Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Историко-правовые основы системы защиты военнопленных и задержанных гражданских лиц во время вооруженных конфликтов

Система защиты военнопленных и задержанных гражданских лиц в вооруженных конфликтах имеет свои историко-теоретические основы, которые лежат в основе международного гуманитарного права.

В рамках статьи рассматривается история системы защиты военнопленных и задержанных гражданских лиц во время вооруженных конфликтов. Эта система является сложной и постоянно развивающейся с учетом новых вызовов и угроз, связанных с нарушениями международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов.

Ключевые слова: международное гуманитарное право, Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., военнопленный, задержанное гражданское лицо, Международный Комитет Красного Креста.

Historical and legal foundations of the system of protection of prisoners of war and detained civilians during armed conflicts

Annotation: The system for the protection of prisoners of war and detained civilians in armed conflicts has its historical and theoretical foundations, which lie at the core  of international humanitarian law.

The article reviews the history of the protection system for prisoners of war and detained civilians during armed conflicts. The system is complicated and constantly evolving, responding to the new challenges and threats posed by violations of international humanitarian law during armed conflicts.

Keywords: international humanitarian law, Geneva Conventions for the protection of victims of war of 1949, prisoner of war, civilian detainee, International Committee of the Red Cross.

Истории известно немало примеров нарушений международного гуманитарного права (далее – МГП) во время вооруженных конфликтов. Они варьируются от плохого обращения с военнопленными до насилия в отношении гражданских лиц. Международные конференции и различные международные соглашения сыграли важную роль в решении этих проблем и обновлении самого МГП, чтобы оно могло эффективнее отвечать на разного рода угрозы и вызовы.

История защиты военнопленных и задержанных гражданских лиц во время вооруженных конфликтов является сложной и развивающейся. В периоды Древности и Средневековья то, что мы сейчас понимаем, как концепцию защиты военнопленных и задержанных гражданских лиц, было связано с культурой и развитием цивилизаций того времени. Даже древние времена знают примеры, когда пользовались уважением и им оказывалась помощь. Например, свод законов царя Вавилона Хаммурапи согласуется с лозунгом, сформулированным им самим: «Чтобы сильный не угнетал слабого»[1]. Во время средневекового периода появлялись различные рыцарские кодексы и своды правил, которые подчеркивали важность достойного поведения в бою и после него. Однако стоит отметить, что обращение с пленниками не всегда соответствовало вышеупомянутым рыцарским кодексам и сводам правил.

Современная система защиты военнопленных и задержанных гражданских лиц начала формироваться в XIX веке вместе с прогрессивным развитием международного гуманитарного права. По мнению автора первым значительным шагом в этом направлении был Кодекс Либера, также известный как «Общий приказ № 100», изданный Соединенными Штатами Америки во время гражданской войны 1861-1865 гг. Этот кодекс, который после доработки стал «Инструкцией полевым войскам США», требовал уважать гуманитарные нормы, особенно в вопросах обращения с военнопленными и защиты гражданского населения.

Создание Международного Комитета Красного Креста (далее – МККК) в 1863 году сыграло важную роль в развитии международного гуманитарного права. В 1864 году была принята Женевская конвенция, посвященная вопросу улучшения участи раненых и больных в действующих армиях, которая устанавливала правила обращения с ранеными и больными военнопленными.

В 1874 г. по инициативе Российском Империи в Брюсселе состоялась международная конференция по выработке Конвенции законов и обычаев войны. Участникам был предложен проект Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, разработанный знаменитым российским юристом-международником Ф.Ф. Мартенсом. Вышеупомянутая конвенция также затрагивала вопросы, связанные с защитой военнопленных. Обсуждение данной темы продолжилось и во время Гаагских мирных конференций в 1899 и 1907 гг. Например, в IV Гаагской конвенции 1907 г. некоторые статьи посвящены вопросу защиты военнопленных. Что касается защиты гражданского населения, то закреплялось запрещение «предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению… неприятеля»[2].

Участники конференций все чаще обсуждали вопросы необходимости гуманного обращения с военнопленными, уважения человеческого достоинства и т.д.

Начало XX века ознаменовалось масштабированием и увеличением числа вооруженных конфликтов, в результате которых всё больше солдат попадали в плен. Таким образом в 1929 г. на X Международной конференции Красного Креста и Красного Полумесяца была принята Конвенция об обращении с военнопленными. Статьи данной Конвенции включали положения о запрете репрессалий и коллективных наказаний, об организации труда военнопленных, о возможности для военнопленных избирать своих представителей, а также о признании роли МККК и обосновании создания Центрального справочного агентства МККК по розыску.

Хоть СССР и не подписал Женевскую Конвенцию об обращении с военнопленными 1929 г., но еще летом 1941 г. руководство СССР заявило, что Советский Союз будет соблюдать общеизвестные международные договоры в сфере МГП.

Четыре Женевские конвенции, принятые в 1949 году, образуют краеугольный камень современной системы защиты военнопленных и задержанных гражданских лиц. Эти конвенции в т.ч. установили комплексные правила обращения с военнопленными, ранеными и больными, и гражданскими лицами во время вооруженных конфликтов. Они также изложили обязанности государств и права лиц, пострадавших от вооруженных конфликтов.

В целом, положения Женевской Конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. (далее – ЖК III 1949 г.) значительно более подробные, однозначные и строгие, чем положения аналогичной конвенции 1929 г. Более того, конвенция образца 1949 года содержит большее количество статей. Эти дополнения и изменения были признаны необходимыми с учетом событий, произошедших за два десятилетия. Женевская Конвенция об обращении с военнопленными 1949 г. конкретизировала круг лиц, находящихся под ее защитой, четко описала нормы по поддержанию здоровья военнопленных, использования труда военнопленных. Лицам, определяемым как военнопленные, должны предоставляться все гарантии их защиты с момента их захвата в плен и до их репатриации. По завершении активных военных действий ЖК III 1949 г. требовала скорейшей репатриации.

Женевские Конвенции о защите жертв войны 1949 г. также предусмотрели систему пресечения грубых нарушений МГП и обязали государства трансформировать свое уголовное законодательство. Была признана роль беспристрастных гуманитарных организаций и МККК в вопросах защиты военнопленных, с предоставлением широких прав и возможностей для оказания помощи военнопленным.

В 1977 г. для дополнения Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. с целью восполнения некоторых пробелов были приняты два соглашения, известные как Дополнительные протоколы 1977 г. касающиеся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Дополнительный протокол I) и вооруженных конфликтов немеждународного характера (Дополнительный протокол II).

Статья 3, общая для всех четырех Женевских конвенций 1949 г., относится к регулированию вооруженных конфликтов немеждународного характера и устанавливает минимальные стандарты защиты лиц, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях. Существует мнение, что многие государства неохотно применяют меры защиты, предусмотренные статьей 3, общей для всех четырех Женевских конвенций 1949 г., опасаясь наделения антиправительственных сил определенной степенью международной легитимности[3]

МККК также играет важную роль в защите прав и интересов военнопленных и задержанных гражданских лиц во время вооруженных конфликтов. Он осуществляет мониторинг условий содержания задержанных лиц, обеспечивает их доступ к медицинской помощи и юридической помощи, отвечает за восстановление семейных связей, а также работает над репатриацией военнопленных и задержанных гражданских лиц.

Сегодня нормы международного гуманитарного права, регулирующие защиту военнопленных и задержанных гражданских лиц, являются важными инструментами защиты прав и достоинства людей в условиях вооруженных конфликтов.

При этом не стоит забывать, что право на свободу и личную неприкосновенность является одним из основных прав человека, которое должно соблюдаться в любых условиях и обстоятельствах. Однако, во время вооруженных конфликтов это право может быть нарушено, что приводит к серьезным последствиям для людей.

Наряду с естественно–правовым подходом к пониманию прав человека известен позитивистский подход, который исходит из того, что права и свободы человеку даются государством и соотносится с рациональной самоценностью. Сочетание этих двух подходов способно гарантировать верховенство права. Разные концепции привели к признанию необходимости уважения прав и свобод личности как общепризнанному принципу международного права[4].

Права человека наиболее уязвимы во время вооруженного конфликта. Именно поэтому этот аспект подлежит широкому международно-правовому регулированию. Анализируя проблемы современного международного права, следует отдельно рассмотреть вопрос обеспечения прав человека, в том числе права на свободу и личную неприкосновенность, в период вооруженных конфликтов.

Масштабное влияние на демократизацию общества и закрепление прав человека, как высшей ценности, оказала Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН, и в последствии принятые в 1966 г.  Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Положения Всеобщей декларации прав человека гарантируют право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, устанавливает, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию.

В соответствии с международным гуманитарным правом, защита права на свободу и личную неприкосновенность должна быть обеспечена всем лицам, находящимся под контролем сторон вооруженного конфликта, включая военнопленных, гражданских лиц, задержанных и т.д. Все эти лица должны быть защищены от насилия, пыток и других форм жестокого обращения. При этом стороны вооруженного конфликта также должны соблюдать правила по условиям задержания и содержания задержанных.

Несмотря на развитые международно-правовые механизмы защиты прав человека как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов, а также нормы уголовного права на внутригосударственном и международном уровнях, обеспечение прав и свобод человека не редко наталкивается на политизацию.

Когда начинается вооруженный конфликт Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. служат защитой от жестокости и подтверждают идею о том, что даже у вооруженных конфликтов есть пределы.

Таким образом, Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., соответственно, определяют правовой статус и регламентируют защиту разных категорий лиц. Установки МГП препятствуют совершению военных преступлений, они подчеркивают различия между комбатантами и гражданскими лицами, со всеми вытекающими международно-правовыми последствиями.


Информация об авторе:

Тенета Анастасия Борисовна – аспирант кафедры международного права юридического института Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы (РУДН им. Патриса Лумумбы) (юридический институт, кафедра международного права)


Information about the author:

Teneta Anastasia Borisovna – PhD student of the International Law Department of the RUDN University named after Patrice Lumumba (law institute, international law department)


Пристатейный библиографический список

  1. Конвенция о неприемлемости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1973. Вып. XXVI.
  2. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.
  3. Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера 1977 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.
  4. Безверхий Александр Иванович, Еремеева Татьяна Сергеевна Проблемы соблюдения норм международного гуманитарного права в условиях вооруженного конфликта // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. №82. режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-soblyudeniya-norm-mezhdunarodnogo-gumanitarnogo-prava-v-usloviyah-vooruzhennogo-konflikta (дата обращения: 21.12.2023).
  5. Биккузина Л.Г., Аминов И.Р. К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ ВОЕННОПЛЕННЫХ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №5-2. режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-statuse-voennoplennyh (дата обращения: 19.12.2023).
  6. Кузьминых А. Л. Международное право и «Узники войны»: проблема правовой защиты военнопленных и интернированных лиц // Пенитенциарная наука. 2012. №20. режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnoe-pravo-i-uzniki-voyny-problema-pravovoy-zaschity-voennoplennyh-i-internirovannyh-lits-1 (дата обращения: 16.12.2023).
  7. Обновленный Комментарий МККК к Женевской конвенции III: новый инструмент для защиты военнопленных в XXI веке. Джемма Арман, Квитослава Кротю. Международный журнал Красного Креста, № 913 (2021 г.). Цифровые технологии и война c 493 -525.
  8. Руководство по законам войны. (Law of war handbook.) Факультет международного и оперативного права Правового центра и Института военно-юридической службы Сухопутных сил США. (2006 г.). Шарлоттесвил, шт. Виржиния: Правовой центр и Институт военно-юридической службы. С.20.
  9. Between Humanization and Humanitarization? Detention in Armed Conflicts and the European Convention on Human Rights, Matthias Lippold. С. 59. http://www.zaoerv.de. 2016, Max-Planck-Institut für ausländisches öffentliches Recht und Völkerrecht.
  10. https://www.law.ru/article/26511-prava-i-svobody-cheloveka-istoriya-tendentsii-razvitiya?ysclid=lpi7bcqgk557714137  (дата обращения: 19.12.2023).


[1] См.: Законы вавилонского царя Хаммурапи. Полный текст // Электронная библиотека исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm (дата обращения: 12.03.2024).

[2] См.: Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/901753259 (дата обращения: 12.03.2024).

[3] Between Humanization and Humanitarization? Detention in Armed Conflicts and the European Convention on Human Rights, Matthias Lippold. С. 59. http://www.zaoerv.de. 2016, Max-Planck-Institut für ausländisches öffentliches Recht und Völkerrecht

[4]  Права и свободы человека: история, тенденции развития. Трошкина О.Н.
https://www.law.ru/article/26511-prava-i-svobody-cheloveka-istoriya-tendentsii-razvitiya?ysclid=lpi7bcqgk557714137 (дата обращения: 12.03.2024).

Добавить комментарий

Войти с помощью: