
В статье рассматриваются нормативно-правовые аспекты внедрения цифровых технологий в образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Анализируются действующие законодательные акты, регулирующие использование цифровых инструментов в инклюзивном образовании, а также их роль в обеспечении доступности и качества обучения для детей с ОВЗ.
В статье рассмотрена основная нормативно-правовая база в данной области, включая ФЗ «Об образовании», а также некоторые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Отдельное внимание уделено международному опыту в данной сфере. Автором предлагаются рекомендации по совершенствованию нормативной базы для эффективного внедрения цифровых технологий.
Ключевые слова
Цифровые технологии, инклюзивное образование, дети с ОВЗ, ФГОС, доступность образования.
Use of digital technologies in education of children with disabilities: regulatory framework and individual application issues
Annotation
The article examines the regulatory and legal aspects of the introduction of digital technologies into the educational process for children with disabilities. The current legislative acts regulating the use of digital tools in inclusive education, as well as their role in ensuring the accessibility and quality of education for children with disabilities, are analyzed. The article examines the main regulatory and legal framework in this area, including the Federal Law, as well as some federal state educational standards. Special attention is paid to international experience in this area. The author offers recommendations for improving the regulatory framework for the effective implementation of digital technologies.
Key words
Digital technologies, inclusive education, children with disabilities, Federal State Educational Standard, accessibility of education.
Современное образование находится на этапе активной цифровизации, что открывает новые возможности для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (здесь и далее — ОВЗ). Цифровые технологии позволяют преодолевать барьеры, связанные с физическими, сенсорными или когнитивными ограничениями, обеспечивая доступ к качественному образованию. Однако их эффективное внедрение требует четкой нормативно-правовой базы, которая регулировала бы использование таких технологий в образовательном процессе.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью создания равных условий для всех обучающихся, включая детей с ОВЗ, в соответствии с принципами инклюзивного образования. Цель данной статьи – проанализировать существующую нормативно-правовую базу, регулирующую использование цифровых технологий в образовании детей с ОВЗ, и предложить пути ее совершенствования.
Международное сообщество уделяет значительное внимание вопросам доступности образования для детей с ОВЗ. Одним из ключевых документов является Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.), ратифицированная Российской Федерацией в 2012 году (ФЗ от 03.05.2012 № 46-ФЗ). Данная Конвенция закрепляет право на образование без дискриминации и на основе равенства возможностей. Статья 24 Конвенции подчеркивает недопустимость дискриминации и необходимость обеспечения инклюзивного образования на всех уровнях, включая использование вспомогательных технологий для облегчения их эффективного обучения и возможности осваивать жизненные и социализационные навыки[1].
ЮНЕСКО (UNESCO, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) также активно продвигает идеи цифровизации образования.
Например в «Саламанкской декларации и Рамках действий по образованию лиц с особыми потребностями» определены концептуальные подходы в вопросе инклюзивности образования, в том числе касающиеся необходимости совместного обучения лиц имеющих и не имеющих ОВЗ, признание различий в потребностях таких обучающихся и приведение в соответствие различных видов и темпов обучения, а также обеспечение качественного образования путем разработки надлежащих учебных планов, принятия организационных мер и стратегий преподавания[2].
В отдельных рекомендациях организации отмечается, что цифровые технологии могут стать мощным инструментом для преодоления барьеров в обучении детей с ОВЗ. Например, использование специализированных программ для детей с нарушениями зрения или слуха, специального оборудования для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (джостики, роллеры, клавиатуры с большими кнопками), позволяет адаптировать учебные материалы под их потребности[3].
Опыт зарубежных стран, таких как США, демонстрирует успешные примеры внедрения цифровых технологий в инклюзивное образование.
Так, в США в 1975 году был принят «Закон об образовании для лиц с инвалидностью» (Individuals with Disabilities Education Act (IDEA)), который гарантирует право на бесплатное и соответствующее государственное образование (FAPE, Free Appropriate Public Education) для детей с ОВЗ. Основная цель IDEA — обеспечить равные возможности для детей с ограниченными возможностями здоровья в получении качественного образования. К его основным положениям относятся:
- Бесплатное и соответствующее образование (FAPE): Все дети с инвалидностью имеют право на бесплатное образование, которое соответствует их индивидуальным потребностям.
- Индивидуальная программа обучения (IEP, Individualized Education Program): Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план обучения, который учитывает его уникальные потребности и цели.
- Обучение в наименее ограничивающей среде (LRE, Least Restrictive Environment): Дети с инвалидностью должны обучаться в максимально возможной степени вместе со своими сверстниками без инвалидности. Изоляция или отдельное обучение допускается только в случаях, когда это необходимо.
- Оценка и тестирование: Оценка должна быть беспристрастной и проводиться на родном языке ребенка. Решения об образовательных потребностях принимаются на основе комплексной оценки.
- Права родителей: Родители имеют право участвовать в процессе принятия решений, касающихся образования их ребенка, включая разработку IEP и разрешение споров.
- Подготовка и поддержка педагогов: Закон предусматривает подготовку учителей и специалистов для работы с детьми с инвалидностью[4].
В России использование цифровых технологий в образовании детей с ОВЗ регулируется рядом нормативных актов.
В первую очередь это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, которыйзакрепляет право на образование для всех категорий обучающихся, включая детей с ОВЗ.
Статья 79 данного Федерального закона предусматривает создание специальных условий для получения образования, включая использование технических средств обучения[5].
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для обучающихся с ОВЗ устанавливают требования к образовательным программам и условиям их реализации. В частности, ФГОС предусматривает использование цифровых технологий для адаптации учебных материалов и обеспечения доступности образовательной среды.
Так, в соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» для лиц с ОВЗ предусматриваются специальные условия образования с учетом их особых образовательных потребностей, разрабатываются адаптивные программы основного общего образования, устанавливаются особые сроки получения образования, регулируется вопрос применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и др[6].
Национальные проекты «Образование» (2019-2024 гг.), а в след за ним и национальный проект «Молодежь и дети» также играют важную роль в продвижении цифровизации. В рамках проекта создается цифровая образовательная среда, которая включает в себя электронные учебники, онлайн-курсы и другие ресурсы, доступные для детей с ОВЗ.
Несмотря на значительный прогресс в области цифровизации образования, внедрение цифровых технологий для обучающихся с ОВЗ сталкивается с рядом серьезных проблем. Эти проблемы можно разделить на несколько категорий: нормативно-правовые, инфраструктурные, финансовые, кадровые и организационные.
1.Нормативно-правовые проблемы
Одной из ключевых проблем является недостаточная разработанность нормативной базы. Хотя в России существует ряд законов и стандартов, регулирующих использование цифровых технологий в образовании (например, ФГОС), они зачастую носят общий характер и не учитывают специфику различных видов нарушений. Например, отсутствуют четкие требования к разработке цифровых образовательных ресурсов, которые были бы адаптированы для детей с нарушениями зрения, слуха или когнитивными расстройствами.
Кроме того, нормативные акты часто противоречат друг другу. Например, СанПиНы (санитарные правила и нормы) ограничивают время использования цифровых устройств в образовательном процессе, что затрудняет их применение для детей с ОВЗ, которым такие технологии необходимы для компенсации ограничений.
2. Инфраструктурные проблемы
Техническая инфраструктура многих образовательных учреждений не соответствует современным требованиям. В частности, отсутствие необходимого оборудования (компьютеров, планшетов, специализированных устройств) и низкая скорость интернета во многих российских регионах делают невозможным полноценное использование цифровых технологий.
Еще одной проблемой является недостаток специализированных программных решений. Многие цифровые образовательные ресурсы не адаптированы для детей с ОВЗ. Например, электронные учебники часто не поддерживают функции озвучивания текста для детей с нарушениями зрения или не имеют субтитров для детей с нарушениями слуха.
3. Финансовые проблемы
Финансирование остается одной из самых острых проблем. Высокая стоимость оборудования и программного обеспечения делает их недоступными для многих образовательных учреждений, особенно в сельской местности и малых городах. Кроме того, отсутствие целевого финансирования на закупку специализированных устройств (например, брайлевских дисплеев или устройств для альтернативной коммуникации) ограничивает возможности их внедрения.
4. Кадровые проблемы
Нехватка квалифицированных специалистов, способных эффективно использовать цифровые технологии в работе с детьми с ОВЗ, является серьезным препятствием. Многие педагоги не обладают необходимыми навыками для работы с цифровыми инструментами или не знают, как адаптировать их под потребности конкретных детей.
Кроме того, отсутствует системная подготовка педагогов в области инклюзивного образования и цифровых технологий. Курсы повышения квалификации зачастую носят формальный характер и не дают практических навыков.
5. Организационные проблемы
Организация образовательного процесса с использованием цифровых технологий требует значительных усилий со стороны администрации образовательных организаций. Однако многие образовательные организации не имеют четких планов внедрения цифровых технологий или не знают, как интегрировать их в существующие учебные программы.
Еще одной проблемой является отсутствие межведомственного взаимодействия. Внедрение цифровых технологий требует координации между образовательными учреждениями, органами власти, разработчиками программного обеспечения и родителями. Однако на практике такое взаимодействие часто отсутствует.
6. Психологические и социальные проблемы
Использование цифровых технологий может вызывать сопротивление со стороны педагогов и родителей. Многие учителя опасаются, что цифровизация приведет к увеличению нагрузки или замене живого общения техническими средствами. Родители, в свою очередь, могут сомневаться в эффективности цифровых технологий или беспокоиться о их влиянии на здоровье детей.
Кроме того, стигматизация детей с ОВЗ в обществе может затруднять их доступ к цифровым технологиям. Например, дети с ментальными нарушениями часто сталкиваются с предубеждениями, которые ограничивают их возможности для обучения.
Анализ существующих проблем позволил сформулировать ряд рекомендаций по преодолению вышеназванных проблем:
- Разработать специализированные стандарты для цифровых образовательных ресурсов, учитывающих потребности обучающихся с различными видами ОВЗ.
- Увеличить финансирование на закупку оборудования и программного обеспечения, особенно в регионах.
- Организовать системную подготовку педагогов в области использования цифровых технологий.
- Создать межведомственные рабочие группы для координации усилий по внедрению цифровых технологий.
- Проводить просветительскую работу среди родителей и педагогов, чтобы преодолеть их сомнения и сопротивление.
В качестве заключения отметим, что цифровые технологии играют ключевую роль в обеспечении доступности и качества образования для обучающихся с ОВЗ. Однако их эффективное использование требует совершенствования нормативно-правовой базы, учитывающей специфику потребностей данной категории обучающихся. Предложенные рекомендации могут способствовать созданию более благоприятных условий для внедрения цифровых технологий в инклюзивное образование.
Список использованных источников
- Конвенция ООН о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года. [Электронный ресурс] URL: https: // www.un.org /ru/ documents/ decl_conv/ conventions/ disability.shtml
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ Доступ из СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Доступ из СПС Гарант. [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/
- Саламанкская декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями. [Электронный ресурс] URL: https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2025/01/IITE_Publication-2_Recommendations.pdf
- Цифровые технологии для инклюзивного образования: рекомендации по созданию среды обучения на базе ИКТ для ресурсных центров и школ. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/salamanka.pdf
- Individuals with Disabilities Education Act (IDEA) [Электронный ресурс] URL: https://sites.ed.gov/idea/about-idea/
[1] Конвенция ООН о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года. [Электронный ресурс] URL: https: // www.un.org /ru/ documents/ decl_conv/ conventions/ disability.shtml
[2] Цифровые технологии для инклюзивного образования: рекомендации по созданию среды обучения на базе ИКТ для ресурсных центров и школ. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/salamanka.pdf
[3] Саламанкская декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями. [Электронный ресурс] URL: https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2025/01/IITE_Publication-2_Recommendations.pdf
[4] Individuals with Disabilities Education Act (IDEA) [Электронный ресурс] URL: https://sites.ed.gov/idea/about-idea/
[5] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ Доступ из СПС КонсультантПлюс. [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
[6] Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». Доступ из СПС Гарант. [Электронный ресурс] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/
Информация об авторе:
Валентонис А.С. кандидат юридических наук, доцент ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет»
Information about the author:
Valentonis A.S., candidate of legal sciences, associate professor of the State Educational Institution of Higher Education of the Moscow Region “State Humanitarian and Technological University”