Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Факторы и методы оценки продовольственной безопасности Российской Федерации

Оценка состояния продовольственной безопасности требует необходимости разработки системы критериев и методов количественного измерения на всех уровнях, как на международном и внутриэкономическом, так и на местном уровне. Критерии и показатели на каждом уровне свои. Важное значение для определения уровня продовольственной безопасности имеет система показателей ее оценки, а также определение пороговых значений, отражающих критические точки в обеспечении продовольственной безопасности. Наиболее важным инструментом экономической политики в российской аграрной сфере является Доктрина продовольственной безопасности. Её основной акцент сделан на необходимость поддержания и развития отечественного агропроизводства на высоком уровне, заданном пороговыми значениями, а экономическая доступность, в свою очередь, предполагает обеспечение населения продуктами питания не зависимо от источников их происхождения.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, Доктрина продовольственной безопасности, нормы потребления, продовольствие, методы оценки, ФАО, сельскохозяйственная продукция.

 

FACTORS AND METHODS FOR ASSESSING FOOD SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. Assessing the state of food security requires the development of a system of criteria and methods of quantitative measurement at all levels, both at the international and domestic economic levels, and at the local level. Criteria and indicators at each level are different. Important for determining the level of food security is the system of indicators for its assessment, as well as the definition of thresholds that reflect critical points in ensuring food security. The most important instrument of economic policy in the Russian agricultural sector is the Doctrine of Food Security. Its main focus is on the need to maintain and develop domestic agricultural production at a high level set by threshold values, and economic accessibility, in turn, implies providing the population with food products regardless of their sources of origin.

Keywords: food security, Food security doctrine, consumption standards, food, assessment methods, FAO, agricultural products.

 

В современном мире в условиях возникновения геополитических конфликтов между государствами возникает вопрос по обеспечению национальной безопасности и, в том числе, продовольственной. Следует выделить следующие понятия, использующиеся для определения продовольственной безопасности и её уровня.

В первую очередь, под продовольственной безопасностью следует  понимать  ситуацию, при которой люди в любой  момент времени имеют физический и экономический доступ к достаточному  количеству безопасной пищи, которая  необходима  для ведения активной,  здоровой жизни. Данное понятие было сформулировано в Римской декларации   всемирной продовольственной безопасности 13 ноября 1996 г., принятой на Всемирном саммите по продовольственной безопасности. Саммит был проведен по инициативе Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, поскольку на тот момент остро стоял вопрос перепроизводства продовольствия в развитых странах, в то время как в странах третьего мира прослеживался массовый голод и надоедание среди всего населения.

Продовольственная безопасность состоит из совокупности мер, необходимых для решения задач, заключающихся не только в развитии производства продовольственных товаров, но и в их хранении, распределении и внешней торговле.

Важной частью продовольственной безопасности является рациональное определение норм потребления основных пищевых продуктов. На основании этих данных составляется дневной рацион для населения, обеспечивающий получение достаточного количества витаминов, белков, жиров и углеводов. Он определяет набор продуктов, которые отвечают современным доказанным  принципам рационального питания с учетом большинства населения.

Стоит отметить, что одним из важнейших факторов, который может  влиять на продовольственную безопасность, является доступность продовольствия в стране. Выделяются два вида доступности продовольствия — физическая и экономическая.

Под физической доступностью продовольствия понимается уровень развития современной товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех  поселениях может быть обеспечена  возможность приобретения жителями продуктов питания в размерах и ассортименте, установленных нормами потребления продуктов питания. Что касается экономической доступности продуктов, то она  предполагает реальную возможность для их приобретения по доступным ценам, в необходимом объеме и  ассортименте.

Создание продовольственной безопасности, которая заключается в гарантированности доступа населения к пищевым продуктам, является главной задачей ФАО (Food and Agriculture Organization, FAO) — продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, основная задача которой заключается в борьбе с голодом. В России  отделение этой организации открылось в 2015 году для  оказания  теоретической и  практической помощи при  разработке и осуществлении  современной политики и программ ФАО, а также укрепления сотрудничества между Правительством РФ и международными организациями, которые находятся и действуют на территории России.

В январе 2020 года Указом Президента РФ была принята новая редакция Доктрины продовольственной безопасности, в которой обозначены направления в работе правительства по вопросам продовольственной безопасности [1]. Ранее, согласно Указу № 120 от 30.01.2010 г. «Об утверждении  Доктрины продовольственной безопасности РФ» [2], для оценки продовольственной безопасности в стране применялся удельный вес отечественной сельскохозяйственной продукции, а  также «…продовольствия в  объеме товарных ресурсов,  учитывая  переходящие запасы,  внутреннего рынка продуктов», пороговые значения которых представлены в следующем отношении:

  • Зерно – 96%;
  • Сахар – 81%;
  • Растительное масло – 81%;
  • Мясо и мясопродукты – не менее 86%;
  • Молоко и молокопродукты – не менее 91%;
  • Рыбная продукция – 81%;
  • Картофель – 96%;
  • Соль пищевая – 86%;

Новая редакция внесла изменения в  пороговые значения продовольственной независимости для различных категорий продовольственной продукции [1]

  • Зерно —96%;
  • Сахар —91%;
  • Растительное масло —91%;
  • Мясо и мясопродукты — 86%;
  • Молоко и молокопродукты — 91%;
  • Рыба и рыбопродукты — 86%;
  • Картофель —96%;
  • Овощи и бахчевые —91%;
  • Фрукты и ягоды —61%;
  • Семена основных с/х культур российской селекции —77%;
  • Соль пищевая —86% .

Изменение пороговых значений, как и принятие обновленной версии Доктрины продовольственной безопасности, было обусловлено изменением ситуации в мире, геополитическими отношениями России с другими государствами, а также экономической ситуацией в стране.  Так, согласно изменений в содержании Доктрины, продовольственная безопасность определяется как «…определенное состояние социального и экономического развития государства,  при  котором  может быть обеспечена  продовольственная независимость РФ». При этом гарантируется физическая и  экономическая доступность продуктов питания для любого гражданина, в  соответствии с обязательными  требованиями,  и в объеме не меньше, чем указано в  рациональных нормах  потребления продуктов питания, которые  необходимы для активного,  здорового образа современной жизни». [2]

Были обозначены новые риски и угрозы продовольственной безопасности, изменилась их классификация. В Доктрине продовольственной безопасности 2010 года  наиболее существенные риски, ослабляющие продовольственную безопасность в стране, разделялись на следующие категории: макроэкономические, технологические, а также риски, связанные с требованиями к безопасности продуктов питания и организации контроля и наблюдения за агроэкологическими и внешнеторговыми рисками.[2] В Доктрине продовольственной безопасности 2020 г. представлена следующая классификация рисков: экономические, технологические, внешнеполитические, ветеринарные и фитосанитарные риски.

Таким образом, Доктрина продовольственной безопасности, принятая 21.01.2020 г., отражает важнейшие проблемы обеспечения доступности продовольствия и продовольственной безопасности. Был разработан комплекс мер, направленный на оценку рисков, предотвращение угроз и внедрение новых технологий, которые помогут повысить уровень продовольственной безопасности в стране и обеспечить население необходимым объемом продовольственной продукции. [1]

В мировой практике существуют две модели для оценки реальной доступности продовольствия: модель ФАО ООН и модель исследовательской службы журнала Economist (Economist Intelligence Unit). [4]

В основе первой модели главным понятием определен доступ к продовольствию и доступность продуктов, которая всецело зависит от покупательской способности населения. Доступ к продовольственным товарам осуществляется путем распределения продуктов питания по целевым группам населения при  различном  уровне доходов. Согласно методике, разработанной ФАО, существует следующий набор индикаторов, которые отражают экономическую возможность доступности к продовольствию: [5]

  • ВВП на душу населения с точки зрения покупательской способности;
  • индекс цен на продукты питания;
  • доля расходов в бюджете семьи на продовольствие;
  • масштабы недоедания;
  • масштабы реального дефицита продуктов питания;
  • масштабы нехватки продовольствия.

Однако необходимо отметить, что применение модели ФАО для оценки доступности продовольствия в нашей стране  не подходит. Это объясняется тем, что для оценки ЭДП по данному методу не хватает данных: нет официальной статистики по таким показателям, как масштабы распространения недоедания, масштабы дефицита продовольствия и масштабы  нехватки продовольствия. Таким образом, для построения данной модели имеются только показатели ВВП на душу населения, индекс цен на продукты питания и доля расходов на продукты в бюджете  малообеспеченных  семей, что не дает возможность провести полноценный качественный анализ реальной доступности продовольствия в России. К тому же, последний фактор, представлен на официальном сайте Росстата как «Расходы потребителей на продукты и напитки в структуре расходов по десяти процентным группам местного населения», что также не позволяет дать оценку и определить долю расходов на продукты питания  в бюджете малоимущих  семей.[3] Поэтому можно сделать вывод о том, что использование методологии ФАО ООН по оценке реальной доступности продуктов питания  в России невозможно в связи с недостаточным количеством индикаторов, необходимых для анализа.

Во второй модели, предложенной Economist Intelligence Unit, используется три основных компонента при оценке индекса реальной продовольственной безопасности, а главное — доступность продовольствия и качество продовольственной продукции. Также существует так называемая «корректирующая» компонента – «природные ресурсы», используемые для оценивания  возможности  стран адаптироваться к последствиям изменения климатических условий. В рассматриваемой модели ЭДП представлена совокупность таких факторов, как способность потребителей приобретать продовольственную продукцию, уязвимость потребителей к ценовым шокам и наличие программ поддержки населения при возникновении ценовых шоков. Таким образом, при определении  индекса глобальной продовольственной безопасности удельный вес ЭДП составляет 40%, в то время как удельный вес физической доступности продовольствия -44%, а качество   продукции — 16 процентов. [9]

Показатель экономической, реальной  доступности продовольствия складывается из компонентов, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1.  Удельный вес составных показателей доступности продовольствия  по методике Economist Intelligence Unit

 

Таким образом, предложенная Economist Intelligence Unit модель оценки ЭДП,  представляет собой довольно насыщенную модель, основанную на экспертных,  отобранных показателях и оценках их удельных весов. Данная модель может быть применима в 113 странах мира, включая Россию.[3] Однако стоит отметить, что в рассматриваемой модели проводится анализ исключительно на национальном уровне, что говорит о том, что оценить уровень реальной доступности продовольствия на административно-территориальном уровне не представляется возможным.

Оценку уровня продовольственной безопасности можно использовать в процессе подготовки региональной стратегии развития субъекта Российской Федерации с целью успешной реализации всех задач социально-экономического развития в рассматриваемой перспективе, включая увеличение продукции сельского хозяйства, снижение бедности, повышение физической и экономической доступности продовольствия, а также снижение потребления экологически опасных продуктов питания.

 

Библиографический список

  1. Указ Президента Российской Федерации №20 от 21.01.2020г. «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/m3e3nT1OeMgKkQMA48rcd9DR9egAeZWT.pdf (дата обращения 09.01.2021)
  2. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 “Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12072719/ (дата обращения 09.01.2021г.)
  3. Бородин К.Г. Экономическая доступность продовольствия: факторы и методы оценки //Экономический журнал ВШЭ. – 2018. Т.22 — №4 – с.563-582
  4. Доступность продовольствия. Как ее измерили в России / Научно-образовательный портал IQ. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс] – режим доступа https://iq.hse.ru/news/239259638.html (дата обращения 09.01.2021г.)
  5. Радчикова Н.А., Семенова А.Г. Экономическая доступность продовольствия в Российской Федерации //Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2015 — № 4(32) – с. 71-87.

 

Информация об авторе:

Кочинов Юрий Александрович, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова».

Information about the author:

Yuri Kochinov, candidate of technical Sciences, associate Professor, head of the Department of life safety, Perm state agrarian and technological University named after academician D. N. Pryanishnikov».

Добавить комментарий

Войти с помощью: