Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Исторические этапы развития системы защиты прав человека в рамках ЛАГ


В статье анализируются основные исторические этапы развития системы защиты прав человека в деятельности Лиги арабских государств (далее – ЛАГ, Лига). Исследование охватывает эволюцию подходов к защите прав человека в течение всего периода деятельности Лиги арабских государств, начиная с момента создания организации и закрепления в ее учредительном акте основных целей деятельности. В статье рассматриваются ключевые события, решения и реформы, повлиявшие на формирование системы защиты прав человека в организации. Особое внимание уделяется влиянию политических и социокультурных процессов на развитие подходов к защите прав человека в регионе, а также мерам, принимаемым в рамках ЛАГ в качестве ответа на вызовы и угрозы в области обеспечения соблюдения и защиты прав человека на территории ее государств-членов. В заключении подводятся итоги исследования и даются рекомендации по дальнейшим действиям, направленным на укрепление системы защиты прав человека в Лиге арабских государств.

Ключевые слова: права человека, Лига арабских государств, Арабская комиссия по правам человека, Арабская хартия по правам человека, международное право


Historical stages of development of the system of human rights protection withing the framework of the LAS



Abstract. The article analyzes the main historical stages of the development of the human rights protection system in the activities of the League of Arab States (hereinafter referred to as the LAS, the League). The study covers the evolution of approaches to the protection of human rights throughout the entire period of the League of Arab States, starting from the creation of the organization and the consolidation of the main goals of its activities in its founding act. The article examines the key events, decisions and reforms that influenced the formation of the human rights protection system in the organization. Particular attention is paid to the influence of political and socio-cultural processes on the development of approaches to the protection of human rights in the region, as well as to the measures taken within the LAS in response to challenges and threats in the field of ensuring respect for and protection of human rights in the territory of its member states. The conclusion summarizes the study and provides recommendations for further actions aimed at strengthening the human rights protection system in the League of Arab States.

Keywords: human rights, League of Arab States, Arab Commission on Human Rights, Arab Charter on Human Rights, international law

Введение

Лига арабских государств является одной из ведущих региональных межправительственных организаций. Она играет важную роль в региональной политике и сотрудничестве стран Ближнего Востока и Северной Африки (далее – БВСА)[1]. На протяжении всей своей истории организация сталкивалась с различными вызовами политического, социального, экономического и иного характера. Отдельного внимания заслуживает проблема обеспечения соблюдения прав человека в государствах-членах организации[2]. Бездействие Лиги в правозащитной области часто подвергается критике со стороны международного сообщества в свете частых вооруженных конфликтов, серьезных и грубых нарушений прав человека, а также недостаточной вовлеченности в процессы мирного разрешения споров.

Исследование исторических этапов развития арабской системы защиты прав человека представляется необходимым, поскольку это позволит проследить эволюцию подхода к защите прав человека в регионе, оценить вклад Лиги арабских государств в обеспечение поощрения и защиты прав человека, а также оценить перспективы развития системы защиты прав человека в целом.


Оcновная часть

Лига арабских государств имеет достаточно продолжительную историю существования. Главным фактором, повлиявшим на учреждение ЛАГ, явилась необходимость решения вопросов, связанных с колониальным разделением государств после окончания Второй Мировой войны, включая образование государства Израиль на палестинских территориях[3]. В марте 1945 г. состоялась Каирская конференция, на которой ряд государств региона решили объединиться для дальнейшей консолидации и координации совместных действий, при этом преследуя цель сохранения стабильности и мира в регионе[4]. Итогом этой конференции стало подписание учредительного акта организации – Устава Лиги арабских государств[5], который и в настоящее время является международно-правовой основой деятельности ЛАГ.

Учредив организацию, государства-члены провозгласили своей целью сотрудничество в сферах политики (Лига является важнейшим механизмом решения политических споров государств арабского мира, служит площадкой для их взаимодействия в урегулировании межгосударственных конфликтов, в том числе военных и дипломатических, а также занимается отстаиванием интересов арабских стран на международном уровне), экономики (организация ставит перед собой приоритеты в области экономической интеграции стран членов, в том числе путем создания зон свободной торговли и др.), культуры (ЛАГ уделяет большое значение социальным и культурным вопросам, включая образование, распространение арабского языка, поощрение защиты прав человека и др.).

Переходя к организационно-правовой структуре организации, стоит отметить, что она представлена следующими органами: Совет, постоянные комитеты и Генеральный секретариат[6]. Помимо этого функционирует и ряд специализированных арабских организаций[7]. Примечательным является отсутствие судебного учреждения среди органов организации, хотя в учредительном акте упоминаются способы мирного разрешения споров, включая арбитраж[8].

Несмотря на множество целей и функций, возложенных на ЛАГ, деятельность организации нельзя охарактеризовать как в полной мере эффективную, что в значительной степени обусловлено недостаточной проработанностью её международно-правовых основ[9]. Если говорить о ситуации с соблюдением прав человека в регионе, то следует констатировать, что на неудовлетворительное текущее положение дел влияет как отсутствие в уставе организации положений, закрепляющих обязанность поощрять права человека, так и недостаточно эффективная деятельность контрольных механизмов.

Первый этап: Учреждение Арабской комиссии по правам человека

Правозащитная система в рамках ЛАГ начала обретать свои юридические контуры достаточно поздно, если проводить сравнение с другими региональными системами защиты прав человека. Одной из причин такого медленного внедрения концепции прав человека в арабском мире является особый взгляд на права человека с позиции ислама[10]. Например, на универсальном уровне общепризнанным является то, что источником прав человека является сам человек, в то время как с точки зрения арабских правоведов-международников в качестве источника выступает – шариат, исламский божественный закон.

Учитывая геополитическую нестабильность в регионе, следует отметить, что ситуация с правами человека в арабском мире была далеко от идеальной. Пытаясь ответить на этот вызов, в рамках ЛАГ принимается решение создать Арабскую комиссию по правам человека (далее – Комиссия) – квазисудебный орган, начавший свою деятельность в 1968 году. Основная задача этого органа заключалась в продвижении прав человека, повышении грамотности населения об их правах. В 1970 — в1980-х гг. в рамках Комиссии предпринимались попытки согласовать текст и принять региональный договор в области поощрения и защиты прав человека, но они не увенчались успехом[11]. В связи с этим, деятельность Комиссии подвергалась, в целом, обоснованной критике по двумя причинам. Во-первых, в полномочия этого органа не входил мониторинг практики соблюдения прав человека, во-вторых, в мандат Комиссии не входило применение каких-либо мер против государства-члена в случае, если им нарушались международно-правовые обязательства в области защиты прав человека. Вместо расследования нарушений прав человека в государствах-членах ЛАГ, усилия членов Комиссии были направлены на изучение ситуации с правами арабов на территориях, находившихся под оккупацией Израиля[12].

Вместе с тем, нельзя не отметить попытки ЛАГ внести посильный вклад в дело поощрения прав человека в регионе в этот период. Например, отдельно от Комиссии был создан другой правозащитный орган, Арабский комитет по правам женщин, который занимался мониторингом ситуации в области защиты прав женщин и лиц, не достигших совершеннолетия. Помимо этого, обращает на себя внимание нормотворческая деятельность ЛАГ в области защиты прав человека в этот период. В 1983 г. был согласован текст международного договора, закрепившего основы защиты прав детей – Арабская декларация о правах ребёнка. В этом документе отражены региональные особенности понимания прав несовершеннолетних, которые все же основываются на принципах, заложенных на универсальном международно-правовом уровне.

Проанализировав деятельность ЛАГ в этот период, отметим, что организация активно содействовала продвижению и поощрению прав человека, опираясь на добровольные обязательства стран-участниц, а также разработку актов «мягкого права».

Второй этап: Создание системы международных договоров в рамках ЛАГ

По сравнению с другими региональными организациями государствам-членам Лиги понадобилось гораздо больше времени для определения контуров собственной системы защиты прав человека. Лишь к 1990-м гг. в регионе БВСА сложился консенсус о необходимости принятия международно-правовых актов в области поощрения и защиты прав человека[13]. Первым документом, принятым в 1990 г. в рамках сотрудничества государств региона, стала Декларация о правах человека в исламе[14]. Декларация отражает особую роль ислама, с чьих позиций рассматривается и защита прав человека в арабских государствах.

В 1994 году в рамках ЛАГ был принят первый международный договор в области защиты прав человека – Арабская хартия прав человека[15]. Преамбула Хартии имела религиозно-философскую направленность, характерную для правовых систем стран региона. В ней содержались отсылки к достоинству, свободе и справедливости, провозглашенным в международных договорах, закрепляющих стандарты защиты прав человека.

Как отмечают исследователи, слабой чертой документа являлось «отсутствие механизма обеспечения соблюдения прав человека, в отличие от контрольных механизмов, характерных для других региональных систем прав человека»[16]. Содержание Хартии 1994 г. не нашло единогласной поддержки со стороны государств региона – этот договор так и не вступил в силу, что в итоге привело к принятию в 2004 г. измененной Арабской хартии прав человека (далее – АХПЧ)[17]. Одним из ключевых моментов, повлиявших на решение ЛАГ принять новый правозащитный документ, являлось желание Лиги показать приверженность Уставу ООН и международным правозащитным договорам[18].

В АХПЧ отмечается, что все права и свободы, предусмотренные договором, подпадают под действие исламского права, а также неоднократно подчеркивается превосходство исламских духовных ценностей. Как справедливо отмечают некоторые авторы, принятие этого договора показывает наличие «определенных отличий между глобальной и региональной доктриной прав человека»[19]. Хотя принципы, заложенные в основе документа, во многом совпадают с универсальными ценностями, присущими иным системам защиты прав человека, существуют особенности понимания отдельных прав человека в Хартии[20]. Так, например, в документе не упоминается свобода выбора вероисповедания, поскольку, с точки зрения ислама, смена религии недопустима, что является фактором дискриминации. Также следует отметить и то, что в странах региона допускается полигамия, что является дискриминацией прав женщин. Своеобразным является положение документа о запрете физических и психологических пыток. Так, например, в документе отсутствует запрет на жестокое обращение.

Права, получившие регламентацию в Арабской хартии прав человека 2004 г., можно разделить на три категории: «личные права (право на жизнь, свободу от пыток, защиту от бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и право на личную неприкосновенность); гражданские и политические права (право на свободу передвижения, уважение частной и семейной жизни, права меньшинств, политическое убежище, приобретение гражданства, свободу мысли, религии, частной собственности, информации, выражения мнений и исследований); а также экономические, социальные и культурные права (право на труд, создание профсоюзов, социальную защиту, развитие, образование и участие в культурной жизни»[21].

Единственным контрольным механизмом, предусмотренным в ст. 45 документа, является Арабский комитет по правам человека (далее – Комитет), созданный в 2009 г. Компетенция этого независимого органа ограничивается мониторингом и проверкой выполнения АХПЧ, что Комитет и делает на основе отчетов, представленных государствами-участниками, первоначально через год после вступления Арабской хартии в силу, а затем каждые три года.

Безусловно, специфика арабских стандартов в области защиты прав человека отражает особенности развития правовой культуры государств региона, а также превалирующее влияние ислама на нормативно-правовое регулирование, в том числе и на регулирование в области защиты прав человека.

Третий этап: Создание суда по правам человека в рамках ЛАГ

Отсутствие эффективного механизма защиты прав человека в рамках ЛАГ обсуждалось на протяжении десятилетия, что в итоге привело к принятию в 2014 г. Статута Арабского суда по правам человека (далее – Суд)[22]. Это судебное учреждение призвано стать контрольным механизмом в области защиты прав человека в регионе[23]. Юрисдикция Суда распространяется на все судебные дела, вытекающие из осуществления и толкования Хартии или иных региональных соглашений в области защиты прав человека. Серьезной проблемой для продвижения прав человека в регионе является медленный процесс ратификации Статута Арабского суда по правам человека государствами-членами ЛАГ[24].

Отдельно следует остановиться и на том моменте, что учредительный акт Суда не закрепляет права на подачу жалобы лицом, чьи права были нарушены, напрямую[25]. Согласно ст. 19 документа, субъектом подачи жалобы являются лишь государства-члены, что ограничивает юрисдикцию Суда межгосударственными спорами. В связи с этим, обратим внимание на то, что на протяжении всего развития региональных систем защиты прав человека центральное место занимал вопрос правоприменения, особенно в отношении права подать индивидуальную жалобу[26]. Поскольку именно человек является жертвой нарушения его прав, а государство – нарушителем, именно он нуждается в доступе к средствам правовой защиты. По нашему мнению, право прямого обращения в Суд, закрепленное в иных системах защиты прав человека, является фундаментальным применительно к правозащитной деятельности ЛАГ, поскольку это послужит более эффективному обеспечению защиты прав человека.

Несмотря на то, что отдельные государства имеют право по своему усмотрению разрешать правозащитным НПО обращаться в Суд, отсутствие прямого права на обращение снижает потенциал Суда как инструмента обеспечения соблюдения международных стандартов в области прав человека. Более того, невозможность присуждать возмещение ущерба или предписывать временные меры для устранения текущих или предполагаемых нарушений усугубляет эти ограничения.

Место Суда целесообразно рассмотреть с двух сторон. Во-первых, его можно рассматривать как отдельный контрольный механизм, поскольку упоминание о нем отсутствует в Хартии 2004 г. Во-вторых, его можно считать частью региональной системы защиты прав человека. На наш взгляд, разумнее рассматривать Суд как часть системы защиты прав человека в рамках ЛАГ, хотя остается неясным вопрос о соотношении компетенции Комитета и Суда, которые согласно своими учредительным документом обладают схожими полномочиями.

Таким образом, логичным продолжением формирования системы прав человека в арабском мире должно стать начало деятельности независимого контрольного механизма в области защиты прав человека, который бы осуществлял мониторинг и исследовал выполнение государствами-членами ЛАГ обязательств, вытекающих из международных договоров в области защиты прав человека.


Заключение

Государства-члены ЛАГ переживают определенную демократизацию национальных правовых систем, однако, несмотря на это, нормы шариата остаются главным источником права. Это обусловливает особый взгляд на сущность прав человека в понимании арабских государств, что также отражается и в национальном законодательстве государств, входящих в Лигу арабских государств. Развитие системы защиты прав человека в регионе БВСА может быть достигнуто, скорее, путем постепенного поэтапного процесса, нежели посредством внезапных и радикальных шагов. Это доказывает и проведенный анализ исторических этапов развития системы защиты прав человека в ЛАГ. Учитывая относительное становление арабских национальных государств, опыт «арабской весны» и историю колониализма и империализма, попытки форсировать этот процесс могут дать обратный эффект. Формирующаяся система защиты прав человека в рамках Лиги будет работать лучше всего, если государства-участники будут идентифицировать себя с этой системой. Дополнительным импульсом для этого может послужить начало функционирования Арабского суда по правам человека.

Библиография

  1. Абашидзе А.Х. Международное право. Мирное разрешение споров: учебное пособие для вузов / А.Х. Абашидзе, А.М. Солнцев. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2024. — 221 с.
  2.  Дураев Т.А., Тюменева Н.В. Права человека в международных исламских документах // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2018. – №. 3 (122). – С. 73-80.
  3. Исаев Л.М. Проблемы признания Лиги арабских государств организацией Объединенных Наций // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2011. – №. 3. – С. 103-111.
  4. Кича М.В. Устав Лиги арабских государств и его роль в защите прав человека на Ближнем Востоке / М.В. Кича // Евразийский юридический журнал. – 2019. – № 7(134). – С. 44-46.
  5.  Мамедова Н.Н. Защита прав человека в рамках Лиги арабских государств / Н.Н. Мамедова // Научный аспект. – 2023. – Т. 7, № 6. – С. 861-866.
  6. Право международных организаций. Региональные межрегиональные, субрегиональные межправительственные организации: учебник для вузов / А.Х. Абашидзе [и др.]; под редакцией А.Х. Абашидзе, А.М. Солнцева. — М.: Издательство Юрайт, 2024. — 331 с.
  7. Сафронова Е.В., Албутиф М.А. История и будущее исламской правозащитной системы: шаги навстречу // Вестник Университета имени ОЕ Кутафина. – 2021. – №. 5 (81). – С. 169-178.
  8.  Abdullahi A. Human Rights in the Arab World: A Regional Perspective // Human Rights Quarterly. – 2001. – С. 701-732.
  9.  Almutawa A. The Arab court of human rights and the enforcement of the Arab charter on human rights //Human Rights Law Review. – 2021. – Т. 21. – №. 3. – С. 506-532.
  10. Naim A. A. A. et al. Human rights in the Arab world: A regional perspective // Human Rights Quarterly. – 2001. – Т. 23. – №. 3. – С. 701-732.
  11. Rishmawi M. The League of Arab States and human rights // Routledge Handbook of International Human Rights Law. – Routledge, 2014. – С. 483-504.
  12. Trindade A.A.C. The consolidation of the procedural capacity of individuals in the evolution of the international protection of human rights: present state and perspectives at the turn of the century //Colum. Hum. Rts. L. Rev. – 1998. – Т. 30. – С. 1.
  13. Van Hüllen V. Just leave us alone: The Arab League and human rights // Governance transfer by regional organizations: Patching together a global script. – London: Palgrave Macmillan UK, 2015. – С. 125-140. С. 130.

Информация об авторе:

Рыбаков Глеб Олегович, аспирант кафедры международного права, Юридический институт, Российский университет дружбы народов (РУДН) им. Патриса Лумумбы


Information about the author:

Gleb O. Rybakov, postgraduate student of the Department of International Law, Law Institute, Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN) named after Patrice Lumumba

[1] Право международных организаций. Региональные межрегиональные, субрегиональные межправительственные организации: учебник для вузов / А.Х. Абашидзе [и др.]; под редакцией А.Х. Абашидзе, А.М. Солнцева. — М.: Издательство Юрайт, 2024. — C.19.

[2] Кича М.В. Устав Лиги арабских государств и его роль в защите прав человека на Ближнем Востоке / М.В. Кича // Евразийский юридический журнал. – 2019. – № 7(134). – С. 44-46.

[3] Исаев Л.М. Проблемы признания Лиги арабских государств Организацией Объединенных Наций // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2011. – №. 3. – С. 104.

[4] Страны региона отличаются большими различиями. Например, если Иордания, Ливан и Сирия были частью Османской империи до ее распада после Первой мировой войны, то Алжир находился под французским колониализмом в течение 130 лет до обретения независимости в 1962 году. Египет колонизировал Судан с 1820-х годов до 1885 года, а затем в партнерстве с Великобританией с 1898 по 1956 год. В течение большей части второго периода колонизации Судана, известного как англо-египетский кондоминиум, Египет сам был оккупирован Великобританией в качестве «протектората». Прибрежные районы Аравийского полуострова в разные периоды подвергались османской и британской оккупации. Эти различия имели и продолжают иметь значительные последствия не только для формирования государств региона, но и для форм политических институтов, административных систем, отношений государства и гражданского общества и т. д.

[5] Устав вступил в силу 11 мая 1945 г., после того как был ратифицирован семью государствами, его подписавшими: Трансиорданией, Ираком, Сирией, Египтом, Ливаном, Саудовской Аравией и Йеменом.

[6] Право международных организаций. Региональные межрегиональные, субрегиональные межправительственные организации: учебник для вузов / А.Х. Абашидзе [и др.]; под редакцией А.Х. Абашидзе, А.М. Солнцева. — М.: Издательство Юрайт, 2024. — C.22.

[7] К ним можно причислить следующие организации: Лига арабских государств по вопросам образования, культуры и науки; Арабская организация здравоохранения; Арабский банк экономического развития Африки.

[8] Абашидзе А.Х. Международное право. Мирное разрешение споров: учебное пособие для вузов / А.Х. Абашидзе, А.М. Солнцев. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2024. — C.55.

[9] Rishmawi M. The League of Arab States and human rights // Routledge Handbook of International Human Rights Law. – Routledge, 2014. – P. 487.

[10] Дураев Т.А., Тюменева Н.В. Права человека в международных исламских документах // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2018. – №. 3 (122). – С. 75.

[11] Van Hüllen V. Just leave us alone: The Arab League and human rights // Governance transfer by regional organizations: Patching together a global script. – London: Palgrave Macmillan UK, 2015. – P. 130.

[12] Abdullahi A. Human Rights in the Arab World: A Regional Perspective // Human Rights Quarterly. – 2001. – P. 711.

[13] Van Hüllen V. Just leave us alone: The Arab League and human rights // Governance transfer by regional organizations: Patching together a global script. – London: Palgrave Macmillan UK, 2015. – С.129.

[14] Cairo Declaration on Human Rights in Islam 1990 // URL: https://www.refworld.org/legal/resolution/oic/1990/en/13797 (дата доступа: 12.12.2024 г.)

[15] Arab Charter on Human Rights 1994. // URL: https://www.refworld.org/legal/agreements/las/1994/en/10672 (дата доступа: 12.12.2024 г.)

[16] Naim A. A. A. et al. Human rights in the Arab world: A regional perspective // Human Rights Quarterly. – 2001. – Т. 23. – №. 3. – P.705.

[17] Сафронова Е.В., Албутиф М.А. История и будущее исламской правозащитной системы: шаги навстречу // Вестник Университета имени ОЕ Кутафина. – 2021. – №. 5 (81). – С. 175.

[18] В документе нашли отражения отдельные положения Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов о гражданских и политических правах, экономических, социальных и культурных правах и Каирской декларации о правах человека в исламе 1990 г. и т.д.

[19] Сафронова Е.В., Албутиф М.А. Указ.соч. – С.177.

[20] Мамедова Н.Н. Защита прав человека в рамках Лиги арабских государств / Н.Н. Мамедова // Научный аспект. – 2023. – Т. 7, № 6. – С. 863.

[21] Arab Center for International Humanitarian Law and Human Rights Education “The League of Arab States and the Arab Charter on Human Rights” by Mohammad Amin Al-Midani URL: https://acihl.org/articles.htm?%20article_id=6 (дата доступа: 12.12.2024 г.)

[22] Court of Human Rights (The Council of the League of Arab States, Ministers of Foreign Affairs, adopted during his (142) session, and by his resolution n° 7790, E.A (142) C 3, 07/09/2014, the Statute of the Arab Court of Human Rights) // URL: https://acihl.org/texts.htm?article_id=44&lang=ar-SA (дата обращения: 11.12.2024).

[23] Идея о создании Арабского суда по правам человека был впервые предложен в ноябре 2011 года Бахрейном после критических выводов Бахрейнской независимой комиссии по расследованию относительно чрезмерно репрессивного обращения правительства Бахрейна с демонстрантами «арабской весны».

[24] На данный момент Статут Арабского суда по правам человека ратифицировала только Саудовская Аравия, а Бахрейн находится в процессе ратификации, что означает, что для начала работы Суда еще предстоит получить шесть ратификаций, необходимых для вступления в силу в соответствии со статьей 33 Статута Суда.

[25] Almutawa A. The Arab court of human rights and the enforcement of the Arab charter on human rights //Human Rights Law Review. – 2021. – Т. 21. – №. 3. – Р. 511.

[26] Trindade A.A.C. The consolidation of the procedural capacity of individuals in the evolution of the international protection of human rights: present state and perspectives at the turn of the century //Colum. Hum. Rts. L. Rev. – 1998. – Т. 30. – Р. 1.

Добавить комментарий

Войти с помощью: