Алиева Г.В.
Аспирант кафедры международного права
Российского университета дружбы народов
gunayg17@hotmail.com
Alieva G.V.
PhD Student of the Department of International Law
of the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)
Результативность мер, предпринимаемых на международном уровне для решения такой важной задачи, как охрана нематериального культурного наследия, во многом зависит от достаточного финансирования. В этом отношении позитивно отличается сотрудничество государств в рамках Конвенции об охране нематериального культурного наследия, принятой в рамках ЮНЕСКО в 2003 г., положениями которой регулируются, в частности, вопросы оказания помощи государствам-участникам в их усилиях, направленных на охрану нематериального культурного наследия. Также на её основе в качестве целевого фонда ЮНЕСКО был учреждён «Фонд нематериального культурного наследия».
В статье рассматривается разработанный в соответствии с Конвенцией об охране нематериального культурного наследия 2003 г. механизм оказания помощи государствам-участникам, а также основы функционирования Фонда нематериального культурного наследия.
Ключевые слова: нематериальное культурное наследие; охрана нематериального культурного наследия; ЮНЕСКО; Конвенция об охране нематериального культурного наследия 2003 г.; Фонд нематериального культурного наследия; Межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия.
The effectiveness of measures taken at the international level to address such an important task as the safeguarding of the intangible cultural heritage largely depends on sufficient financing. In this regard, the cooperation of States within the framework of the Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage, adopted by UNESCO in 2003, positively differs, including the provision of assistance to participating States in their efforts to safeguard the intangible cultural heritage. Also on its basis, the «Intangible Cultural Heritage Fund» was established as the UNESCO’s funds-in-trust.
The article deals with the mechanism for assisting participate States, developed in accordance with the Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage of 2003, as well as the basis for the functioning of the Intangible Cultural Heritage Fund.
Key words: intangible cultural heritage; safeguarding of the intangible cultural heritage; UNESCO; Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage of 2003; Intangible Cultural Heritage Fund; Intergovernmental Committee for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage.
Глобальные проекты, создаваемые для достижения целей, которые непосредственно затрагивают общечеловеческие интересы, как показывает международная практика, нуждаются в адекватной финансовой поддержке.
Именно нехватка достаточных финансовых средств является главной причиной, по которой не удаётся ликвидировать нищету на глобальном уровне, добиться значимых результатов в деле сокращения числа инфицированных ВИЧ/СПИДом лиц, а также не были достигнуты к 2015 г. некоторые Цели развития тысячелетия (ЦРТ) [4] и т.д. Наличие финансовых ресурсов также будет основным фактором, от которого будет зависеть достижение успехов по целям и задачам, предполагаемым Парижским соглашением по изменению климата 2015 г. [3] и Целями устойчивого развития до 2030 г. (ЦУР) [1] [5].
Учитывая это обстоятельство, в вопросе об успешности и результативности международного сотрудничества по тем или иным важным направлениям чрезвычайно важным является согласование между государствами различных важных аспектов сотрудничества, ключевой из которых – финансовый. В этом отношении позитивно отличается сотрудничество государств в сфере защите нематериальных культурных ценностей на основе Конвенции об охране нематериального культурного наследия, принятой в рамках ЮНЕСКО в 2003 г. [2]. В данной Конвенции подчёркивается, что сотрудничество государств по охране нематериального культурного наследия на двустороннем, субрегиональном, региональном и международном уровнях отвечает общим интересам человечества. Международное сотрудничество предполагает, прежде всего, обмен информацией и опытом, совместные инициативы, а также создание механизма оказания помощи государствам-участникам в их усилиях, направленных на охрану нематериального культурного наследия.
Международное сотрудничество включает и международную помощь, оказываемую в целях:
- охраны наследия, включённого в Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране;
- подготовки перечней нематериального культурного наследия, имеющегося на территории государств – участников Конвенции;
- поддержки программ, проектов и мероприятий, осуществляемых на национальном, субрегиональном и региональном уровнях, которые направлены на охрану нематериального культурного наследия.
Международная помощь может быть оказана для достижения целей, определённых Межправительственным комитетом по охране нематериального культурного наследия, функционирующем при ЮНЕСКО.
Следует отметить, что международная помощь предоставляется в целом Межправительственным комитетом по охране нематериального культурного наследия государству – участнику Конвенции. Все вопросы, связанные с оказанием такой помощи, регламентируется Оперативным руководством по выполнению Конвенции, разработанным Межправительственным комитетом, а также Соглашением между государством – участником Конвенции, являющимся бенефициаром, и этим Комитетом.
Формами международной помощи могут быть:
- исследования, касающиеся различных аспектов охраны нематериального культурного наследия;
- предоставление услуг экспертов и носителей нематериального культурного наследия;
- подготовка любого необходимого персонала;
- создание и обеспечение функционирования инфраструктур;
- предоставление оборудования и ноу-хау;
- разработка национальных нормативных актов и других мер;
- другие формы финансовой и технической помощи, включая, в определённых случаях, предоставление займов под низкие проценты и пожертвований.
Комитет самостоятельно устанавливает процедуру рассмотрения заявок на международную помощь и уточняет такие аспекты указанных заявок, как предусматриваемые меры, необходимые действия и оценка связанных с ними расходов. В срочных случаях заявка на получение помощи рассматривается Комитетом на приоритетной основе.
Согласно установленным правилам, каждое государство-участник Конвенции может представить Комитету заявку на международную помощь по охране нематериального культурного наследия, имеющегося на его территории. Такая заявка может быть также представлена совместно двумя или более государствами-участниками. Заявка должна содержать всю необходимую информацию и документацию.
Предоставляемая международная помощь, как уже было отмечено, регулируется соглашением между государством – участником Конвенции, являющимся бенефициаром, и Межправительственным комитетом по охране нематериального культурного наследия. Как общее правило, государство-участник, являющееся бенефициаром, в зависимости от имеющихся в его распоряжении средств, участвует в покрытии расходов, связанных с мерами охраны, на которые предоставляется международная помощь. Государство-участник, являющееся бенефициаром, обязано представить Комитету доклад об использовании помощи, оказываемой в целях охраны нематериального культурного наследия.
Конвенцией учреждён «Фонд нематериального культурного наследия», который в соответствии с Положением о финансах ЮНЕСКО является целевым фондом. Средства Фонда образуются из взносов государств-участников, средств, ассигнованных для этой цели Генеральной конференцией ЮНЕСКО, взносов, пожертвований или завещанного имущества, которые могут быть предоставлены другими государствами, международными организациями и программами системы ООН, в частности Программой развития ООН (ПРООН). Фонд пополняется поступлениями от частных лиц, а также за счёт любых процентных начислений на средства этого Фонда, сумм сборов и поступлений от мероприятий, организованных в пользу Фонда, и любых других средств, предусмотренных Положением о Фонде, разработанным Комитетом. Последний принимает решения об использовании средств на основе руководящих указаний Генеральной ассамблеи. Комитет может принимать взносы и помощь в других формах, предназначенные для общих или конкретных целей, связанных с определёнными проектами, при условии, что такие проекты одобрены самим Комитетом. Внесение взносов в Фонд не может сопровождаться никакими политическими или иными условиями, не совместимыми с целями, предусмотренными Конвенцией.
В Конвенции особое внимание уделено взносам в Фонд государств-участников. В ней сказано о том, что без ущерба для любого дополнительного добровольного взноса государства – участники Конвенции обязуются вносить в Фонд по крайней мере раз в два года взносы, сумма которых, исчисляемая по единой процентной ставке, применяемой для всех государств, определяется Генеральной ассамблеей. Однако государство, упомянутое в статье 32 или в статье 33 Конвенции, т.е. не являющееся членом ЮНЕСКО, может в момент сдачи на хранение своей ратификационной грамоты сделать заявление, что оно не будет связано с вышеприведёнными положениями.
Решения Генеральной ассамблеи по вопросам взносов принимаются большинством присутствующих и участвующих в голосовании государств-участников, которые не сделали заявления. При этом определено, что взнос государства-участника не должен превышать 1% его взноса в обычный бюджет ЮНЕСКО.
Государства-участники, желающие внести добровольные взносы, информируют об этом Комитет как можно быстрее, с тем чтобы он мог соответствующим образом планировать свою деятельность. На нынешнем этапе следующие государства внесли добровольные взносы в фонд: Болгария, КНР, Эстония, Венгрия, Индонезия, Япония, Монако, Норвегия, Нидерланды, Оман, Республика Корея, Испания, Турция. Из числа частных организаций взнос внесла Швейцарско-Японская торговая палата [7].
Любое государство – участник Конвенции, имеющее задолженность по своим обязательным или добровольным взносам за текущий год и календарный год, который непосредственно предшествует ему, не может быть избрано членом Комитета.
Конвенцией установлено, что государства-участники по мере возможности оказывают поддержку международным кампаниям по сбору средств для Фонда, организуемым под эгидой ЮНЕСКО.
По п. «с» ст. 7 Конвенции Межправительственный комитет должен подготовить и представить на одобрение Генеральной ассамблеи проект плана использования ресурсов Фонда в соответствии со ст. 25 Конвенции. Согласно п. 4 ст. 25 Конвенции, использование ресурсов Фонда Комитетом должно осуществляться на основе правил, принятых Генеральной ассамблеей. Эти правила Генеральной ассамблеи были одобрены на её второй сессии в 2008 г., которые ныне составляют п. 1 главы II Оперативного руководства по выполнению Конвенции.
Для осуществления плана использования ресурсов Фонда на период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2017 г., одобренного Генеральной ассамблеей, выделено 8 млн дол. США [8].
Несмотря на достигнутое на международном уровне осознание важности нематериального культурного наследия, восприятие его значимости в качестве гарантии устойчивого развития и положительный пример функционирования механизма финансирования мер по его охране, всё же следует обратить внимание и на деструктивные меры, предпринимаемые в этом отношении отдельными государствами. Речь идёт об отношении к деятельности ЮНЕСКО США, которые, как и Израиль, отказались выплачивать членские взносы в Организацию в 2011 г. из-за принятия в её состав Палестины. На тот момент взносы США составляли 22% бюджета ЮНЕСКО. По данной причине в 2013 г. эти государства были лишены права голоса в Организации. В октябре 2017 г. Государственный департамент США сообщил о выходе из ЮНЕСКО. Это произойдёт, в соответствии с конституцией ЮНЕСКО, 31 декабря 2018 г. Ещё одна причина, которую указал Государственный департамент США, объявляя о выходе, – это долг перед ЮНЕСКО в размере 550 млн дол. США [6]. Вслед за США решение выйти из состава ЮНЕСКО принял Израиль.
Как было указано, объём средств, направляемых в Фонд нематериального культурного наследия, определяется, прежде всего, исходя из взноса государства-участника в обычный бюджет ЮНЕСКО, в силу чего решения США и Израиля покинуть организацию негативно отразятся не только на деятельности ЮНЕСКО в целом, но и на усилиях, предпринимаемых для охраны нематериального культурного наследия в частности.
Указанные процессы, безусловно, вызывают сожаление, тем более в условиях глобализации, отрицательной стороной которой является потеря самобытности и преемственности поколений, присущей некоторым сообществам или группам, в силу чего знания об истории, традициях и культуре находятся под угрозой исчезновения. Рост терроризма и экстремизма, которые порождают ненависть к другим культурам, невежество и дискриминацию, создаёт серьёзные угрозы для нематериального культурного наследия. Остаётся надеяться, что государства – участники Конвенции об охране нематериального культурного наследия найдут возможности для обеспечения дальнейшего успешного выполнения её положений и достижения её целей.
Литература:
- Абашидзе А.Х., Солнцев А.М., Киселева Е.В., Конева А.Е., Круглов Д.А. Достижение целей устойчивого развития (2016–2030): международно-правовое измерение // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: юридические науки. – 2016. № 1. – С. 65–78.
- Конвенция об охране нематериального культурного наследия 2003 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml (дата обращения 07.11.2017 г.).
- Парижское соглашение об изменении климата 2015 г. // Документ ООН FCCC/CP/2015/L.9.
- Резолюция ГА ООН 55/2 «Декларация тысячелетия Организации Объединённых Наций» от 8 сентября 2000 г. // Документ ООН A/RES/55/2.
- Резолюция ГА ООН 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» от 25 сентября 2015 г. / Документ ООН A/RES/70/1.
- Harris G., Erlanger S. The New York Times: U.S. Will Withdraw From Unesco, Citing Its ‘Anti-Israel Bias’ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nytimes.com/2017/10/12/us/politics/trump-unesco-withdrawal.html (дата обращения11.2017 г.).
- The Intangible Cultural Heritage Fund [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ich.unesco.org/en/funding-00815 (дата обращения 07.11.2017 г.).
- Working document of General Assembly on the use of the Intangible Cultural Heritage Fund for 2016/2017 // UNESCO Doc. ITH/16/6.GA/9.
References:
- Abashidze A.Kh., Solntsev A.M., Kiseleva E.V., Koneva A.E., Kruglov D.A. Dostizhenie tselej ustojchivogo razvitiya (2016–2030): mezhdunarodno-pravovoe izmerenie // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: uridicheskie nauki. – 2016. № 1. – S. 65–78.
- Konventsiya ob okhrane nematerial’nogo kul’turnogo naslediya 2003 g. [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml (data obrascheniya 07.11.2017 g.).
- Parizhskoe soglashenie ob izmenenii klimata 2015 g. // Dokument OON FCCC/CP/2015/L.9.
- Rezolutsiya GA OON 55/2 «Deklaratsiya tysyacheletiya Organizatsii Ob’edinеnnykh Natsij» ot 8 sentyabrya 2000 g. // Dokument OON A/RES/55/2.
- Rezolutsiya GA OON 70/1 «Preobrazovanie nashego mira: Povestka dnya v oblasti ustojchivogo razvitiya na period do 2030 goda» ot 25 sentyabrya 2015 g. / Dokument OON A/RES/70/1.
- Harris G., Erlanger S. The New York Times: U.S. Will Withdraw From Unesco, Citing Its ‘Anti-Israel Bias’ [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.nytimes.com/2017/10/12/us/politics/trump-unesco-withdrawal.html (data obrascheniya 07.11.2017 g.).
- The Intangible Cultural Heritage Fund [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://ich.unesco.org/en/funding-00815 (data obrascheniya 07.11.2017 g.).
- Working document of General Assembly on the use of the Intangible Cultural Heritage Fund for 2016/2017 // UNESCO Doc. ITH/16/6.GA/9.