Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

К вопросу об укреплении международно-правового регулирования экологически обоснованного использования химических веществ и опасных отходов

В статье проанализирована деятельность специализированных учреждений ООН, которые вносят существенный вклад в экологически безопасное обращение химических веществ и отходов, а также инициативы в системе ООН в рамках международно-правового регулирования экологически обоснованного использования химических веществ и опасных отходов. Актуальность темы обусловлена тем, что международные договоры и акты мягкого права позволяют снизить риски, связанные с некоторыми химическими веществами и отходами, однако данный прогресс является неравномерным и пробелы в его осуществлении сохраняются по сей день.

Ключевые слова: химические вещества, опасные отходы, экологически обоснованное использование, ООН.

On the issue of strengthening international legal regulation of environmentally sound use of chemicals and hazardous wastes

Abstract: The article analyzes the activities of UN specialized agencies that make a significant contribution to the environmentally sound management of chemicals and hazardous waste, as well as initiatives in the UN system within the framework of international legal regulation of the environmentally sound use of chemicals and hazardous waste. The relevance of the topic is due to the fact that international treaties and voluntary instruments have reduced the risks associated with certain chemicals and wastes, but this progress is uneven and gaps in its implementation remain to this day.

Keywords: chemicals, hazardous waste, environmentally sound use, UN.

Одной из основных экологических проблем глобального характера является загрязнение природы химическими веществами и опасными отходами. По подсчетам ООН только города производят 7-10 млрд. тонн отходов в год[1]. Решение этой проблемы сегодня находится в приоритете ООН. Так, например, в п. 34 Декларации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. (Цели устойчивого развития (ЦУР) на 2016–2030 гг.) зафиксирована обязанность государств ослаблять «негативное влияние городской деятельности и химических веществ, которые вредны для здоровья людей и окружающей среды, в том числе посредством экологически продуманного регулирования и безопасного использования химических веществ, сокращения и рециркуляции отходов и более эффективного использования водных и энергетических ресурсов»[2]. Более того проблематика борьбы с отходами и опасными веществами является сквозной для четырех ЦУР (ЦУР 3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте», ЦУР 6 «Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех», ЦУР 6 «Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех», ЦУР 11 «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов» и ЦУР 12 «Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства»)[3], что подчеркивает ее важность для международного сообщества.

В настоящей статье будет проанализирована деятельность специализированных учреждений ООН, которые вносят существенный вклад в экологически безопасное обращение опасных химических веществ и отходов.

Государства-члены ООН играют решающую роль в достижении цели снижения риска химических веществ и опасных отходов на здоровье человека и окружающую среду путем разработки и принятия значимых международных актов с момента проведения Стокгольмской конференции по окружающей человека среде и создания ЮНЕП в 1972 г.[4] Так были приняты четыре универсальных «химических конвенций» (Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 г., Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле 1998 г., Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях 2001 г. и Минаматская конвенция о ртути 2013 г.[5]). С целью совместной реализации их положений действует концепция синергии «химических конвенций», которая позволяет более эффективно выполнять свои обязательства и избегать дублирования финансовых затрат и человеческих ресурсов.

Рассмотрим в целом инициативы в системе ООН в рамках экологически обоснованного использования химических веществ и опасных отходов. На основе рекомендаций, изложенных в 1992 г. в п. 19.75-19.76 гл. 19 Повестки дня на XXI век для укрепления сотрудничества между организациями системы ООН и другими международными организациями, причастными к деятельности по оценке и снижению уровня опасности, связанной с химическими веществами было принято решение о создании Межправительственного форума по химической безопасности (МФХБ) (Intergovernmental Forum of Chemical safety (IFCS))[6]. Этот Форум был учрежден в 1994 г. под эгидой ЮНЕП, МОТ и ВОЗ. Он собирается каждые 3 года и служит местом для общения между более чем 150 государствами, ММПО, МНПО и другими акторами, занимающимися вопросами управления химическими веществами. Форум определяет приоритеты для совместных действий; рекомендует согласованные международные стратегии; способствует развитию национальной регулирующей инфраструктуры; выявляет пробелы в научных знаниях, связанных с химическими веществами; способствует обмену информацией и техническому сотрудничеству в отношении химических веществ; консультирует правительства в отношении химической безопасности; и продвигает сотрудничество между правительствами и МНПО[7].

На третьей сессии Форума, проходившего в 2000 г. в Бразилии, была принята Байская декларация о химической безопасности[8], которой в очередной раз подтверждалась приверженность Рио-де-Жанейрской Декларации по окружающей среде и развитию 1992 г., а также Повестке дня на XXI век (гл. 19), в которой признаются проблемы химической безопасности. Правительствам, ММПО, МНПО следовало придерживаться согласно Декларации задач, направленных на обеспечение химической безопасности, закреплённых в разделе 2[9]. На Форуме в Бразилии также были закреплены приоритеты для действий МФХБ на 5 лет относительно взаимодействия с тремя химическими конвенциями. Наиболее важными из которых являются: согласованная на глобальном уровне система классификации и маркировки химических веществ (СГС); предотвращение незаконного оборота токсичных и опасных продуктов; разработка национальных политик с целями улучшения управления химическими веществами[10].

После решений Конференции Рио 1992 г. для обеспечения совместных и скоординированных усилий в 1995 г., в соответствии с рекомендацией гл. 19 и 20 Повестки дня на XXI век, несколько ММПО заключили меморандумы о взаимопонимании относительно создания Межорганизационной программы по рациональному регулированию химических веществ (МПРРХВ) (Inter-Organization Program for the Sound management of Chemicals, IOMC), которая с тех пор осуществляет общее руководство и координацию работы СГС, а также содействовала её созданию.

Основная функция МПРРХВ состоит в том, чтобы «способствовать координации деятельности и политики, проводимых организациями-участницами, совместно или по отдельности в целях достижения рационального регулирования химических веществ для здоровья и окружающей среды»[11].

Программа реализуется совместно 9 международными организациями и органами[12], к которым относятся: ВОЗ, ФАО, МОТ, ЮНЕП, ЮНИДО, ОЭСР, ЮНИТАР, а ПРООН и Всемирный банк участвуют в качестве наблюдателей. МПРРХВ координирует международную оценку химических рисков; согласование классификации и маркировки химических веществ; обмен информацией о химических веществах и химических рисках; разработку программ по снижению рисков; укрепление национального потенциала и потенциала для регулирования химических веществ; и предотвращение незаконного международного оборота токсичных и опасных продуктов[13]. МПРРХВ внедрила процедуру добровольного предварительного обоснованного согласия (ПОС), которая предшествовала юридически обязательной ПОС, закрепленной в Роттердамской конвенции 1998 г., и помогла странам разработать национальные планы осуществления в рамках Стокгольмской конвенции о СОЗ.

Опираясь на Байскую декларацию от 2000 г.[14], Йоханнесбургский план выполнения решений от 2002 г., п. 22 Стокгольмской декларации по проблемам окружающей человека среды 1972 г., Рио-де-Жанейрскую декларацию по окружающей среде и развитию 1992 г., главы 6, 8, 19 и 20 Повестки дня на XXI век от 1992 г., Декларацию тысячелетия ООН от 2000 г., План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию от 2002 г., а также положения Базельской конвенции 1989 г., Роттердамской конвенции 1998 г., Стокгольмской конвенции 2001 г. на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию (ВВУР), два вышеупомянутых форума (МПРРХВ и МФХБ) учредили Стратегический подход к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ)[15], на Международной конференции по управлению химическими веществами, состоявшейся в Дубае в феврале 2006 г.

К участвующим международным организациям и органам в рамках СПМРХВ относятся: МОТ, ФАО, ВОЗ, ЮНИТАР, ЮНЕП, ЮНИДО, ОЭСР, ПРООН и Всемирный банк. Все участники имеют специальные программы и стратегии, касающиеся безопасного использования химических веществ. Благодаря МПРРХВ эти программы и стратегии дополняют друг друга, усиливая общий результат деятельности посредством координации усилий и способствуя наращиванию потенциала, помогающего отдельным странам решать проблемы с химическими веществами. Из этих усилий возникла концепция СПМРХВ, которая является рамочной концепцией международных действий по продвижению безопасного использования химических веществ.

СПМРХВ представляет собой обязательство, принятое государствами, по достижению во всех странах рационального регулирования химических веществ с тем, чтобы воздействие как сельскохозяйственных, так и промышленных химикатов не причиняло бы больше существенного вреда здоровью людей и окружающей среде. СПМРХВ рассматривает не только синтетические химические вещества, но также токсичные металлы такие, как свинец, кадмий и ртуть, которые также подпадают под регулирование Протокола по тяжёлым металлам к Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния[16] и Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов[17].

Стратегический подход призван побуждать правительства и другие заинтересованные стороны к более активному решению вопросов химической безопасности во всех соответствующих секторах – в сельском хозяйстве, в области охраны окружающей среды, в здравоохранении, в промышленности и в сфере труда. Для этого Стратегический подход способствует наращиванию потенциала в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, а также улучшению координации международных усилий, направленных на обеспечение безопасности при использовании химических веществ[18].

Заметим, что обеспечение рационального регулирования химических веществ на протяжении всего их жизненного цикла является сквозной задачей, которая будет способствовать достижению многих, если не всех 17 Целей в области устойчивого развития (ЦУР), прежде всего ЦУР 3 (Задача 3.9), ЦУР 6 (Задача 6.3), ЦУР 12 (Задача 12.4)[19].

Несмотря на то, что международные договоры и акты мягкого права позволили снизить риски, связанные с некоторыми химическими веществами и отходами, однако прогресс был неравномерным и пробелы в его осуществлении сохраняются. Так более 120 стран до сих пор не внедрили СГС.[20] Пятая сессия Международной конференции по регулированию химических веществ завершилась 30 сентября 2023 г. в Бонне (Германия), исторически успешным результатом, приняв Глобальную рамочную программу по химическим веществам «За планету свободную от вредного воздействия химикатов и отходов» (Рамочная программа); Боннскую декларацию; ряд резолюций, посвящённых реализации регулирования химических веществ (например, Резолюция по особо опасным пестицидам, которая одобряет создание Глобального альянса по особо опасным пестицидам с целью принятия эффективных мер по поэтапному отказу от особо опасных пестицидов в сельском хозяйстве)[21].

Рассмотрим подробно Рамочную программу. Данный документ представляет собой глобальную основу для комплексного управления химическими веществами и отходами после 2020 г., которая обеспечивает видение свободной от загрязнения химическими веществами и отходами планеты во имя безопасного, здорового и устойчиво развивающегося будущего, а также является важной частью более широкого спектра таких соглашений, как ЦУР и глобальный договор о прекращении пластикового загрязнения[22], переговоры по которому ведутся в данное время[23].

Рамочная программа по химическим веществам представляет собой дорожную карту для стран и заинтересованных сторон по совместному решению жизненного цикла химических веществ, включая продукты и отходы, содержащие эти вещества. Рамочная программа основана на 28 целях, направленных на улучшение рационального обращения с химическими веществами и отходами[24]. Согласно Цели А3 «К 2030 г. компании реализуют меры, направленные на предотвращение и сведение к минимуму, если предотвращение невозможно, неблагоприятного воздействия химических веществ на протяжении всего их жизненного цикла»[25]. А к 2035 г. согласно цели А7 «заинтересованные стороны примут эффективные меры по поэтапному отказу от особо опасных пестицидов в сельском хозяйстве, где риски не были устранены и заменив их химическими веществами, имеющими более безопасную альтернативу, включая содействие переходу к этим альтернативным химическим веществам и делать их доступными»; «содействовать получению доступных данных и информации о свойствах химических веществ» (Цель В1)[26].

В целом, принятая Рамочная программа, представляет собой обоснование, принципы, цели и действия, направленные на обеспечение экологически обоснованного использования химических веществ и опасных отходов посредством взаимодействия широкого круга заинтересованных сторон, включая правительства, международные технические агентства, гражданское общество и частный сектор и оснащает такие вопросы, как:

          — поэтапный отказ от наиболее вредных химических веществ (цель А7);

          — усиление наращивания потенциала для предотвращения или сведения к минимуму, если предотвратить невозможно, неблагоприятное воздействие химических веществ и отходов в соответствии с национальными требования (цель А1), особенно для развивающихся стран со слабыми режимами правоприменения;    

          — создание лучших связей в сфере обмена информацией по рациональному регулированию химических веществ и опасных отходов между различными секторами, включая здравоохранение и безопасность труда, торговлю, сельское хозяйство, энергетику и транспорт. Согласно цели D7 «к 2023 г. заинтересованные стороны реализуют меры по обеспечению эффективной профессиональной практики охраны труда и техники безопасности, а также меры по защите окружающей среды во всех взаимосвязанных секторах». «К 2030 г. заинтересованные стороны должны предоставить, насколько это возможно, надёжную информацию о химических веществах, их содержание в материалах и продуктах, процесс создания, отслеживание всей цепочки поставок и т.д.» (цель В2).

Заинтересованным сторонам предлагается изложить свои будущие действия по реализации Рамочной программы в планы работы, дорожные карты, основные этапы, задачи и другие соответствующие обязательства, которые должны содержать чёткое определение ролей и обязанностей рассматриваемого сектора и/или заинтересованной стороны, а также предполагаемый механизм реализации, который способствует достижению целей и задач, а также возможности для сотрудничества или совместных действий[27]. Например, в п. 45, раздела D «Расширения взаимодействия между секторами и заинтересованными сторонами» Рамочной программы зафиксирована роль сектора здравоохранения «Сектор здравоохранения играет решающую роль и обладает уникальным опытом, способным внести вклад в обеспечение надлежащего обращения с химическими веществами и отходами, а также защиты здоровья и укрепление экологического благополучия. Заинтересованным сторонам рекомендуется использовать «дорожную карту ВОЗ по химическим веществам[28]» в качестве инструмента для содействия межсекторальному сотрудничеству и определять конкретные действия для сектора здравоохранения с целью помощи в достижении стратегических целей Рамочной программы»[29].   

Относительно принятия Рамочной программы секретариаты Базельской, Роттердамской, Стокгольмской и Минаматской конвенции пообещали, что на следующих заседаниях Конференций сторон будут рассмотрены способы решения, направленные на достижение реализации Глобальной рамочной программы и резолюций (о них расскажем ниже). Секретариаты также выразили желание «активно продвигать и поддерживать переход к экономике замкнутого цикла, в том числе посредством разработки безопасных химических и нехимических альтернатив и заменителей, которые защищают здоровье и окружающую среду и приводят к сокращению отходов, переработке без вредных химикатов и эффективное использование ресурсов»[30]

Правительства стран взяли на себя обязательство создать к 2030 году нормативно-правовую базу для сокращения химического загрязнения и осуществления политики с целью продвижения более безопасных альтернатив. Промышленность взяла на себя обязательство управлять химическими веществами таким образом, чтобы к 2030 году снизить уровень химического загрязнения и неблагоприятных последствий. Рамочная программа предусматривает к 2035 году поэтапный отказ от особо опасных пестицидов в сельском хозяйстве, где риски не были устранены с учётом уже имеющихся более безопасных альтернатив[31].

В ходе принятия Рамочной программы исполнительный директор ЮНЕП Ингер Андерсен подчеркнул его необходимость и ценность «Каждый на этой планете должен иметь возможность жить и работать, не опасаясь заболеть или умереть от химического воздействия. Принятая структура обеспечивает видение планеты, свободной от вреда от химикатов и отходов, для безопасного, здорового и устойчивого будущего»[32].

Также на 5-ой сессии Международной конференции по регулированию химических веществ 2023 г. помимо Рамочной программы была принята Боннская декларация «За планету, свободную от химикатов и отходов». В п. 4 Боннской Декларации представлен прогноз, согласно которому ежегодные мировые продажи химических веществ удвоятся в период с 2017 – 2030 гг. Последствия химического загрязнения выше в странах с ограниченным потенциалом управления химическими веществами[33]. В связи с этим важно отметить, что был согласован комплексный подход к финансированию. Специальный целевой фонд будет управляться ЮНЕП. В этот фонд страны, частный сектор, НПО и фонды могут внести дополнительные средства к первоначальным 20 миллионам евро, объявленным Германией[34]. В п. 7 Боннской декларации идёт прямая отсылка в поддержку Глобальной рамочной программы, о которой мы говорили выше «мы поддерживаем Глобальную рамочную программу по химическим веществам «Ради планеты, свободной от вредного воздействия химических веществ и отходов», которая вместе с настоящей декларацией отражает нашу неизменную общую приверженность активизации действий, направленных на обеспечение рационального регулирования химических веществ и отходов, на основе накопленного опыта и осуществления совместных усилий в рамках Стратегического подхода»[35].

Таким образом, представляется возможным зафиксировать следующие выводы. Совместная работа государств-членов ООН, различных международных организаций и органов играет важную роль в защите здоровья человека и окружающей среды от негативного воздействия химических веществ и опасных отходов путём принятия всеобъемлющих документов, мониторинга, скоординированных действий, информированности общественности, технической и финансовой поддержки развивающих стран и стран с переходной экономикой. Важным достижением сотрудничества в рамках химической безопасности стало учреждение в 1994 г. Межправительственного форума по химической безопасности (МФХБ), создание в 1995 г. Межорганизационной программы по рациональному регулированию химических веществ (МПРРХВ)[36], а также принятие в 2023 г. в Бонне Глобальной рамочной программы по химическим веществам «За планету свободную от вредного воздействия химикатов и отходов», которая определяет стратегию развитие на ближайшие годы.


[1] Доходы вместо отходов – в ООН напоминают о необходимости решить проблему городского мусора [Электронный ресурс] // Новости ООН (7 октября 2019). URL: https://news.un.org/ru/story/2019/10/1364552 (дата обращения: 09.12.2023).

[2] Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 70/1 от 25.09.2015 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Документ ООН A/RES/70/1. URL: https://base.garant.ru/407358666/?ysclid=lpzmjbn88n482240495 (дата обращения: 09.12.2023).

[3] Абашидзе А.Х., Солнцев А.М., Черных И.А., Юсифова П.Н.К., Михеева В.И., Юдина Е.Д. Пробелы концептуального и практического характера в повестке дня в области устойчивого развития до 2030 г. // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». 2023. N 1. С. 5-17.

[4] Жаворонкова К. Эволюция международно-правового режима экологически безопасного обращения химических веществ и опасных отходов сквозь призму деятельности глобальных экологических конференций ООН // Международный правовой курьер. — № 4-5 (33-34). – 2019. —  С. 30.

[5] Юсифова П.Н. Деятельность Комитета по осуществлению и соблюдению Минаматской конвенции о ртути // Международное экологическое право: материалы круглого стола XVIII Международного конгресса «Блищенковские чтения». Москва, 6 июня 2022 г.. 2022. С. 172-177.

[6] Положение о МФХБ от 20.10.2000 [Электронный ресурс]. URL:  https://www.who.int/ifcs/documents/forums/forum3/en/report2_ru.pdf?ua=1 (дата обращения: 09.12.2023).

[7] Жаворонкова К. К вопросу об укреплении международного сотрудничества в сфере борьбы с пластиковым мусором и микрочастицами пластмасс в мировом океане» // Евразийский юридический журнал. — № 2 (129) – 2019. — С. 64.

[8] Bahia Declaration on Chemical Safety [Электронный ресурс]. URL:  https://www.nnk.gov.hu/cejoem/Volume6/Vol6No4/CE00_4-01.html (дата обращения: 09.12.2023).

[9] Там же

[10] Положение о МФХБ от 20.10.2000 [Электронный ресурс]. URL:  https://base.garant.ru/12121299/?ysclid=lh5acib76n467283956 (дата обращения: 09.12.2023).

[11] Проведение оценки потенциала для рационального регулирования химических веществ и реализации СПМРХВ на национальном уровне  (апрель 2007 г.) [Электронный ресурс]. URL:  https://www.who.int/iomc/saicm/capacity_assessment_ru.pdf?ua=1 (дата обращения: 09.12.2023).

[12] Inter-Organization Program for the Sound management of Chemicals (IOMC), 1995 [Электронный ресурс]. URL:  https://www.who.int/iomc/participants/en (дата обращения: 09.12.2023).

[13] Там же.

[14] Bahia Declaration on Chemical Safety [Электронный ресурс]. URL:  https://www.nnk.gov.hu/cejoem/Volume6/Vol6No4/CE00_4-01.html (дата обращения: 09.12.2023).

[15] Международная программа по химической безопасности [Электронный ресурс]. URL:  https://extranet.who.int/iris/restricted/bitstream/handle/10665/182342/EB95_29_rus.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 09.12.2023).

[16] Протокол по тяжёлым металлам к Конвенции 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния [Электронный ресурс]. URL:  https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/heavy_metals_prot.pdf (дата обращения: 09.12.2023).

[17] Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов [Электронный ресурс]. URL:  https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dumping.shtml (дата обращения: 09.12.2023).

[18] См.: Приложение 1 Доклада Секретариата Всемирной Ассамблеи Здравоохранения «Сотрудничество с учреждениями системы Организации Объединенных Наций и с другими межправительственными организациями, включая процесс реформы Организации Объединенных Наций» от 11 .05.2006 А59/41 [Электронный ресурс]. URL:  http://apps.who.int/gb/archive/pdf_files/WHA59/A59_41-ru.pdf (дата обращения: 09.12.2023).

[19] Доклад ВОЗ «Дорожная карта для повышения роли сектора здравоохранения в Стратегическом подходе к международному регулированию химических веществ на пути к достижению цели 2020 г. и на последующий период» [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru/activities/preventing-noncommunicable-diseases/WHO-FWC-PHE-EPE-17.03 (дата обращения: 09.12.2023).

[20] Доклад ООН UNEP/EA «Глобальная перспектива в области химических веществ – II»: резюме для директивных органов от 21.01.2019 № 4/21 [Электронный ресурс]. URL:  https://www.unep.org/ru/resources/doklad/globalnaya-perspektiva-v-oblasti-khimicheskikh-veschestv-ii-ot-naslediya-k  (дата обращения: 09.12.2023).

[21] Health environment justice / Основные решения пятой сессии Международной конференции по регулированию химических веществ [Электронный ресурс]. URL:  https://inlnk.ru/84aRMG (дата обращения: 09.12.2023).

[22] UNEP/EA.5/Res.14. Резолюция, принятая Ассамблеей Организации Объединенных Наций по окружающей среде 2 марта 2022 года. Прекратим загрязнение пластмассами: за имеющий обязательную юридическую силу международный договор [Электронный ресурс]. URL:  https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/39762/END%20PLASTIC%20POLLUTION%20-%20TOWARDS%20AN%20INTERNATIONAL%20LEGALLY%20BINDING%20INSTRUMENT%20-%20Russian.pdf?sequence=1 (дата обращения: 09.12.2023).

[23] Солнцев А.М. Борьба с загрязнением пластмассами в международном праве: lex lata и lex ferenda. Московский журнал международного права. 2023;(4):35-49. https://doi.org/10.24833/0869-0049-2023-4-35-49

[24] Summary report, 23–29 September 2023 [Электронный ресурс]. URL:   https://enb.iisd.org/iccm5-saicm-intersessional-process-resumed-4-sound-management-chemicals-waste-beyond-2020-summary (дата обращения: 09.12.2023).

[25] Global Framework on Chemicals – For a Planet Free of Harm from Chemicals and Waste [Электронный ресурс]. URL:https://staging.saicm.org/sites/default/files/documents/K2319700%5BE%5D%20-%20Global%20Framework%20on%20Chemicals%20-%20ADVANCE.pdf (дата обращения: 09.12.2023).

[26] Там же.

[27] Global Framework on Chemicals – For a Planet Free of Harm from Chemicals and Waste [Электронный ресурс]. URL:https://staging.saicm.org/sites/default/files/documents/K2319700%5BE%5D%20-%20Global%20Framework%20on%20Chemicals%20-%20ADVANCE.pdf (дата обращения: 09.12.2023).

[28] Дорожная карта по химическим веществам. Практическое пособие 2018 г. [Электронный ресурс]. URL:https://iris.who.int/bitstream/handle/10665/273141/9789244513637-rus.pdf (дата обращения: 09.12.2023).

[29] Global Framework on Chemicals – For a Planet Free of Harm from Chemicals and Waste [Электронный ресурс]. URL:https://staging.saicm.org/sites/default/files/documents/K2319700%5BE%5D%20-%20Global%20Framework%20on%20Chemicals%20-%20ADVANCE.pdf (дата обращения: 09.12.2023).

[30] Historic Global Framework on Chemicals Adopted Following Years of Talks [Электронный ресурс]. URL: https://sdg.iisd.org/news/historic-global-framework-on-chemicals-adopted-following-years-of-talks/ (дата обращения: 09.12.2023).

[31] «ЮНЕП приветствует новый глобальный документ по химическим веществам» [Электронный ресурс]. URL: https://www.unep.org/ru/novosti-i-istorii/blog/yunep-privetstvuet-novyy-globalnyy-dokument-po-khimicheskim-veschestvam  (дата обращения: 09.12.2023).

[32] Historic Global Framework on Chemicals Adopted Following Years of Talks [Электронный ресурс]. URL: https://sdg.iisd.org/news/historic-global-framework-on-chemicals-adopted-following-years-of-talks/ (дата обращения: 09.12.2023).

[33] Official website Strategic approach to international chemicals management (SAICM) / Event information / ICCM5 / Bonn Declaration for a Planet Free of Harm from Chemicals and Waste[Электронный ресурс]. URL:   https://staging.saicm.org/events/iccm5 (дата обращения: 09.12.2023).

[34] «ЮНЕП приветствует новый глобальный документ по химическим веществам» [Электронный ресурс]. URL:   https://www.unep.org/ru/novosti-i-istorii/blog/yunep-privetstvuet-novyy-globalnyy-dokument-po-khimicheskim-veschestvam (дата обращения: 09.12.2023).

[35] Official website Strategic approach to international chemicals management (SAICM) / Event information / ICCM5 / Bonn Declaration for a Planet Free of Harm from Chemicals and Waste[Электронный ресурс]. URL:   https://staging.saicm.org/events/iccm5 (дата обращения: 09.12.2023).

[36] Проведение оценки потенциала для рационального регулирования химических веществ и реализации СПМРХВ на национальном уровне [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/iomc/saicm/capacity_assessment_ru.pdf?ua=1 (дата обращения: 09.12.2023)./



Информация об авторе:

Карина Жаворонкова, Аспирант кафедра международного права РУДН


Information about the author:

Karina Zhavoronkova, Postgraduate student, Department of International Law, RUDN University





Добавить комментарий

Войти с помощью: