В статье исследованы вопросы участия Республики Сербия в соглашениях о преференциальных торговых режимах, установленных такими договорами, как Переходное торговое соглашение Республики Сербии и Европейского союза в общем контексте Соглашения о стабилизации и ассоциации, договорный комплекс правоотношений в рамках Центральноевропейской ассоциации свободной торговли, Соглашение о свободной торговле между Сербией и Турцией, Соглашение с Евразийским экономическим союзом, Соглашение о свободной торговли между Сербией и Европейской ассоциацией свободной торговли.
Ключевые слова: преференциальный торговый режим, Сербия, ЕАЭС, ЦЕФТА, зона свободной торговли.
On the issue of the participation of the Republic of Serbia in agreements on preferential trade regimes
Annotation. The article examines the issues of participation of the Republic of Serbia in agreements on preferential trade regimes established by such treaties as the Transitional Trade Agreement of the Republic of Serbia and the European Union in the general context of the Stabilization and Association Agreement, the contractual complex of legal relations within the framework of the Central European Free Trade Association, the Free Trade Agreement between Serbia and Turkey, the Agreement with the Eurasian Economic Union, Free Trade Agreement between Serbia and the European Free Trade Association.
Tags: Preferential trade regime, Serbia, EAEU, CEFTA, free trade zone.
Республика Сербия являет собой интересный для изучения пример государства переходного периода, внешнеэкономические отношения которого после перехода к модели рыночной экономики оказались разорваны сначала из-за военного конфликта, а затем из-за эмбарго и экономических санкций. В третьем тысячелетии Сербия перешла к восстановлению внешнеэкономических отношений, встала на путь европейской и евразийской интеграции, а также развития торговых отношений, был заключен ряд преференциальных торговых соглашений: Переходное торговое соглашение Республики Сербии и Европейского союза в общем контексте Соглашения о стабилизации и ассоциации, договорный комплекс правоотношений
в рамках Центральноевропейской ассоциации свободной торговли, Соглашение о свободной торговле между Сербией и Турцией, Соглашение с Евразийским экономическим союзом, Соглашение о свободной торговле между Сербией и Европейской ассоциацией свободной торговли.
28 апреля 2008 г. можно считать очередным шагом Сербии на пути к евроинтеграции, в этот день состоялось подписание Соглашения о стабилизации и ассоциации (далее — ССП) между Сербией и ЕС[1], а также Переходного торгового соглашения. По сути, торговая часть Переходного торгового соглашения дублирует ССП, поэтому нет смысла для целей настоящего исследования рассматривать эти документы как две отдельные юридические сущности, тем не менее, именно Переходное соглашение стало инструментом либерализации торговых отношений Сербии и ЕС на протяжении шести лет[2]. Также стоит отметить, что ввиду решений Еврокомиссии, торговое соглашение на протяжении года применялось Сербией в одностороннем порядке, после чего ситуация стабилизировалась.
Безусловно, ССП и торговые отношения Сербии и ЕС нельзя рассматривать как договор о свободной торговле, но как одну из составляющих институциональной подготовки к вхождению в ЕС. Однако можно констатировать, что имплементация торгового соглашения прошла довольно успешно, увеличив как товарооборот со странами Европейского союза, так и сумела привлечь ряд инвесторов в страну, в том числе и из стран ЕС.
Центральноевропейская ассоциация свободной торговли (далее – ЦЕФТА) представляет собой один из уникальных, если не единственный пример соглашения, состав подписантов которого обновился полностью
в ходе его действия. Так, будучи подписанным в декабре 1992 года Венгрией, Чехией, Словакией и Польшей, соглашение на сегодняшний день объединяет совершенно иных участников: Северную Македонию, Албанию, Боснию и Герцеговину, Молдову, Черногорию, Косово (УНМИК) и Сербию. Для Сербии договор о присоединении к ЦЕФТА вступил в силу 1 мая 2007 года. Говоря о внешнеполитических целях договора, можно сформулировать, что он служит своего рода «переходным этапом» на пути евроинтеграции для стран-участниц, позволяет участникам реанимировать
и укрепить экономические связи с учётом исторического контекста[3] (5 стран-участниц ранее входили в одно государство), а также «отладить» применение преференциальных торговых режимов с целью дальнейшей интеграции. Предположения авторов в принципе подтверждаются статьёй 2 соглашения, которая к вышеизложенному добавляет ещё и защиту прав интеллектуальной собственности и внесение вклада в развитие мировой торговли.
Соглашение ЦЕФТА представляет собой довольно последовательную международно-правовую базу для развития преференциальной торговли. Однако, непроработанный механизм решения споров, сложная политическая обстановка и общая забюрократизированность как процедур внутри институтов соглашения,
так и в государственных механизмах балканских государств, не позволяют использовать нормативную базу в полной мере[4]. Ввиду общей ситуации, эффективность Соглашения вызывает справедливую критику в регионе, несмотря на исторические экономические связи. Так, по оценке Деяна Йовича, бывшего участника переговорной группы от Сербии по вопросам торговли, несмотря на то, что 30% сербского экспорта продуктов питания приходится на страны ЦЕФТА, бюрократические проблемы приводят к потерями до 16% ВВП из-за длительного ожидания на границах, решения иных сложностей и общей незаинтересованности государств в решении текущих проблем[5]. Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что как такового юридического решения данных проблем нет, они лежат либо в политической плоскости, либо в повышении эффективности работы госаппарата. Или же возможный выход лежит в заключении принципиально иных двусторонних соглашений в дополнение к ЦЕФТА, ведущих к более высокому уровню интеграции и не допускающих трактовок, которые могут использованы для затруднения товарооборота.
На базе соглашения Республики Сербии и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) создан полноценный механизм взаимодействия в рамках преференциального торгового режима. Несмотря на относительно узкую, «торговую» сферу применения, данный договор содержит исчерпывающий порядок взаимодействия сторон, оформления соответствующих документов, а также представляет эффективные механизмы разрешения спорных ситуаций. Прогнозировать развитие нормативной базы в дополнение или на основе данного соглашения, особенно с учётом текущих реалий, сложно, однако, можно с уверенностью говорить об эффективном правоприменении соглашения и отсутствии споров между сторонами. Также не стоит ожидать изменений в изъятиях из режима свободной торговли в сторону уменьшения. Об этом косвенно может свидетельствовать и тот факт, что призывы освободить от пошлин отдельные товарные позиции ещё в рамках двусторонних отношений с сербской стороны оставались без ответа. Говорить о прямых экономических эффектах внедрения Соглашения также пока представляется преждевременным ввиду недолгого срока применения Соглашения, однако, в 2021 году был зафиксирован рост экспортно-импортных операций между Сербией
и Евразийским экономическим союзом[6], что может быть поводом для осторожного оптимизма.
Вместе с тем, Соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны от 25 октября 2019 г.[7] перспективно как в практическом плане, выступая международно-правовым средством реализации торгово-политических интересов Российской Федерации на Балканском полуострове, так и в целом как правовое явление и положительный пример развития «внешнего» права ЕАЭС. По мере выполнения Соглашения о свободной торговле можно ожидать перемен в отношениях тарифно-преференциального характера между его сторонами.
Для российского экспортера и экспортеров государств-членов ЕАЭС создаются предсказуемые преференциальные условия доступа товаров на сербский рынок. У Сербии есть соглашения о свободной торговле с Россией, Турцией, ЕС, ЕАСТ, а также наряду с еще 5-ю европейскими странами она входит в состав организации свободной торговли. До вступления в силу Соглашения основанием для торговых отношений между Россией и Сербией служило Соглашение о свободной торговле 2000 года (дополнено в 2011 году), по которому 95% товаров во взаимной торговле освобождены от таможенных сборов. Несмотря на введенные ЕС санкционные ограничения против России, Сербия отказалась от антироссийских санкций, а после введения Российской Федерацией ответных мер против ЕС выразила намерение увеличить свой экспорт в Россию для замены некоторых западных продуктов[8].
Следует заметить, что Соглашение во многом модифицировало уже имеющиеся отношения. Например, в Российской Федерации указанное Соглашение призвано заменить действовавшую правовую базу, в частности: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии (СРЮ) о свободной торговле между Российской Федерацией и СРЮ от 28.08.2000 г., а также заключенному на его основе Протоколу от 22.07.2011 г. между правительствами Российской Федерации и Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров. Аналогичные изменения коснутся и республик Беларусь и Казахстан, с которыми Республика Сербия также имеет соглашения о свободной торговле.
Российско-сербские отношения отмечены в соответствии с Декларацией о стратегическом партнёрстве между Россией и Республикой Сербия от 24.05.2013 г. как отношения стратегического характера, что, несомненно, имеет важное значение и при реализации торговой политики.
Необходимо подчеркнуть, что под отношениями тарифно-преференциального характера имеются в виду отношения, возникающие в рамках тарифно-преференциального режима (ТПР) (или преференциального тарифного режима), который формируется в условиях отношений свободной торговли.
По оценке Минэкономразвития России, Соглашение формирует основные правила торговли между государствами – членами ЕАЭС и Сербией, соответствующие нормам и правилам ВТО, предусматривает дополнительную либерализацию торговли в отношении ограниченной номенклатуры товаров и в то же время, с учетом развития мировой практики заключения соглашений о свободной торговле, содержит новые современные положения.
В целом Соглашение ЕАЭС с Сербией можно оценить положительно. Соглашением регулируется довольно ограниченный круг вопросов, связанных с торговлей товарами, что позволило сосредоточиться на разработке качественного регулирования в отдельно взятой сфере. Это, в свою очередь, закрепляется в бланкетных положениях Соглашения, отсылающих к его приложениям[9].
Участие Сербии в Общей системе преференций США заключается в присоединении к преференциальному режиму, введённому США с целью поддержать экономику ряда государств. Так или иначе, в подобную систему включено 140 государств. Не углубляясь в подробный перечень товарных позиций, можно подчеркнуть, что от ввозных пошлин освобождено около 5000 разновидностей сербских товаров. Среди изъятий – текстиль, продукты обработки кожи и обувь. Для того, чтобы товар импортировался в США в рамках преференциального торгового режима, необходимо предоставить соответствующий сертификат, подтверждающий то, что не менее 35% добавленной стоимости товара произведено в Республике Сербии[10]. Режим преференций вступил в силу в 2018 году, первоначально до 2020 года с последующим продлением на год каждый раз. Можно прогнозировать и дальнейшее продление режима с незначительными изменениями в товарных позициях вплоть до завершения европейской интеграции Республики Сербии.
Продолжая анализ преференциальных торговых режимов, действующих в отношении Республики Сербии, необходимо затронуть и двустороннее Соглашение между Республикой Сербией и Турецкой Республикой, заключённое 1 июня 2009 г. и вступившее в силу 1 сентября 2010 г. В качестве целей Соглашения прямо указано стремление сторон к созданию зоны свободной торговли в контексте подписания Соглашения
о стабилизации и ассоциации между Сербией и ЕС, а также обязательств Турции перед ЕС.
17 декабря 2009 г. было подписано Соглашение о свободной торговле между Республикой Сербией и Европейской ассоциацией свободной торговли. Соглашение содержит 45 статей и 2 приложений. В качестве целей Соглашения, среди прочих, также упомянуты либерализация торговлей товарами (со ссылкой на XXIV статью ГАТТ), а также защита интеллектуальной собственности. Особенностью Соглашения являются статьи о территориальном действии Соглашения, а именно сухопутную территорию, внутренние воды, территориальное море и воздушное пространство Сторон, исключая Шпицберген, отмечается, что это касается территорий в соответствии с международным правом, то есть возможно теоретическое распространение норм Соглашения на территорию т.н. «Республики Косово», которая не контролируется Белградом[11].
Соглашение Сербия-ЕАСТ является проработанным документом, тонко регулирующим торговлю товарами, а также смежные вопросы между Сторонами. При этом механизм решения споров, вопросы происхождения товаров и все прочие аспекты крайне тонко отрегулированы, что исключает возможность превратного толкования и злоупотребления правом. При этом товарооборот между сторонами постоянно возрастает[12], несмотря на неравномерное распределение товарных потоков (основным партнёром в рамках Соглашения является Швейцария).
Учитывая внешнеполитическое и внешнеэкономическое положение Республики Сербии, это государство успешно вовлечено в интеграционные процессы внутри региона, последовательно движется к европейской интеграции, развивает торговлю с ведущими мировыми державами такими как США и Российская Федерация. Хотя европейский курс страны не подлежит сомнению, обязательства, предусмотренные соглашением между Сербией и Евразийским экономическим союзом, будут продолжать исполняться в полном объёме, а, с учётом того, что финальная дата вступления Сербии в ЕС остаётся довольно «эвентуальной», можно говорить об успешном сотрудничестве в сфере свободной торговли между участниками Соглашения Сербия-ЕАЭС. Особо интересным представляется тот факт, что данное соглашение заменило ранее действующие соглашения с отдельными членами ЕАЭС, но не стало более «слабым» юридическим регулятором по сравнению с ними, а, наоборот, ввело новые механизмы взаимодействия с чёткими правилами изъятий и проработанным механизмом разрешения споров. Учитывая опыт применения предыдущих соглашений, можно сделать оптимистичный прогноз действия Соглашения на 10-15 лет.
Список источников и литературы:
- Внешняя торговля ЕАЭС с Сербией [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/2e4/EAES_Serbiya.pdf (дата обращения: 03.02.2023).
- Кашкин, С. Ю. Право Европейского союза : учебник для вузов / С. Ю. Кашкин, П. А. Калиниченко, А. О. Четвериков ; под редакцией С. Ю. Кашкина. Москва, 2022.
- Комендантов С.В. Соглашения о свободной торговле ЕАЭС и его государств-членов с третьими государствами: эволюция, реализация и перспективы / Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://inter-legal.ru/soglasheniya-o-svobodnoj-torgovle-eaes-i-ego-gosudarstv-chlenov-s-tretimi-gosudarstvami-evolyutsiya-realizatsiya-i-perspektivy (дата обращения: 22.01.2023).
- Комендантов С.В. О Соглашении о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и его государствами-членами с Сербией / Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://inter-legal.ru/o-soglashenii-o-zone-svobodnoj-torgovli-mezhdu-evrazijskim-ekonomicheskim-soyuzom-eaes-i-ego-gosudarstvami-chlenami-s-serbiej (дата обращения: 01.02.2023).
- Обзор Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Республикой Сербией, подготовленный Минэкономразвития России (июнь 2021 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d11/soglasheniya_o_svobodnoy_torgovle/serbiya/ (дата обращения 29.11.2022 г.)
- Право и институты евразийской интеграции: учебное пособие для вузов / И.О. Анисимов, С.В. Комендантов. — Москва, 2022.
- Radmila Dragutinovic-Mitrovic and Predrag Bjelic. Trade Regimes and Bilateral Trade in the EU Enlargement Process: Focus on the Western Balkans// Acta Oeconomica, vol. 65/2.
- Miroslav Jovanović. Evropska ekonomska integracija // Ekonomski fakultet Beograd, Beograd, 2004.
- M. Simić, A. Vasileva. Ekonomski odnosi Republike Srbije i Evroazijske unije zasnovani na primeru spoljnotrgovinske razmene agroindustrijskih proizvoda – aktuelna situacija i buduće perspective //105 Zbornik “Integracioni procesi u Evroaziji”, Institut za međunarodnu politiku i privredu, Beograd, 2018, s. 328-351.
Информация об авторах:
Владимиров Артем Ильдарович – аспирант кафедры международного права Дипломатической академии МИД России.
Комендантов Сергей Васильевич, к.ю.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права, государственный советник Российской Федерации III класса.
Information about the authors:
Vladimirov Artem Ildarovich – post-graduate student of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia.
Komendantov Sergei Vasilyevich, Ph.D. in Law, Associate Professor, Deputy Head of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, member of the Russian Association of International Law, State Counselor of the Russian Federation II
[1] Кашкин, С. Ю. Право Европейского союза : учебник для вузов / С. Ю. Кашкин, П. А. Калиниченко, А. О. Четвериков ; под редакцией С. Ю. Кашкина. Москва, 2022. С. 203.
[2] Radmila Dragutinovic-Mitrovic and Predrag Bjelic. Trade Regimes and Bilateral Trade in the EU Enlargement Process: Focus on the Western Balkans// Acta Oeconomica, vol. 65/2. P. 275-288.
[3] Miroslav Jovanović. Evropska ekonomska integracija // Ekonomski fakultet Beograd, Beograd, 2004, s. 66.
[4] Komentar na odredbe sporazuma o izmjeni i pristupanju srednje-europskom sporazumu o slobodnoj trgovini [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mvteo.gov.ba/attachments/hr_komentar-na-odredbe-cefta-.pdf (дата обращения: 01.02.2023).
[5] Zašto je Cefta prevaziđena [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://www.politika.rs/sr/clanak/424383/Pogledi/Zasto-je-Cefta-prevazidena (дата обращения: 01.02.2023).
[6] Внешняя торговля ЕАЭС с Сербией [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/2e4/EAES_Serbiya.pdf (дата обращения: 03.02.2023).
[7] Вступило в силу 10 июля 2021 г.
[8] Обзор Соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Республикой Сербией, подготовленный Минэкономразвития России (июнь 2021 г.) С. 2. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d11/soglasheniya_o_svobodnoy_torgovle/serbiya/ (дата обращения 29.11.2022 г.)
[9] Подробнее см.: Комендантов С.В. О Соглашении о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и его государствами-членами с Сербией / Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://inter-legal.ru/o-soglashenii-o-zone-svobodnoj-torgovli-mezhdu-evrazijskim-ekonomicheskim-soyuzom-eaes-i-ego-gosudarstvami-chlenami-s-serbiej (дата обращения: 01.02.2023).
[10] Povecanje srpskog izvoza kroz program Opsteg Sistema Preferencijala (OSP) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ustr.gov/sites/default/files/Serbia%20GSP%20PP%20(%20in%20Serbian)%20-%20July%202012.pdf (дата обращения: 01.02.2023).
[11] M. Simić, A. Vasileva. Ekonomski odnosi Republike Srbije i Evroazijske unije zasnovani na primeru spoljnotrgovinske razmene agroindustrijskih proizvoda – aktuelna situacija i buduće perspective //105 Zbornik “Integracioni procesi u Evroaziji”, Institut za međunarodnu politiku i privredu, Beograd, 2018, s. 328-351.
[12] Trade between EFTA and Serbia [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://trade.efta.int/#/country-graph/EFTA/XS/2021/HS2/ (дата обращения: 17.02.2023).