Предметом изучения в представленной статье являются общественные отношения в сфере особенностей трудовой миграции беженцев с Украины, особенности правового регулирования данных отношений нормами трудового законодательства в соотношении с актами органов исполнительной власти. Авторами делается вывод о том, что нормативное правовое регулирование трудовой миграции беженцев является необходимым и действенным механизмом управления, влиянием на экономическое развитие регионов России. Однако, опережающее «указное» регулирование приводит к возникновению коллизий, ввиду чего авторами предложены необходимые поправки в Трудовой кодекс РФ.
Ключевые слова: миграция, беженцы, трудовая миграция, патент, специальная военная операция.
On the issue of improving the legislative regulation of the employment of refugees from the territory of Ukraine
Annotation. The subject of study in the presented article is public relations in the sphere of peculiarities of labor migration of refugees from Ukraine, peculiarities of legal regulation of these relations by the norms of labor legislation in relation to acts of executive authorities. The authors conclude that the normative legal regulation of labor migration of refugees is a necessary and effective mechanism for managing, influencing the economic development of Russian regions. However, anticipatory «decree» regulation leads to conflicts, which is why the authors proposed the necessary amendments to the Labor Code of the Russian Federation.
Key words: migration, refugees, labor migration, patent, special military operation.
Современная политическая ситуация актуализирует вопросы управления трудовой миграцией беженцев с территории Украины, поскольку наблюдается стихийность миграционных процессов в различных регионах России, приводящая к снижению эффективности трудового потенциала, слишком быстрому перераспределению трудовых ресурсов, влекущих воздействие на социально-экономическое развитие страны. В данной связи возрастает роль права, как регулятора общественных отношений.
Правовое регулирование процессов трудовой миграции зависит от грамотного и своевременного издания органами исполнительной власти нормативных правовых актов, направленных на оптимизацию трудовой деятельности беженцев. В этом процессе можно особенно выделить такой инструмент как квотирование[1].
Формирование квот – это важная экономическая составляющая управления трудовой миграции, выражающаяся в регулирующем воздействии на соотношение спроса и предложения рабочей силы в зоне приема мигрантов. Применительно к внешней трудовой миграции, данная функция должна выполняться за счет сбалансированности диспропорций на рынке труда на основе регламентированного приема и трудоустройства иностранных трудовых мигрантов[2].
Квоты устанавливаются ежегодно, исходя из социально-экономических показателей каждого региона России, однако, в этом процессе учитывается и доля населения не трудоустроенных российских граждан, право на труд которых должно быть гарантировано и обеспечено государственными органами (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ), ведь если на территории Росси будет наблюдаться растущий в геометрической прогрессии приток иностранной рабочей силы, предложение рабочих мест для россиян может резко сократиться[3].
Поиск баланса на рынке занятости вынуждает правительство ежегодно определять допустимую долю иностранных граждан, которую могут задействовать хозяйствующие субъекты, согласно утвержденному Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности[4]. Так, на 2022 год Правительство РФ установило допустимую долю иностранных работников, в процентах к общей численности работников, используемых хозяйствующими субъектами: 80 % – строительство; 70 % – управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе; деятельность по обслуживанию зданий и территорий; 50 % – выращивание овощей и т.д.
С началом специальной военной операции на Украине, в ходе которой произошло немалое количество изменений в российском законодательстве, стоит обратить внимание на формирование коллизионного права, которое вызвано стремлением органов исполнительной власти урегулировать ситуацию. При этом законодатель, объективно не всегда способен своевременно вносить необходимые поправки в законы. Опережающее указное правотворчество отразилось, в частности, на регулирование трудовых отношений между органами власти и беженцами.
Поскольку, немаловажная роль на рынке занятости в России отведена иностранной рабочей силе, это явление неоднозначное и имеет как свои плюсы, так и минусы, однако отрицать ее необходимость в том или ином количестве в сложившихся на рынке труда условиях не имеет смысла.
Говоря о правовой составляющей данного вопроса, трудовым и миграционным законодательством РФ был разработан определенный механизм того, как должен осуществляться процесс прибытия на территорию Российской Федерации иностранных граждан и каким образом должен осуществляться процесс их трудоустройства в зависимости от тех или иных условий.
Однако, со снятием антиковидных ограничений, а также началом специальной военной операции на Украине миграционные процессы в России достигли серьезных масштабов. В связи с этим в частности Президентом РФ был издан Указ от 27.08.2022 № 585 «О временных мерах по урегулированию правового положения граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины в Российской Федерации»[5], который в том числе затронул вопросы трудоустройства этих граждан и изменил трудовое законодательство, что повлекло за собой правовую коллизию.
По данным ТАСС, с началом специальной военной операции в Россию прибыли свыше 4,5 млн. беженцев с Украины. За первое полугодие 2022 года по решению территориальных органов МВД РФ временное убежище получили 64579 человек (в первом полугодии 2021 года — 2064 человека), статус беженца — 3 человека (в первом полугодии 2021 года — 6 человек), статус вынужденного переселенца — 4 человека (в первом полугодии 2021 года — никто не получил).
Таким иностранным гражданам, получившим временное убежище, значительно проще трудоустроиться в РФ, поскольку им не нужно оформлять разрешение на работу или патент. При этом не учитывается количество граждан Украины, въехавших на территорию РФ в 2022 г. и осуществляющих трудовую деятельность на основании разрешения на временное проживание либо же вида на жительство.
Упрощенный порядок трудоустройства закреплен пп. 12 п. 4 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и не противоречит Трудовому кодексу РФ, что подтверждается его статьей 327.3. При этом стоит отметить, что те граждане Украины и граждане иных государств, которые не получили временное убежище/РВП/ВНЖ, имели право осуществлять трудовую деятельность в РФ лишь при условии получения патента. Касательно граждан Украины, это было связано с тем, что в соответствии со ст. 327.3, у РФ и Украины не было соответствующего международного договора (как, к примеру, между странами ЕАЭС, где гражданам стран-участниц Союза не требовался патент). Объективно такой порядок трудоустройства сложнее для иностранца, поскольку возлагает на него дополнительные финансовые обязательства по уплате авансовых платежей по НДФЛ.
Однако, такой порядок существовал до вынесения Президентом Указа от 27.08.2022 № 585 «О временных мерах по урегулированию правового положения граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины в Российской Федерации». По данному Указу граждане ДНР, ЛНР и Украины вправе осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу или патента после прохождения бесплатной процедуры дактилоскопической регистрации и фотографирования. С одной стороны, подобные нововведения действительно упростили порядок трудоустройства граждан Украины и народных республик и ускорили процесс их адаптации на новом месте жительства (что гуманно и необходимо в условиях проведения специальной военной операции). Однако, с точки зрения конституционного права внесение подобных изменений в трудовое законодательство недопустимо. Так, данный Указ противоречит статье 327.3 ТК РФ, где закреплен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предъявления иностранным гражданином при трудоустройстве, а в соответствии со ст. 5 ТК РФ, указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому Кодексу и иным федеральным законам.
В связи с этим, выдвигается инициатива по поводу внесения изменений в трудовое законодательство РФ. Так, для устранения противоречий в российской системе законодательства следует внести в ТК РФ следующие изменения:
- пункт второй части первой статьи 327.3 изложить в следующей редакции: «разрешение на работу или патент, за исключением случаев, установленных федеральными законами, международными договорами Российской Федерации или Указами Президента Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства»;
- пункт третий части первой статьи 327.3 изложить в следующей редакции: «разрешение на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами, международными договорами Российской Федерации или Указами Президента Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства»;
- пункт четвертый части первой статьи 327.3 изложить в следующей редакции: «вид на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами, международными договорами Российской Федерации или Указами Президента Российской Федерации, — при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства».
Проект Федерального закона должен быть разработан в целях устранения противоречий между Трудовым кодексом Российской Федерации и Указом Президента РФ «О временных мерах по урегулированию правового положения граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины в Российской Федерации».
На сегодняшний день миграционные процессы проистекают неоднозначно, так как они во многом зависят от проводимой государствами внешней политики и состояния международных отношений. В последние годы эти отношения крайне нестабильны и напряжены, в связи с чем большую роль в правовом регулировании миграционных процессов на данном этапе следует отвести именно подзаконным актам, поскольку с их помощью удается оперативно отреагировать на те или иные изменения в жизни мирового сообщества, особенно в условиях частого введения антироссийских санкций недружественными государствами.
В заключение хочется отметить, что, несмотря на неоднозначное отношение к миграции, сформировавшееся в обществе, миграционные процессы по-прежнему важны для государств, особенно в контексте решения демографических и экономических задач.
Учитывая скорость развития международных отношений с одними странами и нарастающее напряжение с другими, правовое регулирование миграционных процессов должно быть гибким, а законодательство государств не должно создавать жестких препятствий и противоречий для укрепления международного сотрудничества с одной стороны и обеспечения ответных запретов и санкций для недружественных стран с другой стороны.
Предложенные законодательные новеллы станут существенным подспорьем для дополнительной гарантии защиты прав беженцев с территории Украины, инициированной Президентом РФ.
Библиографический список
- Бондаренко Наталья Алексеевна. Трудовая миграция как социально-экономическое явление // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. №4. С. 192.
- Кучева Екатерина Сергеевна Государственная миграционная политика современной России // Отечественная юриспруденция. 2020. №1 (40). С. 16.
- Щербакова, Е. М. Иностранная рабочая сила в России по итогам первого полугодия 2021 года / Е. М. Щербакова // Демоскоп Weekly. – 2021. – № 917-918. – С. 1-30.
- Bozó, L. Migration of North Asian Passerines / L. Bozó, T. Csörgő // Amurian Zoological Journal. – 2022. – Vol. 14. – No 1. – P. 10-33. – DOI 10.33910/2686-9519-2022-14-1-10-33. – EDN JZTYJL.
Информация об авторах:
Курдюмов Александр Васильевич, заведующий кафедрой конкурентного права и антимонопольного регулирования, кандидат экономических наук, доцент, Уральский государственный экономический университет, Россия, г. Екатеринбург;
Мещерягина Вероника Александровна, доцент кафедры конституционного и международного права, кандидат юридических наук, Уральский государственный экономический университет, Россия, г. Екатеринбург;
Головина Влада Филипповна, магистрант, Уральский государственный экономический университет, Россия, г. Екатеринбург.
Information about the authors:
Kurdyumov Alexander Vasilyevich, Head of the Department of Competition Law and Antimonopoly Regulation, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Ural State University of Economics, Russia, Yekaterinburg;
Meshcheryagina Veronika Aleksandrovna, Associate Professor of the Department of Constitutional and International Law, PhD in Law, Ural State University of Economics, Russia, Yekaterinburg;
Golovina Vlada Filippovna, undergraduate, Ural State University of Economics, Russia, Yekaterinburg.
[1] Bozó, L. Migration of North Asian Passerines / L. Bozó, T. Csörgő // Amurian Zoological Journal. – 2022. – Vol. 14. – No 1. – P. 10-33. – DOI 10.33910/2686-9519-2022-14-1-10-33. – EDN JZTYJL.
[2] Бондаренко Наталья Алексеевна. Трудовая миграция как социально-экономическое явление // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 4. С. 192.
[3] Кучева Екатерина Сергеевна Государственная миграционная политика современной России // Отечественная юриспруденция. 2020. № 1 (40). С. 16.
[4] Щербакова, Е. М. Иностранная рабочая сила в России по итогам первого полугодия 2021 года / Е. М. Щербакова // Демоскоп Weekly. – 2021. – № 917-918. – С. 1-30.
[5] Указ Президента Российской Федерации от 27.08.2022 № 585 «О временных мерах по урегулированию правового положения граждан Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»