В статье рассматриваются основные этапы исторического развития охоты и охотоведческой деятельности в России. Правовое регулирование охотоведческой деятельности основывается на федеральном законодательстве с соблюдением определенных принципов и правил охоты. Полномочия по установлению лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи органам переданы государственной власти субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации число охотпользователей ежегодно увеличивается в среднем на 2-3%. Общие затраты на ведение охотничьего хозяйства в 2-2,5 раза превышают выручку охотпользователей от реализации продукции охоты и оказания услуг. В Российской Федерации за незаконную охоту предусмотрено административное и уголовное наказание.
Ключевые слова: охота, охотничье хозяйство, охотпользователи, охотничьи угодья, охотничьи ресурсы, охотоведческая деятельность, исторические аспекты, законодательное регулирование.
Historical Aspects And Legislative Regulation Of Hunting Activities In Russia
Abstract: The article deals with the main stages of the historical development of hunting and hunting activities in Russia. The legal regulation of hunting activities is based on Federal legislation in compliance with certain principles and rules of hunting. The authority to set limits on hunting resources extraction and quotas for their extraction has been transferred to the state authorities of the Russian Federation subjects. In the Russian Federation, the number of hunting users increases by an average of 2-3% annually. The total cost of running a hunting farm is 2-2. 5 times higher than the revenue of hunting users from the sale of hunting products and services. In the Russian Federation, illegal hunting is subject to administrative and criminal penalties.
Keywords: hunting, hunting economy, hunting users, hunting grounds, hunting resources, hunting activities, historical aspects, legislative regulation.
В настоящее время охотоведческая деятельность приобретает все большую актуальность. Именно поэтому в системе охотоведческой деятельности качество предоставляемых охотоуслуг оказывает влияние на имидж и финансово-экономические результаты деятельности охотхозяйств.
Слово «охота» образовано от устаревшего и уже утраченного в использовании слова «хота» — желание, радость, веселье. Охота связана, прежде всего, с потребностью человека активно организовать свой отдых.
Основоположником российского охотоведения был А.А. Силантьев, который в 1893 году поступил на службу в Министерство земледелия государственных имуществ и последующие девять лет работал в Особой комиссии по изменению законодательства об охоте. В 1898 г. подготовил труд «Обзор промысловых охот в России» на основе анкетных данных, собранных в губерниях по всей стране. В 1913 г А.А. Силантьев возглавил комиссию по обследованию охотничьих угодий в России и предложил свои планы по сохранению популяций малочисленных особей. Значение термина «охотоведение» в наиболее развернутом виде в 1922 году дал Д.К. Соловьев. По его мнению охотоведение – это ведение охотничьего хозяйства, применение определенных способов охоты и охотничьего оружия. В 1939 г. в Большой Советской Энциклопедии появилось определение охотничьего хозяйства как отрасли народного хозяйства по добыванию диких зверей и птиц.
В 1920-х гг. особенности политической обстановки и экономического положения Советского Союза оказали определенное влияние на развитие российского охотоведения. Большие партии пушнины поставлялись за рубеж и были главным источником валюты у страны.
В 1940-х гг. советское государство интересовало, прежде всего, именно охотничий промысел, так как вырученные средства направлялись на приобретение за рубежом промышленного оборудования. В период Великой Отечественной войны, особенно на Урале, создавались охотничьи бригады, которые вели отстрел диких животных с целью организации провианта.
После войны в государстве начался следующий этап развития охоты. В 1950-1960-х гг. было организовано множество охотничье-промысловых хозяйств и спортивных охотхозяйств. Появилась специальность биолог-охотовед. «Охотовед» считался редкой специальностью, который требовал высокого уровня самоорганизации, эрудиции и широкого кругозора.
С конца 1960-х годов изменилось значение охотничьего промысла. Большинство охотников уже не занимались «охотхозяйственным производством», а охотились для получения удовольствия от самой охоты.
С 1985 г. в связи с изменением общественного строя и структуры экономики, началом распада СССР, принятием Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности», Закона «О кооперации в СССР», появились новые организационно-правовые формы охотоведческой деятельности (кооперативы). Развитие охоты пришло в статное состояние [8].
Следующий этап развития охотоведческой деятельности в России приходится на начало XXI века. В 2009 г. на Международном конгрессе биологов-охотоводов прозвучал лозунг, что рациональное ведение рациональное ведение охотничьего хозяйства является одним из важнейших инструментов сохранения животного мира и экономически обоснованным производственным процессом, который позволяет не только получать продукцию, услуги, но и создавать рабочие места в сельской местности.
Пользование охотничьими ресурсами в Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами: Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ, Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ.
Правовое регулирование охотоведческой деятельности основывается на федеральном законодательстве с соблюдением определенных принципов охоты (рис. 1).
Рисунок 1. Принципы организации охотоведческой деятельности в России
В соответствии со ст. 33 Федерального закона об охоте органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по установлению лимитов добычи охотничьих ресурсов и квот их добычи. Исключение составляют лимиты и квоты в отношении охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения. Лимит добычи охотничьих ресурсов согласно ст.24 Федерального закона об охоте утверждается для каждого субъекта Российской Федерации в срок до 1 августа текущего года и до 1 августа следующего года. Все материалы, которые обосновывают лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов, подлежат государственной экологической экспертизе. Для обоснования лимита и квот охотничьих ресурсов применяют специальную терминологию (рис.2).
Рисунок 2. Отраслевая терминология охотоведческой деятельности в соответствии с действующим законодательством [2]
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. № 138 утверждены нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи.
В соответствии с Федеральным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством под использованием объектов животного мира понимается изучение, добывание объектов животного мира или получение иными способами пользы от объектов животного мира для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека.
В Российской Федерации число охотпользователей ежегодно увеличивается на 2-3%. На 01.01. 2019 г. число охотпользователей составляет 4582 ед., из которых чуть больше половины – это субъекты малого и среднего предпринимательства, четверть – некоммерческие организации. Площадь закрепленных охотничьих угодий имеет тенденцию к сокращению и на 01.01.2019 г. составляет 692 млн. га.
Общие затраты на ведение охотничьего хозяйства в 2-2,5 раза превышают выручку охотпользователей от реализации продукции охоты и оказания услуг. Так за 2018 г. общие затраты составили 9056 млн. руб., а выручка всего 3868 млн. руб. (рис. 3). Большая часть произведенных затрат (90%) – это собственные средства охотпользователей, 10% — членские взносы. В структуре затрат охотпользователей на мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды обитания приходится 17,7%, на проведение учета численности охотничьих ресурсов — 2,3%, на оплату труда работников охотхозяйств 44,4%, на отчисления во внебюджетные фонды — 12,6%, остальные расходы 23% — на топливо, электроэнергию, воду и прочее внутрихозяйственное охотустройство.
Рисунок 3. Общие затраты на ведение охотничьего хозяйства и выручка охотпользователей от реализации продукции охоты и оказанных услуг
(в фактически действовавших ценах), млн. руб. [1]
В соответствии с Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ общедоступные охотничьи угодья – это охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты.
Во время охоты необходимо иметь при себе:
— охотничий билет;
— разрешение на добычу охотничьих ресурсов;
— путевку (если она необходима в конкретном случае);
— разрешение на оружие.
При транспортировке добычи также нужно заполнить разрешение — с его помощью можно доказать, что охота была законной. Если охота проходила коллективно (например, на лося, медведя или кабана), то разрешение на добывание и список охотников должны находиться у ответственного лица.
За незаконную охоту предусмотрено не только административное, но и уголовное наказание. Согласно статья 8.37 КоАП РФ нарушение правил охоты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 до 5 тысяч рублей с возможной конфискацией орудий охоты или лишение права осуществлять охоту на срок до 2 лет. На должностных лиц налагается штраф от 25 до 35 тысяч рублей с возможной конфискацией орудий охоты.
В соответствии со ст. 258 Уголовного кодекса РФ незаконная охота с причинением крупного ущерба; с применением механического транспортного средства, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; на особо охраняемой природной территории наказывается штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Незаконная охота, совершенная лицом с использованием своего служебного положения, либо группой лиц по предварительному сговору, наказывается штрафом в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или в размере зарплаты (или иного дохода) осужденного за период от 3 до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности.
Для стратегического развития охотоведческой деятельности необходимо охотпользователям организовывать туристические маршруты для любителей фотоохоты и желающих насладится красотой природы и животного мира, активно вести работу в социальной сети и расширять клиентскую базу за счет маркетинговых мероприятий с использованием цифровых технологий.
Библиографический список
- Основные показатели охраны окружающей среды. Статистический бюллетень. – Федеральная служба государственной статистики (РОССТАТ), 2019. – 117 с.
- Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ.
- Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ.
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Об утверждении перечня видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи» от 17 мая 2010 г. № 164.
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Об утверждении порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных».от 06 сентября 2010 г. № 344.
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях» от 30 апреля 2010 г. № 138.
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию» от 29 июня 2010 г. № 228.
- Тетера В. Охота: история, настоящее, перспективы // https://www.ohotniki.ru/hunting/societys/societys/article/2019/10/05/655101-ohota-istoriya-nastoyaschee-perspektivyi.html
- Черданцев В.П., С.А. Шаклеина О необходимости государственной поддержки развития традиционных промыслов на северных территориях Пермского края/ Материалы IX Северного социально-экологического конгресса «Российский Север: перспективы, долгосрочные прогнозы, управление рисками» 26-28 сентября 2013 года Архангельск. – с.45-50.
Информация об авторе:
Давлетов Ильдар Ильдусович, к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н.Прянишникова», Пермский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ»
Information about the author:
Davletov Ildar Ildusovich, Ph. D., associate Professor, PERM state agrarian and technological University Named after academician D. N. Pryanishnikov, Perm branch Russian presidential Academy of national economy and public administration