Производственная деятельность аграрных предприятий возможна при условии своевременного и качественного производственно-технического сервиса. Эти услуги осуществляются не только государственными и кооперативными, но и частными предприятиями, а также отдельными предпринимателями по договору подряда. В статье рассмотрены вопросы, связанные с выполнением договорных обязательств в современной системе технического обслуживания сельскохозяйственной техники и технологического оборудования, вскрыты проблемы, в рамках действующей системы технического сервиса, ремонта и обслуживания спецтехники.
Ключевые слова: договор, обязательства, техника, инновации в техническое обслуживание, технический регламент, сервис, нормы права, ремонтно-обслуживающее воздействие, информационные технологии, машинно-тракторный парк, технические условия.
CONTRACTUAL OBLIGATIONS OF AGRICULTURAL ENTERPRISES AND TECHNICAL SERVICES
Abstract. Production activities of agricultural enterprises are possible on condition of timely and high-quality production and technical service. These services are provided not only by state and cooperative enterprises, but also by private enterprises, as well as individual entrepreneurs under a contract. The article deals with issues related to the fulfillment of contractual obligations in the modern system of maintenance of agricultural machinery and technological equipment, reveals the problems in the current system of technical service, repair and maintenance of special equipment.
Keywords: contract, obligations, equipment, innovations, maintenance, technical regulations, service, legal norms, repair and maintenance services, information technologies, machine and tractor fleet, technical conditions.
Инновационное развитие всех отраслей сельского хозяйства должно предусматривать технологическое и техническое обновление аграрного производства, которое включает в себя совершенствование технической оснащенности производства и эффективное использование техники при надлежащем ее обслуживании.
Сегодня поставляемая сельскохозяйственная техника качественно изменилась. Ее использование позволяет значительно повысить производительность труда, благодаря применению информационных технологии, сложных электронных и гидравлических систем. Это требует от технического сервиса АПК постоянного контроля за соблюдением эксплуатационных качеств сельскохозяйственных машин [2].
Поддержание сельхозтехники в надлежащем состоянии до 1990 года проводилось на основании планово-предупредительного графика технического обслуживания и планового ремонта. Была выстроена система, использование которой, на протяжении долгих лет являлось существенным резервом повышения долговечности и надежности техники и всего машинно-тракторного парка.
В системе технического обслуживания, ремонт — это совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых средств, технической документации и подготовленных исполнителей. Все это необходимо для поддержания и восстановления качества сельхозмашин. Сегодня, вследствие проведения реформ и обновления экономических взаимоотношений предприятий-производителей и предприятий, оказывающих услуги по поддержанию сельскохозяйственной техники в надлежащем состоянии, в имеющейся практике используются термины «сервисное обслуживание» и «технический сервис» (рисунок 1).
Рисунок 1. Система организации ТО и ремонта
«Service», в переводе с английского языка — это «обслуживание», «услуга». Так же обслуживание означает функцию выполнения работы по удовлетворению чьих-то нужд или предоставлять услуги. Поэтому термин «сервисное обслуживание» можно назвать тавтологией, это повторение близких между собой по смыслу слов, и не отражает фактического смысла процесса реального технического обслуживания [1].
Если обратиться к международной практике, то в ней понятие «технический сервис» начинается с заключения договора и трактуется как «…комплекс услуг, который необходимо оказывать потребителю в процессе выбора и приобретения техники, дальнейшему эффективному её использованию и поддержанию в технически работоспособном состоянии в период всего срока эксплуатации и даже ее утилизации по окончании срока службы».
Договор обслуживания сельскохозяйственной техники, в зависимости от его цели и предмета можно подразделить на следующие виды: агрохимический, производственно-технический, гидромелиоративный и т.д. Наиболее важное значение имеют договоры по производственно-техническому обслуживанию агропроизводителей. Этими договорами предусматривается оказание услуг по ремонту сельскохозяйственной техники и машин, техническому обслуживанию автомобилей, машинно-тракторного парка, оборудования животноводческих ферм, теплиц и пр., перевозке грузов транспортными средствами исполнителя. В зависимости от потребности данные виды услуг могут быть определены, как самостоятельные работы, так и комплексным предметом договора в сфере производственно-технического агросервиса.
Для продления срока службы и обеспечения работоспособности техники в сложных эксплуатационных условиях можно использовать основные стратегии ремонта и технического обслуживания : по потребности при возникновения поломки; регламентированную (в зависимости от выполнения наработки или календарного графика), то есть по сроку ремонтно-обслуживающих действий; по определенному техническому состоянию с непрерывным контролем (системой диагностирования) (рисунок 2).
Рисунок 2. Технологии выполнения ТО и ремонта
В качестве главного критерия в выборе стратегии можно использовать коэффициент технической готовности и расходование минимума затрат на содержание техники в рабочем исправном состоянии. Хотя наиболее практичной и эффективной считается стратегия, заключающая в выполнении ремонтно-обслуживающих работ по фактическому состоянию техники с использованием современных средств диагностирования для дальнейшего ремонта.
Стратегия может регламентировать срок технического обслуживания, а содержание можно определить по результатам диагностической оценки технического состояния техники. Проведение плановых и текущих ремонтов заранее планируется или сдвигается в зависимости от реального технического состояния узлов и агрегатов машины.
Согласно заключенному между агропроизводителем и предприятием технического сервиса договору, существующая система ремонта и технического обслуживания должна предусматривать виды работ и состав ремонтно-обслуживающего воздействия (РОВ), а также регламентировать трудоемкость и периодичность их выполнения. При достижении полного обеспечения работоспособности сельхозтехники исполнитель должен использовать весь комплекс РОВ, включая: входной контроль, регламентное техническое обслуживание с использованием средств и методов современного диагностирования, капитальный и текущий ремонты, организацию хранения техники, узлов и агрегатов, предпродажное обслуживание, [3].
Основное требование, выдвигаемое при заключении договора, должно заключаться в наличии организационной системы технического сервиса, ее оптимальной структуры с учетом следующих аспектов: обеспечение современных рациональных форм в организации работ и управления современными производственными процессами; формирование и дальнейшее использование имеющейся ремонтной базы; формирование и использование инновационных эксплуатационных материалов; создание надлежащих условий труда; обеспечение наличия нормативно-технической документации; обеспечение регламентируемого уровня профессиональной квалификации персонала; информационное и техническое сопровождение и консультирование (рисунок 3).
Рисунок 3. Основные направления деятельности предприятий технического сервиса
Основная цель договора на оказание услуг технического сервиса состоит в получении возможности сокращения потерь, неизбежных при эксплуатации техники, с минимальными затратами. Следовательно, можно определить, что требуется обоснованный научный и правовой подход, который мог бы обеспечить эффективное использование всего машинно-тракторного парка.
В условиях недостаточного количества приобретаемой техники для аграрного производства из-за ее дороговизны и нехватки денежных средств у агропредриятий, основным требованием к ней является полная комплектность и хорошее качество.
Рассмотрение проблемы надежности и комплектности поставляемой сельхозтехники показывает, что в число объективных причин можно включить поступление техники в полуразобранном виде, для удобства транспортировки. Например, собранный зерноуборочный комбайн отправить по железной дороге сложно из-за больших габаритов [4]. Простейшие по конструкции агрегаты сельхозмашин, так же экономически целесообразно отправлять в компактном, полуразобранном виде. Кроме того, при транспортировке всегда возникает необходимость упаковки, это главное в подготовке к перевозке узлов и деталей машин (фары, зеркала, элементы электроники и т. д.) в шинах снижать давление , выполнять другие требуемые условия. Приходится учитывать и тот фактор, что в процессе транспортировки случаются повреждение и хищение комплектующих частей машин.
Следовательно, организация входного контроля, досборки техники, доведение узлов и агрегатов до требуемого состояния, регулировка их технологических параметров перед запуском техники и дальнейшего использования по назначению – это реальная необходимость. Следует отметить, что, при выявлении общего числа неисправностей, 15% из них обнаруживаются и могут быть устранены в процессе осуществления входного контроля. Это позволит достичь эффективности использования механизмов на 5–10%.
Основная цель предпродажного технического обслуживания сельхозтехники, которая обязательно должна быть оговорена в договоре, заключается в том, чтобы до отправки техники устранить явленные неисправности, своевременно провести обслуживание, наладить технической регулировки, убедиться в работоспособности, и лишь затем ее реализовать.
Таким образом, вопросы выполнения договорных обязательств предприятиями, оказывающими услуги по техническому сервису и агропредприятиями, эксплуатирующими эти машины в процессе производства продукции, являются важным аспект, особенно в период гарантийного срока эксплуатации сельскохозяйственной техники и машин, поскольку в этот период в рабочем процессе могут проявляться дефекты, возникшие по вине завода-изготовителя. При этом устранение неисправностей должны взять на себя дилеры, через которых эти сельхозмашины были приобретены.
Литература
- Ерохин, М.Н. Технические и технологические требования к перспективной сельскохозяйственной технике: научное издание /М.Н. Ерохин – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2011. – 248 с.
- Катаев Ю. В., Малыха Е. Ф. Роль инженерно-технического обеспечения в сельскохозяйственном производстве // Наука без границ. — 2018. — № 8 (25). — С. 19-23.
- Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»: науч. док. Минсельхоза России // ФГБНУ «Росинформагротех», 2017. – 208 с.
- Соловьев, С.А. Инновационные направления развития ремонтно-эксплуатационной базы для сельскохозяйственной техники / С.А. Соловьев, В.П. Лялякин, С.А. Горячев, З.Н. Мишина и др. // ФГБНУ «Росинформагротех», 2014, 160 с.
- Экономика агротехсервиса. 2-е изд. перераб. и дополненное/ В.М. Баутин, Д.С. Буклагин, В.Ф. Федоренко и др. / Под ред. В.М. Баутина. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2014. – 404 с.
Информация об авторе:
Кучков Сергей Борисович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры технического сервиса и ремонта машин ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»
Information about the author:
Kuchkov Sergey Borisovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Technical Service and Repair of Machines of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Perm State Agrarian and Technological University named after academician D.N. Pryanishnikov «