализма, тем самым, не допуская вмешательства государства в свободную торговлю и деятельность предпринимателей.
Признанным классиком либерализма, внесшего существенный вклад в формирование теории рыночной экономики и конкуренции является британский философ, экономист и политический деятель Джон Стюарт Милль, взгляды которого изложены в работе «Принципы политической экономии» [7]. По мнению Дж. С. Милля свободная конкуренция – единственный механизм изменения цен, ренты и заработной платы, тем самым она является основным законом, обеспечивающим регулирование на свободных рынках. Британский экономист развил теорию конкуренции, разработал основу концепции ценовой эластичности спроса, теории альтернативных издержек и отдачи от масштаба.
Подытоживая достижения классической политической экономии, заложившей основы рыночной экономики, необходимо выделить условия, определяющие совершенную конкуренцию:
- большое количество производителей и потребителей, делающее невозможным индивидуальное влияние на рынок в целом;
- производство стандартизированных экономических благ, неотличимых друг от друга по свойствам и характеристикам для отдельного потребителя;
- отсутствие барьеров входа на рынок выхода из него;
- равномерное, симметричное распределение информации между всеми хозяйствующими субъектами.
Идеи классиков были развиты в работах представителей неоклассической экономической теории, такими как Л. Вальрас, У.С. Джевонс, Дж. Б. Кларк, И. Фишер, А.С. Пигу. Основной фокус анализа неоклассического направления – это homoe conomicus, который принимает абсолютно рациональные решения максимизации полезности или дохода при минимизации издержек на основе полной информации. Анализ осуществляется на основе маржиналистского подхода, то есть рассматриваются предельные величины. Отдельно необходимо выделить Альфреда Маршалла, чей труд «Принципы экономической науки» обобщил и обогатил идеи классической политической экономии, став основополагающим сочинением по экономической теории [6]. А. Маршалл подверг критике условия совершенной конкуренции, разработал теорию анализа частичного и долгосрочного экономического равновесия: спроса и предложения, факторов и издержек производства, в том числе технологического фактора и рациональных потребительских предпочтений. Это создало предпосылки создания и дальнейшего распространения теорииновой модели – монополистической конкуренции [4].
Критика модели чистой конкуренции породила формулировку новых теоретических положений, объединенных в рамках модели несовершенной конкуренции с выделение таких рыночных структур, как монополистическая и олигополистическая конкуренция, а также чистая монополия. Представителями данного направления были Ф.И. Эджуорт, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин, А.П. Лернер, Й. Шумпетер и др. Концентрация капитала, рост предприятий и появление рыночной власти в виде контроля цен и производства дифференцированных благ открывает экономическим агентам новые возможности для конкуренции на рынке. Ф.И. Эджуорт отказывается от предпосылки однородности производимых товаров и отмечает, что способность хозяйствующих субъектов производить дифференцированную продукцию позволяет сформировать собственный локальный рынок, на котором такой производитель выступает в качестве местного монополиста [10]. Им была предложена модель некооперативной ценовой конкуренции на олигополистическом рынке как ответ на модель количественной конкуренции Курно и ценовой конкуренции Бертрана. В работе «Капитализм, социализм и демократия» Й. Шумпетер рассматривает конкуренцию как движущую силу прогресса или «созидательное разрушение» [12]. Конкуренция, как соперничество, порождающее инновационность, способствует избавлению от устаревших элементов системы и обновлению экономической конъектуры. Это может выражаться в увеличении качества продукции и снижению издержек для одних фирм и полным банкротством, и выходом из рынка другим участникам производственных отношений.
В статье невозможно описать все подходы к анализу конкуренции на протяжении истории развития экономической мысли, поэтому ограничимся рассмотренными случаями.
Подводя итог, в современной литературе существует три способа определения конкуренции [4]. Во-первых, конкуренция – это состязательность участников экономических отношений на рынке с целью достижения относительно более лучших условий существования на рынке и сбыта продукции. Во-вторых, конкуренция – это механизм взаимодействия спроса и предложения, выражающийся в определении равновесной цены, дифференциации размеров прибыли и выравнивание индивидуальных стоимостей, а также движение капитала в наиболее эффективные отрасли [11]. В-третьих, конкуренция – критерий классификации рынка по структуре его составляющих элементов как со стороны производителя – рынок совершенной конкуренции, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, так и со стороны потребителя – совершенная конкуренция, олигопсония и монопсония.
Совершенная конкуренция используется лишь как абстрактная модель, способ описания и объяснения взаимодействия хозяйствующих субъектов. В действительно, очевидно, нельзя наблюдать рынки, работающие по принципам чистой конкуренции и регулируемые исключительно ценовыми факторами. В таком случае в контексте рассмотрения процедур осуществления государственных и муниципальных закупок следует отметить, что российский рынок закупок можно охарактеризовать моделью несовершенной конкуренции, то есть монополистической конкуренции, олигополии и монополии. Соответственно сторону заказчика, можно отнести к модели свободной конкуренции среди потребителей за исключением таких субъектов, как, например, Министерство обороны и Государственная корпорации по космической деятельности «Роскосмос» или Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Сторона заказчика в этих случаях является монопсонией, то есть единственным потребителей ввиду особенностей рынка и российского законодательства.
На практике функционирование рыночной системы может приводить к таким ситуациям, когда рыночное равновесие не является эффективным по Парето [16]. Другими словами, встроенные в рыночную экономику механизмы саморегуляции и координации, в том числе свободная конкуренция, дают сбой. В таком случае государство вмешивается в деятельность рыночных институтов, чтобы исправить дисбаланс. К иным случаям вмешательства также можно отнести необходимость осуществления существенных вложений в отсутствии частных инвесторов, поддержки нерентабельных предприятий, решения кризисных и застойных периодов экономики. Так или иначе государственное регулирование экономики является, в крайнем случае, вынужденной необходимостью, а также составной частью государственной политики в целом [8].
Одним из основных направлений деятельности государства в рамках политики вмешательства в экономику является поддержание честной конкурентной среды, обеспечения законной защиты интересов инвесторов и поддержание сбалансированной системы налогообложения. Адекватная реалиям рынка политика способствует увеличениям промышленного производства и экономического роста [5].
Правовые основы защиты конкуренции в России на уровне федерального законодательства закреплены в положениях Федерального закона «О защите конкуренции» [1]. В сферу действия закона включены отношения, связанные с защитой конкуренции на территории страны, в том числе пресечение и предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, что особенно важно контексте осуществления государственных и муниципальных закупок. В рамках закона недобросовестная конкуренции определяется, как индивидуальные действия хозяйствующих субъектов или групп субъектов, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. Факт наличия недобросовестной конкуренции удостоверяется в случае противоречия действий экономических агентов нормам самого закона о защите конкуренции, «обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости» [1]. Также действия экономических субъектов могут быть признаны ограничивающими конкуренцию в случае причинения или возможности причинения убытков конкурентам, нанесения вреда их деловой репутации.
Существенную значимость в системе поддержания и защиты добросовестной конкуренции имеет определение признаков, свидетельствующих об ограничении конкуренции. К ним относятся:
- сокращение числа экономических агентов, действующих на рынке и при этом не входящих в состав одной группы лиц;
- значительное изменение цены товара, не связанное с изменением общих условий обращения товаров и услуг на данном рынке;
- отказ хозяйствующих агентов не являющихся группой лиц от автономных действий и самостоятельного принятия решений;
- установление общих условий обращение благ на данном рынке по соглашению между экономическими субъектами или согласно обязательным к исполнению указаниям от иных лиц;
- определение органами власти и иными организациями требований к предоставлению государственных и муниципальных услуг, не предусмотренных законодательством.
Законодательством накладываются запрет на действия, направленные на злоупотребление экономическими агентами доминирующего положения на рынке, то есть ограничивается монополистическая деятельность. К таким действиям относятся установление монопольной цены на блага и нарушение установленного законом порядка ценообразования, изъятие или экономически и технологически необоснованное сокращение производства товаров, навязывание в силу наличия рыночной власти невыгодных условий исполнения контракта, создание дискриминационных условий присутствия на рынке, а также создание фиктивных и необоснованных барьеров входа на рынок и выхода из него.
Запрещается деятельность картелей – соглашений между производителями, поставщиками и иными экономическими субъектами, действующими на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, приобретающими товары на одном рынке, в случае если подобные соглашения могут привести к искусственному установлению и поддержанию определённого уровня цен, манипулированию ценами на торгах и закупках, разделению единого рынка по сферам влияния, составу потребителей, территориальному и иным признакам, необоснованному экономическими причинами сокращению или приостановлению производства, а также воздействию на заключение договоров с отдельными субъектами рыночных отношений.
Законодательный запрет накладывается на недобросовестную конкуренцию – неценовую конкуренцию, направленную на получение конкурентных преимуществ манипуляторным и обманным путем в случаях:
- дискредитации конкурентов путём распространения заведомо ложной, неточной или намеренно искаженной информации о потребительских свойствах, количестве, условиях продажи товаров, в том числе цены, реализуемых конкурентами;
- введения в заблуждение касательно качества и свойств предлагаемого к реализации товара, его количестве, условиях продажи и месте производства, изготовителе и гарантийных условиях;
- некорректного сравнения товаров с товарами, реализуемыми конкурентами путём приписывания завышенных качеств и мнимого превосходства товара над аналогами и заменителями;
- приобретения и использования исключительных прав интеллектуальной собственности и средств индивидуализации;
- совершения экономическим субъектом действий с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности;
- совершения действий, способных вызвать смешение с деятельностью субъекта-конкурента или товара, реализуемого конкурентом, путем использования обозначений, отождествляющихся с товарным знаком и символикой другого производителя, копирования и имитации потребительских свойств, внешнего вида, а также иных компонентов, индивидуализирующих фирму-конкурента;
- незаконного приобретения, распространения и разглашения коммерческой тайны или иной охраняемой законом информации;
- в иных случаях, не предусмотренных законом и решаемых в индивидуальном порядке.
Статья 17 Федерального закона о защите конкуренции устанавливает антимонопольные требования к проведению торгов, запросов котировок и запросов предложений. Требования относятся как к отдельным видам юридических лиц, закупки, которых регулируются соответствующим нормативным правовым актом [2], так и государственные и муниципальные закупки. В общем виде требования устанавливают запрет на действия, которые имеют потенциал к ограничению конкуренции путем координации или заключения соглашений между организаторами закупок и участниками с целью препятствия свободной конкуренции или созданию преимуществ для отдельных участников торгов, в том числе предоставляя участника доступ к информации, решающей исход закупочных процедур. Также запрещается нарушение порядка процедур проведения и определения поставщика, участие организаторов или самих заказчиков в закупках для создания фиктивных претендентов на заключение контракта. Подчеркивается строгий запрет на ограничение конкуренции в государственных и муниципальных закупках, если иное не предусмотрено самим законодательством. В целях намеренного снижения количества участников и создания фиктивных барьеров входа на рынок государственных и муниципальных закупок исключается возможность включать в состав лотов работы, товары или услуги функционально и технологически не связанные с основным предметом закупки.
Несмотря на присутствие государства в регулировании конкурентных процессов, исследователи все же отмечают пробелы, позволяющие участникам государственных и муниципальных закупок злоупотреблять сложившимся положением на рынке, в первую очередь ценой. К.И. Федченко утверждает, что двойственное формирование цены на некоторые товары, с одной стороны устанавливающееся государством, с другой – частными фирмами существенно усложняет процедуру справедливого ценообразования [13]. Как решение проблемы справедливого ценообразования в закупках предлагается создание единой базы с актуальными и достоверными ценами, позволяющей заказчикам проводить мониторинг и получать условно объективную информацию по рынку.
Библиографический список
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ(ред. от 27.12.2018) «О защите конкуренции»(с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)[Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: //www.pravo.gov.ru (дата обращения 09.05.2019) (4)
- Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ(ред. от 28.11.2018) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»[Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: //www.pravo.gov.ru (дата обращения 12.05.2019). (5)
- А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов / пер. с англ. П. Клюкина. Москва: Эксмо, 2019. 1056 с.(15)
- Данилов И. А., Волкова Е. В. Теоретические аспекты конкуренции: ретроспективный анализ и современное отечественное и зарубежное трактование // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 2. C. 122–127. (18)
- Заикин Н. Н. Роль конкуренции и коррупции в модели экономического роста // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2014. № 1. С. 14–21. (22)
- Маршалл А. Принципы экономической науки. – Москва: Эксмо, 2007.
- Милль, Дж. С. Основы политической экономии. М.: Прогресс, 1981. 230 с. (27)
- Осипов Б. А., Матузенко Л. И., Романов В. В. Федеральные и региональные аспекты государственного регулирования экономики // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2011. № 4. С. 14–23 (28)
- Рикардо. Д. Начала политической экономии и налогового обложения / пер. с англ.; предисл. П. Клюкина. Москва: Эксмо, 2016. 1040 с. (30)
- Розанова Н.М. Эволюция взглядов на конкуренцию и практика антимонопольного регулирования: опыт стран с развитой рыночной экономикой // Экономический журнал. 2001. № 2. (31)
- Санович М. А. Экономическое содержание понятия «конкуренция» // Наука, техника и образование. 2015. №. 4 (10).(32)
- Словарь финансово-экономических терминов / А.В. Шаркова, А.А. Килячков, Е.В. Маркина и др.; под общ. ред. д.э.н., проф. М.А. Эскиндарова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К⁰», 2017. С. 260. (34)
- Федченко К.И. Проблемы формирования справедливой рыночной цены в государственных закупках // Юридическая наука: история и современность. 2018. № 2. С. 161–164. (39)
- Черданцев В.П., Жигалов И.Э. Анализ конкурентоспособности предприятия// Наука среди нас 2018. — №10(14). – с.230-231
- Шумпетер, Й. Капитализм, социализм и демократия. М.: Знание, 2005. 419 с.(40)
- Экономика общественного сектора: учебник для академического бакалавриата / под ред. Л.И. Якобсона, М.Г. Колосницыной М.: Юрайт, 2017. 558с.(41)
- OxfordEnglishDictionary: [сайт]. URL: https://www.oed.com/ (дата обращения05.2019) (51)
Информация об авторе:
Светлая Елена Алексеевна, к.э.н., доцент, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и финансов ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»;
Information about the author:
Elena A. Svetlaya, Ph. D., Associate Professor, Head of the Department of Accounting and Finance, Perm State Agra ian and Technological University named after Academician D. N. Pryanishnikov