Автором проанализирован российский и зарубежный опыт деятельности финансовых институтов и банков, оказывающих услуги по инвестированию свободных денежных средств клиентов в искусство, выявляются достоинства и недостатки этой деятельности, рассматриваются основные виды услуг, оказываемые банками для осуществления инвестиций клиентов в искусство. Результат исследования показывает высокий интерес клиентов к предоставленным услугам финансовых институтов и банков по вложению свободных денежных средств в искусство, как на зарубежном, так и на российском рынке. В статье делается вывод о значимости развития финансовых институтов и банков, и о расширении спектра услуг, которые могут быть предоставлены клиентам в области инвестиций в искусство.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиции в искусство, финансовые институты, банки, предметы роскоши.
Investment of financial institutions and banks in the objects of art
Annotation: The author analyzed Russian and foreign experience of financial institutions and banks that provide services for investing free funds of clients in art, identifies the advantages and disadvantages of this activity, discusses the main types of services provided by banks for making investments by clients in art. The result of the study shows the high interest of clients in the services provided by financial institutions and banks in investing free funds in art, both in the foreign and in the Russian market. The article concludes about the significance of the development of financial institutions and banks, and the expansion of the range of services that can be provided to clients in the field of investments in art.
Keywords: investments, investments in art, financial institutions, banks, luxury goods.
Инвестиционная деятельность играет важную роль в процессе проведения крупномасштабных экономических, политических и социальных преобразований, которые направлены на создание устойчивого экономического роста. Инвестиции – важнейший и наиболее дефицитный экономический ресурс, с его помощью можно повысить эффективность производства и конкурентоспособность предприятий, создать новые рабочие места, повысить уровень занятости населения и уровень жизни. Осуществления капиталовложений считается довольно длительным процессом.
Инвесторы часто находятся в поиске нестандартных способов вложений денежных средств в условиях нестабильности финансовых рынков. Искусство, как альтернативный класс активов, может быть включено в портфель инвестора в интересах диверсификации капиталовложений, для сбалансированности и минимизации рисков. В то же время, инвесторы проявляют интерес в получении высоких доходов от инвестиций. Однако, волатильность и неликвидность арт-рынков затрудняет сравнение данного класса с более традиционными инвестициями.
Согласно отчету “Deloitte’s Art & Finance” за 2017 год общий объем инвестиций в искусство был оценен в $48 миллиардов долларов. Невероятные рекордные значения стоимости работ современных художников, наблюдаемые на мировых аукционах, в разы поднялись в цене за последние двадцать лет, что еще раз доказывает значимость искусства в мире людей.
Существуют огромное разнообразие стилей и направлений в изобразительном искусстве, зачастую, они не имеют четко выраженных границ. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот в свою очередь имеет отголоски порожденного старого.
С годами работы одних художников растут в цене более активно, становясь предметом спекуляции, меняется мода на изображение и на то, что стоит повесить на стену или поставить на постамент в центре колонного зала. Единственное, что остается неизменным – это потребность богатых и состоятельных людей вкладывать свои капиталы во что-то прекрасное.
Рынок искусства – это совокупность взаимодействующих друг с другом субъектов и институтов, которые создают, вводят в обращение и потребляют искусство, он существенно отличается от большинства других финансовых рынков. Концепция инвестирования в искусство не является новым явление. История показывает, что состоятельные люди предпочитают инвестировать в предметы искусства во времена экономических и социально-политических кризисов[1].
Рынок искусства можно разделить на первичный и вторичный. Первичный рынок представляет собой первоначальную продажу произведений искусства, в то время как вторичный рынок осуществляет все дополнительные перепродажи.
На первичном рынке все произведения искусства могут напрямую продаваться от художника к любым заинтересованным покупателям: мелким дилерам, галереям, частным коллекционерам. Таким образом художник предоставляет собой отправную точку всех транзакций. Обычно на первичном рынке существует четыре потенциальные группы покупателей: состоятельные люди; арт-дилеры, люди, которые могут действовать от имени частного покупателя; галереи; аукционные дома;
Предложение на рынке искусства ограничено, ввиду того, что все произведения уникальны, а их деятели не вечны. Из-за экономической природы товара рынок подвержен недостоверной информации о продукте и транзакционным издержкам. Более высокий риск, связанный с первичным рынком, в основном обусловлен отсутствием исторических данных о ценах, что создает проблемы оценки и потребности в конкретных экспертных знаниях.
Вторичный рынок предоставляет платформу для перепродажи работ известных художников крупным галереям, государственным музеям и солидным частным коллекционерам. Состав игроков, как правило, очень похож на состав первичного рынка, однако добавляются лица выполняющие посреднические функции между покупателями и продавцами такие как: арт-эксперты, арт-консультанты и арт-банкинг (финансово-консультационное сопровождение инвестиций в искусство). Арт-банкинг увеличивает доступ информации о рынке, что приводит к значительному снижению рисков, особенно при покупке наиболее известных произведений искусства. Действующие на вторичном рынке дилеры и галереи обладают большей рыночной властью. По отношению к художнику, галерея выступает как монополист или же единственный покупатель, и как монополист по отношению к покупателям. Рис.1 Первичный и вторичный рынок искусства.Разработан автором по материалам: Singer L. Rivalry and externalities in secondary art markets // Journal of Cultural Economics. 1981. Vol. 5. Iss. 2. P. 39–57.Fig.1 Primary and secondary art market.Developed by author on the materials of: Singer L. Rivalry and externalities in secondary art markets // Journal of Cultural Economics. 1981. Vol. 5. Iss. 2. P. 39–57 В результате взаимодействия спроса и предложение устанавливается рыночная цена в точки пересечения кривых. Предложение на рынке искусства интересное явление, так как существуют противоположные взгляды на мотивы создания искусства.
Большинство художников утверждают, что снабжают рынок только из-за желания выразить самих себя, а не для получения финансовой выгоды от существующего спроса. Сальвадор Дали: «Если вы хотите заработать денег, все средства хороши, все способы законны – кража, плагиат… – забавно лишь то, что многие воображают, будто зарабатывание денег послужит на благо человечества или принесет пользу потомкам»[2].
Индустрия искусства имеет тенденцию конкурировать за уникальность произведений, а не за цену, таким образом, изогнутая кривая спроса является нетипичной для данной отрасли. В долгосрочной перспективе арт-рынок получит выгоды от эффекта масштаба благодаря новым направлениям в искусстве и новым формирующимся рынкам. Связь между спросом и предложением на рынке искусства- неэластична, то есть изменение цены на товар не ведет к изменению спроса. Более высокая ценность искусства придается благодаря ограниченному предложению из-за дефицита и уникальности. Существует ряд индикаторов, помогающий выявить неэластичность спроса, он включают в себя: · Изменения во вкусах· Изменения в доходах · Ценообразование· Угроза заменителей (акции, облигации, недвижимость) Рис.2 Неэластичный спрос.
Разработан автором по материалам: Pesando J.E. Art as an Investment: The Market for Modern Prints //American Economic Review. 1993. No 83. P. 1075–1089.
Fig.2 Inelastic demand.
Developed by author on the materials of: : Pesando J.E. Art as an Investment: The Market for Modern Prints //American Economic Review. 1993. No 83. P. 1075–1089.
Современный рынок предоставляет огромные возможности для удовлетворения спроса на предметы искусства, а финансовые институты и банки становятся главными участниками этого процесса. Деятельность институтов, работающих на рынке искусства весьма различна. Основными институтами, которые предоставляют услуги на данном рынке являются: антикварные галереи, аукционные дома, инвестиционные фонды, банки и арт-биржи.
Самым популярны способом покупки объектов искусства являются услуги антикварных галерей. Галереи работают в основном с известными художниками, привлекая внимание покупателей к отдельным авторам, создавая дополнительный ажиотаж на рынке. Галереи являются надежной платформой для сделок, лица совершающие покупки не пытаются получить сверх выгоды рискованным путем. Показателем надежности галереи служит ее членство в специализированных профессиональных организациях. Россия принимает участие в Международной конфедерации антиквариатов и арт-дилеров России и СНГ. Существует обширный ряд тонкостей работы галереи: гарантия подлинности работы и соответствие с сертификатом галереи, в случае обнаружения несоответствия производится полный возврат денежных средств.
Еще одним популярным способом вложения средств являются услуги аукционных домов, в которых проводятся аукционы.
Особенности аукционных домов:
- Большой ассортимент по категориям и лотам.
- Предоставление банковской справки о платежеспособности клиента
- Все работы проходят специальную экспертизу.
- Цель аукционных домов-конкретная сделка, они не заинтересованы в долгосрочной перспективе.
- Гарантийный срок. У всех аукционных домов он разный.
- Сложный возврат фальшивых работ.
- Покупка работ выше рыночной стоимости.
- Взимание высокой комиссии
- Высокие затраты на страховку, транспортировку и доставку[3].
Инвестиционные фонды художественных ценностей являются самыми актуальными и популярными способом вложения инвестиций[4]. Они могут быть созданы в форме акционерных и в форме закрытых паевых инвестиций. В отличии традиционных фондов в их состав могут входить художественные ценности. Изначальное накопление активов может происходить не только с помощью денежных средств, но и с помощью культурных ценностей. Изменение стоимости активов происходит по регулярной переоценке на основе аукционных продаж, и деятельности выставочных фондов. Стоимость пая изменяется в зависимости от фондовых бирж. Даже с помощью инвестиций в искусство формирование безрискового портфеля невозможно[5].
Услуги private banking, являются одними из самых стабильных и пользуются наибольшим спросом. Private banking оказывает финансовые и нефинансовые услуги частным лицам, создавая оптимальные стратегии с учетом пожеланий определенного клиента. Многие банки уже рассматривают искусство как актив и предлагают своим Vip-клиентам включать в свой портфель арт-объекты для стабилизации рисков.
Арт-биржи являются ноу-хау на инвестиционном рынке. Владелец арт-объекта, желающий его продать обращается в банк. Банк проводит экспертизу и определяет стоимость картины, после согласования цены с продавцом, объект выставляется на продажу. Инвесторы имеют право приобрести какую-то часть работы. При покупке части работы, инвестору предоставляется сертификат. Покупка и продажа сертификатов может осуществляться только при взаимодействии с финансовыми институтами. Любые инвестиции, в арт-объекты требуют знаний в области искусства.
Банки играют одну из важнейших ролей на рынке объектов коллекционного спроса. Основными услугами, которые оказывают банки в данной области являются: развлекательные мероприятия – арт-ярмарки и музейные выставки, а также оценка предметов искусства и консультации по покупке и продаже. Спонсорами крупнейших ярмарок искусства считаются Deutsche Bank и USB. Банки также предлагают воспользоваться предметами искусства, как гарантией выплаты банковского кредита.
За последние годы, формирование художественных коллекций стало хорошим тоном в банках Европы и Америки. Банки не только приобретают объекты искусства в инвестиционных целях, но и предоставляют возможность клиентам успешно вкладывать свои капиталы. Наличие предметов искусства в активах банка, повышает их статус не только в глазах клиентов, но и на мировой арене.
Российские коммерческие банки постепенно перенимают опыт у своих зарубежных братьев. Тенденция создания собственных художественных собраний появилась еще в 1990-е годы, в период развития рынка и перехода к рыночным отношениям. Самые первые банки России, которые проложили путь к инвестированию в объекты искусства – Инкомбанк и Банк Столичный[6].
Художественные коллекции не являются массовым направлением среди банков. В настоящее время к банкам, занимающимися коллекционированием и инвестированием в искусство, можно отнести UniCredit Bank, ГазпромБанк. В коллекции UniCredit Bank[7] находится более 60 тысяч экспонатов начиная с античного периода заканчивая и современным направлением. Интерес представляет коллекция художественных произведений искусства Газпромбанка, пополняющаяся предметами из новейших течений.
Целью приобретения объектов искусства является их растущий потенциал. Банки не стремятся продавать работы из своих коллекций, даже при заметно увеличении цены.
На российском рынке популярность получила услуга private banking для особо важных клиентов. Благодаря этой услуги банки помогают обслуживать инвестиции в искусство, работать на арт-рынке, заниматься финансовой оценкой. Банки осуществляют сотрудничество с аукционными домами, галереями, оценщиками и консультантами.
Достаточно часто банки предлагают воспользоваться услугами паевых инвестиционных фондов. Все лица, обслуживаемые в данном направлении, могут быть разбиты на группы, в зависимости от размера свободных средств, которые могут быть инвестированы при посредничестве банка:
- Клиенты с высоким уровнем дохода (инвестиции от 1 млн. долл.)
- Клиенты с достаточно высоким уровнем дохода (от 300 тыс. долл.)
- Массовые клиенты
Первая и вторая группа клиентов использует услуги private banking7.
Банк выполняет функцию брокера, приобретает активы по поручению и за счет клиента, осуществляет доверительное управление.
Массовым клиентам предлагается использование паевых инвестиционных фондов. ПИФы могу вкладывать средства в акции, облигации, недвижимость и произведения искусства. Подобная форма вложений помогает диверсифицировать активы.
Арт-рынок предлагает свои услуги разным группам инвесторов, как частным, так и коллективным. Нормативной основой появления арт-фондов в России является приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 06.08.2009 № 09-30/пз-н «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Федеральной службы по финансовым рынкам». В соответствии с приказом фонды художественных ценностей могут существовать как в форме акционерных, так и в форме закрытых паевых инвестиционных фондов[8].
Таким образом, рынок искусства в Росси считается достоянием страны, в настоящее время, происходит создание многих новых инвестиционных фондов, что еще раз доказывает значимость данной отрасли. Инвестирование в искусство не может быть ошибочным, в нем есть огромный потенциальный рост.
Для развития этого рынка в России необходимо расширение качественного предложения предметов искусства. Следует ожидать принятие новых стратегий для торговли в аукционных домах и галереях. Должно произойти увеличение институциональной среды, которое приведет к развитию рынка искусства.
Успехом в развитии рынка может стать появление арт-бирж в России. Деятельность арт-бирж в целом зависит от общей модернизации экономики.
Роль государства в поддержки развития искусства в стране немаловажна, поскольку оно наделено административными функциями по развитию культурных программ. Важно также развивать деятельность различных организаций и объединений, которые помогают получить достоверную информацию об объекте.
Ключевым вектором развития должна стать достоверная информация на рынке, и в последствии Россия сможет удовлетворят запросы инвесторов и создавать возможности для дальнейшего развития полноценной работы финансовых институтов и банков.
Список литературы:
- Барб-Галль Ф. Пойми, почему это шедевр. М.: ЭКСМО, 2014. 312 с.
- Бёрд М. 100 идей, изменивших искусство. М.: ЭКСМО, 2013. 216 с.
- Данельян А.А. Иностранные инвестиции: некоторые аспекты взаимодействия международного и национального права // Евразийский юридический журнал. – 2011. – №8 (39). – С. 57-60.
- Данельян А.А., Эседов Д.Г. Иностранный инвестор и государство в евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – №3 (46). – С. 13-16.
- Данельян А.А. Международно-правовые источники урегулирования инвестиционных споров в Евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – №4 (47). – С. 21-24.
- Данельян А.А., Фархутдинов И.З., Магомедов М.Ш. Национально-правовое регулирование иностранных инвестиций в России // Закон. – 2013. – №1. – С.103-119.
- Данельян А.А. Международное экономическое право в условиях глобализации: проблемы развития // Право и государство: теория и практика. – 2014. – №1(109). – С.127-132.
- Данельян А.А. Международно-правовые гарантии возмещения убытков в ходе осуществления иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2014. – №3(111). – С. 85-90.
- Данельян А.А. Правовые аспекты политических рисков при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности // Евразийский юридический журнал. – 2014. – №5 (72). – С. 52-54.
- Данельян А.А. Актуальные проблемы международно–правового регулирования иностранных инвестиций в государствах–членах ЕАЭС // Международный правовой курьер. – 2016. – №3 (15). – С. 18-21.
- Данельян А.А., Фархутдинов И.З. Международный инвестиционный арбитраж: Учебное пособие. – М.; СПб., Центр гуманитарных инициатив, 2013. – 356 с.
- Инвестиционный менеджмент: учебник / под ред. Н.И. Лахметкиной. М.: КноРус, 2015. 262 с.
- Ричардс К. Психология инвестиций. Как перестать делать глупости со своими деньгами. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 187 c.
- Скатерщиков С. Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 224 с.
- Щурина С.В. Финансовые риски инвестиций в объекты искусства // Российский внешне-экономический вестник. 2014. № 9. С. 69.
- Throsby D. Economics and Culture. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. P. 26–31.
- Singer L. Rivalry and externalities in secondary art markets // Journal of Cultural Economics. 1981. Vol. 5. Iss. 2. P. 39–57.
- Pesando J.E. Art as an Investment: The Market for Modern Prints //American Economic Review. № 83. P. 1075–1089.
Информация об авторе:
Кожухова Виктория Витальевна — студентка 4-го курса, факультет мировой экономики, Дипломатическая Академия Министерства иностранных дел Российской Федерации (119992, Россия, Москва, ул. Остоженка 53/2, стр. 1).
Information about the author:
Victoria V. Kozhukhova — 4th year student, Faculty of World Economy, Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (119992, Russia, Moscow, Ostozhenka street 53/2, bldg. 1).
_________________
[1] См.: Данельян А.А. Правовые аспекты политических рисков при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности // Евразийский юридический журнал. – 2014. – №5 (72). – С. 52-54.
[2] https://weekend.rambler.ru/items/8141360-ya-nikogda-ne-razdayu-sovetov-darom-mysli-i-anekdoty-salvadora-dali-iz-knigi-vyhodyaschey-v-izdatelstve-tekst/
[3] https://mir24.tv/news/14648368
[4] См.: Данельян А.А. Международное экономическое право в условиях глобализации: проблемы развития // Право и государство: теория и практика. – 2014. – №1(109). – С.127-132.
[5] См.: Данельян А.А. Международно-правовые гарантии возмещения убытков в ходе осуществления иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2014. – №3(111). – С. 85-90.
[6] См.: Данельян А.А., Эседов Д.Г. Иностранный инвестор и государство в евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – №3 (46). – С. 13-16.
[7] https://www.unicreditbank.ru/ru/personal.html
[8] См.: Данельян А.А. Международно-правовые источники урегулирования инвестиционных споров в Евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – №4 (47). – С. 21-24.