Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Эволюция и содержание принципа мирного разрешения международных споров в международном праве

В данной статье представлен краткий обзор видов конфликтных отношений между государствами. На основе правового анализа исторических и международно-правовых источников продемонстрирована эволюция принципа мирного разрешения споров с древнейших времен до настоящего времени. Анализируется содержание данного принципа, проводится сравнительно-правовой анализ мирных средств урегулирования споров, предусмотренных Уставом ООН и другими международно-правовыми актами.

Авторы приходят к выводу о том, что мирное разрешение международных споров представляет собой комплексный принцип, состоящий из нескольких взаимосвязанных элементов, содержание которых отражено в различных международно-правовых документах. Показано, что государства обладают правом свободного выбора конкретных средств урегулирования споров. Это право вытекает из двух взаимосвязанных принципов международного права — суверенного равенства государств и невмешательства в дела, входящие в их внутреннюю компетенцию.

Ключевые слова: принципы международного права, мирное разрешение споров, спор, ситуация, Международный Суд, арбитраж, переговоры, консультации, обследование, примирение, добрые услуги и посредничество.

 

Evolution and content of the principle of peaceful settlement of international disputes in international law

Annotation

This article provides a brief overview of the types of conflict relations between states. Based on the legal analysis of historical and international legal sources, the evolution of the principle of peaceful settlement of disputes from ancient times to the present is demonstrated. The content of this principle is analyzed, a comparative legal analysis of peaceful means of dispute settlement provided for by the UN Charter and other international legal acts is carried out.

The authors come to the conclusion that the peaceful settlement of international disputes is a complex principle, consisting of several related elements, the content is reflected in international legal documents. It is shown that states have the right to freely choose the means of settling disputes. This right follows from two interrelated principles of international law — sovereign equality and non-interference in matters within their internal competence.

Keywords: principles of international law, peaceful settlement of disputes, dispute, situation, International Court of Justice, arbitration, negotiation, consultation, examination, conciliation, good offices and mediation.

 

Введение

Столкновение интересов государств на международной арене является неизбежным. В большинстве случаев конфликтные отношения удается урегулировать дипломатическими или судебными средствами. Вместе с тем, в практике межгосударственных отношений нередки случаи, когда нерешенные вопросы приводили к нарушению мира. Вооруженные конфликты XX-XXI вв. наглядно продемонстрировали необходимость поиска новых и совершенствования уже существующих путей урегулирования конфликтных отношений. В этой связи, международно-правовое исследование содержания принципа мирного разрешения споров и его эволюции представляется весьма актуальным.

Виды конфликтных отношений между государствами. Прежде чем приступить к анализу эволюции и содержания принципа мирного разрешения международных споров, необходимо рассмотреть виды конфликтных отношений между государствами. В международном праве выделяют два вида таких отношений — ситуация и спор. Определение данных понятий в Уставе ООН отсутствует. Однако согласно практике Международного Суда и Совета Безопасности ООН, ситуация имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя и порождает трения между ними[1]. Ситуация со временем может перерасти в спор.

Спор имеет место тогда, когда государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора[2]. Наибольшее практическое значение разграничения между ситуациями и спорами состоит в процедуре их рассмотрения в Совете Безопасности[3]. Так, например, участвующий в споре член Совета Безопасности обязан воздерживаться от голосования, а при рассмотрении ситуации — не обязан.

Стоит отметить, что различают два вида споров и ситуаций: угрожающие миру и безопасности; и несопряжённые с такой угрозой[4]. В отношении споров, угрожающих миру, Совет Безопасности наделён особыми полномочиями. Он может по собственной инициативе расследовать любой такой спор, рекомендовать надлежащую процедуру урегулирования, а также условия разрешения спора[5]. Так, например, в течение 2019 г. Совет Безопасности направил пять миссий в составе всех 15 его членов: в Западную Африку (Кот-д’Ивуар и Гвинея-Бисау); Сахель (Мали и Буркина-Фасо); Кувейт и Ирак; Колумбия; и Африканский Рог (Эфиопия и Южный Судан). Основными целями данных миссий стали: предотвращение конфликтов, оценка выполнения различных соглашений о мире, примирении и разрешении конфликтов, а также постконфликтное урегулирование[6].

Стоит отметить, что в своих решениях Совет Безопасности признал функции Генерального секретаря ООН по расследованию и установлению фактов с целью разрешения конфликтных ситуаций[7].

Некоторые ученые выделяют три вида международных споров, ведущих к международной напряжённости:

1) межгосударственные;

2) транснациональные;

3) споры о правах человека[8].

Международные споры можно классифицировать по различным основаниям, например: по объекту спора, по его предмету, степени опасности для международного мира, по географии распространения (например, глобальные, региональные и локальные), по числу субъектов (двусторонние или многосторонние), по видам субъектов (межгосударственной или спор с участием международной организации)[9].

Стоит отметить, что Устав ООН различает две категории споров: юридического характера и все остальные. П. 2 ст. 36 Статута Международного Суда относит к юридическим спорам вопросы, касающиеся: толкование договора; любого вопроса международного права; наличие факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства, а также характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства[10]. 

Эволюция международно-правового принципа мирного урегулирования споров. Несмотря на то, что принцип мирного разрешения международных споров был закреплен в письменных источниках не так давно, первые средства урегулирования споров появились еще в период рабовладельческого строя. В частности, известно, что в Древней Индии и Древнем Китае уже применялись такие средства разрешения споров, как посредничество и арбитраж[11]. В Древней Греции конфликты между общинами и полисами разрешались посредством переговоров специальных уполномоченных лиц ─ послов. В эпоху Гомера они назывались «вестниками», а в классической Греции ─ старейшинами («пресбейс»). Кроме того, в качестве парламентеров выступали мудрецы, поэты, ближайшие друзья и братья правителя, самые авторитетные люди государства, пользующиеся уважением и у чужеземных правителей, например, победители Олимпийских игр[12].

В Древнем Риме в ранний период все спорные политические вопросы также старались разрешить миром. Лишь в случае невозможности разрешить спор мирно прибегали к оружию. Как отмечает Давыденко Д.Л., в республиканский период объявление войны было в высшей степени сложной процедурой. Переговоры от имени Рима вела специальная комиссия из четырех человек во главе со жрецом коллегии фециалов. Данная Комиссия несколько раз отправлялась в город, нарушивший международные правила. При этом всякий раз совершались обряды и громким голосом произносились магические слова и проклятия в адрес нарушителя международного права. Затем комиссия возвращалась в Рим и в течение 33 дней ждала ответа. В случае его неполучения фециалы докладывали Сенату и народу, которым принадлежало право объявления войны. После этого жрец в последний раз отправлялся к границе города и бросал на вражескую землю дротик с обожженным и окровавленным концом[13].

Впервые принцип мирного разрешения международных споров на универсальном уровне был закреплен в Конвенции о мирном решении международных столкновений 1899 г. Данная Конвенция была принята на I Гаагской конференции, инициатором проведения которой был российский император Николай II. На II Гаагской конференции в 1907 г. данный принцип был подтвержден и дополнен. Так, ст. 2 Конвенции устанавливала, что прежде чем прибегнуть к оружию, государства обращаются, насколько позволяют обстоятельства, к добрым услугам или посредничеству[14]. Таким образом, не существовало запрета разрешать споры с помощью военной силы, так как стороны могут, а не обязаны прибегать к добрым услугам или посредничеству.

Следующий документ, в котором рассматриваемый принцип получил дальнейшее развитие, — Статут Лиги Наций 1920 г. Ст. 12 Статута устанавливала, что если между членами Лиги наций возникает спор, который может повлечь за собой разрыв отношений, то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо рассмотрению Совета[15]. Стороны также соглашаются, что не должны прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или доклада Совета. Таким образом, в этом международно-правовом документе также не был предусмотрен полный запрет войны, как средства разрешения споров.

Впервые императивный характер данного принципа был установлен в Пакте Бриана-Келлога 1928 г. Так, ст. 2 данного международно-правового документа устанавливает, что при урегулировании споров, стороны должны всегда прибегать к мирным средствам[16].

Следующий документ, в котором принцип мирного разрешения международных споров получили развитие — Устав ООН 1945 г. , в котором в ч. 3 ст. 2 говорится, что члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость[17]. Глава VI Устава (ст.33-38) полностью посвящена мирному разрешению споров. В ней, в частности, предусмотрены полномочия Совета Безопасности по расследованию споров и ситуаций.

Принцип мирного разрешения международных споров получил дальнейшее развитие в Декларации о принципах международного права 1970 г., в которой установлено, что каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной целостности, так и политической независимости любого государства, так и любым иным образом, несовместимым с целями ООН[18].

Кроме того, данный принцип был отражен и в других международно-правовых документах, таких как: Заключительный акт СБСЕ 1975 г., Манильская декларация о мирном разрешении международных споров 1982 г., Декларация о предотвращения и устранения споров и ситуаций 1988 г.

Содержание принципа мирного разрешения международных споров. Содержание принципа мирного разрешения споров можно условно свести к нескольким элементам.

Во-первых, помимо того, что государства обязаны разрешать свои международные споры мирными средствами, они еще и обязаны предотвращать появление конфликтных ситуаций. Так, например, в Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций 1988 г. установлено, что государства должны «действовать таким образом, чтобы предотвращать в своих международных отношениях возникновение или обострение споров или ситуаций, в частности, путем добросовестного выполнения своих обязательств, вытекающих из международного права»[19].

Во-вторых, государства не вправе оставлять свои международные споры нерешенными. Это означает требование скорейшего разрешения международного спора и необходимость продолжения поиска путей урегулирования, если взаимно согласованный спорящими сторонами способ урегулирования не несет позитивных результатов.

В-третьих, государства должны воздерживаться от действий, способных обострить спор. Это отражено как в практике Международного Суда ООН, так и в международно-правовых актах.  В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. установлено, что «Государства-участники <…> будут воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным»[20].

В-четвертых, государства должны урегулировать свои споры на основе международного права и справедливости.

В-пятых, государства обладают правом свободного выбора конкретных средств урегулирования споров. Этот элемент проистекает из двух принципов международного права — суверенного равенства государств и принципа невмешательства в их внутренние дела. Так, например, Манильская декларация о мирном разрешении международных споров 1982 г. предусматривает, что международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и при соблюдении принципа свободного выбора средств в соответствии с обязательствами по Уставу ООН и принципами справедливости и международного права. «Применение какой-либо процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру, свободно согласованную между государствами в отношении существующих или будущих споров, в которых они являются сторонами, не должно рассматриваться как несовместимое с принципом суверенного равенства государств»[21].

Мирные средства урегулирования споров. Ч. 1 ст. 33 Устава ООН предусматривает перечень таких средств. К ним относятся переговоры, консультации, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям или иные мирные средства по выбору заинтересованных сторон. Формулировка «иные мирные средства» означает, что перечень не является исчерпывающим. К числу мирных средств, которые не предусмотрены уставом ООН, можно отнести такие, как добрые услуги и консультации.

Перейдем к рассмотрению переговоров и консультаций. Переговоры играет ведущую роль среди других мирных средств, так как применяются чаще иных средств урегулирования споров. Более того, без них невозможно применить иные досудебные средства.

Переговоры представляют собой «обсуждение, осуществляемое напрямую, т.е. без участия третьего лица, посредника или медиатора, направленное на принятие совместного решения, способного урегулировать имеющиеся разногласия»[22]. Цели, состав участников, уровень представительства на переговорах и иные процедурные вопросы согласовываются самими сторонами в соответствии с принципами и нормами международного права.

Переговоры должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение суверенной воли сторон, начинаться и проходить без каких-либо предварительных условий и угроз. В данном контексте особую роль играют специальные соглашения, позволяющие детально урегулировать порядок осуществления переговоров в такой форме, как консультации и уведомления.

Что касается процедуры проведения переговоров, то обычно она осуществляется через дипломатические каналы, то есть через соответствующие представительства на территории принимающего государства. Как отмечает Зайцева Л.И., «в отдельных случаях переговоры осуществляются через уполномоченные органы, например, министерства или департаменты, ответственные за реализацию определенных направлений деятельности. В некоторых случаях возможна передача спора в вышестоящие органы, если уполномоченный орган им подотчетен»[23].

Консультации, как средство урегулирования споров, появились относительно недавно. Они стали применяться после Второй Мировой войны. Стороны сами регламентируют порядок создания консультативной комиссии. Консультации могут иметь как факультативный, так обязательный характер для сторон, и, как отмечают специалисты, являются разновидностью переговоров. В соответствии с ранее достигнутой договоренностью государства обязуются периодически или в случае возникновения определенного рода обстоятельств консультироваться друг с другом для устранения возможных разногласий.

Целями консультаций являются обмен мнениями и информацией по вопросам, представляющим интерес; координация позиций государств по существу обсуждаемых проблем; подготовка и представление государствам и международным организациям предложений о скоординированных шагах и совместных мерах по решению той или иной международной проблемы; формирование предложений в проекты повесток дня встреч руководителей государств и заседаний органов.

Процедура консультаций может быть подробно урегулирована в международно-правовых актах[24].

Обследование и примирение. Несмотря на то, что обследование и примирение — очень похожие между собой процедуры, они имеют существенные отличия. Обследование – это международно-правовая процедура установления фактов, имевших место в прошлом[25]. Обследование или следственная комиссия используется, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств вызвавших спор. На паритетных началах создаётся следственная комиссия, которую может возглавить представитель либо третьего государства, либо международной организации. Результаты работы комиссии фиксируются в докладе, который должен ограничиться лишь установлению фактов. За сторонами остаётся полная свобода пользоваться выводами комиссии. В практической плоскости сам термин «установление фактов» обычно применяют только к обследованию. К примеру, следственные комиссии, которые создаются в системе ООН, в большинстве случаев называются «миссиями по установлению фактов» (fact-finding missions)[26]. Важным аспектом, определяющим место обследования в системе средств мирного разрешения международных споров, является его соотношение с примирением (согласительной процедурой).

Примирение, в отличие от обследования, включает не только установление фактов, но и разработку практических рекомендаций. Созданная на паритетных началах, международная примирительная комиссия должна выработать рекомендации по решению спора. Выводы комиссии носят факультативный характер, то есть не являются юридически обязательными. Как отмечает Э.А. Пушмин, «исторически согласительная процедура возникла как дальнейший этап в развитии практики международных следственных комиссий. Вскоре после принятия Гаагских конвенций практика урегулирования межгосударственных разногласий пошла по пути расширения компетенции следственных комиссий за счет наделения их правами не только по расследованию факта, но и условий урегулирования спора»[27]. Более того, специалисты отмечают фактическое превращение следственных комиссий в согласительные[28].

Современное представление о согласительной процедуре таково, что она «с организационной точки зрения походит на расследование, с функциональной – на посредничество»[29].

Таким образом, установление фактов выступает основой согласительной процедуры, но не исчерпывает ее. Главная цель согласительных комиссий заключается в достижении сторонами соглашения, основанного на собранных фактических данных и предложенных комиссией вариантах урегулирования конфликта.

Добрые услуги и посредничество. Добрые услуги — это действия не участвующей в споре стороны, направленные на установление контактов между спорящими сторонами. Как отмечают специалисты, назначение добрых услуг заключается в предоставлении в основном технической помощи в проведении переговоров в продуктивной атмосфере[30]. Добрые услуги могут оказываться как в ответ на просьбу заинтересованных сторон или стороны, так и по собственной инициативе. Предложение добрых услуг не должно рассматриваться как недружественный акт по отношению к спорящим сторонам.

Сторона, которая оказывает добрые услуги, не принимает непосредственного участия в переговорах между спорящими сторонами.  Именно это обстоятельство является главным отличием добрых услуг от посредничества. Кроме того, на практике нередки случаи, когда добрые услуги перерастают в посредничество. Посредничество предполагает непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора. Она вправе предлагать свои варианты решения спора, причём эти предложения не носят обязательного характера. Стоит отметить, что посредником может выступать не только государство, но и международная организация. Например, ст. 25 Конвенции об охране подводного культурного наследия 2001 г. предусматривает, что споры могут решаться, в том числе, посредничеством через ЮНЕСКО[31].

Ст. 5 Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров в ВТО 1994 г. предоставляет спорящим сторонам, для того чтобы завершить спор с помощью Взаимоприемлемого решения, ряд согласительных способов, среди которых добрые услуги, согласительная процедура и посредничество[32].

Со стороны ООН посредничество осуществляется Генеральным секретарем или его специальными представителями на основе резолюций Генеральной Ассамблеи или Совета Безопасности. Порядок посредничества подробно регламентирован в Гаагских конвенциях о мирном решении международных столкновений 1899 и 1907 гг.

Международный арбитраж и судебное разбирательство. Международный арбитраж представляет собой добровольно выраженное согласие спорящих сторон передать спор на рассмотрение третьей стороны, решение которой будет для них обязательным. В международном праве различают два вида арбитража — постоянной и ad hoc арбитраж, создаваемый для решения конкретного спора. Решение международного арбитража характеризуется обязательностью применения и исполнения. Большую роль в развитии института арбитража сыграли уже упоминавшиеся ранее Гаагские конвенции о мирном решении международных столкновений.

Различают три способа передачи дела в арбитраж:

1) специальное соглашение (компромисс);

2) специальное положение в международном договоре (арбитражная оговорка);

3) общий арбитражный договор.

В качестве примера международного арбитража можно привести Постоянную палату третейского суда. Она представляет собой старейший орган по разрешению морских споров и учреждена на основе Гаагской конвенции о мирном решении международных столкновении.

На данный момент Постоянная палата третейского суда представляет собой список лиц, из которых стороны спора для каждого конкретного случая выбирают арбитров. Особенностью Постоянной палаты третейского суда является то, что к рассмотрению принимаются иски, в том числе, от частных компаний, имеющие международный характер. Более того, слушания могут проходить в закрытом режиме и решения часто остаются конфиденциальными по требованию сторон.

Судебное разбирательство характеризуется тем, что решения международных судебных инстанций носит окончательный характер и юридически обязательно только для сторон спора. У судебного разбирательства иной порядок образования нежели при арбитраже, так как состав суда и процедура рассмотрения уже четко регламентированы в уставных документах международных судебных инстанций. Стоит отметить, что первым постоянным международным судом стала Постоянная палата международного правосудия.

В 1946 г. Международный Суд ООН сменил Постоянную палату международного правосудия, и на данный момент он является основной судебной инстанцией, а его Статут является неотъемлемой частью Устава ООН.

Международный Суд является одним из шести главных органов ООН. Он осуществляет как судебную, так консультативную функции. Отличительной особенностью Международного Суда от других международных судебных инстанций является то, что он может разрешать дела на основе принципа добра и справедливости, т.е., не ограничивая себя действующими нормами международного права. Является единственной международной судебной инстанцией, обладающей общей юрисдикцией. Международный Суд рассматривает дело лишь в том случае, если государство дали согласие на то, чтобы стать стороной разбирательства. Тем не менее, государство, признавшее юрисдикцию суда, может счесть, что такая юрисдикция не является применимой, то есть с этим государством отсутствует спор, или спор не носит правового характера. Кроме того, государство может посчитать, что его согласие признать юрисдикцию суда не применимо к данному спору.

Решения Международного Суда обязательны, окончательны и обжалованию не подлежат. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности могут запрашивать у Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Генеральная Ассамблея может дать разрешение запрашивать консультативное заключение Суда и другим органам ООН, и её специализированным учреждениям.

В состав Суда входят 15 независимых судей из числа лиц с высокими моральными качествами, являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Судьи избираются сроком на 9 лет с правом переизбрания. Кандидат, претендующий на должность судьи, должен получить абсолютное большинство голосов в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности ООН. В целях обеспечения преемственности, не все сроки полномочий 15 судей истекают в одно и то же время. Каждые три года проводятся выборы одной трети членов суда. Международной Суд обычно рассматривает дела в полном составе. Вместе с тем, его Статут предусматривает возможность утверждения камер в составе 3 и более судей. Такие камеры могут специализироваться на рассмотрении определенных категорий дел. Так, например, в 90-х годах были созданы камеры для рассмотрения споров о морском дне и экологическим вопросам. Камера может быть создана для рассмотрения отдельного дела как самим международным судом, так и по просьбе сторон, при этом число и кандидатуры судей тоже согласовываются между судом и сторонами.

Согласно Статуту Международного Суда, его решение обязательно лишь для сторон в деле и лишь по данному делу. Иначе говоря, решение не создает судебного прецедента, который был бы обязателен и для других государств в аналогичных ситуациях.

Заключение

Исходя из анализа эволюции и содержания принципа мирного разрешения международных споров, авторы пришли к следующим выводам.

  1. Несмотря на то, что первые мирные средства появились еще в период рабовладельческого строя, принцип мирного разрешения международных споров был закреплен на универсальном уровне лишь в 1899 г., а его императивный (обязательный) характер был закреплен в 1928 г. в Пакте Бриана-Келлога.
  2. Принцип мирного разрешения международных споров представляет собой сложный, комплексный принцип, состоящий из нескольких элементов, содержание которых зафиксировано в различных международно-правовых документах.
  3. Государства обладают правом свободного выбора конкретных средств урегулирования споров. Это право вытекает из 2 принципов международного права, а именно: принципа суверенного равенства государств и принципа невмешательства во внутренние дела.
  4. Важную роль в разрешении международных споров играют как судебные, так и внесудебные средства (переговоры, консультации, добрые услуги и т.д.).

 

Библиография

Международно-правовые документы

  1. Конвенции о мирном решении международных столкновений от 18 октября 1907 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901762207 (дата обращения – 11.01.2021).
  2. Устав Лиги наций от 10 января 1920 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.doc20vek.ru/node/451 (дата обращения – 11.01.2021).
  1. Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакт Бриана-Келлога) от 27 августа 1928 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901786550 (дата обращения – 11.01.2021).
  2. Устав Организации Объединенных Наций [Текст]: принят в г. Сан- Франциско 26.06.1945 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – Вып. XII. – Москва, 1956. – С. 14–47.
  3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]: принята Резолюцией 2625 (ХХV) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. – URL:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обращения – 11.01.2021).
  4. Хельсинкский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.osce.org/ru/mc/39505?download=true (дата обращения – 11.01.2021).
  5. Манильская декларация о мирном разрешении международных споров от 15 ноября 1982 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/manila_declaration.shtml (дата обращения – 11.01.2021).
  6. Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли Организации Объединенных Наций в этой области от 5 декабря 1988 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/place_threatenning_disputes.shtml (дата обращения – 11.01.2021).
  1. Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров в ВТО от 15 апреля 1994 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.pravo.ru/document/view/18484490/ (дата обращения – 11.01.2021).
  2. Положение о порядке проведения консультаций между государствами — участниками Договора о коллективной безопасности от 28 марта 1997 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://lawrussia.ru/texts/legal_213/doc213a164x923.htm (дата обращения – 11.01.2021).
  3. Конвенция об охране подводного культурного наследия от 2 ноября 2001 г. [Электронный ресурс]. – URL:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/underwater_heritage.shtml (дата обращения – 11.01.2021).
  4. Абашидзе А.Х. Мирное разрешение международных споров: современные проблемы [Текст]: монография / А.Х. Абашидзе, А.М. Солнцев. — 2-е изд. — Москва: РУДН, 2012. — 307 с.
  5. Давыденко Д.Л. Как разрешались конфликты: исторические казусы. [Электронный ресурс]. – URL: http://pravo.ru/review/view/6044/ (дата обращения – 11.01.2021).
  6. Зайцева Л.И. Переговоры как альтернативный способ разрешения споров в международном публичном праве // Baikal Research Journal. 2013. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/peregovory-kak-alternativnyy-sposob-razresheniya-sporov-v-mezhdunarodnom-publichnom-prave (дата обращения: 04.01.2021).
  7. История международного права: учебное пособие / Анисимов И.О., Комендантов С.В., Под науч. ред. С.А. Егорова — Москва: Проспект, 2020. — 80 с.
  8. Кудинов А.С. Обследование (следственная процедура) в системе мирного разрешения международных споров // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obsledovanie-sledstvennaya-protsedura-v-sisteme-mirnogo-razresheniya-mezhdunarodnyh-sporov (дата обращения: 11.01.2021).
  9. Кэрон Д.Д., Шинкарецкая Г.Г. Мирное разрешение международных споров посредством права // Вне конфронтации. Международное право в период после холодной войны: Сборник статей. — Москва: Спарк, 1996. — С. 323-349.
  10. Международное право: Учебник / Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А. Егоров. – Москва: Статут, 2016. – 848 с.
  11. Пушмин Э.А. Мирное разрешение международных споров (международно-правовые вопросы). — Москва: Международные отношения, 1974. — 173 с.
  12. Пушмин Э.А. Согласительная процедура – средство разрешения международных споров. — Калининград: Книжное издательство, 1973. — 120 с.
  13. Словарь международного права / Отв. ред. Егоров С.А., — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Статут, 2014. — 495 с.
  14. Толстых В.Л. Курс международного права : учебник / В. Л. Толстых. — Москва: Проспект, 2018. — 736 с.
  15. Хасанова Л.А. Добрые услуги, согласительная процедура и посредничество в ВТО: проблемы и перспективы // Российское право: образование, практика, наука. 2018. №5 (107). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dobrye-uslugi-soglasitelnaya-protsedura-i-posrednichestvo-v-vto-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 04.01.2021).

Практика Совета Безопасности ООН

24. Repertoire of the Practice of the Security Council 22nd Supplement 2019. Part VI – Consideration of the provisions of Chapter VI of the Charter. — 67 p. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.un.org/securitycouncil/ru/content/repertoire/settlements#rel1 (дата обращения – 11.01.2021).

 

Сноски

[1] Словарь международного права / Отв. ред. Егоров С.А., — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Статут, 2014. — С. 408.

[2] Там же, с. 422.

[3] Абашидзе А.Х. Мирное разрешение международных споров: современные проблемы [Текст]: монография / А.Х. Абашидзе, А.М. Солнцев. — 2-е изд. — М. : РУДН, 2012. — С. 15.

[4] Международное право: Учебник / Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А. Егоров. – Москва: Статут, 2016. – С. 702-703.

[5] Подробнее см.:

[6] Repertoire of the Practice of the Security Council 22nd Supplement 2019. Part VI – Consideration of the provisions of Chapter VI of the Charter. —  p. 13. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.un.org/securitycouncil/ru/content/repertoire/settlements#rel1 (дата обращения – 11.01.2021).

[7] Op. cit., pp.16-17.

[8]  Кэрон Д.Д., Шинкарецкая Г.Г. Мирное разрешение международных споров посредством права // Вне конфронтации. Международное право в период после холодной войны: Сборник статей. — Москва: Спарк, 1996. — С. 326.

[9] Международное право: Учебник / Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А. Егоров. – Москва: Статут, 2016. –  С. 703.

[10] Устав Организации Объединенных Наций [Текст]: принят в г. Сан- Франциско 26.06.1945 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – Вып. XII. – М, 1956. – С. 14–47.

[11] История международного права: учебное пособие / Анисимов И.О., Комендантов С.В., Под науч. ред. С.А. Егорова. — Москва: Проспект, 2020. — С. 36-37.

[12] Давыденко Д.Л. Как разрешались конфликты: исторические казусы. [Электронный ресурс]. – URL: http://pravo.ru/review/view/6044/ (дата обращения – 11.01.2021).

[13] Там же.

[14] Конвенции о мирном решении международных столкновений от 18 октября 1907 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901762207 (дата обращения – 11.01.2021).

[15] Устав Лиги наций от 10 января 1920 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.doc20vek.ru/node/451 (дата обращения – 11.01.2021).

[16] Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакт Бриана-Келлога) от 27 августа 1928 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901786550 (дата обращения – 11.01.2021).

[17] Устав Организации Объединенных Наций [Текст]: принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – Вып. XII. – Москва, 1956. – С. 14–47.

[18] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]: от 24 октября 1970 г. – URL:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обращения – 11.01.2021).

[19] Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли Организации Объединенных Наций в этой области от 5 декабря 1988 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/place_threatenning_disputes.shtml (дата обращения – 11.01.2021).

[20] Хельсинкский Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.osce.org/ru/mc/39505?download=true (дата обращения – 11.01.2021).

[21] Манильская декларация о мирном разрешении международных споров от 15 ноября 1982 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/manila_declaration.shtml (дата обращения – 11.01.2021).

[22] Зайцева Л.И. Переговоры как альтернативный способ разрешения споров в международном публичном праве // Baikal Research Journal. 2013. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/peregovory-kak-alternativnyy-sposob-razresheniya-sporov-v-mezhdunarodnom-publichnom-prave (дата обращения: 04.01.2021).

[23] Там же.

[24] См., например: Положение о порядке проведения консультаций между государствами — участниками Договора о коллективной безопасности от 28 марта 1997 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://lawrussia.ru/texts/legal_213/doc213a164x923.htm (дата обращения – 11.01.2021).

[25] Кудинов А.С. Обследование (следственная процедура) в системе мирного разрешения международных споров // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obsledovanie-sledstvennaya-protsedura-v-sisteme-mirnogo-razresheniya-mezhdunarodnyh-sporov (дата обращения: 11.01.2021).

[26] Кудинов А.С. Обследование (следственная процедура) в системе мирного разрешения международных споров // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obsledovanie-sledstvennaya-protsedura-v-sisteme-mirnogo-razresheniya-mezhdunarodnyh-sporov (дата обращения: 11.01.2021).

[27] Пушмин Э.А. Согласительная процедура – средство разрешения международных споров. — Калининград: Книжное издательство, 1973. — С. 34.

[28] Пушмин Э.А. Мирное разрешение международных споров (международно-правовые вопросы). — Москва: Международные отношения, 1974. — с. 81.

[29] Толстых В.Л. Курс международного права: учебник / В. Л. Толстых. — Москва: Проспект, 2019. — С.466.

[30] Хасанова Л.А. Добрые услуги, согласительная процедура и посредничество в ВТО: проблемы и перспективы // Российское право: образование, практика, наука. 2018. №5 (107). С. 98. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dobrye-uslugi-soglasitelnaya-protsedura-i-posrednichestvo-v-vto-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 11.01.2021).

[31] Конвенция об охране подводного культурного наследия от 2 ноября 2001 г. [Электронный ресурс]. – URL:https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/underwater_heritage.shtml (дата обращения – 11.01.2021).

[32] Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров в ВТО от 15 апреля 1994 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://docs.pravo.ru/document/view/18484490/ (дата обращения – 11.01.2021).

 

Информация об авторах:

Анисимов Игорь Олегович – к.ю.н., член Российской ассоциации международного права, доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России (119021, г. Москва, Остоженка 53/2, строение 1).

Гуляева Елена Евгеньевна – к.ю.н., член Российской ассоциации международного права, доцент кафедры европейского права Дипломатической академии МИД России (119021, г. Москва, Остоженка 53/2, строение 1).

 

Information about the authors:

Anisimov Igor Olegovich Candidate of Juridical Sciences, Member of the Russian Association of International Law, Associate Professor, Deputy head Department of International Law at Diplomatic Academy of Russian Foreign Ministry (119021, Moscow, Ostozhenka 53/2, Building 1).

Gulyaeva Elena — Candidate of Juridical Sciences, Member of the Russian Association of International Law, Associate Professor, Department of European Law at Diplomatic Academy of Russian Foreign Ministry (119021, Moscow, Ostozhenka 53/2, Building 1).

Добавить комментарий

Войти с помощью: