Аннотация: Статья посвящена рассмотрению мер стимулирования малого предпринимательства. Проанализирован опыт государственной политики в данной сфере стран СНГ, Западной Европы, стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Выделены и раскрыты отдельные формы налогового стимулирования малых форм предпринимательства в зарубежных странах. Определены основные подходы к использованию специальных налоговых режимов в налоговой политике зарубежных государств. Описаны принципиальные различия между российским малым бизнесом и малым бизнесом развитых государств. Обоснована недопустимость механического переноса применяющихся в других государствах методов налогового регулирования предпринимательской деятельности в нашу налоговую систему.
Ключевые слова: малое предпринимательство, налоговое стимулирование.
Annotation: Article is devoted consideration of measures of stimulation of small business in foreign countries. Experience of a state policy in the given sphere of the CIS countries, the Western Europe, the countries of Asian-Pacific region is analysed. Separate forms of tax stimulation of small forms of business in foreign countries are allocated and opened. The basic approaches to use of special tax modes in a tax policy of the foreign states are defined. Basic distinctions between the Russian small-scale business and small-scale business of the developed states are described. Inadmissibility of mechanical carrying over of methods of tax regulation of enterprise activity applied in another states in our tax system is proved.
Keywords: small business, tax stimulation.
При оценке влияния малого бизнеса на экономику государства следует обращать внимание на разницу в положении субъектов малого бизнеса по сравнению с положением крупных организаций. Крупные компании изначально существуют в более выгодных условиях по сравнению с малыми предприятиями. Как пример, стоит отметить, что они являются обладателями значительных средств производства, квалифицированной рабочей силой, устоявшимися связями с контрагентами, финансовой и информационной базой, а так же преимуществами в получении заемных средств. Поэтому, малые предприятия при равных условиях осуществления хозяйственной деятельности становятся неконкурентоспособными по отношению к крупным организациям в силу своих сущностных особенностей. В таком случае государству следует осуществлять финансово-кредитную поддержку и стимулирование малого бизнеса.
В нынешнее время активность малого бизнеса находится на низком уровне, ввиду чего, основной задачей для органов любого уровня самоуправления стало стимулирование к росту предпринимательской деятельности населения. Однозначно заметим, что за последние несколько лет государство предпринимало шаги к разработке целевых программ по оказанию помощи различным направлениям малого бизнеса.
Значение развития сектора малого бизнеса определяется развивающимися государствами как основополагающая задача для повышения уровня экономики в целом. Таким образом, около 90% промышленного производства на Тайване находится в руках малого и среднего бизнеса; на малый и средний бизнес приходится свыше 70% всех занятых, более 55% ВВП и около 99% от общего числа зарегистрированных предприятий [1, C.59].
В настоящее время доля малых и средних предприятий в ВВП России не превышает 15-20%, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 70%-80. В последнее время органы государственной власти активизировали свои действия по поддержке малого и среднего предпринимательства, принят пакет законов, стимулирующих развитие предпринимательства, снижающий административную нагрузку на бизнес. Но, несмотря на это, успешному развитию данного сектора российской экономики препятствует наличие ряда серьезных проблем.
Основным шагом на пути к стимулированию развития малого предпринимательства стало создание различных ассоциаций, которые оказывают как юридическую, так и финансовую помощь. К первостепенным задачам подобных организаций относится также информационная поддержка частных лиц, которые совершают лишь первые шаги в развитии своего бизнеса.
Зачастую предприниматели, обладающие необходимыми идеями и желанием работать, сталкиваются с проблемами юридического характера и поиска денежных средств, необходимых для организации или развития малого бизнеса. В свою очередь, одним из способов стимулирования малого бизнеса является предоставление грантов или льготных кредитов, которые могут помочь предпринимателям.
На основе опыта иностранных государств, можно перенять идеи о строительстве и развитии технопарков, которые являются своеобразными бизнес-инкубаторами, где создаются необходимые условия для развития бизнеса. Во многих регионах России проходят конкурсы, на основании которых определяются лучшие предприниматели, получающие гранты для развития собственного бизнеса.
В рамках финансового кризиса одним из наиболее перспективных методов преодоления негативных последствий является стимулирование развития малого и среднего предпринимательства.
На основании изложенного, одной из первых задач государства становится создание таких предложений, которые смогут усовершенствовать законодательный механизм защиты прав субъектов малого предпринимательства от административного давления. В свою очередь, весьма активно, обсуждаются проблемы имущественной поддержки и налогового стимулирования малого бизнеса.
В период кризиса подобные меры особенно необходимы, ведь во все времена страны выходили из затруднений экономического характера благодаря именно этим участникам рынка. Стоит отметить, что ежегодно в среднем 25% занятости населения в России обеспечивается за счет предприятий малого предпринимательства, а среднегодовые темпы прироста занятости в секторе составляют 500-600 тысяч рабочих мест.
Не стоит забывать также про сферу финансового законодательства, которая требует к себе повышенного внимания. Общеизвестный факт, что кредиты, предназначенные для малого бизнеса, являются основой успешного и стабильного развития таких организаций. Исходя из исследований, малые и средние предприятия составляют 83% клиентов банков. Однако, в нынешнее время, данная тенденция пошла на спад, ввиду чего следует добиться того, чтобы отечественные предприниматели не испытывали избыточных трудностей при получении кредитов в российских банках и при их дальнейшем погашении.
Для роста числа новых малых предприятий, увеличения объемов выпуска ими продукции, продаж и оказания услуг необходимо уменьшение налоговой нагрузки, в первую очередь для для начинающих предпринимателей. В данном случае стоит применять решительные меры — вплоть до введения налоговых каникул на первые два года работы для новых производственно-инновационных, строительных, «офицерских», «инвалидных» малых предприятий, которые будут для них являться адаптационным периодом, а также для социального малого предпринимательства — медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п. Стоит также рассмотреть возможность отмены требования обосновывать необходимые расходы при расчете налогооблагаемой базы, поскольку для этого нужно содержать штат бухгалтеров.
Налоги с малого бизнеса должны полностью поступать в региональные и местные бюджеты. Тем самым регионы будут заинтересованы в сборе таких платежей и, следовательно, в развитии малого бизнеса. В то же время предельные ставки налогов на малые предприятия должны быть зафиксированы на федеральном уровне.
На основании анализа предпринятых зарубежными государствами мер по поддержке в сфере налогообложения для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, следует отметить следующие основные ее формы и направления:
- Понижение налоговых ставок. В первую очередь, это касается основных налогов, таких как: налог на прибыль, на имущество организаций, налог на добавленную стоимость и т.п. На основании налогового законодательства, США предусматривает две ставки по налогу на прибыль для малого бизнеса – в 15% и 28%, а для корпораций – 34% и 46%.
В свою очередь, в рамках налоговой политики во Вьетнаме подоходный налог для субъектов малого бизнеса установлен в рамках 30%. Данная мера действовала в течение 2009 года. Государство впоследствии заявило о своем желании возмещать затраты компаний, занимающихся экспортом товаров, что поставило перед Правительством задачу возмещения затрат по уплате НДС на материалы, используемые при производстве экспортируемых товаров. Вследствие чего с 1 января 2009 г. сократились налоги с корпораций на 3% (с 28% до 25%), а также были освобождены от налогов доходы, полученные в сельском хозяй-стве и от научно-исследовательской деятельности [2].
- «Налоговые каникулы» по налогу на прибыль. Данный метод налогового стимулирования малого бизнеса применяется в таких странах, как: США, Германии, Франции, Швеции, Швейцарии, Румынии, Словакии, Чехии. Основной целью данной меры является максимальное облегчение процессов становления нового предприятия и преодоления неизбежных трудностей начального этапа деятельности.
- Введение специальных налоговых режимов для малого бизнеса. Этот инструмент активно используется как в западных государствах (Франция, Испания), так и в странах СНГ, Латинской Америки и т.д.
В том случае, если законодательство о налогах и сборах не предусматривает особый режим налогообложения для малого предпринимательства, то следует предоставить различные налоговые льготы по основным налогам, предусмотренным налоговой системой. Такая мера воздействия действует в США, Англии, Швейцарии, Швеции, Нидерландах и некоторых других странах. Льготы данного рода могут предполагать как материальный характер (снижение налогового бремени, освобождение от уплаты определенных налогов), так и процессуальный (упрощение порядка расчета и взимания налогов, налоговой отчетности).
Есть также второй путь, когда государства разрабатывают и внедряют специальные налоговые режимы для малого предпринимательства, предусматривающие оценку потенциального среднестатистического дохода предпринимателя и установление единого фиксированного размера платежа с заменой одного или нескольких налогов (Франция, Испания, Турция, Белоруссия).
Существует также комплексный подход к решению данного вопроса, предусматривающий совмещение в рамках одной налоговой системы рассмотренных подходов. В этом случае при введении одного или нескольких специальных налоговых режимов для малого бизнеса сохраняются некоторые налоговые льготы по отдельным налогам, уплачиваемым в рамках общего режима налогообложения.
- Прогрессивная шкала налогообложения. Используется в таких странах, как США, Великобритании, Австрия, Бельгия, Швейцария. Заслуживающим внимания при использовании данной меры является применение элемента регресса налоговой ставки для предприятий последней категории (самых крупных). Это в какой-то мере предупреждает искусственное сдерживание экономического роста предприятия, умышленное занижение показателей хозяйственной деятельности, а также создает стимулы для дальнейшего развития хозяйствующих субъектов.
- Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость малых предприятий с небольшим оборотом действует, к примеру, в таких странах как: Англия, Франция, Германия, Швеция и Чехия. Тут существует единый налог для организаций с небольшой величиной дохода, в рамках которого допускается освобождение от обязанности исчислять и уплачивать НДС. Так же для таких предусматриваются определенные льготы, которые позволяют избежать ситуаций отказа сотрудничества с малым бизнесом предпринимателей, являющихся плательщиками НДС.
- Создание необлагаемого минимума прибыли. В Канаде контролируемые гражданами частные корпорации получают налоговую скидку, которая позволяет уменьшить федеральный налог на доходы на 16%, если их годовой налогооблагаемый доход от деятельности не превышает $200 000 [3]. В свою очередь, в Японии практикуется установление необлагаемого минимума прибыли. Как правило, этой льготой пользуются те малые предприятия, доминирующая часть доходов которых уходит на заработную плату. По такой системе доход члена семьи владельца малого предприятия от работы на предприятии попадает под категорию заработной платы, а не прибыли. Благодаря этому общая прибыль предприятия вполне может уложиться в установленный законом верхний предел налоговой льготы [4, C.183].
- Налоговые послабления при уплате налогов и сборов социального значения. Необходимо при этом отметить, что ставки социальных налогов в зарубежных странах, которые уплачиваются и работниками, и работодателями, в том числе и частными предпринимателями, достаточно велики. Наивысшие ставки социального налога для физических лиц достигают 39,9% с заработной платы (Нидерланды), но здесь, как правило, используется регрессивная или комбинированная шкала налогообложения. Кроме того, устанавливаются необлагаемые минимумы или предельные доходы: в Нидерландах социальные налоги не взимаются с суммы годового дохода, не превышающего 44 950 евро [5, С.32].
- Налоговые преференции, непосредственно не снижающие налоговую нагрузку, но значительно облегчающие взаимодействие налогоплательщика и налоговых органов. К подобным льготам относятся, например, предоставление упрощенной налоговой декларации, использование кассового метода учета доходов (Швеция).
- Налоговые льготы для малых предприятий, реализующих инновационный путь развития. К примеру, в Японии давно введены налоговые льготы до 50% предприятиям, выпускающим продукцию на базе новейших технологий, что позволило привлечь
инвестиции и специалистов (так называемых «золотых воротничков»), что обеспечи-ло малому и среднему бизнесу прорыв в сферу Hi-Tec [6, С.56].
- Налоговые льготы, направленные на эффективное обновление основных средств производства. Так, в США еще в 1981 г. был принят Закон об ускоренной амортизации, который значительно уменьшил сроки амортизации и распространил систему амортизации на предприятия малого бизнеса [7, С.185-187].
- Налоговая политика, ориентированная на поддержку отдельных групп предпринима-телей, направлений их деятельности или отраслей предпринимательства. Например, в Ве-ликобритании с 1983 г. действовала программа «Молодые предприниматели», пред-усматривавшая освобождение от подоходного налога на капитал, недвижимость, деловые операции [4, С.202].
Малый бизнес в России отличен по многим параметрам с малым предпринимательством в отдельных зарубежных государствах. Для отечественного малого бизнеса присуще совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности в сочетании со значительным инновационным потенциалом, недостаточно высокий уровень менеджмента, деятельность в условиях неразвитости инфраструктуры поддержки малых предприятий, высокой монополизации российской экономики.
Обобщая вышесказанное, следует отметить важность взвешенного подхода в рамках применения опыта зарубежных стран в сфере налогового стимулирования деятельности экономических субъектов, и в частности – субъектов малого бизнеса. Стоит также отметить, что необдуманный перенос применяющихся в других государствах методов налогового регулирования предпринимательской деятельности в нашу налоговую систему может привести к общему спаду экономического развития, коллапсу отдельных сфер национальной экономики, появлению иждивенческих настроений среди субъектов хозяйственной деятельности и множеству других негативных для нашего государства последствий.
Список использованной литературы:
- Блинов А.О. Малое предпринимательство в экономике развивающихся стран // Региональные проблемы развития и государственной поддержки малого бизнеса: материалы Всероссийской научно-практической конференции 13-14 ноября 2003 г. / ред. Н.П. Макаркин, Н.Д. Гуськова, А.Н. Салмов, В.В. Митрохин и др. – Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2003. – 384 с.
- ИнтерФакс, 15 января 2009 года.
- Налоги и налогообложение. Интернет-ресурс. URL: http://nalogpro.ru/kursovayazarubegnij-opit-nalogooblogeniya-malogo-biznesa/(дата обращения 03.11.2011).
- В.И. Ляшенко, В.В. Хахулин. Экономико-правовое обеспечение развития субъ- ектов малого предпринимательства (Зарубежный опыт и перспективы его использо- вания в Украине). Донецк, 2001.
- Дьячкина Л. А. Анализ практики налогообложения малого бизнеса в России и за рубежом//Все для бухгалтера. 2007. № 4. С.42-52.
- Лынник Н., Еременко В.К. К созданию системы правового регулирования ин- новаций//Российский экономический журнал.1993.№ 2. С.48-58.
- Рубе В.А.: Малый бизнес: история, теория, практика. М.: ТЕИС, 2000. 231 С.