Внедрение системы экологического менеджмента на российских предприятиях связано с соблюдением экологического законодательства. Нормативно-правовое регулирование охраны окружающей среды и проведения природно-охранных мероприятий базируется на нормах Конституции Российской Федерации, положениях федеральных законов и подзаконных актов Российской Федерации, а также на соблюдении международных конвенций. Организация производственной деятельности предприятия с соблюдением экологического законодательства позволит сократить штрафные санкции и укрепить свое конкурентное положение на рынке.
Ключевые слова: экологический менеджмент, система экологического менеджмента, охрана окружающей среды, экологическое законодательство, федеральные законы, международные конвенции.
STATE REGULATION OF THE ENVIRONMENTAL MANAGEMENT SYSTEM IN RUSSIA
Abstract: The introduction of an environmental management system at Russian enterprises is associated with compliance with environmental legislation. The legal regulation of environmental protection and natural protection measures is based on the norms of the Constitution of the Russian Federation, the provisions of federal laws and by-laws of the Russian Federation, as well as on compliance with international conventions. The organization of the company’s production activities in compliance with environmental legislation will reduce penalties and strengthen its competitive position in the market.
Keywords: environmental management, environmental management system, environmental protection, environmental legislation, federal laws, international conventions.
Концепция устойчивого развития экономики, принятая мировым сообществом более 20 лет назад, подразумевает сочетание экономического роста и сохранения окружающей среды. Экологические аспекты хозяйственной деятельности регулируются как национальными институтами, так и международными организациями. Концепция экологического менеджмента появилась в 90-х годах XX в., обобщила и закрепила ответственность за негативное воздействие на окружающую среду.
Внедрение системы экологического менеджмента (СЭМ) на российских предприятиях значительно отстает от мировой практики. Существует множество определений системы экологического менеджмента. Обобщая все точки зрения можно отметить, что «система экологического менеджмента» предприятия – это часть общей системы менеджмента предприятия, включающая организационную структуру, планирование деятельности, распределение ответственности, собственно практическую работу, процедуру, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов и совершенствования экологической политики [7].
Об экологическом менеджменте впервые заговорили в западных странах во второй половине двадцатого века. Обострение экологической обстановки в развитых странах повлекло за собой ужесточение требований природоохранного законодательства и ответственности за невыполнение этих требований, это явилось толчком к активной экологической деятельности и внедрению принципиально отличающихся систем управления предприятиями, которая должна была обеспечить конкурентоспособность продукции, финансовую стабильность предприятия и достаточный уровень экологической безопасности в условиях рыночной экономики [12].
В России, как показывает опыт, экологический менеджмент внедряют предприятия, поставляющие продукцию на рынки развитых стран. с целью получения сертификата, что обусловлено требованиями потребителей и законодательством стран – импортеров [9].
В России экологическая деятельность регулируется государством в основном с использованием административной формы. Несмотря на постоянное ужесточение со стороны законодательства, качество природной среды практически не изменяется.
Система природоохранного законодательства в РФ начала формироваться в начале 90-х. В 2002 г. взамен Закона РСФСР от 19.12.1991г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» был принят и вступил в силу Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ [2]. Он является центральным документом, регулирующим основные направления государственной политики в экологии.
Российская система природоохранного законодательства состоит из экологических нормативно-правовых актов разного уровня, регулирующие различные аспекты отношений в области охраны окружающей среды (рис. 1).
Рисунок 1 — Иерархия законодательных актов в сфере охраны окружающей среды [6]
Конституция РФ закрепила экологические права человека. Согласно ст.42 «каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». При этом граждане редко используют свои экологические права, несмотря на то, что они закреплены за ними [1]. Согласно ст. 58 Конституции РФ «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Очень часто люди забывают об этом важном пункте, к сожалению.
Федеральные законы Российской Федерации играют большую роль в регулировании экологических отношений. Так, Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ учреждает общий порядок становления природоохранных нормативов, закрепляет обязанность по соблюдению их всеми субъектами хозяйственной и иной деятельности, устанавливает полномочия органов государственной власти в области охраны окружающей среды [2].
Все принятые законы могут быть условно разделены на законодательные акты в области охраны окружающей среды в целом, а также законодательные акты в области охраны и рационального использования лесов, недр, водных ресурсов, объектов животного мира и биологического разнообразия и т. д. (табл. 1).
Таблица 1- Федеральные законы природоохранного законодательства России
Наименование закона | Описание закона |
1 | 2 |
Федеральный закон от 21.02.1992г. №2395-1 (ред. от 30.09.2017) «О недрах» | Регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего сектора и связанных с ним перерабатывающих производств. |
Федеральный закон от 26.03.1998г. №41-ФЗ (ред. от 23.05.2018) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» | Регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и камней, их добычи, производства, использования и обращения. |
Федеральный закон от 23.11.1995г. №174-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «Об экологической экспертизе» | Регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан на благоприятную ОС посредством предупреждения НВОС. |
Федеральный закон от 21.12.1994г. №68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» | Определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также ОС от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. |
Федеральный закон от 14.03.1995г. №33-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об особо охраняемых природных территориях» | Регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных природных комплексов и объектов, объектов растительного и животного мира, изучения процессов в биосфере и контроля за изменением её состояния, экологического воспитания населения. |
Федеральный закон от 24.04.1995г. №52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О животном мире» | Регулирует отношения в области охраны и использования животного мира и среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента ОС. |
«Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006г. №74-ФЗ (ред. от 29.07.2017) | Кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим отношения в сфере водопользования в России. |
Федеральный закон от 24.06.1998г. №89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об отходах производства и потребления» | Определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и ОС, а также их вовлечения в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. |
Федеральный закон от 04.05.99г. №96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об охране атмосферного воздуха» | Устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную ОС и достоверную информацию о её состоянии. |
Федеральный закон от 01.05.1999г. №94-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об охране озера Байкал» | Определяет самые общие принципы и требования к охране уникального природного объекта и хозяйственной деятельности в пределах его природной территории. |
«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.01г. №136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) | Кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником земельного права в России. |
«Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006г. №200-ФЗ (ред. от 29.12.2017) | Кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим отношения в сфере лесопользования в России. |
Федеральный закон от 26.12.2008г. №294-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» | Регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. |
Особое значение для формирования основ экологического менеджмента имеет Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в котором заключены требования к установлению гигиенических нормативов, применяемых в экологии [3].
В системе подзаконных нормативных правовых актов особое место занимают указы Президента РФ, которые, во-первых, определяют основные направления экологической политики, а во-вторых, формируют структуру органов государственной исполнительной власти, уполномоченных реализовывать государственную политику в данной сфере. К ним можно отнести: Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [4] и Указ Президента РФ от 30.04.2012 № 132 «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [5].
Важное место среди источников экологического права занимают и нормативно-правовые акты Правительства РФ. В соответствии со ст. 115 Конституции РФ: «постановления Правительства РФ издаются во исполнение федеральных законов, ими утверждаются федеральные целевые программы, устанавливаются таксы для исчисления размера ущерба, причиненного природным ресурсам, порядки проведения экологического мониторинга, государственной экологической экспертизы» [1]. Например, Постановление Правительства РФ № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы».
Охрану и защиту прав собственности на природные ресурсы, экологических прав и законных интересов гражданина обеспечивают в России правоохранительные органы (полиция, Конституционный суд РФ, общие и арбитражные суды). В своей деятельности они основываются на федеральных законах, Арбитражном процессуальном кодексе РФ (АПК РФ), Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Уголовном кодексе РФ (УК РФ), Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) и др. Ответственность за экологические правонарушения служит средством обеспечения выполнения требований природоохранного законодательства.
В соответствии с законодательством РФ, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую материальную ответственность, а предприятия – административную и гражданско-правовую [11].
В случае тяжелых правонарушений виновный может быть подвергнут уголовному наказанию в виде лишения свободы, наложения крупных денежных штрафов или конфискации имущества. Однако на практике чаще всего применяется административная ответственность в виде наложения штрафов как на отдельных лиц, так и на предприятия в целом. При этом выплата штрафа не освобождает от материальной гражданско-правовой ответственности, то есть от необходимости возмещения причиненного загрязнением или нерациональным использованием ресурсов вреда окружающей среды, здоровью и имуществу граждан [13].
В соответствии с законодательством Российской Федерации юридические лица обязаны представлять в органы государственной статистики сведения о деятельности по специализированным формам. Перечень отчетной документации содержит Общероссийский классификатор управленческой документации, раздел «Природные ресурсы и охрана окружающей среды».
В наше время для осуществления экологической политики недостаточно мер, предпринимаемых отдельными странами. Необходимы усилия всего мирового сообщества, которые координируются главным образом ООН и другими международными организациями.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ: «общепризнанные принципы и норм международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, а международные договоры РФ имеют приоритет над внутренним законодательством». Этот принцип закреплен и в экологическом законодательстве [1].
Согласно ст. 82 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ «международные договоры РФ в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора РФ. Если международным договором РФ в области охраны окружающей среды установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены федеральным законом, то применяются правила международного договора» [2].
По данным О.И. Крассова, в настоящее время Россия участвует в более чем 100 многосторонних международных договорах, конвенциях и соглашениях об охране окружающей среды (табл. 2).
Таблица 2 — Основные международные конвенции и соглашения об охране окружающей среды [14]
Наименование конвенции | Описание цели, предусмотренные конвенцией |
1 | 2 |
Лондонская Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, 1972г. | Документ предусматривает полный запрет или ограничение преднамеренных сбросов в море перечисленных в Приложениях отходов и материалов и согласование сбросов с государствами, выдающими разрешение на сброс в установленном порядке в обусловленных случаях. |
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973г. | Цель Конвенции состоит в том, чтобы гарантировать, что международная торговля дикими животным и растениями не создаёт угрозы их выживанию. |
Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, 1977г. | Документ обязывает участников не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на окружающей среды, которые имеют широкие, долгосрочные или серьёзные последствия, в качестве способов нанесения ущерба или причинения ущерба другому государству. |
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, 1979г. | Документ нацелен на снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в Европе и Северной Америке. |
Венская конвенция об охране озонового слоя и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1986 и 1988 гг. соответственно. | Документ действует как основа для международных усилий по защите озонового слоя. Протокол предусматривает для каждой группы галогенированных углеводородов определённый срок, в течение которого она должна быть снята с производства и исключена из использования. |
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, 1989г. | Документ призван оградить здоровье человека и окружающей среды от пагубного воздействия, вызываемого производством, использованием, трансграничной перевозкой и удаление опасных отходов. |
Конвенция об оценке воздействия на окружающей среды в трансграничном контексте, 1991г. | Согласно конвенции, процедура оценки воздействия наокружающей среды потенциально опасных проектов должна проводиться не только внутри государства, но и в сопредельных странах, которые могут быть затронуты воздействием этих объектов. |
Одной из причин, затрудняющих внедрение экологического менеджмента на российских промышленных предприятиях, является отсутствие общепринятой методики оценки экономических результатов его внедрения. Существующие методики учитывают либо сокращение штрафных санкций, либо снижение предотвращенного ущерба, что не показывает реальных экономических результатов внедрения системы экологического менеджмента на предприятии.
Таким образом, внедрение системы экологического менеджмента на производственных предприятиях позволит не только снизить платежи за загрязнение природной среды, но будет способствовать решению глобальной задачи человечества – сохранению окружающей среды.
Библиографический список:
- 1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Консультант Плюс. — URL: (дата обращения: 10.08.2021).
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. От 30.12.2020). — [Электронный ресурс]. — Консультант Плюс. — URL: (дата обращения: 10.08.2021).
- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2020). — [Электронный ресурс]. — Консультант Плюс. — URL: (дата обращения: 10.08.2021).
- Указ Президента РФ «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.1996 № 440 [Электронный ресурс]. — Консультант Плюс. — URL: (дата обращения: 10.08.2021).
- Указ Президента РФ «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 30.04.2012 № 132 [Электронный ресурс]. — Консультант Плюс. — URL: (дата обращения: 10.08.2021).
- Василевская, И. В. Экологический менеджмент : учебное пособие / И. В. Василевская. – Москва : РИОР, 2017. – 81 c.
- Володин, Р. С. Экологический менеджмент как фактор эффективного взаимодействия компаний с элементами внешней среды организации / Р.С. Володин // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. – – Т. 13. – № 3. – С. 84–90.
- Глухов, В. В. Экономические основы экологии : учебное пособие / В. В. Глухов, Т. П. Некрасова: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. – Санкт-Петербург : СПбГПУ, 2016. – 180 с.
- Гунькова, А. Г. Экологический менеджмент как инструмент повышения экономического потенциала предприятия / А. Г. Гунькова. // Вестник СамГУПС. – – № 1 (35). – С. 80–83.
- Корнилов, С. П. СЭМ. Международный стандарт ИСО 14001:2004 Система экологического менеджмента. Требования и руководство : учебное пособие / С. П. Корнилов. – Нижний Новгород : Приоритет, 2017. – 46 с.
- Мочалова, Л. А. Экологический менеджмент : учебное пособие / Л. А. Мочалова, М. Н. Игнатьева: Уральский государственный горный университет. – Екатеринбург : УГГУ, 2017. – 304 с.
- Святохо, Н. В. Система экологического менеджмента промышленного предприятия: сущность, стандарты, этапы внедрения / Н. В. Святохо, Р. А. Тимаев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – – № 1 (50). – С. 178–186.
- Стирманова, Р. С. Управление заинтересованными сторонами в системе экологического менеджмента / Р. С. Стирманов // Научный электронный журнал Меридиан. – – № 15 (49). – С. 54–56.
- Хоровинникова, Е. Г. Организация управления экономическими процессами предприятия в области экологического менеджмента / Е. Г. Хоровинникова // Вестник евразийской науки. – 2020. – Т. 12. – № 2. – С.
Информация об авторе:
Давлетов Ильдар Ильдусович, к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н.Прянишникова», ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации» Пермский филиал
Information about the author:
Ildar I. Davletov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D. N. Pryanishnikov, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation» Perm Branch