Статья о деятельности, направленной на осуществление сделок между государствами товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью, необходимости совершенствования управленческих мер, которые по своему действию обеспечивают устойчивое равновесие во внешнеторговых отношениях с другими странами. В мире происходит глобальный кризис по переделу зон экономического и политического влияния.
State regulation of foreign economic activity
Annotation: An article about the activities aimed at implementing transactions between states in goods, services, information and intellectual property, the need to improve management measures that, by their action, ensure a stable balance in foreign trade relations with other countries. The world is experiencing a global crisis in the redistribution of zones of economic and political influence.
С 2014 года Россия присоединила республику Крым из-за чего более 84 стран объявили экономические санкции. Количество санкций превысило 14 тысяч. На фоне объявленной экономической войны рассмотрены меры по управленческой деятельности в международной торговле Российской Федерации, пути сохранения и преумножения показателей внешнеэкономической деятельности. Предложены пути совершенствования внешнеуправленческой деятельности: создание нормативно-правового обеспечения таможенно-тарифного регулирования и его реальная реализация; нетарифное регулирование; управленческое обеспечение мер экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности; нормативное закрепление запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью. При анализе внешней торговли с другими государствами, был выявлен перспективный переход Российской Федерации к активному сотрудничеству с Китаем, Ираном, Саудовской Аравией, Индией, Африканскими странами, Сирией для того, чтобы Россия не наносила себе непоправимый экономический ущерб в части утраты рынка сбыта.
Ключевые слова: государственное регулирование, внешнеэкономическая деятельность, методология управления, торговля, финансовые операции, нетарифное регулирование, принципы регулирования, товарооборот, экономический ущерб.
State regulation of foreign economic activity
Sosenkov Aleksey V., Master of Economics, lecturer-researcher of the Ural State Mining University, lecturer at the Department of AUOD. 620144, Yekaterinburg,
Sosenkova Anastasiya A. student of the 2nd year of the UIMU RANEPA, Yekaterinburg,
Cherdantsev Vadim Petrovich, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management of Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov
Tronin Alexey Vladimirovich, Junior Researcher at the Ural Research Institute of Economic Security and Rural Development, Yekaterinburg
Abstract. An article on activities aimed at carrying out transactions between states in goods, services, information and intellectual property. On the need to improve management measures, which in their effect ensure a stable balance in foreign trade relations with other countries. There is a global crisis in the world regarding the redistribution of zones of economic and political influence. Since 2014, Russia has annexed the Republic of Crimea, which is why more than 84 countries have declared economic sanctions. The number of sanctions exceeded 14 thousand. Against the background of the declared economic war, measures for management activities in international trade of the Russian Federation, ways to maintain and increase the indicators of foreign economic activity are considered. Ways to improve external management activities are proposed: the creation of legal support for customs and tariff regulation and its actual implementation; non-tariff regulation; management support for economic and administrative measures that contribute to the development of foreign trade activities; normative consolidation of prohibitions and restrictions on foreign trade in services and intellectual property. When analyzing foreign trade with other states, a promising transition of the Russian Federation to active cooperation with China, Iran, Saudi Arabia, India, African countries, and Syria was identified so that Russia would not cause irreparable economic damage to itself in terms of loss of the sales market.
Keywords: government regulation, foreign economic activity, management methodology, trade, financial transactions, non-tariff regulation, principles of regulation, trade turnover, economic damage.
Внешнеэкономической деятельностью Российской Федерации считается деятельность российских хозяйствующих субъектов, связанных с торговлей товарами, работами, результатами интеллектуальной деятельности, услугами, инвестированием, осуществлением финансовых операций. производственной кооперацией, а также деятельность государства по регулированию этих отношений и развитию экономического сотрудничества с международными организациями, иностранными государствами и зарубежными хозяйствующими субъектами.
Государство любого типа не может полно функционировать без внешней торговли. Любая страна заинтересована осуществлять внешнеэкономическую деятельность на постоянной основе и в выгодном для себя свете. Актуальность внешнеэкономической деятельности в настоящее время бесспорна и крайне необходима, так как без конкретных методов её регулирования происходили бы недопонимания между торгующими государствами и беспорядок при ввозе и вывозе товаров.
Внешнеэкономическая деятельность — это деятельность, направленная на осуществление сделок между государствами товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Она существует вместе с управленческими мерами, которые по своему действию обеспечивают устойчивое равновесие во внешнеторговых отношениях с другими странами [1].
В мире происходит глобальный кризис по переделу зон экономического и политического влияния.
С 2014 года Россия присоединила республику Крым из-за чего более 84 стран объявили экономические санкции. Количество санкций превысило 14 тысяч. На фоне объявленной экономической войны рассмотрим, как управленческая деятельность в международной торговле Российской Федерации позволила сохранить и преумножить показатели внешнеэкономической деятельности.
Перед тем как рассмотреть методологию управления внешнеэкономической деятельности, необходимо дать определение данной деятельности, которая предусматривает деятельность по оформлению и осуществлению сделок по купле-продаже товаров во внешней торговле. Торговле или законному обмену могут подлежать товары, услуги, информация и интеллектуальная собственность.
В статье 4 Федерального закона от 08.12.2003, ФЗ-164 «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» [2] изложены основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые можем показать схематично.
Схема 1. Принципы государственного регулирования ВЭД
Схема 1 «Принципы государственного регулирования ВЭД» составлена автором на основании статьи 4 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 19.12.2023) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Для того чтобы рассмотреть действенность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ необходимо сделать анализ состояния внешнеторговой деятельности основных Европейских стран.
Действие более 14 тыс. экономических санкций по мнению экспертов НАТО давно должны были обнулить экономику России. Что же происходило в реальности? Товарооборот России и Евросоюза по итогам 2022 года достиг максимума за восемь последних лет. За 2022 год товарооборот РФ с Европейским союзом вырос на 2,3% и достиг €258,7 млрд. это рекордное значение с 2014 года. Импорт товаров из России в ЕС в 2022 году вырос на 25% и составил €203,5 млрд. Ввоз товаров из Евросоюза в Россию при этом снизился на 38,2% и стал равен €55,3 млрд. [3]
Для того чтобы визуально проанализировать процесс изменения товарооборота по ведущим странам НАТО сведем основные показатели в таблицу.
В таблицу 1 «Товарооборот ведущих стран Европы с Российской Федерацией» сведены статистические данные товарооборота ведущих Европейских стран. В табличном варианте показаны товарооборот 2014 и 2021 года. Статистические данные за 2022 год не опубликованы в Росстате по всем перечисленным странам Европы. Основываясь на официальную статистику, в 2021 году товарооборот России и Великобритании достиг рекордных показателей. Его объем составил 27,3 млрд долларов. По сравнению с 2020, торговый взаимооборот увеличился в 1,47 раза. Восемь из одиннадцати категорий экспорта из Великобритании и девять из одиннадцати товаров из России показали снижение объемов поставок. Поэтому рекордной суммы в 27,3 млрд долларов удалось достичь благодаря инвестициям в золото, которое в течение последних двух лет стремительно набирало популярность.
Товарооборот между России и Германией снизился с 2014 года на 13,2 млрд. дол. Оборот с Польшей снизился на 0,5 млрд. дол. С Финляндией на 2,8 млрд. дол. На 4,53 млрд. дол. Снизился товарооборот со Швецией. С Италией снизился товарооборот на 16,7 млрд. дол. Проседает товарооборот со странами Балтии.
Таблица 2. Импорт и экспорт российского товара за 2022-23 г.г. [5]
Из таблицы 2 «Товарооборот ведущих стран Европы с Российской Федерацией» видно, что торговые отношения до конца, как бы не испорчены, но они имеют тенденцию к уменьшению. Тенденция к уменьшению объемов внешней торговли усматривается из таблицы 1. Для того, чтобы Российская Федерация не наносила себе непоправимый экономический ущерб в части утраты рынка сбыта, государство активно начинает экономический поворот к Китаю, Ирану, Саудовской Аравии, Индии, Африканским странам, Сирии. Рост товарооборота со странами Азии составил 39,4 %. Рост товарооборота со странами Африки составляет 8,69 %. В целом по миру Российская Федерация не только сохранила объемы торговли, но и их увеличила на 18,3 %. Из таблицы наглядно видно, что страны Европы заметно сдали свои позиции в торговле с Россией. Страны Океании, например, практически прекратили с Россией внешнеторговые связи и это подтверждается снижением товарооборота на 97,5 %.
В качестве примера сведем экономические показатели в табличный вариант.
Таблица 3. Товарооборот стран БРИКС с Российской Федерацией с 2014 по 2022 год. [6]
Из таблицы 3 «Товарооборот стран БРИКС с Российской Федерацией с 2014 по 2022 год» видно, что товарооборот значительно увеличился. Товарооборот с Китаем вырос на 115 % и достиг общей суммы 190 млрд. дол. Торговое партнерство с Индией увеличилось на 240% и составило 34,4 млрд. дол. Торговые отношения с Бразилией улучшилось на 39 %, а с ЮАР на 33 %. Всего со странами БРИКС Россия улучшило торговые отношения на общую сумму — 232,5 млрд. дол. Данное обстоятельство говорит о том, что приняты управленческие регуляторы внешнеэкономической деятельности рационально и верным является направленность на страны БРИКС.
Статья 12 ФЗ-164 гласит о том, что государственное регулирование внешнеэкономической деятельности происходит в неукоснительном соблюдении с международными договорами Российской Федерации и иными правовыми актами. Покажем методы государственного регулирования схематично.
Схема 2. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Из схемы 2 «Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности» видно, что процесс многоуровневый и включает в себя многие позиции:
— создание нормативно-правового обеспечения таможенно-тарифного регулирования и его реальная реализация;
— нетарифное регулирование;
— управленческое обеспечение мер экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности;
— нормативное закрепление запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью.
При анализе внешней торговли с другими государствами, был выявлен перспективный переход Российской Федерации к активному сотрудничеству с Китаем, Ираном, Саудовской Аравией, Индией, Африканскими странами, Сирией для того, чтобы Россия не наносила себе непоправимый экономический ущерб в части утраты рынка сбыта. Рост товарооборота со странами Азии составил 39,4 %. Рост товарооборота со странами Африки составляет 8,69 %.
Предложена схема по вопросам улучшения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
Список используемых источники
- Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ (последняя редакция), ст. 1,3,5 // Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 19.11.24).
- Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ (последняя редакция) // Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 19.11.24).
- «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 19.11.24).
- Федеральная служба государственной статистики. Внешняя торговля. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_torgovlya (дата обращения 19.11.24).
- Федеральная таможенная служба. Данные о экспорте и импорте РФ за 2022-23 г.г. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/329649 (дата обращения 19.11.24).
- Федеральная таможенная служба. Страны БРИКС. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12879 (дата обращения 19.11.24).
- Сосенков А.В., Сёмина Н.А., Фучжун Х. Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций, функционирующих в условиях международных экономических санкций и эмбарго. Теория и практика мировой науки. 2019. № 2. С. 2-5.
- Черданцев В.П., Замятина Е.Э. Государственное регулирование как инструмент обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации// Теория и практика мировой науки. 2022. № 2. С. 2-5.
- Гусманов Р.У., Аскаров А.А., Стовба Е.В., Аскарова А.А., Гусманов И.У. Государственное регулирование цен на продукцию как ключевой фактор устойчивости экономики аграрной сферы// Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2023. № 11 (105). С. 20-26.
References
1. Federal Law «On the basics of state regulation of foreign trade activity» dated 08.12.2003 No. 164-FZ (latest edition), art. 1,3,5 // Access from the reference. — the legal system «ConsultantPlus» (date of application 19.11.24).
2. Federal Law «On the basics of state regulation of foreign trade activity» dated 08.12.2003 N 164-FZ (latest edition) // Access from the help. — the legal system «ConsultantPlus» (accessed 19.11.24).
3. «Customs Code of the Eurasian Economic Union» (as amended on 05/29/2019, with amendments. dated 03/18/2023) (Appendix No. 1 to the Agreement on the Customs Code of the Eurasian Economic Union) // Access from the help. — the legal system «ConsultantPlus» (accessed 19.11.24).
4. Federal State Statistics Service. Foreign trade. [electronic resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/vneshnyaya_torgovlya (accessed 19.11.24).
5. Federal Customs Service. Data on exports and imports of the Russian Federation for 2022-23 [Electronic resource]. URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/329649 (date of application 19.12.23).
6. Federal Customs Service. The BRICS countries. [electronic resource]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12879 (accessed 19.11.24).
7. Sosenkov A.V., Semina N.A., Fuzhong H. An organizational and economic mechanism for increasing the competitiveness of agricultural organizations operating under international economic sanctions and embargoes. Theory and practice of world science. 2019. No. 2. pp. 2-5.
8. Cherdantsev V.P., Zamyatina E.E. State regulation as a tool for ensuring food security of the Russian Federation// Theory and practice of world science. 2022. No. 2. pp. 2-5.
9. Gusmanov R.U., Askarov A.A., Stovba E.V., Askarova A.A., Gusmanov I.U. State regulation of product prices as a key factor in the sustainability of the agricultural sector economy// Economics, labor, management in agriculture. 2023. No. 11 (105). pp. 20-26.
Информация об авторах:
Сосенков Алексей Владимирович, магистр экономики, преподаватель-исследователь Уральского государственного горного университета, преподаватель кафедры АУОД, г. Екатеринбург
Сосенкова Анастасия Алексеевна, студент УИУ РАНХиГС, г. Екатеринбург,
Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова
Тронин Алексей Владимирович, младший научный сотрудник Уральского НИИ экономической безопасности и развития сельских территорий, г. Екатеринбург
Information about the authors:
Sosenkov Aleksey Vladimirovich, Master of Economics, teacher-researcher at the Ural State Mining University, teacher at the Department of AUOD, Yekaterinburg
Sosenkova Anastasia Alekseevna, student at the Ural Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Yekaterinburg,
Cherdantsev Vadim Petrovich, Doctor of Economics, professor, professor at the Department of Management at the Perm State Agrarian-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov
Tronin Aleksey Vladimirovich, junior researcher at the Ural Research Institute of Economic Security and Rural Development, Yekaterinburg