Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Инвестиции в инновационную экономику

В статье сформулированы основные векторы влияния инвестиционной деятельности на инновационную экономику. Кроме того, рассмотрено участие инвестиций в инновационной экономике в качестве катализатора экономического роста. Также перечислены особенности осуществления инвестиционной деятельности в инновации в странах с развитой экономикой и обозначены аспекты, актуальные для инвестиционной деятельности в России.

Ключевые слова: инвестиции, инновации, инновационная экономика, венчурные инвестиции, инвестиционная деятельность, НИОКР.

 

Investment in innovative activity

Abstract: in this article the most important vectors of influence of an investment activity on innovative economy are defined. Also the role of investments into innovative economy as one of the major factors of economic growth is considered. Moreover it lists the features of investment activity in innovations in countries with developed economies and also outlines the aspects relevant for investment activities in Russia.

Key words: investment, innovations, innovative economy, venture capital investment, investment activity , R&D investment.

 

 

На современном этапе формирования мировой экономики приоритетной концепцией развития национальных экономик и предпринимательской деятельности в целом являются инвестиции и инновации. Современную экономику принято называть “экономика, основанная на знании” (knowledge based economy). Динамичное развитие системы международной экономики неразрывно связано со внедрением и адаптацией новейших технологий, новых рынков, формированием знаний и человеческого капитала.

Инновационная деятельность в различных отраслях экономики обладает существенным значением и служит важным фактором экономического роста. Вместе с тем, для осуществления успешной инвестиционной деятельности от государства, местных властей, юридических или физических лиц  требуется мобилизация финансовых, кадровых, информационных, административных, правовых и других ресурсов. Это объясняется тем, что ни одно научное исследование не реализуется без потока инвестиций, квалифицированного персонала и государственной поддержки.

Взаимосвязь инвестиционной деятельности и научно-технического прогресса очевидна и имеет несколько аспектов. Наиболее важным из которых является рассмотрение инвестиционных потоков как своего рода ускорителя научных исследований, что, в свою очередь, играет особенно важную роль в рамках трансформации науки в непосредственную производительную силу общества. Это всё является предпосылкой к формированию модели финансирования экономического роста, которая бы базировалась на инновациях и предоставляла бы возможность усовершенствования реального сектора экономики на основе новейших достижений НТП[1].

В данный период времени инвестиционная деятельность имеет колоссальное значение в гарантии поступательного и динамичного роста экономики, выступая движущей силой и катализатором экономического роста и развития. Увеличение эффективности ресурсов и деятельности компаний на базе НИОКР[2] и инновационных технологий объясняет появление концепции инновационной формы экономического роста. Данный тип роста экономики характерен для развитых стран, где за основу берется не производство и потребление товаров и услуг, а высокотехнологичные продукты. Следовательно, именно инновационные технологии – это источники данного типа экономического роста.

Инвестиции в инновационные технологии являются важнейшим шагом на пути становления инновационной экономики конкретной страны. Технологии принято рассматривать как фактор развитого производства, обладающий высокой международной мобильностью, а сам термин «технология» (от греческого “techne” – искусство, “logos” – учение) может быть определен, как в широком смысле, так и в узком. В широком смысле технология – это научно-технические знания, которые можно эксплуатировать для производства товаров или услуг из экономических ресурсов. В узком смысле технология – это способ воздействия на сырье, материалы, полуфабрикаты, информацию в процессе производства с целью создания потребительской ценности. Технологии напрямую сопряжены со знаниями о товарах и услугах, которые нужно и актуально производить, а также связаны с новыми товарами, которые в большей мере создают потребительскую ценность при прежнем объеме ресурсов, используемых в процессе производства[3].

У технологии имеется жизненный цикл, который состоит из следующих стадий:

  1. «Уникальная» – это «ноу-хау», защищенное патентами и используемое монопольно тем, кто разработал;
  2. «Прогрессивная» – технология отличается новизной и технико-экономическими преимуществами, если сравнивать с аналогичными технологиями;
  3. «Традиционная» – продукт, характеризующий средний уровень производства и свойственный большинству производителей на рынке;
  4. «Морально устаревший» – продукт, не удовлетворяемый средний уровень качества.

Самым большим спросом и самую большую ценность, очевидно, представляют уникальные и прогрессивные технологии. Именно такие технологии хотят заполучить все страны посредством обмена на мировом рынке[4].

Термин «инновационная экономика» может быть определен как инновационная инфраструктура страны, способствующая осуществлению проектов учёных на практике и реализации их идей в инновационных продуктах. Для стран с инновационной экономикой характерно большинство организаций, занимающихся инновационной деятельностью, а доля высокотехнологичных продуктов занимает примерно половину от всех товаров в стране. К перечню мер, требующихся для формирования инновационной экономики в стране, относятся следующие мероприятия: а) увеличение потоков инвестиций и финансирования НИОКР, модернизация их механизмов; б) практическое применение косвенных методов государственной финансовой поддержки инновационной системы, то есть предоставление налоговых льгот, таможенных преференций, целевого кредитования, лизинга и государственных гарантий; в) образование инновационных кластеров с их дальнейшим финансированием со стороны государства и иностранных инвесторов[5].

Термин «инновационная экономика» стал активно использоваться относительно с недавних времен, примерно начиная с 1990-х годов. Изначально инновационный сектор экономики возник в промышленной отрасли передовых стран в период первой научно-технической революции, а затем уже занял роль доминирующего сектора экономики, характеризующегося высокими технологиями и высокой производительностью труда. Таким образом, на сегодняшний день в странах с развитой экономикой около 60-80% промышленных предприятий вовлечены в инновационную деятельность. К числу основных составляющих элементов эффективной инновационной экономики можно отнести:

  • высококачественный человеческий капитал;
  • совершенная инновационная система;
  • рентабельная промышленная отрасль, приспособленная к производству инновационной продукции.
  • благоприятная среда для развития человеческого капитала.

Для того чтобы перечисленные выше элементы имели место быть, Правительство страны должно оказывать соответствующую материальную поддержку и способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата в стране. Технология, ее разработка и введение в эксплуатацию обладают высокой стоимостью, которая определяется большим количеством затрат на НИОКР. Если Правительство страны намерено увеличить экономическое развитие страны, то необходимо выделять значительную сумму денег на НИОКР. По аналитическим данным[6], мною была составлена Таблица №1, которая показывает десятку стран-лидеров по объему затрат на развитие технологий, науки и проведение исследований.

 

Страна
Затраты на НИОКР в 2016 г., млрд.долл.США
1. США 502,9
2. Китай 408,8
3. Япония 170
4. Германия 114,8
5. Республика Корея 74,1
6. Франция 60,8
7. Индия 50,3
8. Великобритания 46,3
9. Бразилия 38,4
10.Россия 37,3
 Таблица №1 – Десятка стран, лидирующих во объему затрат на НИОКР в 2016 году.

 

Из таблицы видно, что преобладающая часть лидирующих стран имеют развитую инновационную экономику и крепкую позицию на мировом рынке. Стоит отметить, что за последнее десятилетие сильно окрепло положение Китая, который с 7 позиции поднялся на 2 позицию, сместив на строчку ниже Японию и Германию. Такой результат Правительство Китая добилось посредством ежегодного увеличения затрат на НИОКР (примерно на 16,7%). Ещё одно государство из Азиатского региона поднялось в рейтинге: Республика Корея, опередив такие мощные экономики Европы, как Франция и Германия, и заняла уверенное 5 место. Что касается России, то страна сохранила ту же позицию, что и в 1995 году, а объем внутренних затрат в рублях составил 943,8 миллиарда.

Последние два десятилетия выявили тенденцию увеличения затрат на НИОКР, характерную для ведущих экономик мира: в период с 1995 — 2015гг. ключевые страны в ЕС увеличили совокупные затраты на НИОКР в 1.8 раз, США – в 1.9 раз, Япония – в 1.5 раз. Но более впечатляющими являются показатели таких быстро растущих экономик мира, как Китай – в 21.9 раза и Республика Корея – в 4.5 раза. Россия за тот же период увеличила затраты на НИОКР в 2.6 раз.

 

Страна
Затраты на НИОКР в процентах в ВВП
1. Израиль 4,25
2. Республика Корея 4,23
3. Швейцария 3,42
4. Япония 3,29
5. Швеция 3,28
6. Австрия 3,12
7. Тайвань 3,05
8. Дания 2,96
9. Германия 2,93
10. Финляндия 2,9
Россия (35 место) 1,1
 Таблица №2 – Внутренние затраты на НИОКР в процентах к ВВП, 2016 год

 

Анализируя показатель удельного веса затрат на НИОКР в ВВП России (1,1%, см. Таблицу №2), можно сделать вывод, что Россия сильно отстает от ведущих стран мира, занимая примерно 35 место в рейтинге. Из таблицы следует, что лидирующие позиции занимают Израиль (4,25%), Республика Корея (4,23%) и Швейцария (3,42%). А США и Китай, занимающие два первых места по объему затрат на НИОКР (см. Таблицу №1), по доле этих затрат в ВВП и вовсе не входит в десятку стран-лидеров.

Таким образом, можно отметить, что в основном именно развитые страны являются разработчиками новых технологий, а развивающие страны играют роль потребителей этих технологий, на их долю приходится примерно 90%. Следовательно, развитые страны характеризуются наличием инновационного сектора экономики, который требует непосредственного финансирования и инвестирования.

Что же такое инвестиции? Существует множество различных определений понятия «инвестиции», но я выбрала следующую трактовку: инвестиции – это вклад денежных средств, интеллектуальной собственности, зданий, сооружений, которые нацелены на приумножение в будущем, в результате чего должен быть получен экономический, социальный и другие эффекты. Такая трактовка «инвестиций» позволяет сделать вывод, что именно путем вложения в инновации и инновационную экономику можно получить экономические, социальные и другие блага, но не сразу, а через определенный промежуток времени, что и соответствует понятию «инвестиции», то есть инвестиции в инновационную экономику носят долгосрочный характер[7].

Важно отметить тот факт, что большинство открытий и прорывов в высокотехнологичных сферах осуществляется за счет венчурного капитала и венчурных предприятий. Это доказывает необходимость развития венчурной составляющей экономики. Именно поэтому страны с инновационной экономикой стремятся к формированию и поддержанию механизмов, содействующих внедрению в производство уникальных достижений научно-технического прогресса, а именно в развитие венчурных предприятий.

Получается, что венчурное инвестирование – это долгосрочное (5-7 лет) высоко рискованное финансирование новых предприятий и новых видов деятельности, целью которых является разработка и производство наукоемких товаров. Целью венчурного инвестирования, естественно, является извлечение прибыли от прироста стоимости сложенных средств. Другими словами, венчурное инвестирование – это предоставление денежных средств на долгий срок только появившимся высокотехнологичным компаниям, находящимся на ранней стадии развития, в обмен на часть акций в таких компаниям в случае успешной реализации проекта. Примером компаний, которые развивались и росли благодаря венчурному капиталу, являются Microsoft и Cisco.

Выходит, что инновационная экономика включает в себя в качестве важнейшей части именно венчурный научно-технический и технологический бизнес. В странах с развитой экономикой и развитой венчурной инфраструктурой государство поддерживает этот стратегический сегмент инновационной системы как на законодательном уровне, так и при разработке системы эффективных методов прямого и косвенного стимулирования венчурного инвестирования. Также в таких странах институциональные условия развития венчурной индустрии находятся в постоянном улучшении, основываясь на изменениях внешней среды инновационного бизнеса и следуя новым трендам международного рынка инвестиций. Поэтому роль государства играет исключительно важную роль для развития венчурной индустрии, особенно на начальном этапе и на стадии настройки системы венчурного инвестирования.

В то же время мне хотелось бы отметить, что отличительной особенностью развития инновационной и инвестиционной деятельности в мировой экономике является то, что инвестирование науки и разработок технологий не является первостепенной обязанностью государства. Как показывает статистика, в странах «Большой семерки» участие государства в инвестировании научно-технического прогресса постепенно снижается, так как этой деятельностью всё больше начинают заниматься частные и корпоративные инвесторы. По аналитической оценке, около 70% затрат на науку в развитых инновационных экономиках приходится не на государство, а на частный и корпоративный сектор.

В настоящее время вектор инвестирования в инновационную экономику сместился от государства в сторону частных инвесторов. Предприятия, в частности крупные, перешли на самофинансирование инновационной деятельности, отходя от государственной и иностранной финансовой поддержки. В качестве основного ресурса конкурентоспособности на первое место вышли нематериальные активы, то есть научно-исследовательские и конструкторские разработки, в которые компании вкладывают деньги. В будущем такие разработки превращаются в конкурентные преимущества в связи с тем, что дают предприятиям возможность получить дополнительные источники притока капитала за счет продажи лицензий.

Что касается России, то доля затрат на НИОКР в ВВП существенно ниже (см. Таблицу №1), чем, например, в Германии, Франции, США и других развитых странах.

Недостаточное инвестирование научной сферы в России сказывается не самым лучшим образом: происходит «утечка мозгов» и сокращение материально-технических ресурсов. За период экономических реформ существенно поменялась структура научных кадров, то есть численность прямых участников научного процесса заметно сократилась: число исследователей уменьшилось почти в 2,5 раза, а техников в 3,5 раза. Кроме того, существует проблема связанная с тем, что основным инвестором выступает государство, которое пытается компенсировать за счет федерального бюджета низкую инвестиционную активность частного бизнеса. Однако в рамках государственных инвестиционных проектов основное внимание уделяется поддержке государственных научных организаций, в то время как частный бизнес остается без особой денежной поддержки[8]. Также участие государства в инвестировании инновационных проектах недостаточно акцентировало внимание на проблемах, преодоление которых создавало бы у частных предприятий стимулы к самостоятельному увеличению и привлечению объемов инвестиций в инновационную деятельность. А прекращение государственной денежной поддержки приводит к застою инновационной деятельности, инициированная как раз-таки благодаря государственной поддержки. Кроме того, отсутствие полноценного диалога между органами государственной власти и частным бизнесом вылилось в многочисленные недопонимания трактовки базовых вопросов государственной помощи развития инноваций. Как результат, правовая форма принципов такой поддержки столкнулась с проблемой, связанной с неопределенной юридической формулировкой. Именно поэтому в России объемы инвестирования инновационных разработок со стороны частных предприятий меньше в 2-2,5 раза, нежели в странах, где сектор инновационной экономики развит[9].

Из всего выше сказанного  можно сделать следующий вывод. Развитие инновационной экономики требует огромных инвестиций, а значит, требует риска и времени. Исходя из этого, ключевыми составляющими инфраструктуры инновационной экономики является технопарк, основывающийся на достижениях и опыте международного венчурного бизнеса, на высоко квалифицированных специалистах, на прозрачности, конкуренции и четкой законодательной базе, а также на инвестициях частных предприятий или лиц, составляющих не менее половины всех инвестиций.

 

Список использованной литературы:

  1. Авсянников Н. М. Инновационный менеджмент. М.: РУДН, 2002
  2. Для привлечения инвестиций нужна стабильность // «Вести.Экономика», 2017
  3. Даббах А. В. Четыре главные проблемы инвестиций в инновации // Forbes. − 2010.
  4. Данельян А.А. Иностранные инвестиции: некоторые аспекты взаимодействия международного и национального права // Евразийский юридический журнал. – 2011. – №8 (39). – С. 57-60.
  5. Данельян А.А., Эседов Д.Г. Иностранный инвестор и государство в евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – №3 (46). – С. 13-16.
  6. Данельян А.А. Международно-правовые источники урегулирования инвестиционных споров в  Евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – №4 (47). – С. 21-24.
  7. Данельян А.А., Фархутдинов И.З., Магомедов М.Ш. Национально-правовое регулирование   иностранных инвестиций в  России // Закон. – 2013. – №1. – С.103-119.
  8. Данельян А.А. Международная арбитражно-правовая защита иностранного инвестора // Аграрное и земельное право. – 2013. – №11 (107). – С. 117-121.
  9. Данельян А.А. Международное экономическое право в условиях глобализации: проблемы развития // Право и государство: теория и практика. – 2014. – №1(109). – С.127-132.
  10. Данельян А.А. Международно-правовые гарантии возмещения убытков в ходе осуществления иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2014. – №3(111). – С. 85-90.
  11. Данельян А.А. Правовые аспекты политических рисков при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности // Евразийский юридический журнал. – 2014. – №5 (72). – С. 52-54.
  12. Данельян А.А. Регулирование режима иностранных инвестиций в рамках ВТО // Право и государство: теория и практика. – 2015. – №12 (132) – С.75-78.
  13. Данельян А.А. Актуальные проблемы международно–правового регулирования иностранных инвестиций в государствах–членах ЕАЭС // Международный правовой курьер. – 2016. – №3 (15). – С. 18-21.
  14. Данельян А.А., Фархутдинов И.З. Международный инвестиционный арбитраж: Учебное пособие. – М.; СПб., Центр гуманитарных инициатив, 2013. – 356 с.
  15. Евтушенков В. П. Инновации и инвестиции: две стороны одной медали // Россия в глобальной политике.− 2010.
  16. Исследование компании Pricewaterhouse Coopers в России и Центром технологий и иннова ций PwC, в сотрудничестве с Российской венчурной компанией и Российской корпорацией нанотехнологий “Инновационная активность крупного бизнеса в России PwC. Механизмы, барьеры, перспективы”, 2010 г.
  17. Инновационная экономика и экономика знаний // http://www.lerc.ru/?part=articles&art=11&page=37
  18. Инвестиционные идеи 2018: ставка на точечный подход // «Вести.Экономика», 2018.
  19. Смоленская С.В. Инвестирование инновационной деятельности в условиях глобализации // Вестник УлГТУ 2/2015.
  20. Современный экономический словарь / под ред. Б. А. Райзберга, Л. Ш. Лозовского, Е. Б. Стародубцевой. М.: ИНФРА, 2002.
  21. Удальцова Н.Л., Никишина О.И. Проблема становления и развития венчурного предпринимательства // Креативная экономика. 2014.
  22. Удальцова Н.Л. Инвестиции в инновации // Экономические науки, 2014.
  23. Удальцова Н.Л., Беляева А.О., Попова Е.О. Барьеры, препятствующие развитию малого инновационного бизнеса в России // Экономические науки. 2014.
  24. Финансы и развитие // Ежеквартальный журнал Международного Валютного Фонда // «Умная» торговля // 2013

 

Сведения об авторе:

Шаймарданова Алина Рамилевна — студентка Дипломатической Академии МИД России, 4 курс бакалавриата

Alina R. Shaimardanova  — student of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, 4th year bachelor’s degree

________________

[1] См.: Данельян А.А., Эседов Д.Г. Иностранный инвестор и государство в евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – №3 (46). – С. 13-16.

[2] Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

[3] «Основы современной экономики» В.М.Козырев, 2015г.

[4] См.: Данельян А.А. Иностранные инвестиции: некоторые аспекты взаимодействия международного и национального права // Евразийский юридический журнал. – 2011. – №8 (39). – С. 57-60.

[5] См.: Данельян А.А., Фархутдинов И.З., Магомедов М.Ш. Национально-правовое  регулирование   иностранных инвестиций в  России // Закон. – 2013. – №1. – С.103-119.

[6] Институт статистических исследований и экономики знаний, ВШЭ

[7] См.: Данельян А.А. Актуальные проблемы международно–правового регулирования иностранных инвестиций в государствах–членах ЕАЭС // Международный правовой курьер. – 2016. – №3 (15). – С. 18-21.

[8] См.: Данельян А.А. Международная арбитражно-правовая защита иностранного инвестора // Аграрное и земельное право. – 2013. – №11 (107). – С. 117-121.

[9] См.: Данельян А.А. Правовые аспекты политических рисков при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности // Евразийский юридический журнал. – 2014. – №5 (72). – С. 52-54.

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: