Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Инклюзивное образование в высшей школе: из международного и российского опыта


Предметом исследования являются основные подходы, направления и приоритеты развития инклюзивного образования в Российской Федерации и за рубежом в высшей школе и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в профессиональную сферу.

Объектом исследования является опыт развития систем инклюзивного образования в современном мире. В статье представлены результаты анализа моделей и практик высшего  образования лиц с ОВЗ и инвалидностью. Особое внимание уделено проблемам и результатам их реформирования. Подчёркивается, что эффективность инклюзивного образования обусловлена условиями реализации прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на высшее образование и качеством системы сопровождения профессионального образования и трудоустройства лиц с ОВЗ.

Методологическую базу исследованиясоставляют принципы научной объективности и системности, которые позволяют исследовать опыт и современные аспекты формирования и реализации политики в сфере прав лиц с ОВЗ и инвалидностью  как комплексную проблему, анализируя фактический материал во всей его совокупности и взаимосвязи.

Основными выводами проведенного исследования являются особенности  развития системы инклюзивного образования в высшей школе в рамках следующих этапов: 2001-2012 гг. и 2012-2023 гг.

Новация исследования отражена в представленных результатах сравнительного исследования систем инклюзивного образования в рамках российской, американской и европейской высшей школы.

Ключевые слова: инклюзивное образование, лица с ОВЗ, инвалиды, высшая школа, рынок труда.

Valentonis A.S., PhD of Law, Associate Professor of the Department of Legal Sciences of the Moscow Region State Educational Institution of Higher Education “State University of Humanities and Technology”


Inclusive education in higher education: international and Russian experience



Abstract: The subject of the study is the main approaches, directions and priorities for the development of inclusive education in the Russian Federation and abroad in higher education and the integration of persons with disabilities into the professional sphere.

The object of the study is the experience of developing inclusive education systems in the modern world. The article presents the results of an analysis of models and practices of higher education for persons with disabilities. Particular attention is paid to the problems and results of their reform. It is emphasized that the effectiveness of inclusive education is determined by the conditions for the implementation of the rights of persons with disabilities to higher education and the quality of the system for supporting vocational education and employment of persons with disabilities.

The methodological basis of the study is the principles of scientific objectivity and consistency, which make it possible to study the experience and modern aspects of the formation and implementation of policy in the field of the rights of persons with disabilities and disabilities as a complex problem, analyzing the factual material in its entirety and interrelation.

The main conclusions of the study are the features of the development of the inclusive education system in higher education within the following stages: 2001-2012 and 2012-2023.

The innovation of the research is reflected in the presented results of a comparative study of inclusive education systems within Russian, American and European higher education.

Key words: inclusive education, persons with disabilities, disabled people, higher school, labor market.

В систему стратегических приоритетов государственной политики во многих государствах мира в 2000-х гг. входит обеспечение достойной жизни и свободного развития лиц с ОВЗ и инвалидностью,  создание условий для укрепления их здоровья и расширение возможностей для получения качественного образования. Это объясняется, с одной стороны, устойчивой тенденцией увеличения количества лиц с ОВЗ и инвалидностью, с другой стороны, запросами мирового и региональных рынков труда, что делает востребованным изучение вопросов, связанных с организацией, реализацией и результатами инклюзивного образования в системе высшего образования в России и зарубежных странах.

Гарантия права на образование для лиц с инвалидностью  ОВЗ предоставлена Конвенцией о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН, в которой  данное право обеспечивается государствам-участниками через инклюзивное образование и возможность обучения в течение всей жизни[1]. Российская Федерация ратифицировала данную Конвенция в 2012 году[2].

В первое десятилетие 2000-х гг. несмотря на значительные усилия, прилагаемые высшей школой европейских стран, лица с инвалидностью и ОВЗ испытывали трудности в доступе к образованию, в поиске работы, соответствующей их профессиональным навыкам. Инклюзия традиционно воспринималась как решение в основном медицинских проблем лиц с инвалидностью и ОВЗ. Усилия высшей школы были направлены на изучение и снятие множества барьеров, препятствующих доступу данной категории населения к получению образования, в т.ч. архитектурных, социально- психологических, информационных, коммуникативных и пр[3]. Имело место явное несоответствие между результатами теоретических исследований и практической реализацией инклюзивного образования[4]. Кроме того, многие исследователи пришли к выводу, что развитие системы инклюзивного образования в высшей школе не линейно и не может укладываться в рамки единой схемы. Это детерминировано приоритетами образовательной политики каждого государства, спецификой рынка труда и тенденциями развития высшей школы.

В разных государствах сложились свои модели образования инвалидов и лиц с ОВЗ, сопровождения их обучения в вузах и последующего трудоустройства.  В то же время их объединяют  некоторые институциональные характеристики, которые формировались преимущественно в первое десятилетие XXI века.

Во всех европейских вузах, где создаются специальные условия для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ функционируют структурные подразделения, ответственные за координацию деятельности по развитию системы инклюзивного образования. В них работают специалисты, имеющие специальные компетенции для работы с данной категорией обучающихся (менторы, тьюторы и пр.). 

Необходимо отметить, что характер и направленность деятельности структурных подразделений существенно отличаются[5]. Так, некоторые из них (Швеция, Бельгия, Германия и др.) сделали приоритетным проведение научных исследований широкого спектра проблем, связанных с получением образования лицами с ОВЗ и инвалидностью, участвуют в апробации разработанных практик, авторских методик и подготовке научных трудов. Как правило, предметом их профессионального интереса является участие в научных проектах разного уровня, в том числе междисциплинарного характера.

Во многих организациях высшего образования Бельгии, Великобритании и других европейских стран значимым является практическая направленность деятельности подразделений, ответственных за координацию работы по развитию системы инклюзивного образования. Зачастую на них возложена ответственность за организацию консалтинговых услуг лицам с инвалидностью и ОВЗ, создание реабилитационной базы в вузе, реализацию программ реабилитации на условиях сотрудничества со службами реабилитации.

Университеты Италии и Испании, как правило, ориентируют свои структурные подразделения на проведение соответствующих оценочных процедур для определения уровня адаптации и эффективности интеграции обучающихся с инвалидностью и ОВЗ  в образовательную среду, в дальнейшем- в профессиональную сферу занятости, на поиск и  участие в программах межвузовского обмена. Данные вузы активно участвуют и зачастую инициируют специальные программы международных обменов студентами с ОВЗ и инвалидностью.

В российской высшей школе в первое десятилетие нового столетия инклюзивное образование еще проходило этап становления[6]. Это подтверждалось разработкой нормативных оснований для включения инклюзии в перечень приоритетов высшей школы, запуском нескольких пилотных проектов для сбора и диссеминации эффективных практик в данной сфере. На конкурсной основе среди образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования были определены федеральные головные центры и окружные учебно-методические центры по обучению инвалидов, 12 из которых составляли организации высшего профессионального образования[7].

К 2010 году в Российской Федерации перечень вузов, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ состоял из 33 организаций[8].

В этот период деятельность высшей школы России по развитию инклюзивного образования также, как и европейских вузов, была сосредоточена на создание необходимых условий для получения высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ, выявление имеющихся барьеров и их преодоление. 

В период с 2012 по 2023 гг. повышение качества инклюзивного образования, широкое внедрение инклюзии в высшем образовании было отнесено к основным приоритетам европейской высшей школы, обеспечивающим равноправную интеграцию студентов с ОВЗ и инвалидностью[9]. Изменился подход к инклюзии, расширенное толкование которой предполагало  ответ на социальные проблемы, возникающие у всех обучающихся высшей школы, вне зависимости от наличия или отсутствия инвалидности. Это повлияло на содержательные, институциональные и организационно- технологические аспекты образовательного процесса в целом, активизировало поиск и внедрение эффективных практик инклюзивного образования. В этот период были определены четыре основных вектора развития инклюзивного образования в высшей школе: обеспечение равного доступа к высшему образованию, реализация принципа инклюзии при обучении «цифровым профессиям», обмен опытом в ходе  международного сотрудничества в области инклюзивного образования, а также разработка гибких моделей обучения, применимых в процессе непрерывного образования[10].

В большинстве европейских вузов, где создание специальных условий для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ является одним из приоритетов, данная деятельность организуется при условии финансовой помощи со стороны общественных организаций, соответствующих фондов, органами местного управления или самих университетов. Особое внимание уделяется не только организации работы специалистов в сфере поддержки и сопровождения обучения, но и  волонтеров, например, обучающихся старших курсов[11]

В данный период в зарубежных странах сформировались практики сопровождения трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ. Безусловно, степень их эффективности во многом зависит от государственной политики, прежде всего от системы квотирования рабочих мест для данной категории населения. Такая квота может составлять от 2% рабочих мест применительно к каждому предприятию, где работают 50 и более сотрудников (Испания), до 6%  рабочих мест компаний с 20 и более штатных единиц (Франция).

Значимым является и наличие специальных онлайн- сервисов для поиска работы лицами данной целевой группы: портал DisJob (Испания), портал Ассоциации по управлению фондом для трудоустройства инвалидов Agefiph (Франция).

В российской высшей школе инклюзивное образование развивалось в контексте  реализации  идеи не только сохранения активности, но и  развития субъектности у лиц с ОВЗ и инвалидностью[12]. В связи с этим был выработан универсальный порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставления услуг в сфере образования[13], предложены формы локальных нормативных документов по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью и ОВЗ. В целях создания безбарьерной, доступной среды все вузы Российской Федерации начали использовать в своей работе  программы психолого-педагогического и социально  психологического сопровождения обучающихся с инвалидностью, программы по содействию трудоустройству и постдипломному сопровождению обучающихся с инвалидностью, методические рекомендации по применению ассистивных технологий в образовательном процессе.

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы, в 2016 году была создана на базе организаций высшего образования сеть региональных ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) с целью комплексного сопровождения всех лиц, вовлеченных в инклюзивное профессиональное образование[14]. Деятельность РУМЦ включает организацию профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, оказание консалтинговых услуг всем субъектам образовательного процесса, организацию и проведение мониторингов как качества инклюзивного образования, так и динамики рынков труда, рецензирование научно-методических и учебных изданий, организацию повышения квалификации специалистов в области инклюзивного образования.

Это позволило не только аккумулировать эффективные практики обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, но и оперативно их распространять, масштабировать.

Как и в европейских университетах важным направлением деятельности высшей школы России является содействие трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ.

 В университетах разработаны и реализуются комплексные программы сопровождения трудоустройства выпускников с ОВЗ, где обозначены основные векторы данной работы: подготовка к трудоустройству обучающихся с инвалидностью и ОВЗ и сопровождение трудоустройства выпускников.

Важное место в содействии трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ занимает консультирование по юридическим, психологическим,  организационным вопросам поиска работы и трудоустройства для лиц с инвалидностью и ОВЗ, профориентационная психологическая диагностика, проведение презентаций и встреч работодателей с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ, организация онлайн- сервисов для поиска актуальных вакансий.

В число основных направлений развития инклюзивного образования в высшей школе  в исследуемый период были включены следующие:   организация  сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ,  профориентационная работа и содействие в трудоустройстве, становление готовности выпускников с инвалидностью и ОВЗ к планированию карьеры, разработка технологий инклюзивного образования, сбор и диссеминация  эффективных практик инклюзивного образования, создание равных возможностей освоения профессиональных компетенций, формирование арсенала учебных пособий и дидактических материалов, ориентированных на предоставление наиболее полной учебной информации, способствующих обеспечению полноценной социализации людей с инвалидностью и ОВЗ, профессиональному включению в жизнь социума.

Таким образом, следует отметить, что вопросы инклюзии и доступности высшего образования для всех являются одними из приоритетных для систем высшего образования в России и за рубежом. Развитие систем  инклюзивного образования оказало влияние на организационную культуру, содержание, образовательные технологии высшей школы. Изменения затронули научную, исследовательскую деятельность сотрудников высшей школы. Очевидны различия в стратегиях обеспечения качества инклюзивного образования в европейской высшей школе при общности целей, развитии сотрудничества образовательных организаций в данном направлении, связей между заинтересованными организациями и работодателями. В свою очередь, это делает востребованным исследование проблем реализации права на образование для лиц с инвалидностью  ОВЗ и поиск путей их решения.

Библиография

  1. Аксенова Е.И., Бонкало Т.И. Практики инклюзивного профессионального образования и сопровождения трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья в России и за рубежом: экспертный обзор. М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2023.
  2. Алехина С.В., Шеманов А.Ю. Инклюзивная культура как ценностная основа изменений высшего образования. Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей. Москва: МГППУ. 2018. С.  5–13.
  3. Бараковских К.Н., Третьякова Н.В. Современные исследования состояния инклюзивного образования в среднем профессиональном и высшем образовании. Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5/ https://science-education.ru/ru/article/view?id=30119.
  4. Глузман Ю. В. Теория и практика инклюзивного образования в вузе: отечественный и зарубежный опыт: монография. 2019.
  5. ARC8 Outlook Report 2030: Inclusive and Diverse Higher Education in Asia and Europe. Asia-Europe Foundation (ASEF). Singapore, 2021.
  6. Cotán A., Aguirre A., Morgado B., Melero N. Methodological strategies of faculty members: moving toward inclusive pedagogy in higher education. Sustainability. 2021; № 13 (6). Рр. 1–13. 
  7. Haug P. Understanding inclusive education: ideals and reality. Scandinavian Journal of Disability Research. 2017; Vol. 19, № 3. Рр. 206–217.
  8. Hauschildt K., Gwosć Ch., Schirmer H., Wartenbergh-Cras F. Social and Economic Conditions of Student Life in Europe. EUROSTUDENT VII Synopsis of Indicators 2018–2021. German Centre for Higher Education Research and Science Studies. 2021.
  9. Morgado B., Cortes-Vega M.D., Lopez-Gavira R., Alvarez E., Moriña A. Inclusive education in higher education? Journal of Research in Special Educational Needs. 2016; Vol. 16, № 1. Рр. 639–642.

[1] Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года/ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/2565085/ (дата обращения 1 февраля 2024 г..

[2] Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»/ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/70170066/ (дата обращения 10 февраля 2024 г.).

[3] Cotán A., Aguirre A., Morgado B., Melero N. Methodological strategies of faculty members: moving toward inclusive pedagogy in higher education. Sustainability. 2021; № 13 (6). Рр. 1–13;  Morgado B., Cortes-Vega M.D., Lopez-Gavira R., Alvarez E., Moriña A. Inclusive education in higher education? Journal of Research in Special Educational Needs. 2016; Vol. 16, № 1. Рр. 639–642.

[4] Haug P. Understanding inclusive education: ideals and reality. Scandinavian Journal of Disability Research. 2017; Vol. 19, № 3. Р.210.

[5] Глузман Ю. В. Теория и практика инклюзивного образования в вузе: отечественный и зарубежный опыт: монография. 2019.

[6] Бараковских К.Н., Третьякова Н.В. Современные исследования состояния инклюзивного образования в среднем профессиональном и высшем образовании. Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5/ https://science-education.ru/ru/article/view?id=30119 (дата обращения 9 февраля 2024 г.).

[7] Приказ Минобразования РФ от 24.05.2004 г. № 2356 «О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов»/ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ukiik.ru/wp-content/uploads/2023/03/o-federalnyh-golovnyh-i-okruzhnyh-uchebno-metodicheskih-czentrah-po-obucheniyu-invalidov.pdf. (дата обращения 1 февраля 2024 г.); Приказ Минобразования России от 12.11.2003 № 4206 «О совершенствовании профессионального образования инвалидов» / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/6147402/ (дата обращения 10 февраля 2024 г.).

[8] Приказ Минобрнауки России от 30 декабря 2010 г. № 2211 «О базовых образовательных учреждениях высшего профессионального образования, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/71064624/ (дата обращения 10 февраля 2024 г.).

[9] Hauschildt K., Gwosć Ch., Schirmer H., Wartenbergh-Cras F. Social and Economic Conditions of Student Life in Europe. EUROSTUDENT VII Synopsis of Indicators 2018–2021. German Centre for Higher Education Research and Science Studies. 2021. Р.34.

[10] ARC8 Outlook Report 2030: Inclusive and Diverse Higher Education in Asia and Europe. Asia-Europe Foundation (ASEF). Singapore, 2021. Р.14.

[11] Аксенова Е.И., Бонкало Т.И. Практики инклюзивного профессионального образования и сопровождения трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья в России и за рубежом: экспертный обзор. М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2023. С.15.

[12] Алехина С.В., Шеманов А.Ю. Инклюзивная культура как ценностная основа изменений высшего образования. Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей. Москва: МГППУ. 2018. С.8.

[13] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставления услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»/ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/71275174/ (дата обращения 10 февраля 2024 г.).

[14]Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы»/ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/77673671/ (дата обращения 10 февраля 2024 г.).





Информация об авторе:

Валентонис А.С.  к.ю.н., доцент кафедры  правовых дисциплин ГОУ  ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет».

Information about the author:

Valentonis A.S. Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Legal Disciplines of the State Educational Institution of Higher Education «State Humanitarian and Technological University».

Добавить комментарий

Войти с помощью: