Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Государственная поддержка сельского хозяйства в России

Агропромышленный комплекс – один из важнейших секторов экономики России. Главный принцип его производства, заключающийся в соотношении спроса и предложения, дополняется еще и активной государственной поддержкой и регулированием. Российский АПК всегда сильно зависел от государственной поддержки. Об этом говорят  данные статистики, подтверждающие, что количество произведенной в сельском хозяйстве продукции напрямую связано с объемом мер, направленных государством в развитие отрасли.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, государственная поддержка, субсидии, ВТО, янтарная корзина, зеленая корзина.

 

STATE SUPPORT FOR AGRICULTURE IN RUSSIA

Abstract. The agro-industrial complex is one of the most important sectors of the Russian economy. The main principle of its production, which consists in the ratio of supply and demand, is supplemented by active state support and regulation. The Russian agro-industrial complex has always been heavily dependent on state support. This is evidenced by statistics that confirm that the number of products produced in agriculture is directly related to the volume of measures directed by the state to the development of the industry.

Keywords: agro-industrial complex, state support, subsidies, WTO, amber basket, green basket.

 

Российский агропромышленный комплекс всегда являлся сильно зависимым от государственной поддержки. Статистика такова, что объем производства в сельском хозяйстве напрямую коррелирует с объемом мер, направленных в отрасль.

Основной Федеральный закон в России, регулирующий направления развития отрасли и объемы мер, которые направляются в сельское хозяйство из государственного бюджета, является ФЗ от 29.12.2006 №264-ФЗ (ред. от 15.10.2020) «О развитии сельского хозяйства».[1] Развитие сельского хозяйства в РФ ведется по 13 направлениям. Основные из них:

  • Развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;
  • Развитие племенного животноводства;
  • Развитие элитного семеноводства;
  • Обеспечение устойчивого развития сельских территорий, строительство и содержание связывающих дорог между сельскими пунктами;
  • Поддержка сельскохозяйственных производителей, которые осуществляют свою деятельность на неблагоприятных для этого производства территориях (неблагоприятные условия могут быть выражены в ненадлежащем состоянии почвы, климатическими особенностями, отсутствием инфраструктуры и т.д.); [1]
  • Развитие органического сельского хозяйства и поддержка производителей органической продукции.

Последние два пункта были введены государством в 2013 г. и в 2018 г. соответственно и связаны с проводимой государственной политикой уже в рамках членства в ВТО.

В рамках поддержки в 2020 г. все субсидии были разделены на компенсирующие и стимулирующие. Компенсирующая субсидия заключается в поддержке отдельных подотраслей растениеводства и животноводства, а также направлена на страхование в сельском хозяйстве. А стимулирующая субсидия направлена на развитие приоритетных подотраслей АПК и малых форм хозяйствования. Обе формы поддержки относятся к янтарной корзине в классификации ВТО, так как непосредственно данные средства, полученные в рамках субсидии, могут быть использованы на улучшение производства. На данные меры поддержки выделено около 34 млрд. руб.[5]

Российское правительство в 2019 г. приняло Стратегию пространственного развития РФ, а также разработало государственную программу «Комплексное развитие сельских территорий», которая предусматривает большие объемы средств на улучшение инфраструктуры регионов и поддержку сельского населения [7]. Данная программа начала работать в 2020 г., срок реализации государственного проекта – 5 лет. Только на 2020 год выделено 228 млрд. руб. на реализацию данной программы.

Одной из целей данной программы – это сохранение доли сельского населения на уровне 25,3% для стабильного развития сельского хозяйства в целом. Достигаться это будет различными методами, в том числе повышением уровня жизни в данных регионах и долей благоустроенных помещений до 50%. В рамках мер зеленой корзины государство предполагает осуществить следующую поддержку: обеспечение государственного мониторинга сельских территорий, создание современной инженерной и транспортной инфраструктуры и жилых помещений в сельских регионах, содействие занятости сельских жителей, повышение уровня общего благоустройства.[7]

Как говорилось выше, российское сельское хозяйство сильно зависит от государственной поддержки, но не только в факторе рентабельности предприятий отрасли, но и с точки зрения количества населения в сельских регионах, которое готово оставаться работать в отрасли и не переселяться в крупные города. Поэтому дальнейшая стратегия государства, кроме субсидирования производства, нацелено и на повышение благосостояния людей, проживающих в сельских регионах и являющимися основной рабочей силой в отрасли.

При вступлении в ВТО Россия взяла на себя обязательства по ликвидации всех экспортных субсидий.  РФ получила возможность использовать тарифные квоты на импорт трех видов мяса, что должно способствовать развитию животноводства в стране. На определенные виды сельскохозяйственных товаров (готовые продукты из рыбы, молоко, сливочное масло и сливки, корма для животноводства, овощи и фрукты, не произрастающие в России) получили отдельные условия импортных пошлин, прописанных в обязательствах России в отношении сельского хозяйства. С точки зрения санитарных и фитосанитарных норм была проведена полная синхронизация с международными стандартами.

Также на РФ распространились все обязательства по Соглашению по сельскому хозяйству ВТО в отношении уровня импортных пошлин. Для страны был предусмотрен 5-летний переходный период до 2013 г. и связывающий уровень АМП в 9 млрд. долл. Дальнейшее снижение уровня обязательств по АМП является поэтапным до 2018 г., где объем искажающих мер поддержки не может превышать 4,4 млрд. долл. (средний уровень государственной поддержки за базовый период 2006-2008 гг.).

Такое поэтапное вхождение в обязательства был одобрен с одним условием, что на время данного переходного периода РФ вплоть до 2018 г. доля продуктово-специфических мер в объеме продуктово-неспецифических мер не будут превышать 30%.[2]

Таблица 1. Статистика по объему мер янтарной корзины в РФ 2012-2017 гг., млн. долл.

Источник: [AGIMS] [4]

Как можно видеть из приведенной таблицы, РФ никогда не нарушала обязательства по соотношению применимой поддержки в рамках янтарной корзины. Максимальное значение доли продуктово-специфических мерам поддержки к продуктово-неспецифическим достигало 29%.

Рисунок 1. Государственная поддержка в России 2013-2017 гг., млн. долл. Источник: [AGIMS] [4]

Важно отметить, что большой объем мер янтарной корзины не попадает в расчет АМП, так как не достигает необходимого процентного уровня от стоимости производства определенного сельскохозяйственного товара. Данный фактор позволяет сильно снизить текущий уровень АМП, тем самым создав больший разрыв между уровнем обязательств. Например, за 2017 г. (последняя опубликованная российская нотификация) текущий уровень АМП составил 55 млн. долл. при уровне обязательств в 5,4 млрд. долл.[3] В случае России это показывает дополнительный потенциал в случае необходимости наращивания продуктово-специфических субсидий. Но при этом необходимо сохранять концентрацию именно на государственной поддержке, не искажающей торговлю.

Если разбирать состав зеленой корзины, то можно видеть, что основная часть средств направлена на поддержку доставки сельскохозяйственной продукции в северные регионы страны в рамках программ помощи неблагополучным регионам. Также Россия не оставляет внимание и экологический вопрос, применяя меры по улучшению состояния окружающей среды. Большая часть инструментов поддержки зеленой корзины направлена на инфраструктурные, технологические и региональные проекты в сельскохозяйственной отрасли.

Продуктово-неспецифические меры поддержки, в свою очередь, сосредоточены в таких направлениях как субсидии в рамках кредитов или инвестиций с процентной ставкой, инвестиции в производство, затраты на техническое обслуживание мелиоративной сети. Данные меры поддержки раздроблены на многое количество различных направлений без определенной структуризации, что также показывает сильную зависимость отрасли от средств государства во многих областях.

В целом, можно обобщить, что государственная политика в сельском хозяйстве в РФ становится все более направленной и начинает проявляться четкая стратегия, которой придерживается правительство страны. Россия находится в комфортном положении с точки зрения своих обязательств в ВТО, поэтому эффективность отрасли полностью зависит от правильного набора государственных мер поддержки, которые будут осуществляться в ближайшие года. Чем более разрозненно будет применяться государственное регулирование, тем меньше будет эффективность от проводимой политики и зависимость от государственных средств не станет менее заметной.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа http://ivo.garant.ru/#%2Fdocument%2F12151309%2Fparagraph%2F15245%3A0 (дата обращения 31.01.2021) (1, 2)
  2. Бирюкова О. В., Высоцкая А. А., Глазатова М. К., Данильцев А. В., Ильичев В. Е., Исаченко Т. М., Киселев С. В., Корытова В. С., Крючков Р. В., Кулешов А. В., Лякишев Д. В., Майорова Е. Е., Мартынов А. С., Медведков М. Ю., Медведкова И. А., Михайлова Е. К., Палатова Т. В., Пискулова Н. А., Ревенко Н. С., Ревенко Л. С., Савельев О. В., Трудаева Т. А., Фурманов К. К., Чернышев С. В., Чубарова Т. В., Якушкин В. С. Правила ВТО и основы торговой политики. – М.: Международные отношения, 2017. С. 564-567 (6)
  3. ВТО. Комитет сельского хозяйства [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.wto.org/english/tratop_e/agric_e/ag_work_e.htm (дата обращения 31.01.2021) (9)
  4. Государственная поддержка сельского хозяйства: споры в рамках ВТО, модели поддержки в развивающихся странах [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/sxs/Documents/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0.%20%D0%A1%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8B%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BA%D0%B0%D1%85%20%D0%92%D0%A2%D0%9E%20%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85%D1%81%D1%8F%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%85%20(2018).pdf (дата обращения 31.01.2021) (7,8,)
  5. Кулистикова Татьяна Господдержка меняет направление. Система субсидирования агросектора снова корректируется. //agroinvestor.ru, 2 апреля 2019 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа                                         :https://www.agroinvestor.ru/analytics/article/31483-gospodderzhka-menyaet-napravlenie/ (дата обращения 31.01.2021) (3)
  6. Черданцев В.П. Государственная поддержка сельского хозяйства как фактор развития отрасли// Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер» 17 января 2021 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://inter-legal.ru/gosudarstvennaya-podderzhka-selskogo-hozyajstva-kak-faktor-razvitiya-otrasli (дата обращения 31.01.2021)
  7. Постановление от 31 мая 2019 г. №696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://mcx.ru/upload/iblock/f31/f31f147cde547c84d723ab425a340a3c.pdf (дата обращения 31.01.2021) (4,5)

 

Информация об авторе:

Муратова Елена Андреевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой информационных технологий и программной инженерии ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»

Information about the author:

Elena A. Muratova, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Information Technologies and Software Engineering, Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: