
Исследование показывает, что необходимо совершенствование УК РФ в части внесения изменений в нормы, защищающие педофильный инцест. Современное законодательство не в полной мере отражает повышенную общественную опасность. По мнению автора введение в уголовный закон специализированной нормы не только отразило бы уроки истории, но и подтвердило бы приверженность государства защите несовершеннолетних и других уязвимых лиц от вреда.
Ключевые слова: несовершеннолетние, уголовный закон, запрет, компаративный анализ, инцест, педофилия.
Genesis of the legal prohibition of pedophilic incest
Abstract. The study shows that it is necessary to improve the Criminal Code of the Russian Federation in terms of amending the norms protecting pedophilic incest. Current legislation does not fully reflect the increased social danger. According to the author, the introduction of a specialized norm into the criminal law would not only reflect the lessons of history, but also confirm the state’s commitment to protecting minors and other vulnerable persons from harm.
Keywords: minors, criminal law, prohibition, comparative analysis, incest, pedophilia.
«Исторически инцест был богомерзким, преступным деянием во всех мировых сообществах, в частности, в первобытных обществах инцест наказывался смертью или изгнанием»[1]. «Среди зулусов мужчина, виновный в инцесте, считался преступником и приговаривался к смерти. В других примитивных культурах самоубийство для такого преступника было обязательным»[2].
Слово «инцест» происходит от латинского «incestus» (нечистый, порочный, недостойный), а глагол «incestare» имеет значение «запятнать, загрязнять, насиловать»[3]. В словаре инцест трактуется весьма широко как «половая связь между ближайшими родственниками, кровосмешение»[4].
Под сильным влиянием византийского церковного права, которое подчеркивало строгую моральную дисциплину, и интеллектуальных течений европейского Просвещения, которые стремились систематизировать и рационализировать законы, регулирование различных социальных и моральных проступков со временем претерпело значительное развитие. Такие преступления, как прелюбодеяние, многоженство и кровосмесительные отношения между родственниками, а также такие общественные проступки, как пренебрежение финансовой поддержкой незаконнорожденных детей и их матерей, стали центральными точками применения законодательного вмешательства. Такое поведение, рассматриваемое как серьезное нарушение морального и социального порядка, не только осуждалось религиозными институтами, но и регулировалось посредством налагаемых государством карательных мер[5].
Исторически под влиянием церковного права эти правонарушения часто наказывались в соответствии с церковными правилами, которые сочетали моральное осуждение с ощутимыми последствиями. Со временем карательный подход государства начал вторгаться в рамки чисто религиозных мер и выходить за рамки религиозных же наказаний. Это привело к внедрению суровых светских наказаний, которые включали физические наказания, такие как телесные наказания, долгосрочное помещении в исправительно-трудовые учреждения и, в крайних случаях, смертную казнь. Эти меры рассматривались не только как средство возмездия, но и как сдерживающий фактор для других потенциальных виновных, отражая глубоко укоренившуюся веру в поддержание общественной морали посредством страха наказания.
По мере того, как идеалы Просвещения начали активнее проникать в правовую мысль, подход к таким правонарушениям начал меняться. Акцент Просвещения на разуме, правах человека и верховенстве закона ввел более систематический и более ориентированный на право метод борьбы с этими преступлениями. Законы, которые когда-то находились под влиянием в первую очередь религиозной доктрины, теперь были подвергнуты переосмыслению и переоценке. В итоге правонарушения, ранее рассматриваемые посредством специальных или чисто церковных постановлений, были интегрированы в структурированную правовую базу.
Инцест, в том числе педофильный, запрещен в духовных книгах всех основных религиозных конфессий. В христианстве законодательный запрет на кровосмешение был получен от Бога только после исхода из Египта, до этого потомки Адама и Евы создавали семьи между собой (Деян.17:26). Дея́ния святы́х Апо́столов, глава 17, стих 26 гласит: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» [6].
В законах Моисея есть «Законы о браке и половых отношениях», которые прямо содержат запрет на кровесмешение, в частности, подобное положение предусматривает Левит 18.1–18.18[7].
Инцест был и библейским преступлением, инцестное табу было включено в Моисеевы законы и распространено на единокровных сестер. Наказаниями служили остракизм, ритуальное публичное отлучение от церкви.
Запрет на инцест, данный Богом через пророка Моисея, описан в 18‑й главе книги Левит (Лев.18:1-30) и Второзаконии (Втор.27:20, 22, 23). В Лев.18:8, Втор.27:20 и 1Кор.5:1 под “женой отца” понимается не мать (о ней сказано ранее в Лев.18:7), а другие жёны, которые могли быть возраста его старших детей.
И в настоящее время церковное право категорически запрещает брак в любой степени прямого родства как по восходящей, так и по нисходящей линии. Что касается боковых ветвей, то существует запрет вступать в брак до четвертой степени родства включительно. Если степень родства пятая, то брак возможен только с благословение епархиального архиерея[8].
Священная книга Тора запрещает мужчине вступать в брак и в сексуальные отношения со своими близкими родственниками. Подобный запрет также отдельно прописан в отношении женщины[9].
Исламские документы, например Коран, прямо запрещают браки между кровными родственниками: «И запрещены вам ваши матери[10], и дочери, и ваши сестры, и ваши тетки по отцу и матери, и дочери брата, и дочери сестры» (Сура «Женщины» аят 23[11].
«Это было сказано Благословенным, сказано Архатом, поэтому я слышал: «Есть два светлых качества, которые охраняют мир. Какие два? Совесть и забота (о результатах неумелых действий). Если бы эти два светлых качества не охраняли мир, здесь не было бы признания «матери», не было бы признания «маминой сестры», «жены дяди», «жены учителя» или «жены тех, кто заслуживает уважения». Мир был бы погружен в беспорядочные половые связи, как бараны с козами, петухи со свиньями или собаки с шакалами. Но поскольку эти два ярких качества охраняют мир, существует признание «мать», «сестра матери», «жена дяди», «жена учителя» и «жена тех, кто заслуживает уважения»[12].
Таким образом, все основные религиозные документы монотеистических религий налагают определённые запреты на различные виды инцеста, а педофильный инцест однозначно запрещен.
Обратимся к историческому анализу правовых документов России, так как «большое видится на расстояньи»[13].
Впервые запрет на инцест введен в Пространной редакции Устава князя Ярослава[14].
Воинский Артикул 1715 года дает более подробный отчет о запретах на инцест, описывая серьезные последствия таких нарушений. Статья 173 конкретно предписывала смертную казнь за случаи «блуда» с участием лиц, которые были тесно связаны браком — тех, кому юридические и моральные кодексы прямо запрещали вступать в брак. Этот запрет распространялся на отношения между лицами как по восходящей, так и по нисходящей линии семейной связи. Такие действия рассматривались как серьезные нарушения моральных, религиозных и правовых норм, требующие самого сурового наказания, доступного по закону[15].
Между тем, статья 174 рассматривала случаи кровосмесительных отношений, происходящих в боковой линии — то есть между братьями и сестрами, кузенами или другими близкими родственниками, которые имели общее происхождение, но не были в прямой линии. В этих случаях наказание было менее суровым, а конкретные наказания оставались на усмотрение судьи. Виновные в таких правонарушениях подвергались соответствующим судебным наказаниям, а также должны были пройти публичное церковное покаяние. Этот акт покаяния служил как духовным покаянием, так и публичным признанием правонарушения, усиливая общественное неодобрение такого поведения.
Вместе эти положения отражают двойной акцент как на юридическом сдерживании, так и на моральном исправлении. Суровость смертной казни за инцест по прямой линии подчеркивает серьезность, с которой рассматривались такие акты, особенно в то время, когда структура семьи и родословная были центральными для общественного порядка. В то же время включение публичного церковного покаяния за сопутствующие нарушения показывает устойчивое влияние религиозной доктрины, которая стремилась не только наказать, но и по возможности восстановить моральный порядок.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. в Главе 3 «О преступлениях против союза родственного» прямо предусматривало уголовную ответственность за кровосмешение и наказания были довольно строгие[16].
Позднее статья 69 Кодекса законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. гласила, что «Не могут вступать в брак между собою родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородные и неполнородные братья и сестры. По примечанию к статье — препятствием к браку между родственниками, указанными в настоящей статье, служит всякое, в том числе и внебрачное, родство»[17].
Уголовный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) 1922 года включал специальную главу, посвященную «Преступлениям в сфере половых отношений», которая устанавливала строгие наказания за правонарушения сексуального характера, особенно те, которые касались несовершеннолетних и актов насилия.
Статья 166 предусматривала наказание за половые отношения с лицами, не достигшими половой зрелости в виде трех лет лишения свободы в условиях строгой изоляции, что отражало серьезность, с которой такие преступления рассматривались в целях обеспечения благополучия уязвимых лиц.
Статья 167, по-видимому, касалась более тяжких преступлений, потенциально включая инцест. Она предусматривала ответственность за половые отношения с лицами, не достигшими половой зрелости, если такие действия сопровождались развращением или включали удовлетворение половых желаний в девиантных или извращенных формах. Наказание за такие правонарушения было более суровым, с минимальным сроком лишения свободы пять лет, что указывало на повышенную тяжесть этих деяний как с моральной точки зрения, так и по их потенциальному вреду для жертв.
Кроме того, статья 168 была сосредоточена на развращении несовершеннолетних или малолетних лиц посредством непристойных действий. Виновные, признанные таковыми, могли быть приговорены к тюремному заключению на срок до пяти лет. Это положение продемонстрировало попытку борьбы с более широкими формами эксплуатации и защиты молодых людей от хищнического и вредоносного поведения.
Наконец, статья 169 конкретно рассматривала преступление изнасилования, определяемое как половой акт, осуществляемый посредством физического или психологического насилия или путем использования беспомощного состояния жертвы. Это преступление каралось минимум тремя годами тюремного заключения, причем наказание отражало тяжесть нарушения физической неприкосновенности личности[18].
Уголовный кодекс 1960 года включал ряд положений, направленных на защиту половой неприкосновенности несовершеннолетних, что отражало приверженность государства борьбе с правонарушениями, которые ставят под угрозу благополучие детей и молодежи. Несколько ключевых статей предусматривали строгие наказания за такие преступления.
Статья 119 касалась конкретно сексуальных отношений с участием лиц, не достигших половой зрелости. Если эти действия совершались в связи с удовлетворением сексуальных желаний в девиантных или извращенных формах, наказание было значительно суровее. Это различие подчеркивало повышенную тяжесть, приписываемую действиям, связанным с «ненормальным» поведением.
Статья 120 была сосредоточена на непристойных действиях в отношении несовершеннолетних, предписывая наказание до трех лет лишения свободы для признанных виновными.
Мужеложство, рассматриваемое в части 2 статьи 121, подлежало еще более строгим наказаниям при определенных отягчающих обстоятельствах, когда оно совершалось с применением физического насилия, угроз или в отношении несовершеннолетнего или при использовании зависимого положения жертвы. Это положение признавало особенно вопиющий характер таких деяний, будь то посредством принуждения, манипуляции или злоупотребления властью, и стремилось налагать существенные наказания для сдерживания такого поведения[19].
При изучении законодательства становится очевидным, что более ранние правовые нормы в России признавали особый вред, причиняемый сексуальными преступлениями, совершенными в отношениях зависимости и подчинения. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года определил преступления, совершенные опекунами, родственниками, учителями или другими лицами, наделенными властью над несовершеннолетними, как особо опасные. Это признание нашло отражение в применении более строгих санкций. Позднее уголовный закон 1903 года еще больше подчеркнул защиту жертв, которые находились на иждивении своих родственников-преступников, продемонстрировав тонкое понимание уникальных уязвимостей, связанных с такими преступлениями. Эти правовые рамки отдавали приоритет интересам жертв и признавали повышенную тяжесть насилия, связанного с иждивенческими или семейными отношениями.
К сожалению, значительная часть этой прогрессивной законодательной базы впоследствии была утрачена в более поздних итерациях уголовного права. Современное законодательство не в полной мере отражает повышенную общественную опасность, которую представляет собой педофильный инцест, оставляя критический пробел в правовой защите уязвимых лиц. Учитывая продолжающуюся распространенность внутрисемейного сексуального насилия и его серьезные социальные последствия, крайне важно восстановить конкретные положения, касающиеся этих преступлений, в Уголовном кодексе Российской Федерации. Повторное введение специализированной нормы не только отразило бы уроки истории, но и подтвердило бы приверженность государства защите несовершеннолетних и других уязвимых лиц от вреда.
Библиографический список
- Энциклопедия «Народы и религии мира» [электронный ресурс] URL: www.yandex.ru/словари (дата обращения: 03.01.2023).
- Каприо, Ф. Многообразие сексуального поведения. М.: Артания, 1995. С. 212–213.
- Виртц, У. Убийство души: Инцест и терапия. М.: Когито-Центр, 2014. 293 с.
- ИНЦЕСТ это… Что такое ИНЦЕСТ? [электронный ресурс] URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/17057/%D0%98%D0%9D%D0%A6%D0%95%D0%A1%D0%A2?ysclid=lwqhonu8cy126368756 (дата обращения: 03.01.2023).
- Авдеева, О.А. Правовая система России в XVI — XVII вв. Иркутск, 2004. С. 47–55.
- Деяния апостолов, глава 17, стих 26 (Деян.17:26) на русском языке. Новый Завет. Синодальный перевод Библии [электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/biblia/?Act.17:26 (дата обращения: 03.07.2024).
- Левит, глава 18 (Лев.18) на русском языке. Ветхий Завет. Синодальный перевод Библии [электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/biblia/?Lev.18&r (дата обращения: 03.07.2024).
- Инцест (кровосмешение) — православная энциклопедия «Азбука веры» [электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/incest (дата обращения: 03.07.2024).
- Что такое Тора?:| Энциклопедия иудаизма [электронный ресурс] URL: https://toldot.com/Tora.html?ysclid=m2al1vl8bn787346211(дата обращения: 03.07.2024)
- При этом, к матерям относятся: мать бабушки (как по отцу, так и по матери); к дочерям — родные дочери, дочери сыновей, дочери дочерей и представительницы последующих поколений; к сестрам — родные сестры, сестры по отцу и по матери.
- Брак и развод в Исламе [электронный ресурс] URL: https://islamtv.ru/books-328.html?ysclid=luu7rveve273539644 (дата обращения: 03.07.2024).
- Что буддизм говорит об инцесте (будь то брат, мать или кто-то еще)? : Буддизм [электронный ресурс] URL: https://www.reddit.com/r/Buddhism/comments/l8ellu/what_does_buddhism_say_of_incest_whether_its_a/?rdt=62663 (дата обращения: 03.07.2024).
- Есенин, С. Письмо к женщине [электронный ресурс] URL: https://www.culture.ru/poems/43511/pismo-k-zhenshine?ysclid=lusmqjyh7k635628127 (дата обращения: 03.07.2024).
- Великокняжеские уставы [электронный ресурс] URL: https://nnov.hse.ru/ba/law/igpr/churchustavy (дата обращения: 03.07.2024).
- Артикул воинский [электронный ресурс] URL: https://nnov.hse.ru/ba/law/igpr/articul (дата обращения: 03.07.2024).
- Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. [электронный ресурс] URL: http://museumreforms.ru/node/13654 (дата обращения: 03.07.2024).
- Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. [электронный ресурс] URL: https://nnov.hse.ru/ba/law/igpr/sov_gos/kodeksy_18 (дата обращения: 03.07.2024).
- Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. [электронный ресурс] URL: https://nnov.hse.ru/ba/law/igpr/sov_gos/ugkod_22 (дата обращения: 03.07.2024).
- Уголовный кодекс РСФСР / Министерство юстиции РФ. – М.: Издательская группа ИНФА*М-НОРМА, 1996.
Информация об авторе:
Букалеров Сергей Александрович, аспирант кафедры уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России).
Information about the author:
Sergei Aleksandrovich Bukalerov, post-graduate student of the department of criminal law and criminology of the The Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation.