
Тенденция к стремлению большинства государств обеспечить правовое регулирование ресурсосберегающего рыболовства является положительной для сохранения интересов всех поколений. В последние годы в ряде зарубежных стран были выработаны способы, регулирующие общественные отношения. Статья знакомит с действующим законодательством и практикой применения правового регулирования рыболовства в ряде зарубежных стран. Изучение опыта продиктовано не только стремлением сравнить состояние российского и зарубежного права, но и рассмотреть его с точки зрения заимствования положительного опыта.
Ключевые слова: правовое регулирование, законодательство, рыболовство, аквакультура, технология, продовольственное обеспечение
The use of foreign experience in the legal regulation of resource-saving fishing technologies to achieve food security
Cherdantsev Vadim Petrovich, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management, Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov
Abstract. The tendency of the majority of States to ensure legal regulation of resource-saving fisheries is positive for preserving the interests of all generations. In recent years, a number of foreign countries have developed ways to regulate public relations. The article introduces the current legislation and the practice of applying the legal regulation of fishing in a number of foreign countries. The study of experience is dictated not only by the desire to compare the state of Russian and foreign law, but also to consider it from the point of view of borrowing positive experience.
Keywords: legal regulation, legislation, fisheries, aquaculture, technology, food supply
Свобода рыбных промыслов на море, известная с римского права, неоднократно находила свое закрепление, как в международных конвенциях, так и в национальном праве многих государств. Большой интерес к ознакомлению с зарубежным законодательством и практикой правового регулирования рыболовства продиктован не только стремлением сравнить состояние российского и зарубежного права, но важен также с точки зрения заимствования положительного опыта. Направленность правового регулирования в большинстве зарубежных государств на обеспечение ответственного, ресурсосберегающего рыболовства является положительной тенденцией для будущего человечества. Однако названная тенденция сопряжена с другими задачами: продовольственного обеспечения граждан рыбопродукцией должного качества, поддержания конкурентной среды в изучаемой сфере, сводящей к минимуму монополизм и возможную коррупцию». [4]
В последние годы в ряде зарубежных стран были выработаны способы, регулирующие общественные отношения. К ним относятся разрешения, выдаваемые физическим и юридическим лицам уполномоченными органами власти на осуществление рыболовства, договоры между государством в лице уполномоченных органов и хозяйствующими субъектами, осуществляющими рыболовство, концессии в связи с инфраструктурой рыбного хозяйства (суда, порты, пристани, причалы, заводы)
В большинстве государств Европы уже с середины XIX века принимались законы, юы, декреты, создающие в масштабе всей страны прочную правовую основу для морского рыболовства. Законодательство государств Европы и Северной Америки признавало свободу рыболовства своих подданных в различных водах, но в тоже время делался ряд исключений. В странах Европейского сообщества, США и Канады законодательство о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсах возникло и стало интенсивно развиваться намного раньше, чем российское законодательство. В зарубежных государствах с развитым рыбным хозяйством (Канада, Великобритания, Норвегия) общие по своему характеру законы сочетаются с законами, посвященными узким, но важным вопросам (например, аквакультуре, прибрежному рыболовству). На национальном уровне законодательство о водных биоресурсах, как правило, не кодифицировано в единый акт.
В Великобритании законодательство о рыболовстве прошло длительное историческое развитие и достигло высокого уровня проработки. При этом в Англии практически все водоемы частные, в государственных реках и озерах, как правило, рыбалка и вовсе запрещена. Несмотря на то, что вы потратите на лицензию деньги, всю пойманную рыбу придется отпустить, таков закон! Обманывать контролирующие органы опасно, практически во всех рыбных местах установлены скрытые камеры слежения, а штраф за нарушение рыболовного законодательства в Англии составляет до 150 000 фунтов – это целое состояние. Британское законодательство о водных биологических ресурсах продолжает развиваться и совершенствоваться и в настоящее время.
Франция, как и большинство промышленных стран, несколько последних десятилетий проводит целенаправленную политику природопользования и охраны окружающей среды. Согласно водному законодательству страны, рыбная ловля является обособленным видом водопользования, а предусмотренные Сельскохозяйственным кодексом Франции рыболовные резерваты включают в себя акватории и близлежащие территории». [5] Право прохода на них предоставляется как для осуществления рыбной ловли, так и, являющегося значимой французской правовой традицией, свободного пешеходного прохода на морские пляжи. [2]
Несмотря на внушительное количество водоемов и богатые водные ресурсы, в Германии нельзя просто взять и выйти к озеру со спиннингом – рыбалка в этой стране требует соблюдения множества условий и, главное, получения разрешения. В некоторых землях получить его не только дороже, но и сложнее, чем даже водительские права. Рыболовы, правда, не жалуются, ведь это положительно отражается на количестве рыбы в водоемах. Ловля рыбы в Германии, даже в скромных любительских объемах, весьма жестко отрегулирована местным законодательством и требует существенных расходов, поэтому рыбалка в Германии – это хобби и впечатления, но отнюдь не промысел.
Наибольших успехов в аквакультуре достиг Китай, значительно опередивший все остальные страны. По некоторым оценкам, каждый год там увеличивают объемы товарной продукции на величину, в 1,3 раза превышающую общий объем рыбодобычи в нашей стране. В целом на долю этого государства приходится более 70% общего мирового производства искусственно выращенных водных организмов. Китай – единственная страна в первой десятке наиболее развитых рыболовных держав, где доля аквакультуры выше, чем вылов гидробионтов естественного происхождения.
В Финляндии правила менее строгие, чем в Швеции, за счет того, что на рыбалку поплавочной удочкой и подледный лов разрешений почти не требуется. Но и здесь есть свои ограничения. Если предполагается рыбалка с более тяжелой оснасткой, то есть не только крючками, потребуется два документа, а именно: подтверждение внесения государственного сбора за рыбную ловлю и платежный документ об оплате разрешения.
Государственный сбор оплачивается либо за год, либо за неделю рыбалки. Интересно то, что с лиц до 18 лет и старше 65 лет эта плата не взимается. Вот такое своеобразное проявление заботы о стариках и детях. Лицензия приобретается в каждой конкретной губернии. Так же, как и квитанция о государственном сборе, передавать ее другому лицу запрещено. Единственный четкий запрет на ловлю рыбы распространяется на речные водопады и стремнины.
Голландское законодательно ограничивает способы ловли и использование некоторых снастей. Так, например, категорически запрещена приманка на живца. Из всех вышеперечисленных стран в Голландии, пожалуй, самые высокие тарифы на рыбную ловлю. Кроме того, в день можно поймать лишь две рыбы, а если это будет щука, ее непременно нужно отпустить, в противном случае, на рыбака будет наложен внушительный штраф. Поездку в Голландию стоит выбирать любителям спортивной ловли. Здесь в некоторых районах специально разводят карпа и форель. Во время морской рыбалки здесь используют сефтовые снасти, что позволяет недалеко от берега ловить сельдь и саргана.
Гренландия является примером традиционного природопользования в рамках огромной территории. Несмотря на то, что в прибрежных водах Гренландии осуществляется промышленное рыболовство, традиционное природопользование является основой жизнедеятельности для значительной части населения страны. Правительством устанавливаются охотничьи квоты для большинства видов животных, что способствует сохранению биоразнообразия, но наносит ущерб традиционным видам деятельности. [3]
Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов в нашей стране, ряде европейских стран (Австралия, Германия и др.), а также США и Канаде, находится в совместном ведении государства и ее субъектов. гидробионты и их среда обитания являются предметом заботы правотворчества федерации и ее субъектов. В некоторых государствах, формально не относящихся к федерациям, например Великобритания, в силу децентрализации управления осуществляется региональное правотворчество в области рыболовства. [4]
В настоящее время большинство прибрежных стран продолжает ужесточать политику, направленную на вытеснение иностранного промысла из своих рыболовных зон. Российский промысел в зонах иностранных государств ведется только в зонах Марокко, Мавритании и Японии.
Остальные прибрежные страны отказывают или существенно осложняют получение доступа иностранцев к своим водным биоресурсам. Поскольку в указанных трех странах Россия в настоящее время продолжает вести активный промысел, интенсификация отечественного экспедиционного промысла может быть достигнута, прежде всего, за счет открытых и конвенционных районов Мирового океана.
Таким образом, зарубежный опыт правового регулирования рыболовства необходим изучать для более динамичного и совершенного развития отечественного законодательства в сфере сохранения рыбных запасов и водных биологических ресурсов. В сравнении с российским законодательством зарубежные страны большое внимание уделяют внедрению международных экологических принципов. Между российским и зарубежным законодательством существуют различия в терминологии, конструкции собственности, системе квотирования (судовые квоты), в вопросах перераспределения средств от договорного использования водных биоресурсов. Но, общие черты правового регулирования рыболовства всё же имеются – это применение договоров, разрешений (лицензий) на вылов водных биоресурсов, признание частной собственности на уловы водных биоресурсов.
Утвержденные, как общепризнанные принципы международного морского рыболовства, положения о контроле за соблюдением мер по сохранению водных биоресурсов, находятся в законодательстве о рыболовстве прибрежных государств и нормативно — правовых актах международных организаций по рыболовству [1]. Организация контроля и обеспечения этих принципов на практике отражаются в характере и содержании контроля за правомерным исполнением правил рыболовства на любом уровне. В контроль за надлежащим исполнением всех международных правил рыболовства, включается своя система, предмет и методическая база, которую необходимо совершенствовать и дополнять эффективными наиболее актуальными на сегодняшний день способами.
Используемая литература:
- Бекяшев, К.А. Мировое рыболовство. Вопросы международного сотрудничества / К.А. Бекяшев, В.Д. Сапронов // Агропромиздат. — 2008. — №21. — С. 16.
- Гриц Д.С. Общее землепользование в законодательстве зарубежных стран: обзорная характеристика и практические рекомендации для совершенствования российского законодательства // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 6. С. 220.
- Доронина А.К. Охрана окружающей среды Арктики в аспекте обеспечения традиционного природопользования коренных народов Севера // Экологическое право. 2017. № 5. С. 24.
- Сиваков Д.О. Правовое регулирование рыболовства в России и зарубежных государствах: общее и особенное // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 5. С. 137.
- Сиваков Д.О. Правовое регулирование рыболовства в России и за рубежом // Экологическое право. 2013. № 5. С. 34.
- Черданцев В.П., Бугаев К.П., Медведев А.А., Семин В.А., Токарев В.В. Исторический аспект государственного регулирования и нормативно-правовых основ рыболовства в России // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер» 31 августа 2023 ссылка: http://inter-legal.ru/istoricheskij-aspekt-gosudarstvennogo-regulirovaniya-i-normativno-pravovyh-osnov-rybolovstva-v-rossii
Информация об авторе:
Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова».
Information about the author:
Cherdantsev Vadim Petrovich, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management, Perm State Agrarian and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov.