Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году, 70 лет тому назад, основана на уроках Второй мировой войны и неисчислимых бедствиях, с которыми столкнулось человечество: глобальным конфликтом, массовыми зверствами и разрушениями, атомной бомбардировкой, преступлениями геноцида. 70 лет – это сравнительно короткий промежуток времени. Однако он дает нам основание для того, чтобы подвести некоторые итоги сотрудничества государств в сфере прав человека и развитии международного права за прошедший период и поразмыслить об их перспективах.
Разработка Всеобщей декларации прав человека проходила в годы «холодной войны», когда отношения между государствами резко обострились, а их подход к обсуждаемым вопросам носил, зачастую, не только различный, но и противоположный характер[1].
Во Всеобщей декларации говорится о таких категориях, как «свобода», «равенство», «справедливость», «социальный прогресс» и многих других. Советский Союз считал, что нет свободы вообще, так же как равенства и демократии, они носят классовый характер, а права и свободы человека, как и социальный прогресс, можно обеспечить лишь путем построения социализма и коммунизма. Тем не менее, противоположные позиции государств по этим и многим другим вопросам не помешали сторонам идти на взаимные уступки и существенные компромиссы, чтобы согласовать свои противоречивые позиции. Они закрепили во Всеобщей декларации вышеупомянутые так называемые «классовые» категории при понимании того, что все они должны осуществляться в рамках существующего строя. Этот документ впервые в истории человечества провозгласил широкий перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических прав, которые ранее не закреплялись в международных документах.
Каким же образом участникам переговоров удалось принять Всеобщую декларацию прав человека? Этому способствовало ряд факторов. Во-первых, государства исходили из того, что документ будет принят в виде резолюции Генеральной Ассамблеи, носящей только рекомендательный характер. Во-вторых, в преамбуле Декларации прямо отмечалось, что она провозглашается в качестве лишь «задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства». В-третьих, состав Комиссии по правам человека ООН, которой было поручено разработать этот документ, состоял из видных ученых, дипломатов, государственных и общественных деятелей, известных склонностью к поиску компромиссов и высоким уровнем знаний.
Немаловажным обстоятельством было привлечение к работе над проектом Декларации сотрудников отдела прав человека ООН во главе с канадским профессором Дж. Хамфри, который наряду с французским ученым Рене Кассеном подготовил один из проектов Декларации. Все они первоначально обсуждались группой в узком составе, поскольку разработать и согласовать такой документ Комиссией в составе 18 человек было практически невозможно. Окончательный проект Декларации, голосовался в Комиссии постатейно и не все статьи документа принимались единогласно. Окончательная редакция Всеобщей декларации прав человека была одобрена 10 декабря 1948 года. 48 странами-членами ООН. Социалистические страны, а также ЮАР и Саудовская Аравия при голосовании воздержались. Западные страны единодушно голосовали за принятие Декларации, хотя многие перечисленные в ней права, там не соблюдались. Особенно это относится к США, где не только на практике, но и в законодательном порядке существовала расовая дискриминация, а негритянское население страны было лишено элементарных прав.
Глава советской делегации Вышинский А.Я., объясняя мотивы голосования, ссылался на то, что Декларация нарушает суверенитет государств и может быть использована для вмешательства в их внутренние дела[2]. ЮАР воздержалась при голосовании в связи политики геноцида, проводимой в стране, а Саудовская Аравия не могла поддержать документ, признающий равенство мужчин и женщин.
Принятие Всеобщей декларации стала итогом рассмотрения и согласованная различных мнений и точек зрения. В ее разработке и одобрении принимали участие не только европейские страны, но и такие развивающиеся государства как Китай, Египет, Индия, Ливан, Уругвай, Чили и многие другие. Это особо важно отметить и потому, что некоторые ученые и государственные деятели высказывают мнение, что принципы и нормы, закрепленные в Декларации, отражают, в основном, западную позицию, а сам документ основан на «европейских ценностях» и не является «всеобщим», поскольку содержит права и свободы, возникшие и развивающие, главным образом, на европейском континенте[3].
В разработке Декларации, как отмечалось, принимали участие западные, социалистические и развивающиеся страны, которые выработали компромиссный документ, отражающий, в целом, их общую точку зрения. Ценности и права, содержащиеся в нем, являются отражением вклада различных цивилизаций и культур. Этот вклад отмечали представители многих государств при принятии Декларации.
Так, делегация Бразилии заявила, что «Декларация не представляет собой отражение взглядов какого-либо одного народа или какой-либо группы народов. Она не является и продуктом какого-либо конкретного политического учения или философской системы. Она была выработана в результате интеллектуального и духовного сотрудничества представителей многих народов. Этим определяются ее ценность и интерес, и это придает ей большой моральный вес»[4].
Представители Китая, Пакистана и ряда других развивающихся стран отмечали, что их страны и соответствующие цивилизации оказали влияние на эволюцию идей о правах человека[5].
Как подчеркивается в Программе развития Организации Объединенных Наций, Всеобщая декларация прав человека, закрепив «общие ценности человечества», вобрала в себя разнообразные культурные и политические традиции и воззрения и, будучи принята консенсусом, представляет собой «общий для всех народов и всех государств наивысший стандарт»[6].
Следует признать, что во время принятия Декларации большинство в Организации Объединенных Наций составляли западные страны. Однако Пакты о правах человека, в договорном порядке закрепившие каталог прав человека, провозглашенный во Всеобщей Декларации, разрабатывались и принимались Организацией Объединенных Наций, когда подавляющее большинство в ней составляли развивающиеся страны. Многие статьи этих документов содержат положения, которые были предложены именно развивающимися странами и отражают содержание Декларации.
Эта Декларация оказала влияние на содержание ключевых международных конвенций по правам человека, ее положения подтверждались и развивались на различных международных форумах. В этой связи следует отметить Вторую Всемирную Конференцию по правам человека, которая проходила в Вене 25 лет назад, в 1993 году. Принятая на этой конференции Венская декларация и Программа действий подчеркивают. «что все права человека универсальны, неделимые, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и региональной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства, независимо от их политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы»[7].
Как известно, Всеобщая декларация не содержит положений о наблюдательном, контрольном или ином механизме за соблюдением ее положений. Этот вопрос частично был решен на Венской конференции по правам человека, которая рекомендовала Генеральной Ассамблее учредить пост Верховного комиссара по правам человека. Генеральная Ассамблея ООН в том же 1993 году приняла резолюцию, учреждающую такую должность[8], одной из целью которой явилась «необходимость соблюдения Всеобщей декларации прав человека».
Принятая 70 лет назад в качестве стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и все государства, Всеобщая декларация является сегодня одним из важнейших источников права, служит моделью, которая широко используется многими странами для разработки отдельных положений конституций, различных законов и документов, относящихся к правам человека. Ее положение в результате обычной и договорной практики государств стали обязательными для всех участников международных отношений. В настоящее время более чем 100 национальных конституций, принятых после 1948 года, содержат перечень фундаментальных прав, которые или воспроизводят положения Декларации, или включены в них под ее воздействием.
Большое влияние оказала Декларация и на содержание многих статей Конституции нашей страны, принятой 25 лет назад, в 1993 г. Глава 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» содержит практически весь перечень норм в области прав человека, которые были закреплены во Всеобщей декларации. Она впервые в истории нашей страны провозгласила естественный характер прав человека, который был закреплен в ст. 1 Всеобщей декларации. Особо примечательным является то, что Конституция России признала общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры составной частью ее правовой системы, которые имеют преимущество перед национальным законодательством (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). В этой связи важно отметить, что Всеобщая декларация содержит нормы, ставшие в настоящее время jus cogens, то есть обязательными для всех государств.
Выполняя свои международные обязательства согласно Конституции, Россия должна соблюдать все принципы и нормы, закрепленные во Всеобщей декларации.
Годы, прошедшие после принятия Всеобщей декларации, свидетельствуют о том, что этот документ оказал и оказывает все возрастающее воздействие на развитие международного права.
Во Всеобщей декларации не получили закрепление принципы и нормы, относящиеся к созданию и функционированию механизма контроля за соблюдением прав человека. Однако эти вопросы под воздействием Декларации были разрешены в процессе разработки и принятия Пактов о правах человека и ключевых международных конвенций о правах человека.
Длительное время государства не могли договориться о создании развернутого контрольного механизма применительно к Пакту об экономических, социальных и культурных правах. Это в основном объяснялось тем, что многие участники международных отношений относили социально-экономические права не к юридическим нормам, а только к необязательным стандартам, к достижению которых должны стремиться государства. Однако вскоре, после крушения колониальной системы и качественного изменения состава ООН, произошло кардинальное изменение позиции мирового сообщества. Новый подход, исходящий из того, что все права человека универсальны, неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы, находит свое закрепление во многих международных документах.
Признание международным сообществом неделимости и взаимозависимости всех прав человека имело решающее значение в их межгосударственной защите. Это признание привело к принятию в 2008 г. Факультативного протокола к Пакту об экономических, социальных и культурных правах.
Таким образом, членам ООН потребовалось почти 60 лет после принятия Всеобщей декларации, чтобы одобрить принципы и нормы деятельности контрольного механизма применительно к социально-экономическим и культурным правам.
Деятельность контрольного механизма, учрежденного после принятия Всеобщей декларации, свидетельствовала о том, что многие государства, не являющиеся участниками договоров в сфере прав человека, не попадают под контроль существующего механизма. Между тем признание принципов и норм, содержащихся во Всеобщей декларации в качестве обязательных, потребовало универсализации такого механизма.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 60/251 от 15 марта 2006 г. «Совет ООН по правам человека» создала механизм универсального периодического обзора за соблюдением прав и свобод человека всеми государствами-членами ООН[9].
Согласно этому механизму государства должны выполнять свои обязательства не только на основании Устава ООН и международных договоров по правам человека, но и также исходя из положений Всеобщей декларации[10].
Под влиянием Декларации изменяется содержание ряда принципов международного права. В современном мире происходит, в частности, сужение внутренней юрисдикции государств и ограничение их суверенитета. Приняв Всеобщую Декларацию, а затем Пакты о правах человека, государства взяли на себя международно-правовые обязательства, которые ранее полностью относились к их внутренней компетенции и, тем самым, вывели такие дела из сферы действия п. 7 ст. 2 Устава ООН. Последующее принятие ключевых международных соглашений в рассматриваемой сфере и Статута Международного Уголовного Суда свидетельствуют о том, что многие вопросы, которые ранее относились к внутренней компетенции государств и исключительно к их суверенитету, стали подвергаться международно-правовому регулированию. Сфера действия внутренней юрисдикции государств постоянно сужается, а их суверенитет ограничивается принципами и нормами международного права[11].
Всеобщая декларация оказала осязаемое влияние на развитие многих отраслей международного права. Провозгласив основные права и свободы, а также такие принципы как принцип недискриминации, принцип равенства прав мужчин и женщин и другие, она предвосхитила многие нормы заключенных в последствии международных договоров.
Свобода действий государств во внешних отношениях и внутренних делах стала ограничиваться принципами и нормами международного права, их договорными обязательствами. Государства не имеют права в противовес взятых на себя обязательств принять, например, законы нарушающие Всеобщую Декларацию или Пакты, и ограничивать тем самым права и свободы граждан.
В настоящее время на основе Декларации создана разветвленная система международных договоров, охватывающие основные права и свободы человека, накоплен значительный нормативный пласт, сформировалось большое число принципов и норм, многие из которых стали общепризнанными и приобрели характер jus cogens. В то же время выявились серьезные недостатки в функционирующей системы, массово нарушаются права и свободы человека, недостаточно плодотворно функционирует конвенционный контрольный механизм.
Опыт обсуждения Всеобщей декларации, а затем и Пактов, показывает, что даже в период «холодной войны», когда разрабатывались эти документы, государствам удавалось достигать соглашений, казалось бы, по неразрешенным проблемам. При этом государства не отказывались вести по ним переговоры и в, конечном счете, достигали компромиссов.
При разработке Всеобщей декларации западным и социалистическим странам не удалось, например, достигнуть согласия о включении в документ право каждого на собственность.
Однако, в последствии после длительных согласований, почти в течение 20 лет, им удалось включить это право в Пакт об экономических, социальных и культурных правах.
История международных отношений показывает, что в самых сложных ситуациях, когда между странами существуют даже непримиримые противоречия, можно достигнуть согласия по самым сложным вопросам. Для этого необходимо идти на взаимные уступки и взаимоприемлемые компромиссы, учитывающие интересы всех участников переговорного процесса. И, самое главное – не отказываться от переговоров, ссылаясь на «решенность» того или иного спора или невозможность достичь по нему взаимоприемлемого решения. Для этого нужна политическая воля вовлеченных в конфликт сторон и готовность искать взаимоприемлемые решения на основе учета интересов всех сторон.
В текущем столетии мир вступил в новую эпоху своего развития. Международные отношения второй половины XXI века будут радикальным образом отличаться от современных. Нынешнее обострение межгосударственных отношений, как это бывало неоднократно в прошлом, сменится разрядкой международной напряженности. Есть все основания полагать, что усилия государств будут сосредоточены на обеспечение прав и свобод человека.
Если предыдущие столетия характеризовались борьбой государств за раздел, а затем за передел уже разделенного мира, то текущий век может стать столетием прав человека. Для этого надо совершенствовать всю систему международных отношений и уже сейчас приступить к обсуждению ряда важных документов в данной сфере.
На наш взгляд, настало время для разработки Декларации универсальных прав человека, а затем на ее основе – единого Пакта или Хартии прав человека. Особое внимание следует уделить развернутому определению ряда прав и свобод и наметить четкие пределы их ограничений. Особенно это важно в связи с научно-техническим прогрессом и внедрением новых технологий. Это, в первую очередь, относится к свободе слова, неприкосновенности личности, праву на образование и многим другим.
Всеобщую декларацию прав человека необходимо привести в соответствие с текущими реалиями. За 70 лет мир во многом изменился. Устарели многие положения, не только этого документа, но и целого ряда международных договоров, включая Устав ООН. Так, расширился перечень принципов, закрепленных в ст. 2 Устава ООН, а ее цели, перечисленные в первой же статье этого основополагающего договора, стали общепризнанными принципами современного международного права.
Поэтому в будущей Декларации необходимо зафиксировать не только права и свободы человека, провозглашенные в целом ряде международных документов за прошедшие 70 лет, но и новые принципы и нормы международного права в этой сфере. К ним относятся те, которые зафиксированы в ключевых международных соглашениях по правам человека, как, например, принцип защиты прав ребенка, принцип защиты прав инвалидов и многие другие.
В этой связи следует иметь в виду, что ряд принципов международного права в рассматриваемой сфере только складываются и не нашли еще закрепления в международных соглашениях. В первую очередь, речь идет о принципе международной защиты прав неграждан, принципе уважения лиц пожилого возраста и целого ряда других. Их развернутое определение в новой Декларации несомненно будет способствовать улучшению положения с осуществлением вышеупомянутых прав.
Представляется, что отдельный раздел Декларации целесообразно посвятить принципам деятельности международного контрольного механизма в сфере прав человека.
Совершенно очевидно, что в предлагаемой Декларации должен быть развернутый перечень международных преступлений, совершение которых влечет за собой преступные нарушения прав человека. В этом отношении в современном международном праве есть определенные пробелы. Показателен в данном случае является Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, принятая 70 лет назад, 9 декабря 1948 года, накануне одобрения Всеобщей декларации[12]. Совершенно неприемлемыми в настоящее время являются статьи о денонсации Конвенции (ст. XIV), возможности прекращения ее действия (ст. XV), право государств не распространять закрепленные в ней положения «на все или некоторые территории, за ведение внешних отношений, которых она ответственна» (ст. XII).
В настоящее время общепризнанно, что геноцид представляет собой международное преступление, а принцип уголовной ответственности физических лиц закреплен в Статуте Международного Уголовного Суда и других международных соглашениях. Этот принцип распространяется на все государства, независимо от каких-либо причин, в том числе неучастия в указанной Конвенции.
Естественно, что сложный и многогранный процесс разработки и принятия Декларации универсальных прав человека может занять длительный промежуток времени. На данный момент многие государства не готовы приступить к его реализации. Но ситуация в мире стремительно меняется. И то, что кажется нереальным сегодня может осуществиться в ближайшее время. И в этом отношении исключительно важно, что на основе такой Декларации легче будет разработать и принять единую Хартию прав человека.
Мировому сообществу следует добиваться, чтобы XXI век вошел в историю как столетие всеобщего и повсеместного соблюдения основных прав и свобод личности, торжества демократии и всеобщего мира, принципов и норм международного права.
[1] Мовчан А.П. «Международная защита прав человека». М., 1958. С. 41-145; Островский Я.А. «ООН и права человека». М., 1968. С. 40-122; Карташкин В.А. «Холодная война и развитие международного права». Обозреватель. № 5. 2016. С. 3-6.
[2] Вышинский А.Я. «Вопросы международного права и международной политики». М., 1951. С. 379-390.
[3] Шестаков Л.Н. «Ислам и права человека». / Вестник МГУ, серия 11, Право. 1977. № 5. С. 60-68; Лукашева Е.А. «Конфликт культур: универсализм прав человека и традиционные ценности / Диалог культур: социальные, культурные, политические и ценностные аспекты». М. 2015. С. 68-73.
[4] Study on promoting Human rights and fundamental freedoms through a better understanding of traditional Values of humankind, Human Rights Council, Geneva 1 June 2012. P. 10-12.
[5] Ibid. P. 10 – 12.
[6] UNDP. Doing Justice: How informal justice systems can contribute, December 2006. P. 33 – 35.
[7] Всемирная конференция по правам человека. Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк, 1995, С. 25.
[8] См. Резолюция Генеральной Ассамблеи 48/141 «Верховный комиссар по поощрению и защите всех прав человека» от 20 декабря 1993 г.
[9] См. подробнее: Абашидзе А.Х., Гольтяев А.О. «Универсальные механизмы защиты прав человека». М., 2013. С. 44-54.
[10] Резолюция Совета ООН по правам человека 5/1 от 18 июня 2007 г.
[11] Карташкин В.А. «Права человека и принципы международного права в XXI веке». М., 2018. С. 49-67.
[12] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 260А (III) от 9 декабря 1948 г.
Автор:
Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист, Российской Федерации, главный научный сотрудник ИГП РАН Карташкин В.А.
Иллюстрации: pixabay.com