Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Государственное регулирование цифровой экономики, и особенности применения цифровых технологий продвижения товаров в Интернет-сети

В современных условиях развития общества и развития цифровой экономики для успешного продвижения продукции на рынок необходимо применять современные цифровые технологии. Наиболее эффективными цифровыми технологиями являются: поисковая оптимизация, контекстная реклама, таргетированная реклама, маркетинг в социальных сетях. Государственное регулирование цифровой экономики позволяет поэтапно проводить цифровизацию производства и общества, использовать инновационные технологии в бизнесе и продвижение товара через Интернет. Широкое использование цифровых технологий расширяет границы ведения бизнеса для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: государственное регулирование, цифровая экономика, продвижение товара, поисковая оптимизация, контекстная реклама, таргетированная реклама, маркетинг в социальных сетях.

 

STATE REGULATION OF THE DIGITAL ECONOMY AND FEATURES OF THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES FOR PROMOTING GOODS ON THE INTERNET

Abstract: In modern conditions of the development of society and the development of the digital economy, it is necessary to use modern digital technologies to successfully promote products to the market. The most effective digital technologies are: search engine optimization, contextual advertising, targeted advertising, marketing in social networks. State regulation of the digital economy allows for the gradual digitalization of production and society, the use of innovative technologies in business and the promotion of goods via the Internet. The widespread use of digital technologies expands the boundaries of doing business for small and medium-sized businesses.

Keywords: government regulation, digital economy, product promotion, search engine optimization, contextual advertising, targeted advertising, marketing in social networks.

 

В условиях информатизации общества цифровую экономику можно определить как систему экономических отношений, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех ее сферах. Также под цифровой экономикой следует понимать экономическую деятельность, основанную на цифровых технологиях, связанных с электронным бизнесом и электронной коммерцией, производимыми и сбываемыми ими электронными товарами и услугами [8].

В цифровой экономике хозяйственная деятельность осуществляется с помощью электронных или цифровых технологий. При этом акцент делается не на использовании программного обеспечения, а на товарах, услугах и сервисах, реализуемых посредством электронного бизнеса, электронной коммерции.

Идея электронной (цифровой) экономики зародилась в конце XX века. В 1995 г. американский информатик Николас Негропонте в своей книге «Being Digital» сформулировал концепцию электронной экономики. По сравнению с традиционным рынком классических товаров и услуг преимущества новой экономики основаны на отсутствии веса товаров, виртуальности хозяйственных связей, использовании безбумажного документооборота, возможностях быстрых глобальных перемещений, использовании новых цифровых валют и т.п. [11].

В целях развития цифровой экономики в Российской Федерации распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р была утверждена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [4].

Реализация данной программы проходит через несколько этапов.

Первый этап. В течение 2018 г. на государственном уровне разрабатывались и вносились изменения в законодательство Российской Федерации в целях формирования правовой среды для цифровой экономики. Так, в Гражданский кодекс РФ были внесены изменения в части закрепления сделок, совершаемых в электронной форме в целях обеспечения электронного гражданского оборота, соблюдения прав и обязанностей сторон договора (ч.1, ст. 158 ГК РФ) [1]. Также были внесены корректировки в нормативные документы страны: Федеральный закон «О связи», Федеральный «Об электронной подписи», Федеральный «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и другие.

Второй этап. В течение 2019 г. вносились более глубокие изменения в нормативно-правовую базу страны, связанные с обеспечением механизма регулирования и синхронизирования технологических процессов функционирования цифровой экономики. Были внесены изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и в Федеральный закон «О персональных данных». Кроме этого изменения были внесены в положения Налогового кодекса РФ, Федеральный закон «О банках и банковской системе», Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и другие, так как цифровая экономика и торговля не может развиваться соответствующих мер поддержки и стимулирования хозяйствующих субъектов (налоговые льготы, льготные проценты по кредиту, электронные деньги т.д.).

Третий этап. На период 2020-2024 гг. намечена реализация концепции комплексного правого регулирования отношений хозяйствующих субъектов, возникающих с развитием цифровой экономики. Данная концепция направлена на развитие научно-технического прогресса, инновационных подходов и механизмов продвижения продукции и повышения конкурентоспособности предприятий и организаций в сфере производства и торговли.

Так, в Федеральный закон «О защите конкуренции» было введено понятие «цифровой платформы». Под цифровой платформой понимается «…размещенная в информационно-коммуникационной сети «Интернет» инфраструктура, которая используется для организации и обеспечения взаимодействия продавцов и покупателей». Также законом установлено, что «…положение хозяйствующего субъекта, владеющего цифровой платформой, может быть признано доминирующим в случае, если такая цифровая платформа занимает долю более чем 35% процентов на рынке взаимозаменяемых услуг…». При этом «…не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, владеющего цифровой платформой, или несколькими сходными (взаимозаменяемыми) цифровыми платформами, выручка от деятельности которой (которых) за последний календарный год не превышает 400 миллионов рублей». Для оценки эффективности цифровой экономики в Федеральный закон «О конкуренции» было введено понятие «сетевой эффект». Это «…зависимость потребительской ценности товара от количества потребителей одной и той же группы (прямой сетевой эффект), либо изменение ценности товара для одной группы потребителей при уменьшении или увеличении количества потребителей в другой группе (косвенный сетевой эффект)» [5].

В целях реализации «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017 г. [2], а также в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3] программа развития цифровой экономики претерпела изменения. С 2018 г. программа «Цифровая экономика» направлена на решение важных социально-экономических задач общества.

Во-первых, на создание благоприятных условий для развития общества и знаний в России, во-вторых, на повышение благосостояния и качества жизни граждан страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий. В-третьих, программа направлена на повышение степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами. На реализацию программы цифровая экономика на 2018-2024гг. из федерального бюджета выделено 1 трлн. 80 млрд. рублей, из них информационная инфраструктура – 413,39 млрд. руб. (38,28%); цифровые технологии – 282,05 млрд. руб. (23,12%) [3].

Таким образом, развитие цифровой экономики в Российской Федерации позволит решить задачи, связанные с повышением качества жизни населения, модернизации экономики, совершенствованием механизма государственного и муниципального управления, формированием инфраструктуры на основе использования цифровых технологий.

Ускорение применения цифровых технологий в России началось с марта 2020 года, когда в стране была объявлена чрезвычайная ситуация, связанная с распространением вируса COVID-2019. Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» были определены целевые показатели, характеризующие пошаговое достижение национальной цели «цифровая трансформация».

В этот период многие предприятия в непроизводственной сфере перешли на удаленную (дистанционную) работу, а реализация продукции перешла на ограниченный либо бесконтактный уровень между продавцом и покупателем. Именно в условиях пандемии развитие цифровых технологий началось быстрыми темпами. Многие потребители (покупатели) перешли на цифровую платформу в Интернет-сети. Стало актуальным делать заказ по Интернету, не выходя из дома, и все необходимое доставлялось прямо «к порогу».

С профессиональной точки зрения существует несколько наиболее эффективных цифровых технологий продвижения товаров в Интернет-сети: SEO (поисковая оптимизация), контекстная реклама, таргетированная реклама, SMM (маркетинг в социальных сетях), рис. 1.

Рисунок 1 — Технологии продвижения товаров в Интернет-сети [6]

Так, целью SEO — поисковой оптимизации является увеличение трафика на сайт и, собственно, самих потенциальных клиентов. SEO может быть ориентировано на поиск информации, товаров, услуг, изображений, видеороликов, новостей.

Контекстная реклама показывается только определённому кругу лиц, определенного возраста и региона. Ее смысл в том, чтобы охватить аудиторию, интересующуюся нужной темой и это не обязательно поиск конкретного товара. Поэтому она является одним из самых эффективных методов продвижения товаров.

Таргетированная реклама ориентирована на социальные сети (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram). Ее сущность заключается в точном подборе целевой аудитории для показа определенных товаров с заданными параметрами. При этом поисковые запросы людей не учитываются.

SMM — маркетинг в социальных сетях является лучшим каналом продвижения, так как в процессе SMM появляется лояльная, а главное, активная аудитория, которая заинтересована именно в вашем продукте или услуге [6].

Использование технологий продвижения товаров в Интернет-сети можно использовать предприятиям аграрного сектора экономики для расширения каналов реализации на внутреннем и внешнем рынке, для поиска новых сегментов рынка, для привлечения инвесторов и разработки новых инвестиционных проектов в аграрном секторе экономики [9].

В рамках реализации ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» под цифровым сельским хозяйством понимается сельское хозяйство, базирующееся на современных способах производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия с использованием цифровых технологий (интернет вещей, робототехника, искусственный интеллект, анализ больших данных, электронная коммерция и др.), обеспечивающих рост производительности труда и снижение затрат производства [8].

Таким образом, использование современных технологий продвижения товаров в Интернет-сети позволит ежедневное отслеживать ситуацию, контролировать заинтересованность потенциальных покупателей в продукции, обеспечить онлайн-контакт между клиентом и производителем, результатом которого будет заключение договора купли-продажи и дальнейшее успешное сотрудничество. Учитывая все возможные рекламные интеграции в Интернет-сети увеличение продаж возможно на 20-30%. Широкое использование цифровых технологий позволит расшить границы ведения бизнеса для субъектов малого и среднего предпринимательства во всех сферах деятельности.

Библиографический список:

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1: от 30.11.1994 №51–ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.08.2021).
  2. Указ Президента РФ «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» от 09.05.2017 г № 203 // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.08.2021).
  3. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018г. № 204 (ред. от 21.07.2020) // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.08.2021).
  4. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утверждении Программы «Цифровая экономика Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.08.2021).
  5. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2016 «135-ФЗ (ред. от 17.02.2021) // // СПС КонсультантПлюс. Законодательство. – URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.08.2021).
  6. Бендер П.У. Секреты эффективного маркетинга / П.У. Бендер, Дж. Торок; Пер. с анг. И.В. Гродель. – Мн.: ООО «Попурри», 2015. – 336с.
  7. Вайпан В.А. Правовое регулирование цифровой экономики // Предпринимательское право. –. 2018. – № 1. – С. 12 — 17.
  8. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство»: официальное издание. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2019. – 48 с.
  9. Малых В.В. Современные методы практического маркетинга. Стратегии, прикладные методы, тренинги и практикум / В.В. Малых. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2014. – 232 с.
  10. Цыпкин Ю.А. Агромаркетинг / Ю.А. Цыпкин, А.Н. Люкшинов, А.А. Пакулина. – М.: Мир, 2014. – 240 с.
  11. 11. Negroponte Nicholas. Being Digital. NewYork: Alfred A.Knopf. 1995. 243p.
  12. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. — https://rosstat.gov.ru/folder/509
  13. Свечникова Татьяна Михайловна, старший преподаватель кафедры организации аграрного производства, ФГБОУ ВО «Пермский Государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»

 

Информация об авторе:

Свечникова Татьяна Михайловна, старший преподаватель кафедры организации аграрного производства, ФГБОУ ВО «Пермский Государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»

Information about the author:

Tatiana M. Svechnikova, Senior Lecturer at the Department of Agrarian Production, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov

Добавить комментарий

Войти с помощью: