Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Исторический аспект государственного регулирования и нормативно-правовых основ рыболовства в России



Государственное и правовое регулирование рыболовства и охраны рыбных запасов в Российской Федерации в настоящее время является наиболее актуальной. В данной статье рассматривается истории развития Государственного регулирование и охрана рыбных запасов в нашей стране, законодательства о рыболовстве, а также проводится анализ нормативных актов, регулирующих виды рыболовства и порядок возникновения и прекращения права пользования водными биологическими ресурсами.

Ключевые слова: государственное регулирование, нормативно-правовые акты, законодательство, исторический аспект, рыболовство, водные биологические ресурсы

Historical aspect of state regulation and regulatory framework of fishing in Russia

Государственное регулирование и охрана рыбных запасов в нашей стране прошли долгий путь развития и совершенствования. Для древних славянских племён поклонение природе являлось неотъемлемой частью языческой религии. Объектом почитания было всё, что окружало человека, составляло его повседневную жизнь. 

Первый русский сборник нормативно-правовых актов, «Русская Правда», содержит следующую особенность охраны природных ресурсов в Древней Руси:  объекты окружающей природы и животного мира становились предметом государственной защиты только в том случае, если являлись чьей-либо собственностью «…ловля рыбы в чужом пруду, охота на чужом лесном участке» [11]. Данный подход в законодательстве долгое время не подвергался изменениям. 

Путь от разрозненных локальных нормативных актов в рыбоохранной сфере к формированию природоохранного законодательства был окончательно закреплён Соборным уложением 1694 года. Только в XIV веке делаются первые попытки законодательной охраны рыбных запасов не в частных, а в общеполезных целях. Необходимость государственного контроля над рыбной ловлей возникла, в первую очередь, в отношении ценной красной рыбы. Петр I Указам 1704 года осуществил закрепление  монополии государства на проведение рыбного промысла, а  доходы от него должны были поступать в  государственную казну. Позже государство отменило это правило, и «… в 1727 году владельцам водоёмов был разрешен вылов рыбы, при этом система сборов была  пошлинной и акцизной».[10] 

Таким образом, государственная монополия в сфере рыболовства была заменена свободным промыслом, что незамедлительно отразилось на экологическом состоянии водных биологических ресурсов. В 1803 году в Астрахани была создана первая в России рыбная инспекция. Рыбоохранное законодательство 19 века в основном, предоставляло государственную защиту рыбных ресурсов с период нереста. Серьёзный подход к изучению и охране рыбных ресурсов был заложен организованной в 1851 году Особой Императорской комиссией, созданной для исследования научной составляющей российского рыболовства. Итоги её работы были представлены девятью томами и озаглавлены «Исследования о рыболовстве в России». В 1865 году в Российском Министерстве Государственных Имуществ было открыто Каспийско-Волжское управление тюленевых и рыбных  промыслов.

Среди российских нормативно-правовых актов XIX века встречаются очень интересные документы, например, «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». В числе «…проступков против общественного благоустройства», значился и «…незаконный вылов рыбы в запрещенных местах, в определенное время, или вне правил, которые были установлены государственными ведомствами».  [14]

В послереволюционный период вопросы рыболовства регулируются Главным управлением по рыболовству и рыбной промышленности. В полномочия этого государственного органа входили: «разработка мер по охране водных биологических ресурсов, установление запретных для лова пространств и сроков, общее руководство по регулированию рыболовства, практическое осуществление государственного искусственного рыборазведения» [9]. В 1920 году Главным управлением по рыбоводству на местах были учреждены территориальные органы, и, прежде всего, на рыбохозяйственных бассейнах, которые имели государственное значение –Аральском, Волго-Каспийском, Беломорско-Мурманском и пр. В мае 1921 года был издан Декрет Совета Народных Комиссаров  «Об охране  звериных и рыбных  угодий в Белом море и Северном Ледовитом океане».  Главрыбе   было поручено «…регулирование рыбного промысла путем издания технических правил, устанавливающих заповедные для рыболовства места, запретные орудия лова, и контроль за выполнением этих правил». [9]

В 1925 году Совет Труда и Обороны утвердил Положение о ведении рыбного хозяйства, которое регламентировало правила рыбоводства и порядок пользования водоёмов и правила рыболовства. Согласно пункта 31 этого  Положения  «основанием для предоставления угодий для рыбного промысла,  и имущества государства (национализированного оборудования. рыбопромысловых сооружений, судов рыбопромыслового флота и устройств) было заключение договора на  аренду». [8]

В 1934 году для охраны рыбных запасов  и  контроля за рациональным использованием рыбных ресурсов было создано Главное управление по регулированию рыбоводства, рыболовства, мелиорации, получившее название «Главрыбвод», с  подчинением Наркомату снабжения СССР. Управление подразделялось на 16 территориальных отделений и управлений, число которых в дальнейшем выросло до 43. После распада СССР структура органа изменилась, но неизменным остался бассейновый принцип формирования. Что касается мер ответственности за нарушение рыбной ловли, то Уголовный кодекс РСФСР 1926 года «предусматривал их тяжесть в зависимости от вида водоёмов – общего или местного значения. Например, пишет  А.Ю. Соколов «п. 24 Постановления СНК СССР от 25.09.1935 года «О регулировании рыболовства и охране рыбных запасов» предписывает органам рыбопромыслового надзора «задерживать» добытый улов и орудия лова». [13]

В дальнейшем отечественное природоохранное законодательство корректировалось в соответствии с международными нормативно-правовыми актами, например, в 1974 году в Уголовный кодекс РСФСР была включена статья «Нарушение законодательства о континентальном шельфе». Сложившаяся в 90-е годы катастрофическая экологическая ситуация привела к необходимости принятия законодательства, учитывавшего экологические требования к источникам промышленного загрязнения окружающей среды, а также соблюдение экологической безопасности и сохранения природных ресурсов, в том числе биологических. Таким документом стал принятый в 1991 году Закон «Об охране окружающей природной среды» (утратил силу в 2002 году).

Современный Уголовный кодекс Российской Федерации содержит большое число новаций, например: в 26 главе «Экологические преступления»  были предусмотрены виды нарушений правил охраны водных биологических ресурсов (ст.ст.256, 257, 258.1); а также уголовная ответственность за нарушение данных правил, в соответствии с законами и другими нормативно-правовыми актами РФ. [1]

          Первое законодательное закрепление охрана рыболовства получила в X веке в «Русской Правде». В дальнейшем, в Петровскую эпоху, происходит усиление государственного регулирования и контроля над сферой рыболовства и охраны водных биологических ресурсов. После 1918 года появляется деление на территориальные органы управления рыбохозяйственными бассейнами. Для периода СССР характерно стремление к формированию природоохранного законодательства, в общем, и рыбоохранного законодательства в частности. 

Согласно закона, рыболовство – это определенный вид деятельности по вылову, добыче водных биологических ресурсов, их изъятие из среды обитания. Большое внимание со стороны государства объясняется тем, что среда обитания биоресурсов (моря, водоемы, реки и др.)  является собственностью государства.

Федеральный закон от 24.04.1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» (далее – ФЗ № 52) предусматривает основные понятия законодательства (фауна, объекты животного мира, использование и защита объектов животного мира и др.), полномочия государственных органов и местного самоуправления, управление, контроль, мониторинг, нормирование, защита, использование животного мира, порядок получения лицензий и их типов, обязанности и права пользователей, наличие ответственности за несоблюдение законодательства. Рассматривая нормы Федерального закона «О животном мире», можно отметить следующее. [3]

Объекты животного мира, включая рыбные запасы и водные биологические ресурсы становятся объектами частной собственности в том случае, когда они изъяты, выловлены из среды обитания в порядке, установленном законом. Гражданским кодексом РФ регулируются отношения по пользованию, владению и распоряжению этими объектами животного мира. 

Данный закон имеет важнейшее значение, он устанавливает основные принципы охраны животного мира (ст. 12), а также закрепляет основные механизмы государственно-правового регулирования охраны и использования животного мира (государственный мониторинг, экологическая экспертиза. контроль и учёт, написание государственных экологических программ).

ФЗ № — 7 от 10.01.2002 года  «Об охране окружающей среды» прописал концепции использования природных ресурсов, стандарты допустимого воздействия и антропогенного давления на имеющуюся окружающую среду, определил контроль и требования в части охраны окружающей среды, включая ее мониторинг, понятие экологического ущерба, определение принципов по охране окружающей среды, а так же требования по охране окружающей среды для экономической и другой деятельности. [4]

Среди других нормативно-правовых актов, так или иначе рассматривающих вопросы в сфере рыболовства, следует отметить следующие: 

— Уголовный кодекс РФ, который, как отмечалось ранее, содержит статьи, прописывающие уголовную ответственность, в части экологических преступлений в сфере охраны биологических ресурсов и рыболова. К ним относятся: статья 256 «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов», статья 257 «Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов», статья 258.1 «Незаконная добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации».

— Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 года № 195-ФЗ, предусматривающий административную ответственность за нарушения законодательства в сфере рыболовства в следующих статьях: статья 8.33 «Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов», статья 8.36 «Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов», статья 8.37 «Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство, и другие виды пользования объектами животного мира»,  статья 8.38 «Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов». [2]

— Федеральный закон от 30.11.1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации». В статьях 14.1-14.4 содержатся особенности осуществления рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации. [5]

— Федеральный закон от 03.07.1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».  Глава 5 настоящего закона устанавливает особенности защиты и сохранения водных биологических ресурсов внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации. [6]

— Федеральный закон от 17.12.1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации». В главах 2, 3 и 4 содержатся правила осуществления рыболовства в свободных экономических зонах, и правила использования водных биологических ресурсов. [7]

Одним из наиболее важных нормативно-правовых актов в сфере рыболовства и охраны рыбных запасов является Федеральный закон № 166-ФЗ. За довольно длительный период действия он претерпел множество изменений и более десяти лет отклонялся Государственной Думой РФ. Принятие закона о рыболовстве тормозили споры законодательных и исполнительных органов, лоббирование интересов хозяйствующих субъектов, дискуссии в научных и общественных кругах.

До принятия ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» на страновом уровне отсутствовал нормативно-правовой акт по   регулированию правоотношений в данной сфере. Сохранение водных  ресурсов и рыболовство  «регулируются федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». [8] Проведя анализ Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и прочих нормативно-правовых актов, регламентирующих рыболовство и охрану рыбных запасов, можно отметить следующие его недостатки:

  • не в полном объеме учтены традиции и особенности прибрежного рыболовства, представителей малочисленных и коренных народов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а так же Дальнего Востока  и  Сибири;
  • недостаточно проработаны нормы о надзоре и контроле за осуществляемой деятельностью в море в части   приёмки, переработки, транспортировке, хранению водных биоресурсов и так же продуктов их переработки.

С целью пресечения правонарушений в сфере рыболовства, а также более жесткого надзора со стороны органов местного самоуправления, субъектам Российской Федерации необходимо предоставить право разрабатывать и утверждать, по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству, «Правила любительского и спортивного рыболовства» для каждого региона. Велика роль нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации и в регулировании природоохранных отношений в сфере рыболовства. В некоторых из них, в соответствии с федеральным законодательством, уже приняты законы, регулирующие сферу рыболовства в регионе.

Таким образом, государственное регулирование и охрана рыбных запасов нашей страны, а также нормативно-правовое регулирование рыболовства в Российской Федерации носит достаточно разнообразный характер, что объясняется его нахождением в процессе становления и развития.

Используемая литература

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (ред. от [1] .04.2018, с изм. от 25.04.2018) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2018. № 18. Ст. 2569.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (Часть 1). Ст.1; 2017. № 47. Ст. 6851.
  3. Федеральный закон от 24.04.1995 года № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) «О животном мире»  // СЗ РФ. 1995. №17. Ст. 1462; 2016. № 27. Ст. 4160.
  4. Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст.133; 2018. № 1 (Часть 1). Ст. 87.
  5. Федеральный закон от 30.11.1995 года № 187-ФЗ (ред. от 02.05.2015 г.) «О континентальном шельфе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694; 2015. № 18. Ст. 2630.
  6. Федеральный закон от 31.07.1998 года № 155-ФЗ (ред. от 05.02.2018 г.) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833; 2018. № 7. Ст. 975.
  7. Федеральный закон от 17.12.1998 года № 191-ФЗ (ред. от 05.04.2016 г.) «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6273; 2016. № 15. Ст. 2066.
  8. Акопджанова М.О. Особенности применения диспозиции уголовно-правовой нормы о защите водных биологических ресурсов (ст. 256 Уголовного кодекса Российской Федерации) // Российский следователь. 2016. № 5. С. 27.
  9. Барабанов В.В., Никифоров С.Ю. Развитие нормативного и правового регулирования любительского рыболовства в Волго-Каспийском рыбохозяйственном подрайоне (Астраханская область) // Вестник АГТУ. Серия «Рыбное хозяйство». 2016. № 3. С.31. 2Зюзина Е.А. О рыбе, осетровых и икре: конец XIX в. – 90-е годы XX в. Хронология в именах, датах, фактах // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1. С. 130. 
  10. Зюзина Е.А. О рыбе, осетровых и икре: из глубины веков. Хронология в именах, датах, фактах // Астраханский вестник экологического образования. 2013. № 4. С. 220.
  11. Паршина И.А. Развитие российского законодательства, регулирующего охрану рыбных запасов // Общество и право. 2015. № 1. С.101.
  12. Сиваков Д.О. Особенности договорных отношений в области рыбного хозяйства // Журнал российского права. 2011. № 2. С. 57.
  13. Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: монография. М.: Норма, 2015. С. 296.
  14. Устав о наказаниях налагаемых мировыми судьями [электронный ресурс] – Режим доступа: https://lib.uni-dubna.ru/search/files/sud_ustav/ustav_nakaz.htm (дата обращения 29.08.2023)

Информация об авторах:

Черданцев Вадим Петрович, д.э.н., профессор, ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии»

Бугаев Константин Павлович, аспирант, ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии»

Медведев Антон Андреевич, аспирант, ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии»

Семин Владимир Александрович, аспирант, ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии»

Токарев Виктор Викторович, аспирант, ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии»

Information about the authors:

Cherdantsev Vadim Petrovich, Doctor of Economics, Professor, All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography

Bugaev Konstantin Pavlovich, postgraduate student, All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography

Medvedev Anton Andreevich, postgraduate student, All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography

Vladimir A. Semin, postgraduate student, All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography

Tokarev Viktor Viktorovich, postgraduate student, All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography

Добавить комментарий

Войти с помощью: