Статья посвящена вопросам совершенствования законодательства об административной ответственности юридических лиц за нарушения таможенного законодательства. Автором обобщены результаты теоретических исследований и правотворческой деятельности ФТС России, а также Евразийского экономического союза, посвященные вопросам совершенствования законодательства об административной ответственности юридических лиц за нарушения таможенного законодательства.
Ключевые слова: административное правонарушение, юридическое лицо, таможенные правила, таможенное законодательство.
УДК 342.9
ББК 67 401
On the issue of improving legislation on administrative liability of legal entities for violations of customs legislation
Annotation: the article is devoted to the issues of improving the legislation on the administrative responsibility of legal entities for violations of customs legislation. The author summarizes the results of theoretical studies and law-making activities of the Federal Customs Service of Russia, as well as the Eurasian Economic Union, devoted to the issues of improving the legislation on administrative liability of legal entities for violations of customs legislation.
Key words: administrative offense, legal entity, customs rules, customs legislation.
Актуальность исследования вопросов административной ответственности юридических лиц за нарушение таможенных правил в современных условиях определяется тем, что в условиях функционирования Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) такая ответственность приобретает новое содержание. Данное обстоятельство обусловлено тем, что изменение таможенного законодательства, вызванное совершенствованием процессов евразийской интеграции, оказывает влияние на правовое регулирование таможенного дела в целом, и на ответственность юридических лиц за нарушение таможенных правил в странах – участницах ЕАЭС, в частности.
Применительно к нашей стране, вопросы привлечения к ответственности юридических лиц за нарушение таможенных правил в основном находятся в ведении Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее ФТС России), которая наряду с многочисленными функциями, осуществляемыми в области таможенного дела, также наделена полномочиями по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях. Анализ правоприменительной практики ФТС России показывает, что ежегодно данным органом возбуждаются тысячи дел об административных правонарушениях, при этом более 50% приходится на юридических лиц. Так по итогам 2021 года таможенными и иными органами возбуждено 7049 дел об административных правонарушениях. Конфисковано товаров на общую стоимость 2,1 млрд. рублей, штрафов по таможенным правонарушениям взыскано 2,6 млрд. рублей[1]. Кроме этого, таможенными органами систематически проводится работа по исключению из ЕГРЮЛ номинальных юридических лиц посредством передачи в налоговые органы информации о признаках недостоверности сведений о них, включенных в реестр, либо их образовании через подставных физических лиц. Так за 2020 год ФТС России в ФНС России направлена информация в отношении 787 юридических лиц, обладающих данным признаком. При этом налоговыми органами на основании указанной информации принято решение об исключении 249 юридических лиц из ЕГРЮЛ. В целом за период 2018 – 2020 годов исключение фирм-однодневок из ЕГРЮЛ по инициативе таможенных органов позволило предотвратить совершение сомнительных внешнеторговых сделок на сумму более 4 млрд. долларов США (более 265 млрд. рублей), из них в 2020 году – на сумму более 1,5 млрд. долларов США (более 108 млрд. рублей), в 2019 году – на сумму более 2,26 млрд. долларов США (более 146 млрд. рублей)[2].
Указанные статистические данный убедительно свидетельствуют о важности и значимости таможенной администрации по выполнению административно-юрисдикционной функции, в части касающейся привлечения юридических лиц к административной ответственности за нарушение таможенных правил. Однако производство по таким делам сопровождается рядом проблемных вопросов, обусловленных несовершенством административного законодательства, регламентирующего порядок привлечения юридических лиц к административной ответственности за нарушение таможенных правил. Так анализ юридической литературы, судебной и правоприменительной практики показывает, что до настоящего времени не решен окончательно вопрос относительно вины юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. Само понятие юридического лица, как субъекта административной ответственности за нарушение таможенных правил выходит за рамки содержания этого понятия, установленного Гражданским законодательством Российской Федерации, так как в соответствие с примечанием к ст. 16.1 КоАП РФ «за административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица»[3]. Кроме этого, в качестве субъекта административной ответственности за нарушение таможенных правил может выступать уполномоченный экономический оператор, правовой статус которого имеет существенные особенности от общего определения юридического лица, как участника таможенно-правовых отношений. Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос, относительно мер ответственности юридических лиц за нарушение таможенных правил, в части касающейся административного приостановления их деятельности.
Следует также отметить, что несмотря на объемный теоретический материал относительно административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов, представленный в трудах, таких выдающихся ученых-административистов, как: Бахраха Д. Н., Дугенца А. С., Бакаевой О. Ю., Габричидзе Б. Н., Гречкиной О. В., Зубача А. В., Сафоненкова П. Н., Козлова Ю. М., Лунева Н. Е., Пановой И. В., Побежимовой Н. И., Попова Л. Л., Россинского Б. В., Салищевой Н. Г., Старилова Ю. Н., Студеникиной М. С., Тихомирова Ю. А., Шергина А. П., и др., вопросы административной ответственности юридических лиц за нарушение таможенных правил, применительно к современным условиям развития таможенного дела в рамках ЕАЭС не получили системной теоретической проработки.
В связи с этим, представляются актуальными вопросы определения юридической сущности юридического лица, как субъекта административной ответственности за нарушение таможенных правил, а также разработки научно-обоснованных предложений, направленных на совершенствование законодательства об административных правонарушениях в области таможенного дела. Для решения данной задачи ФТС России продолжает работу по подготовке нового КоАП РФ и Процессуального кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (ПКоАП РФ). В настоящее время Глава 32 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)» одобрена в редакции ФТС России и включена в проект КоАП РФ решением заседания Межведомственной рабочей группы по подготовке проекта КоАП под руководством Министра юстиции Российской Федерации К.А. Чуйченко. Также в Минфин России направлены предложения по введению в КоАП РФ положений, предусматривающих принятие обеспечительных мер для исполнения наказания, а также наделение таможенных органов полномочиями по самостоятельному взысканию штрафов при наличии определенных условий. Кроме этого 10 января 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 481-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30.12 и 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», направленный на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 октября 2020 г. № 41-П, в разработке и сопровождении которого принимали участие представители ФТС России. Данный закон наделяет собственника имущества, который не привлекается к административной ответственности, правом обжалования вступивших в законную силу судебного постановления, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов в части конфискации орудия совершения или предмета АП по составам нарушений таможенных правил, не связанным с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС и нахождением на территории ЕАЭС.
Кроме ФТС России, вопросам совершенствования административной ответственности в области таможенного дела уделяется внимание на уровне Евразийской экономической комиссии ЕАЭС (далее ЕАЭК). Так на первом заседании профильной рабочей группы ЕАЭК представители правоохранительных подразделений таможенных органов стран ЕАЭС обсудили общие правовые подходы к привлечению физических и юридических лиц к ответственности за нарушения таможенных правил. (Справочно. Пунктом 3.1.6 Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета 11 декабря 2020 года № 12, предусмотрено внесение изменений в Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств – членов Таможенного союза от 5 июля 2010 года в части определения общих для всех принципов и подходов к установлению ответственности за несоблюдение требований права Союза в сфере таможенного регулирования)[4]. По мнению министра по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Максата Мамытканова «На сегодняшнем этапе развития интеграционных процессов назрела необходимость построения системы охранительных норм единого образца, предусматривающих общие принципы и подходы к установлению юридической ответственности за аналогичные правонарушения на территории любого из государств, входящих в ЕАЭС»[5].
Указанные примеры правотворческой деятельности свидетельствуют о том, что ФТС России, а также ЕАЭС уделяет большое внимание вопросам совершенствования законодательства об административной ответственности в области таможенного дела, в том числе и в отношении юридических лиц.
Тем не менее многие вопросы, применительно к названию данной статьи остаются не до конца решенными.
Так, не вдаваясь в подробный анализ проведенных научных исследований, относительно административной ответственности юридических лиц за нарушения таможенных правил, можно сделать обобщенный вывод, о следующих научных результатах ученых, направленных на совершенствование законодательства в рассматриваемой системе общественных отношений, которые к настоящему времени остаются на уровне обсуждений:
- Относительно юридической сущности понятия юридического лица, как субъекта административной ответственности, можно сделать вывод, что это организация, любой организационно-правовой формы, являющаяся участником таможенно-правовых отношений, имевшая возможность для соблюдения таможенных правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не принявшая все зависящие от неё меры по их соблюдению.
- Административным правонарушением в области таможенно-правового регулирования, следует признавать общественно опасное противоправное, виновное, деяние физических или юридических лиц, посягающее на установленный Таможенным законодательством ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, порядок перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС.
- Объектом административного правонарушения в области таможенно-правового регулирования являются общественные отношения, охраняемые нормами наднационального административного и таможенного законодательства стран–участниц ЕАЭС. При этом Таможенным законодательством Российской Федерации и ЕАЭС установлены административно-пресекательные меры, а КоАП РФ – меры административного наказания.
В качестве родового объекта административных правонарушений в области таможенно-правового регулирования следует определить общественные отношения, возникающие при перемещении товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС, урегулированных нормами отечественного таможенного, административного, финансового, налогового права, а также международного и наднационального таможенно-правового регулирования.
В качестве непосредственногообъекта административных правонарушений в области таможенно-правового регулирования следует понимать однородные группы соответствующих общественных отношений, складывающихся в области исполнения, использования и соблюдения, участниками таможенных правоотношений предписаний национального и наднационального таможенного законодательства, регулирующего порядок перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС, порядок помещения товаров по определенные таможенные процедуры и осуществление таможенных операций, а также порядок уплаты таможенных платежей и порядок осуществления профессиональной деятельности в области таможенного дела.
4. Обосновано, что с учетом особенностей таможенного дела следует определить следующую классификацию юридических лиц, как субъектов административной ответственности за нарушение таможенных правил:
1. Юридические лица, осуществляющие коммерческую или иную предпринимательскую деятельность;
2. Юридические лица – участники внешнеэкономической деятельности (резиденты и нерезиденты);
3. Юридические лица – профессиональные участники в области таможенного дела (таможенные перевозчики, таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов);
4. Кредитные организации[6].
5. На основе анализа теоретических подходов ученых-административистов к определению вины юридического лица, как субъекта административной ответственности обоснована позиция относительно того, что вина юридического лица — это психическое отношение уполномоченного организацией физического лица и (или) группы лиц выражать волю большинства членов коллектива данного юридического лица в форме умысла или неосторожности.
При этом нарушение таможенных правил, совершенное юридическим лицом в области таможенно-правового регулирования, следует признавать умышленным, если должностное лицо (лица), его совершившее, уполномоченное выражать волю преобладающего числа членов коллектива, имея возможность выполнить все условия, предусмотренные таможенным, законодательством для соблюдения таможенных формальностей, сознавая противоправный характер своих деяний либо деяний одного или нескольких членов коллектива( реальных причинителей вреда), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий, не сделало этого, то есть желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В тоже время, юридическое лицо может совершить административное правонарушение в области таможенно-правового регулирования по неосторожности, если должностное лицо (лица), уполномоченное выражать волю преобладающего числа членов коллектива, предвидело возможность наступления в результате совершенного им деяния либо деяние одного или нескольких членов коллектива (реальных причинителей вреда) общественно опасных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть.
6. Доказывается, что процедура привлечения юридических лиц к административной ответственности за нарушение таможенных правил не выходит за границы охранительного регулирования в публично-правовой сфере, однако имеет характерные особенности и специфику, обусловленную наднациональным законодательством ЕАЭС в области таможенного дела.
7. Выявлены специфические признаки административной ответственности юридических лиц за нарушение таможенных правил, выражающиеся, в особенностях процессуальной формы производства по делам об административных правонарушениях, обусловленной сочетанием национального административного и таможенного законодательства, а также норм наднационального таможенно-правового регулирования ЕАЭС и в особенностях санкций, носящих преимущественно имущественный характер.
8. Обоснован вывод о целесообразности увеличения срока давности привлечения к административной ответственности юридических лиц за нарушение таможенных правил с одного до двух лет, что позволит более качественно применять меры административной ответственности к таким лицам. В связи с этим в ч. 1 ст. 4.5. КоАП РФ предлагается внести соответствующие изменения.
9. В целях реализации принципиальных положений, относительно справедливости и неотвратимости наказания, а также соразмерности его характеру административного правонарушения обоснован вывод о том, что материально правовое регулирование административной ответственности юридических лиц за нарушение таможенных правил должно предусматривать предписания относительно:
- применение дифференцированного подхода к назначению административного наказания в отношении таких субъектов внешнеэкономической деятельности, как юридические лица и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- невозможности назначения наказания в виде конфискации товаров у юридических лиц, не являющихся собственниками таких товаров; исключение назначения наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения из санкций ч. 3 ст. 16.1, 16.16, ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ;
- возможности назначения административного наказания в виде предупреждения к юридическим лицам, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившим впервые правонарушения, не причиняющие реального вреда охраняемым государством общественным отношениям.
Таким образом, ответственность юридических лиц за нарушение таможенных правил в современных условиях развития таможенного дела в рамках ЕАЭС нуждается в разработке научно-обоснованного понятийного аппарата и дальнейшем совершенствовании законодательного регулирования.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
- Общие принципы и подходы к установлению юридической ответственности за нарушения таможенных правил обсудили представители компетентных органов стран ЕАЭС //https://eec.eaeunion.org (дата доступа 19.11.22г.).
- Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2020 год. Опубликовано: 28 января 2021 11:25// Федеральная таможенная служба (customs.gov.ru).
- Проект итогового доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России //https://customs.gov.ru (дата доступа 18. 03.2022).
- Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2021 N 4 (ред. от 23.09.2022) «О плане мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года»// Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 17.05.2021.
- Солдатов Александр Петрович. Проблемы административной ответственности юридических лиц : Дис. … д-ра юрид. наук : 12.00.02 : Краснодар, 2000 346 c.
Информация об авторе:
Гукаленко Александр Олегович, аспирант кафедры частного права, Института государственного управления и права, Государственного университета управления.
Information about the author:
Alexander О. Gukalenko, post-graduate student of the Department of Private Law, Institute of Public Administration and Law, State University of Management.
[1] См.: Проект итогового доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России //https://customs.gov.ru (дата доступа 18. 03.2022)
[2] Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2020 год. Опубликовано: 28 января 2021 11:25// Федеральная таможенная служба (customs.gov.ru).
[3] См. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
[4] См.: Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2021 N 4 (ред. от 23.09.2022) «О плане мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года»// Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 17.05.2021.
[5] См.: Общие принципы и подходы к установлению юридической ответственности за нарушения таможенных правил обсудили представители компетентных органов стран ЕАЭС //https://eec.eaeunion.org (дата доступа 19.11.22г.).
[6] Солдатов Александр Петрович. Проблемы административной ответственности юридических лиц : Дис. … д-ра юрид. наук : 12.00.02 : Краснодар, 2000 346 c.