В статье рассматривается опыт функционирования Бюро авторского права США, его роль в совершенствовании регулирования сферы интеллектуальной собственности в США.
Ключевые слова: автор, авторское право, авторские права, государственный орган, интеллектуальная собственность, законопроектная деятельность, мониторинг, правообладатель, стратегии развития, цифровизация.
The United States Copyright Office and its role in intellectual property regulation
Resume: the article discusses the experience of the US Copyright Office, its role in improving the regulation of intellectual property in the US.
Key words: author, copyright, public authority, intellectual property, legislative activities, monitoring, copyright holder, development strategies, digitalization.
Одними из первых государств, сформировавших законодательство в сфере интеллектуальной собственности являются Соединенные Штаты Америки (далее – США). Факт лидерства США по правовой регламентации указанной сферы является общеизвестным, и именно США имеет развитую и многофункциональную федеральную базу законов, регулирующих отношения, связанные со всеми известными объектами интеллектуальной собственности. Также известно, что одним из действующих источников права в США являются и судебные прецеденты, которых имеется здесь огромное количество. Что также укрепляет правовую основу рассматриваемой сферы. Кроме этого, одним из источников правового регулирования, источником, имеющим учредительное значение в настоящее время выступают так называемые «программные документы» – Стратегии развития интеллектуальной собственности США. В данной статье исследована роль Стратегии развития интеллектуальной собственности США на развитие авторского права.
Профильным государственным органом США в области авторского права является Бюро авторского права США (U.S. Copyright Office – далее Бюро).Функции по реализации государственной политики в области авторского права в США впервые были централизованы в Библиотеке Конгресса 150 лет назад, в 1870 году. Бюро стало самостоятельным отделом библиотеки Конгресса в 1897 году, а должность регистра авторских прав была создана Конгрессом в 1897 году. Регистр руководит Управлением авторского права как отдельным федеральным ведомством в Библиотеке Конгресса, находящимся под общим надзором библиотекаря, в соответствии с конкретными статутными полномочиями, установленными Законом Соединенных Штатов об авторском праве.
Бюро осуществляет следующие основные государственные функции: контроль в сфере правовой охраны и использования объектов авторского права; разрабатывает и принимает ведомственные нормативные акты; на основании соответствующих заявлений правообладателей осуществляет депонирование и регистрацию (факультативную охрану) объектов авторского права; осуществляет ведение соответствующего реестра; консультирует комитеты Конгресса США по вопросам авторского права, в том числе по законопроектной деятельности, например, Бюро, оказывало непосредственную поддержку в принятии двух законодательных актов по авторскому праву, подписанных в октябре 2018 года — The Orrin G. Hatch-Bob Goodlatte Music Modernization Act[1], которые явились основой для одной из самых значительных законодательных реформ в области авторского права Соединенных Штатов за последние два десятилетия.
В последние годы Бюро активно принимало участие в общественных дискуссиях и выступило с предложением по модернизации управления авторского права путем изучения взаимосвязей между нормативными актами, правоприменительной практикой, регистрационными действиями, новыми технологиями, обеспечивающими доступ к базам данным и развивающимся рынком авторских прав, а также последствиями воздействия новых технологий на рынок.
В январе 2018 года Бюро создало еще одну подведомственную себе структуру – Бюро модернизации авторского права, которое разработало и приступило к реализации общекорпоративного плана модернизации[2]. Бюро создает новую, основанную на интернете, облачную корпоративную систему авторского права, которая обеспечит более удобную платформу для общественности при подачи заявок и передачи прав собственности, будет включать в себя улучшенные функциональные возможности, позволяющие улучшить информационное взаимодействие между Бюро и общественностью, и будет достаточно гибкой, чтобы позволить Бюро продолжать обновлять свои технологии, с целью воспользоваться преимуществами будущих достижений.
Бюро в своей деятельности руководствуется Стратегией развития авторского права США 2019-2023 гг.[3] Стратегия направлена на дальнейшее эффективное развитие авторского права в условиях цифровизации и содержит следующие основные цели, определяющие вектор развития авторского права в США:
1. Модернизация информационных технологий. В этом направлении исходя из положений рассматриваемой Стратегии США планируют разработать надежную гибкую корпоративную IT-систему, которая будет отвечать настоящим и будущим потребностям в сфере авторского права.
2. Оптимизация бизнес-процессов. По данному направлению США планируют упорядочить, скоординировать управление в сфере авторского права для эффективного продвижения услуг в сфере авторского права, а также усовершенствовать проводимую политику в сфере авторского права, учитывая все существующие на сегодня проблемные аспекты.
3. Проведение работы по совершенствованию внутренней организационной деятельности Бюро. Работа в этом направлении будет проводиться с учетом выявления несовершенств в деятельности Бюро, в том числе, посредством инвестирования в профессиональное развитие кадрового потенциала.
4. Образование и вовлеченность. В этом направлении планируется увеличение масштабов и количества информационно-просветительских и образовательных программ, а также вовлечение в данные проекты большой аудитории. В качестве примера можно привести следующее: Бюро сотрудничает с преподавателями права и студентами юридических факультетов в конкретных, связанных с авторским правом исследовательских как теоретических, так и практических проектах, которые предлагают определенные решения существующих проблем в области развития и непрерывного совершенствования авторского права в США. Организационно данные проекты реализуются студенческими группами, где руководитель является преподавателем, сотрудничающим с Бюро. Примером, представленных проектов выступают:
— Стэнфордская Юридическая Школа, где в 2013-14 учебном году студенты, работающие под руководством профессоров Пола Гольдштейна и Лучаны Герман, изучили вопросы, связанные с регистрационной функцией офиса, и подготовили весьма содержательный доклад о том, как эта функция может быть преобразована в будущем. Этот доклад послужил основой для непосредственных предложений, представленных Стэнфордской группой в рамках публичной процедуры управления по рассмотрению вопроса о реинжиниринге системы учета, а также участие представителя студенческого сообщества в соответствующем слушании, проводимом офисом. В течение 2014-15 учебного года Бюро продолжало свое партнерство со Стэнфордской юридической школой, сосредоточившись на проекте, который собрал информацию о рыночных ресурсах для лицензирования фотографий, на которые опираются владельцы авторских прав и лицензиаты для участия в таких договорных отношениях[4].
— Университет Джорджа Вашингтона и Виргинский университет. Профессора Роберт Браунейс юридического факультета Университета Джорджа Вашингтона, Дотан Олиар юридического факультета Университета Вирджинии и их студенты-юристы работали над выпуском нескольких электронных каталогов для Бюро. Данный электронный каталог состоит из более чем 26 миллионов записей регистраций, депозитов и зарегистрированных документов с 1978 года по настоящее время. Записи хранятся в машиночитаемом формате каталогизации (MARC), который не предназначен для статистического анализа.[5]
Бюро как государственный орган спонсирует юридические стажировки для талантливых студентов-юристов, интересующихся авторским правом и политикой, через программу Copyright Office Law Clerk Program (Law Clerk Program). Юристы получают ценный опыт, работая с офисными адвокатами (т.е. адвокаты, которые работают в Бюро) по вопросам, связанным с авторским правом, которые возникают в Бюро, перед Конгрессом и в судах. Материалы, подготавливаемые студентами юридических факультетов по рассматриваемым проектам играют важную роль в подготовке докладов Бюро для Конгресса и часто привлекаются для оказания помощи в международной работе Бюро. Хотя студенты юридических факультетов, задействованные в проектах Бюро не получают заработанную плату, они часто получают академический кредит (который используют для оплаты обучения) через свою юридическую школу за свою работу в Бюро. Кроме того, в некоторых случаях студенты юридических факультетов могут получать стипендиальную поддержку через программы грантов на общественные интересы и тому подобное.[6]
Необходимо отметить, что на Бюро как на государственный орган возлагаются обязанности по предоставлению беспристрастных экспертных заключений, консультаций по тому или иному вопросу сферы авторского права для Конгресса США, судебным органам, органам исполнительной власти.
В качестве основного направления деятельности Бюро выступает организация и осуществление мониторинга в сфере авторского права, например, по запросу Конгресса США Бюро проводит различные исследования в рассматриваемой области. Например, одно из последних и наиболее масштабных – исследование о невостребованных гонорарах[7].
Возвращаясь к анализу положений Стратегии, как системообразующему документу в сфере, необходимо отметить, что по каждой из целей (векторов) модернизации в сфере авторского права в положениях Стратегии изложены кратковременные цели и конкретные шаги, которые необходимо предпринимать для достижения глобальных целей Стратегии, например: модернизация информационных технологий как глобальная цель Стратегии предполагает выполнение следующих конкретных шагов: 1) разработать принципы проектирования IT-систем, ориентированных на пользователя; 2) обеспечить надлежащую охрану баз данных при реформировании IT-систем; 3) разработать доступный контент для пользователей.
Кроме того, Стратегия развития авторского права в США содержит раздел о процедуре информирования по результатам ее реализации, где делается акцент на то, чтобы в полном объеме произошла реализация поставленных Стратегией целей необходимо, во-первых, разделить по годам выполнение целей, сформировав при этом промежуточные задачи, начиная с 2019 года и заканчивая 2023 годом. При этом необходимо разработать показатели эффективности для оценивания достигнутых результатов как по каждому году, так и за период с 2019-2023 гг. Во-вторых, исходя из достигнутых результатов за отчетные периоды, данный раздел Стратегии допускает даже изменение сформированных ранее Стратегией мероприятий по реализации ее основополагающих целей для наилучшего их выполнения, учитывая интересы общества. Данное положение направлено на постоянное совершенствование сферы авторского права, исходя из того, что Стратегия рассчитана на достаточно большой период времени 2019-2023 гг., в течении которого та или иная цель, либо то или иное запланированное мероприятие выступающее в качестве меры достижения поставленной цели может быть уже не актуально, то Стратегия предоставляет возможность изменения (замены) оговоренного в положении мероприятия иным востребованным в данное время.
Не менее значимым аспектом Стратегии развития авторского права в США является положение об ориентированности на пользователей, то есть работа Бюро должна быть направлена на взаимодействие с потребителем «продукта», индивидуальными пользователями и сообществами авторов. Бюро должно оперативно доводить информацию об обновлениях предоставляемых им услуг, содержанию нормативных правовых актов, регламентирующих область авторского права и многое другое до всех заинтересованных субъектов. При этом, в Бюро должна быть налажена обратная связь с пользователями, чтобы своевременно обеспечить соответствие программ и услуг потребностям потребителя.
Бюро предоставляет ежегодные отчеты о ее выполнении действующей Стратегии авторского права 2019-2023 гг., с указанием конкретных мероприятий, а также анализа того, какой след оставило то или иное реализованное мероприятие в совершенствовании области авторского права США, какой результат был достигнут. Также Бюро предоставляет финансовые отчеты о деятельности по реализации Стратегии развития авторского права.
В сфере развития авторского права Бюро как государственный орган предпринимает эффективные меры, решает в кратчайшие сроки поставленные задачи в области авторского права. Кроме того, можно выделить в качестве особенности функционирования определенную мобильность в решении тех или иных вопросов стоящих перед Бюро. Отметим также, что Бюро курирует проведение различных научных мероприятий в сфере авторского права, выступая, в том числе, площадкой для их проведения, а также заботится о возможности каждого заинтересованного лица участвовать в подобных мероприятиях и не только в качестве слушателя, но и в качестве непосредственного участника. Например, любой желающий мог зарегистрироваться на обсуждения Проекта по стандартам технических мер и их правовой основе, которые проходили 22 сентября 2020 года и принять непосредственное участие в обсуждении[8].
Также Бюро проводит активную международную научную деятельность в сфере дальнейшего развития и совершенствования авторского права. Например, 5 февраля 2020 года Бюро и Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) провели симпозиум «Авторское право в эпоху искусственного интеллекта», на котором подробно рассмотрели, как творческое сообщество в настоящее время использует искусственный интеллект для создания оригинальных произведений. Участники дискуссии обсуждали взаимосвязь между искусственным интеллектом и авторским правом; какой уровень человеческого вклада достаточен для того, чтобы полученная работа могла быть защищена авторским правом; проблемы и соображения, связанные с использованием защищенных авторским правом произведений для обучения машины или изучения проблематики BigData, а также будущее искусственного интеллекта и политики в области авторского права[9].
Необходимо добавить, что выбранное стратегическое направление развития авторского права в США действительно показывает свои положительные результаты: сформированы конкретные шаги по модернизации рассматриваемой сферы. Если посмотреть на отчетные позиции Бюро, то большинство задач выполняется практически в полном объеме в планируемый срок. Деятельность Бюро многоаспектна, еще одной особенностью которой можно назвать непрерывное сотрудничество с научным сообществом для выявления возникающей проблематики в сфере авторского права, взаимодействие с авторами, различными консультативными обществами для выявления именно практических проблем реализации того или иного положения законодательства или, наоборот, выявления пробела в правовом регулировании. Все указанные направления деятельности позволяют Бюро реально эффективно действовать в качестве государственного органа в сфере авторского права. Кроме того, реализация проектов со студентами юридических вузов позволяет активно популяризировать рассматриваемую сферу среди будущих профессионалов, привлекая в область интеллектуальной собственности огромное количество специалистов. Деятельность Бюро представляет собой ценный опыт, показывающий вариант лидирующего развития сферы интеллектуальный собственности на мировой арене.
Список литературы:
1. The Orrin G. Hatch-Bob Goodlatte Music Modernization Act 2018 // https://www.copyright.gov/about/
2. U.S. Copyright Office // https://www.copyright.gov
3. COPYRIGHT: THE ENGINE OF FREE EXPRESSION UNITED STATES COPYRIGHT OFFICE STRATEGIC PLAN | 2019 – 2023 https://www.copyright.gov/reports/strategic-plan/USCO-strategic2019-2023.pdf
4. Академическое партнерство Бюро авторского права США // https://www.copyright.gov/about/special-programs/partnerships.html
5. Академическое партнерство Бюро авторского права США // https://www.copyright.gov/about/special-programs/partnerships.html ПОВТОР
6. Интернатура Бюро авторского права // https://www.copyright.gov/about/special-programs/internships.html
7. Невостребованные гонорары // https://www.copyright.gov/ policy/unclaimed-royalties
8. Проект по стандартам технических мер и их правовой основе 2020 // https://www.copyright.gov/events/
9. Авторское право в эпоху искусственного интеллекта // https://www.copyright.gov/events/artificial-intelligence/
Информация об авторе:
Ларина Татьяна Юрьевна, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой Международного права и международного сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности ФГБОУ ВО Российская государственная академия интеллектуальной собственности.
Information about the author:
Tatiana Yu. Larina, PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of International Law and International Cooperation in the Sphere of Intellectual Property, Russian State Academy of Intellectual Property.
[1] The Orrin G. Hatch-Bob Goodlatte Music Modernization Act 2018 // https://www.copyright.gov/about/
[2] U.S. Copyright Office // https://www.copyright.gov
[3] COPYRIGHT: THE ENGINE OF FREE EXPRESSION UNITED STATES COPYRIGHT OFFICE STRATEGIC PLAN | 2019 – 2023 https://www.copyright.gov/reports/strategic-plan/USCO-strategic2019-2023.pdf
[4] Академическое партнерство Бюро авторского права США // https://www.copyright.gov/about/special-programs/partnerships.html
[5] Академическое партнерство Бюро авторского права США // https://www.copyright.gov/about/special-programs/partnerships.html
[6] Интернатура Бюро авторского права // https://www.copyright.gov/about/special-programs/internships.html
[7] Невостребованные гонорары // https://www.copyright.gov/ policy/unclaimed-royalties
[8] Проект по стандартам технических мер и их правовой основе 2020 // https://www.copyright.gov/events/
[9] Авторское право в эпоху искусственного интеллекта // https://www.copyright.gov/events/artificial-intelligence/