Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Двустороннее сотрудничество Российской Федерации и Сирийской Арабской Республики в военно-политической сфере: правовые аспекты

Участие Вооруженных сил Российской Федерации в боевых действиях против террористических группировок в Сирийской Арабской Республике выявило необходимость совершенствования международно-правовой базы военно-политического сотрудничества двух государств. Дополнительно к ранее подписанному между СССР и САР Договору о дружбе и сотрудничестве от 8 октября 1980 между, Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой были заключены два соглашений в сфере военного сотрудничества: «О размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики» от 26 августа 2015 года и «О расширении территории пункта материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота Российской Федерации в районе порта Тартус и заходах военных кораблей Российской Федерации в территориальное море, внутренние воды и порты Сирийской Арабской Республики» от 20 января 2017 года. Положения вышеуказанных Соглашений устанавливают достаточно четкие правовые рамки военно-политического присутствия Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике и пределы допустимого вмешательства Вооруженных сил России в сирийский конфликт.

Ключевые слова: Сирийская Арабская Республика, сирийский  кризис, военно-политическое сотрудничество, терроризм, международное право, воздушно-космические силы, Тартус, Устав ООН, НАТО, ОДКБ.

 

Danelyan A.A., Nevzorov А.А.

Bilateral cooperation of the Russian Federation and the Syrian Arab Republic in the military-political sphere: legal aspects

Abstracts: The participation of the Armed Forces of the Russian Federation in the hostilities against terrorist groups in the Syrian Arab Republic has revealed the need to improve the international legal framework for military-political cooperation between the two states. In addition to the Treaty of Friendship and Cooperation previously signed between the USSR and the SAR of October 8, 1980, two agreements in the field of military cooperation were concluded between the Russian Federation and the Syrian Arab Republic: “On the deployment of an aviation group of the Armed Forces of the Russian Federation in the territory of the Syrian Arab Republic” dated August 26, 2015 and “On the expansion of the territory of the logistics point of the Navy of the Russian Federation in the vicinity of the port of Tartus and the calls of Russian warships Federation in the territorial sea, inland waters and ports of the Syrian Arab Republic ”of January 20, 2017. The provisions of the above Agreements establish a fairly clear legal framework for the military-political presence of the Russian Federation in the Syrian Arab Republic and the limits of permissible interference by the Russian Armed Forces in the Syrian conflict.

Key words:  Syrian Arab Republic, Syrian crisis, military-political cooperation, terrorism, international law, aerospace forces, Tartus, UN Charter, NATO, CSTO.

 

Российско-сирийское сотрудничество в военно-политической сфере осуществляется на протяжении длительного периода времени. С момента образования Сирийской Арабской Республики (далее САР) Союз Советских Социалистических Республик (далее СССР) оказывал этой стране политическую  и военную помощь.

Основным документом, регулирующим российско-сирийские отношения, является Договор о дружбе и сотрудничестве, который был подписан в Москве между правительством СССР  и правительством САР 8 октября 1980 года. Российская Федерация, как продолжатель СССР, остается стороной данного Договора.

Статья 1 Договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и САР провозглашает решимость сторон «неуклонно развивать и укреплять дружбу и сотрудничество между обоими государствами и народами в политической, экономической, военной, научно-технической, культурной и других областях на основе принципов равноправия, взаимной выгоды, уважения суверенитета, национальной независимости и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела друг друга»[1]. Таким образом, статья 1 Договора перечисляет сферы взаимодействия двух государств, в частности, сотрудничество в военно-политической сфере.

Важность сотрудничества двух государств в военно-политической сфере подчеркивается в статье 6 Договора, которая юридически обязывает стороны незамедлительно вступать в контакт и согласовывать свои позиции в случае возникновения кризисных ситуаций: «В случае возникновения ситуаций, угрожающих миру или безопасности одной из Сторон либо создающих угрозу миру или нарушение мира и безопасности во всем мире, Высокие Договаривающиеся  Стороны будут незамедлительно вступать в контакт друг с другом с целью координации своих позиций и сотрудничества для устранения возникшей угрозы и восстановления мира»[2].

Положения указанной статьи Договора были применены на практике в ходе Сирийского кризиса, начавшегося в 2011 году в результате «Арабской весны» в странах Северной Африки и Ближнего Востока. С первых дней гражданской войны в Сирии Российская Федерация оказывала на международной арене существенную политическую поддержку законному сирийскому правительству и президенту Башару Асаду.

К концу лета 2015 года военная обстановка в ходе гражданской войны в Сирии стала складываться катастрофическим образом для официального правительства Сирии и её президента. В сентябре 2015 года сирийский лидер Башар Асад лично обратился к президенту России Владимиру Путину с письмом, в котором попросил его об оказании военной помощи [3].

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в ответ на внесенное обращение Президента России единогласно поддержал использование российских вооруженных сил в Сирии[4]. После чего в сентябре 2015 года Россия начала осуществлять прямую военную помощь официальному Дамаску, направив российские вооруженные силы на борьбу с террористическими формированиями.

В то время как Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и САР содержал определенную правовую базу для российско-сирийского взаимодействия в военно-политической сфере, расширение военного присутствия России в Сирии потребовало дополнительного регулирования отношений двух государств, связанных с размещением на территории Сирии авиационной группировки Воздушно-космических сил (ВКС) России  и пункта материально технического обеспечения  (ПМТО) военно-морских сил России в Тартусе. В этих целях были заключены два соглашения:  «Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики» от 26 августа 2015 года[5] и «Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о расширении территории пункта материально-технического обеспечения Военно-Морского Флота Российской Федерации в районе порта Тартус и заходах военных кораблей Российской Федерации в территориальное море, внутренние воды и порты Сирийской Арабской Республики» от 20 января 2017 года.

Несмотря на то, что цели российской военной операции в Сирии имеют долгосрочный характер, их перечень является достаточно ограниченным. Так в ходе заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации Президент России отметил, что террористические группировки в Сирии несут непосредственную угрозу для России. По словам Президента, «представители разных этнических групп из Северного Кавказа и из других регионов не только принимают активное и открытое участие в боевых действиях, но еще и бравируют своим участием в карательных акциях. Все это – прямая угроза России, и наши военнослужащие в Сирии прежде всего защищают свою страну. Наши действия там не продиктованы какими бы то ни было непонятными, абстрактными геополитическими интересами, желанием потренироваться и испытать новые системы вооружений. Главное не в этом, главное – предотвратить угрозу для самой Российской Федерации»[6].

На долгосрочность интересов Российской Федерации в Сирии указывает статья 12 Соглашения между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории САР. Согласно  данной статьи договора «Соглашение действует в течение 49 лет и автоматически продлевается на последующие 25-летние периоды, если ни одна из Сторон не менее чем за один год до истечения очередного периода не уведомит в письменной форме по дипломатическим каналам другую Сторону о своем намерении прекратить его действие»[7]. Можно предложить, что установленный срок уведомления о прекращении действия соглашения продолжительностью в один год упомянут не случайно.  Например, в случае смены руководства Сирии или его позиции по отношению к военному присутствию Российской Федерации на территории государства, Россия будет обладать необходимым временем для реагирования на складывающуюся общественно-политическую ситуацию в Сирии.

Преамбула Соглашения о размещении авиационной группы подчеркивает исторически сложившиеся связи в военно-политической сфере между сторонами, поскольку они, согласно документу, руководствуются «положениями Договора о дружбе и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Сирийской Арабской Республикой от 08 октября 1980 года., а также Соглашения между Министерством обороны Российской Федерации Сирийской Арабской Республикой о военном сотрудничестве от 7 июля 1994 года»[8].

Преамбула Соглашения достаточно четко обозначает цели  военного присутствия России в Сирии, среди которых борьба с терроризмом и экстремизмом посредством консолидации усилий, обеспечение безопасности и суверенитета Сторон, а  также поддержание мира и стабильности в регионе. Россия и Сирия признают, что «нахождение на территории Сирийской Арабской Республики российской авиационной группы отвечает целям поддержания мира и стабильности в регионе»[9]. Подтверждается «общность задач в борьбе с терроризмом и экстремизмом» и подчеркивается «необходимость консолидации усилии по противодействию террористическим угрозам»[10].

Преамбула Соглашения о размещении авиационной группы подчеркивает принципиальную политическую позицию сторон в Сирийском кризисе. Обе стороны «исходят из обоюдного стремления к защите суверенитета, территориальной целостности и безопасности Российской Федерации и Сирийской Арабской Республики»[11]. Переводя с юридического языка на политический, это означает, что Россия и Сирия нормативно подчеркнули недопустимость вмешательства других стран в сирийский конфликт и намерение защищать принцип территориальной целостности сирийского государства. Кроме того, данная часть преамбулы Соглашения подчеркивает позицию России, согласно которой, безопасность нашего государства напрямую связана с территориальной целостностью и суверенитетом Сирийской Арабской Республики.

В преамбуле Соглашения о размещении авиационной группы в Сирии Стороны также подчеркивают, что «оно отвечает целям поддержания мира и стабильности в регионе, носит оборонительный характер и не направлено против других государств»[12]. Данную формулировку соглашения необходимо рассматривать в контексте вовлеченности различных акторов в Сирийский конфликт, а также общей международной обстановкой, сложившейся в связи с гражданской войной в Сирии.

По причине участия в сирийском кризисе различных иностранных государств, организаций и движений часть экспертов оценивают его как опосредованную войну между региональными державами[13]. В связи с этим война в Сирии представляет собой сложный и многоуровневый конфликт, что явилось одной из причин выбора Россией юридического формата российско-сирийского взаимодействия в военно-политической сфере перед её прямым военным вмешательством.

В целях избежания юридических обязательств по участию российских вооруженных силах в отражении ударов внешних участников конфликта по территории Сирии, Россией был выбран вариант именно Соглашения о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики, а не, например, Договор о взаимопомощи. В Соглашении о размещении авиационной группы нет жестких формулировок, предусматривающих «нападение на одного есть нападение на всех», как, например, в Североатлантическом Пакте от 4 апреля 1949 года или в Договоре о коллективной безопасности (ОДКБ) от 15 мая 1992 года. Так статья 5 Североатлантического Пакта, основного документа для деятельности НАТО, гласит: «Договаривающиеся стороны соглашаются, что вооруженное нападение против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех договаривающихся сторон, и вследствие этого они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдет, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признанного статьей 51 Устава ООН, окажет стороне или сторонам, подвергшимся такому нападению, помощь путем немедленного принятия, индивидуально и по соглашению с другими договаривающимися сторонами, такого действия, какое она сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы, чтобы восстановить и поддержать безопасность Североатлантического района»[14].

Договор о коллективной безопасности так же содержит обязательство выступить на защиту союзников при вооруженном нападении. В статье 4 Договора говорится: «Если одно из государств-участников подвергнется агрессии (вооруженному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету), то это будет рассматриваться государствами-участниками как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статье 51 Устава ООН»[15].

Отсутствие в Соглашении о размещении авиагруппы в Сирии вышеуказанных жестких формулировок о военной взаимопомощи позволяет Российской Федерации гибко реагировать на критические ситуации в ходе конфликта и не быть втянутой в вооруженное противостояние с такими державами, как США, Израиль и Турция, периодически наносящими вооруженные удары по сирийской территории.

Соглашение о размещении авиагруппы в Сирии содержит отсылку к праву государств на коллективную самооборону, закрепленную в Уставе ООН.  Так статья 51 Устава ООН гласит: «Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые Членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении предпринятия в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности»[16].

В пункте 1 статьи 2 Соглашения об авиагруппе подчеркивается, что «Российская сторона по просьбе Сирийской Стороны размещает на территории Сирийской Арабской Республики авиационную группу»[17]. Таким образом, Россия и Сирия в данном соглашении реализуют свое право на коллективную самооборону. При этом формулировки преамбулы Соглашения о размещении авиагруппы дают четкое понимание того, что  размещение российской авиагруппы направлено на совместную борьбу против террористических группировок на территории Сирии, а не против прямых враждебных действий со стороны других стран.

Статьи 2 и 4 Соглашения о размещении авиагруппы юридически закрепляют руководящую роль военно-политического руководства Российской Федерации в операциях вооруженных сил Российской Федерации на территории Сирии против террористических группировок: «Применение российской авиационной группы осуществляется в соответствии  с решением командира российской авиационной группы..»[18]. «Состав (тип и количество воздушных судов, вооружения и военной техники, численность личного состава) российской авиационной группы  определяется Российской Стороной..»[19]. «Организационно-штатная структура российской авиационной группы разрабатывается, утверждается и изменяется уполномоченным органом Российской Стороны (Министерство обороны)»[20]. Таким образом, «достаточность» задействованных в операциях на территории Сирии Воздушно-космических сил, их структура и направления применения определяются Российской Стороной, которая уведомляет Сирийскую сторону и согласовывает с ней вопросы авиагруппы. На практике это означает, что Дамаск принимает все военно-политические шаги российского руководства на сирийском направлении.

В декабре 2015 года президент России В.В. Путин в ходе большой ежегодной пресс-конференции заявил, что «операция Воздушно-космических сил Российской Федерации в  Сирии является лучшей проверкой боеготовности для российских Вооруженных сил и не требует масштабных расходов для бюджета»[21]. Начиная военную операцию в Сирии, Российская Федерация поставила перед собою цель избежать людских и финансовых потерь.

Намерение военно-политического руководства России максимально минимизировать  траты на военную операцию в Сирии четко прослеживается в статьях «экономической» направленности Соглашения об авиагруппе. Так аэродром Хмеймим в сирийской провинции Латакия, где базируются ВКС России, включая его территорию и инфраструктуру, предоставляются в пользование Российской Федерации на безвозмездной основе[22]. Кроме того, Российская венная группировка получила «право ввозить на территорию Сирийской Арабской Республики и вывозить с территории Сирийской Арабской Республики без взимания Сирийской Стороной каких-либо сборов и пошлин для российской авиационной группы любое вооружение, боеприпасы, оборудование и материалы, необходимые для выполнения задач по ее предназначению, обеспечения безопасности и жизнедеятельности личного состава»[23]. Статья 8 Соглашения предоставляет российской авиационной группе налоговые льготы: «Сирийская Арабская Республика освобождает российскую авиационную группу от всех прямых и косвенных налогов»[24]. Можно констатировать, что Соглашение об авиагруппе Российской Федерации в Сирии предоставляет Российскому воинскому соединению максимально выгодный льготный режим в части финансовых расходов и материального обеспечения.

Статья 6 Соглашения об авиагруппе предоставляет личному составу Российской авиагруппы определенные иммунитеты и привилегии. Так например, российская авиационная группа пользуется полным иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции властей Сирии[25]. Кроме того, согласно пункту 3 статьи 6 Соглашения «личному составу российской авиационной группы, включая ее командира, а также членам их семей предоставляются иммунитеты и привилегии, аналогичные тем, которые предусмотрены в отношении членов дипломатического персонала дипломатического представительства и членов их семей в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.»[26].

Так, Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года закрепляет неприкосновенность личности дипломатического сотрудника. Он не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме[27].  Частная резиденция дипломатического агента пользуется неприкосновенностью и защитой, той же, что и помещение дипломатического представительства[28].  Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовного преследования страны пребывания[29]. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции[30].

Помимо дипломатического персонала Венская конвенция также наделяет определенными иммунитетами и привилегиями помещения дипломатических представительств, находящееся в них имущество, а также документы, связанные с их (представительств) деятельностью. Венская конвенция 1961 года гарантирует неприкосновенность помещений представительства, то есть представители власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства[31]. Помещение представительства, а также находящееся там имущество, в том числе средства передвижения, пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий[32]. Документооборот дипломатического представительства также защищен от посягательств: «Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения»[33].

В целом статья 6 Соглашения об авиационной группе конкретизирует нормы Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года применительно к российской авиационной группе в Сирии. Российская авиагруппа наделяется полным иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции сирийских властей[34]. Все движимое и недвижимое имущество военной группировки Российской Федерации неприкосновенно. Ее архив и все документы, принадлежащие ей, неприкосновенны вне зависимости от места их расположения[35].

Представители сирийских властей лишены права вступать в места дислокации российской авиационной группы. Позволить им войти на территорию базирования вооруженных сил России может только руководство авиагруппы ВКС России. «Представители органов власти Сирийской Арабской Республики не вправе вступать в места дислокации российской авиационной группы без согласия ее командира». Кроме того, Соглашение об авиагруппе наделяют иммунитетом российскую военную технику в Сирии. Пункт 4 статьи 6 Соглашения предусматривает, что «транспортные средства и воздушные суда Российской Федерации, используемые в интересах российской авиационной группы являются неприкосновенными, пользуются иммунитетом от досмотра, обыска, реквизиции, ареста и иных принудительных мер[36].

Важно отметить, что статья 6 Соглашения об авиагруппе начинается не с пункта об иммунитетах и привилегиях, а с обязанностей личного состава авиационной группы. Пункт 1 статьи 6 Соглашения об авиагруппе гласит: «Личный состав российской авиационной группы во время пребывания в Сирийской Арабской Республике будет уважать законы, обычаи и традиции страны пребывания, с которыми он будет ознакомлен по прибытии в Сирийскую Арабскую Республику»[37].

Как известно, Сирия представляет собой государство, крайне неоднородное с точки зрения этнического и конфессионального состава населения. Не менее 90% населения страны составляют мусульмане, причем 75% из них – сунниты, 13% – алавиты, а остальные – представители шиитов-исмаилитов, шиитских сект исмаилитов и друзов. Суннизм исповедуют арабы, курды, туркмены, турки, черкесы. До 10% сирийцев исповедуют христианство[38].

Подавляющее большинство жителей страны – арабоязычные сирийские арабы (ок. 90%). По вероисповеданию они преимущественно мусульмане, но встречаются и христиане. Крупнейшее национальное меньшинство образуют курды, которые составляют примерно 9% населения. Доля армян, второго по численности национального меньшинства, в составе населения 2–3%. В Сирии проживают также туркмены и черкесы. Самые немногочисленные национальные меньшинства представлены кочевыми цыганами, турками, иранцами, ассирийцами[39].

Сложность этно-религиозного состава сирийского населения многократно осложняет начавшийся внутриполитический кризис. По этой причине российские военные, расквартированные в Сирии, должны быть максимально осведомлены об обычаях и традициях сирийского общества, а также знать местное законодательство.

Знание обстановки и юридическое закрепление обязанности уважения законов, обычаев и традиций позволило российским военным в Сирии в значительной степени избежать эксцессов в общении с местным населением и не повторить негативный опыт американского присутствия в странах Ближнего Востока.

На данный момент тематике правовых основ российско-сирийских отношений в военно-политической сфере посвящено довольно малое количество научных исследований. В этом плане стоит выделить цикл опубликованных в Евразийском Юридическом журнале статей Фархутдинова И.З.,[40]  в которых он справедливо отмечет незаконность действий западной коалиции против террористов на территории Сирии. «С августа 2014 года США и их союзники осуществляют авиаудары по позициям так называемого Исламского государства в Сирии и Ираке. При этом действия происходят без согласия законного правительства Б. Асада, идут вразрез с международным правом и нарушают суверенитет Сирийской Арабской Республики»[41].

Автор противопоставляет военные операции России и США против ИГ с точки зрения их соответствия международному праву. «Российская военная операция, начавшаяся 30 сентября 2015 года в Сирии, проводится по просьбе его законного правительства. В отличие от бомбардировок США и их некоторых союзников, единственной целью военной операции России, проводимой по просьбе правительства Сирии, являющегося суверенным государством со всеми вытекающими отсюда международно-правовыми полномочиями, является установление мира. Российские военные находятся в Сирии в полном соответствии с международными нормами, которые, напомним, были юридически закреплены в Договоре о дружбе и сотрудничестве от 1980 года»[42]. Стоит при этом отметить, что, подчеркивая базовое значение Договора о дружбе и сотрудничестве от 1980 года, автор никак не упоминает о Соглашении между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики от 26 августа 2015 года и о Соглашении о расширении территории пункта материально-технического обеспечения в Тартусе от 20 января 2017 года.,  при том, что именно эти соглашения наполнили Договор 1980 года конкретным военно-политическим содержанием.

В завершение следует отметить, что Сирийский кризис наглядно демонстрирует нарушение отдельными государствами основополагающих принципов международного права. Именно Российская Федерация, напрямую вмешавшись в сирийскую гражданскую войну на стороне официального Дамаска по его официальной просьбе, выступила главным защитником современного международного права, базирующегося на Уставе ООН и его основных принципах.

 

Список использованной литературы:

  • Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и САР (1980) //http://docs.cntd.ru/document/420354345
  • Асад в письме Путину попросил о военной помощи в Сирии// https://www.forbes.ru/news/301627-asad-v-pisme-putinu-poprosil-o-voennoi-pomoshchi-v-sirii
  • Асад в письме попросил Путина о военной поддержке// https://www.gazeta.ru/politics/news/2015/09/30/n_7651301.shtml
  • Совфед разрешил использовать российские войска в Сирии//https://www.gazeta.ru/politics/news/2015/09/30/n_7650503.shtml
  • «Предотвратить угрозу»: Владимир Путин о целях операции в Сирии и задачах Минобороны//https://tass.ru/politika/2520235
  • Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики (с изменениями на 18 января 2017 года) // http://docs.cntd.ru/document/420329053
  • 6 major players who turned Syria into a proxy war nightmare//https://www.salon.com/test/2013/09/06/these_6_players_made_syria_a_proxy_war_partner/
  • СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ ПАКТ от 4 апреля 1949 года// http://docs.cntd.ru/document/1902050
  • Договор о коллективной безопасности (с изменениями на 10 декабря 2010 года)// http://docs.cntd.ru/document/1900489
  • Устав ООН// https://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-vii/index.html
  • Путин: операция России в Сирии не нанесет существенного ущерба бюджету// https://ria.ru/20151217/1343668341.html?in=t
  • Венская конвенция 1961 года// https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml
  • СИРИЯ//https://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/SIRIYA.html?page=0,3#part-15
  • «Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников», Фархутдинов И.З. // https://eurasialaw.ru/nashi-rubriki/yuridicheskie-stati/mezhdunarodnoe-pravo-o-primenenii-gosudarstvom-voennoj-sily-protiv-negosudarstvennykh-uchastnikov
  • Обеспечение мира и безопасности в Евразии(Международно-правовая оценка событий в Сирии). Интервью с Инсуром Забировичем Фархутдиновым// https://eurasialaw.ru/nashi-rubriki/persona-grata/intervyu-s-insurom-zabirovichem-farkhutdinovym
  • «Эффективный механизм»: как прошла встреча Путина, Эрдогана и Рухани по урегулированию конфликта в Сирии//https://russian.rt.com/world/article/668839-itogi-tryohstoronnii-sammit-siriya

 

Информация об авторах:

Данельян Андрей Андреевич, д.ю.н., доцент, заведующий кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России.

e-mail: danel1@mail.ru;

Невзоров Александр Алексеевич, аспирант Дипломатической академии МИД России.

e-mail: nevzorov.alexander@gmail.com.

 

Information about the authors:

Andrey A.Danelian, D-r of Law, Associate Professor, Head of the Department of International Law, Diplomatic Academy of the Russian Ministry of Foreign Affairs

e-mail: danel1@mail.ru;

Alexander A.Nevzorov, graduate student of the Diplomatic Academy of the Russian Ministry of Foreign Affairs;

e-mail: nevzorov.alexander@gmail.com

 

_________________

[1] Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и САР (1980) //http://docs.cntd.ru/document/420354345

[2] Там же

[3] Асад в письме Путину попросил о военной помощи в Сирии// https://www.forbes.ru/news/301627-asad-v-pisme-putinu-poprosil-o-voennoi-pomoshchi-v-sirii

[4] Совфед разрешил использовать российские войска в Сирии//https://www.gazeta.ru/politics/news/2015/09/30/n_7650503.shtml

[5] Соглашение действует с изменениями, внесенными Международным протоколом от 18 января 2017 г.

[6] «Предотвратить угрозу»: Владимир Путин о целях операции в Сирии и задачах Минобороны//https://tass.ru/politika/2520235

[7] Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики (с изменениями на 18 января 2017 года), ст.12// http://docs.cntd.ru/document/420329053

[8] Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики, преамбула (с изменениями на 18 января 2017 года), // http://docs.cntd.ru/document/420329053

[9]  Там же

[10] Там же

[11] Там же

[12] Там же

[13] 6 major players who turned Syria into a proxy war nightmare//https://www.salon.com/test/2013/09/06/these_6_players_made_syria_a_proxy_war_partner/

[14] СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ ПАКТ от 4 апреля 1949 года, ст.5// http://docs.cntd.ru/document/1902050

[15] Договор о коллективной безопасности (с изменениями на 10 декабря 2010 года), ст. 4 // http://docs.cntd.ru/document/1900489

[16] Устав ООН, ст.51// https://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-vii/index.html

[17] Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики (с изменениями на 18 января 2017 года), ст.2, п.1// http://docs.cntd.ru/document/420329053

[18] Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики (с изменениями на 18 января 2017 года), ст.2, п.5// http://docs.cntd.ru/document/420329053

[19] Там же, ст.4

[20] Там же, ст.4

[21] Путин: операция России в Сирии не нанесет существенного ущерба бюджету// https://ria.ru/20151217/1343668341.html?in=t

[22] Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики (с изменениями на 18 января 2017 года), ст.2, п.4// http://docs.cntd.ru/document/420329053

[23] Там же, статья 5, п.1

[24] Там же, статья 8

[25] Там же, статья 6, п.2

[26] Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики (с изменениями на 18 января 2017 года), ст.6, п.3// http://docs.cntd.ru/document/420329053

[27] Венская конвенция 1961 года, ст.29// https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml

[28] Там же, ст.30// https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml

[29] Там же, ст.31// https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml

[30] Там же, ст.31// https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml

[31] Там же, ст.22// https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml

[32] Там же, ст.22// https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml

[33] Там же, ст.24// https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml

[34] Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики (с изменениями на 18 января 2017 года), ст.6, п.2//http://docs.cntd.ru/document/420329053

[35] Там же

[36] Там же, ст.6, п.4

[37] Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики (с изменениями на 18 января 2017 года), ст.6, п.1//http://docs.cntd.ru/document/420329053

[38]СИРИЯ//https://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/SIRIYA.html?page=0,3#part-15

[39] Там же

[40] «Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников»,  Фархутдинов И.З. // https://eurasialaw.ru/nashi-rubriki/yuridicheskie-stati/mezhdunarodnoe-pravo-o-primenenii-gosudarstvom-voennoj-sily-protiv-negosudarstvennykh-uchastnikov; Обеспечение мира и безопасности в Евразии (Международно-правовая оценка событий в Сирии). Интервью с Инсуром Забировичем Фархутдиновым// https://eurasialaw.ru/nashi-rubriki/persona-grata/intervyu-s-insurom-zabirovichem-farkhutdinovym

[41] Там же

[42] Обеспечение мира и безопасности в Евразии(Международно-правовая оценка событий в Сирии). Интервью с Инсуром Забировичем Фархутдиновым// https://eurasialaw.ru/nashi-rubriki/persona-grata/intervyu-s-insurom-zabirovichem-farkhutdinovym

Добавить комментарий

Войти с помощью: