
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 39/46 от 10 декабря 1984 года. Этот международный акт является важнейшим документом, утвердившим безусловный запрет на пытки и жестокое обращение, он стал основой для защиты человеческого достоинства. С точки зрения международного права, применение пыток является грубым нарушением прав человека и не может быть оправдано никакими обстоятельствами. Свобода от пыток является абсолютным правом, которое не может быть ограничено ни при каких условиях. Конвенция сыграла ключевую роль в продвижении принципов гуманности и справедливости, став символом глобальной солидарности в защите прав человека. В 2024 году исполнилось 40 лет со дня принятия Конвенции ООН против пыток. Годовщина конвенции стала поводом задуматься о ценности уважения, равенства и мира, которые должны быть в основе каждого общества.
Ключевые слова: ООН,конвенция,международное право, права человека, пытки.
UN Convention against Torture: Rethinking Achievements and Looking Ahead
Abstract: The Convention against Torture and Other Cruel, Inhuman or Degrading Treatment or Punishment was adopted by UN General Assembly Resolution No. 39/46 of December 10, 1984. This international act is a major document that has established an unconditional ban on torture and cruel treatment, it has become the basis for the protection of human dignity. From the point of view of international law, the use of torture is a gross violation of human rights and cannot be justified under any circumstances. Freedom from torture is an absolute right that cannot be limited under any circumstances. The Convention has played a key role in promoting the principles of humanity and justice, becoming a symbol of global solidarity in the protection of human rights. In 2024, it will be 40 years since the adoption of the UN Convention against Torture. The anniversary of the convention became an occasion to reflect on the values of respect, equality and peace, which should be at the core of every society.
Keywords: UN, convention, international law, human rights, torture.
Прошло 40 лет с момента принятия Конвенции ООН против пыток[1], закрепившей в международном праве недвусмысленный запрет этой недопустимой практики при любых обстоятельствах. Конвенция вступила в силу 26 июня 1987 года после ее ратификации 20 странами. Спустя десять лет Генеральная Ассамблея ООН приняла решение отмечать 26 июня как Международный день в поддержку жертв пыток.
Конвенция состоит из 33 статей и направлена на повышение эффективности борьбы против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в мире.
Запрет на применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания является абсолютным, он действуют в любое время, будь то мирное время или ситуация вооруженного конфликта, что делает этот принцип актуальным в настоящее время.
Если рассматривать историю вопроса, необходимо отметить, что запрет пыток был установлен во Всеобщей декларации прав человека[2], принятой 10 декабря 1948 года. В соответствии со ст. 5 Декларации «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию»[3].
Однако на этом международное сообщество не остановилось. Запрет пыток был прописан в Международном пакте о гражданских и политических правах [4]. Статья 7 Пакта устанавливает: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам»[5].
Как мы видим, вышеуказанные нормы Декларации и Пакта были прописаны рамочно и явно недостаточно для того, чтобы обеспечить реализацию закрепленных прав. В результате появилась Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в которой пыткам было дано не только объемное и полное определение, но и указан целый набор обязательств, которые открыли возможность более эффективно бороться с пытками.
Конвенция определяет пытку как любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия.
Принятие Конвенции против пыток 40 лет назад стало знаменательным моментом в истории прав человека. Она представляла собой коллективное обязательство государств предотвращать и наказывать за одно из самых жестоких деяний, совершенных человечеством. Спустя сорок лет после принятия Конвенция против пыток получила подавляющую поддержку государств-членов, ее ратифицировали 174 из 193 государств-членов Организации Объединенных Наций.
Государства должны воспользоваться существующим механизмом борьбы с пытками, который предлагает поддержку на международном уровне, а также через региональные и национальные органы, которые могут помочь государствам выявить пробелы в их законах и политике, помочь предотвратить пытки и жестокое обращение, привлечь виновных к ответственности и предоставить возмещение и реабилитацию жертвам.
Контроль за соблюдением конвенции осуществляется Комитетом против пыток, созданным в 1987 году в соответствии со статьей 17 Конвенции. Он состоит из 10 экспертов, обладающих высокими моральными качествами и признанной компетентностью в области прав человека и выступающих в личном качестве.
Факультативный протокол к конвенции, вступивший в силу в июне 2006 года, учредил Подкомитет по предупреждению пыток. Подкомитет имеет полномочия посещать места лишения свободы в государствах-участниках. В соответствии с Факультативным протоколом государства-участники должны учредить независимый национальный превентивный механизм для предупреждения пыток на национальном уровне, который также обладает полномочиями проверять места задержания.
Сегодня существует надежда на то, что дух Конвенции выдержит испытание временем. Создание Факультативного протокола, которое привело к созданию Подкомитета по защите от пыток, а затем и национальных превентивных механизмов, расширило воздействие Конвенции, усилив способность противостоять пыткам везде, где они продолжаются. И Комитет, и Подкомитет столкнулись с препятствиями, которые повлияли на выполнение их мандатов, и потребовали смелых действий. Эта годовщина должна стать вехой не только для того, что было достигнуто, но и для осознания того, что еще предстоит сделать. Возможно, ближайшие 10 лет станут периодом, когда Россия также присоединится к числу государств, ратифицировавших данный Протокол. Оглядываясь назад, уместно вспомнить слова А.В. Яковенко (тогда еще официального представителя МИД России) в 2004 году, когда обсуждался аналогичный вопрос о ратификации Факультативного протокола к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: «Для нас принципиально важно, что мы не уходим от диалога с международными правозащитными структурами. Участие России в Факультативном протоколе еще раз продемонстрирует международному сообществу нашу приверженность демократическим стандартам»[6]. К слову, оба факультативных протокола расширяют и укрепляют мониторинговый механизм выполнения требований Конвенций.
Не будет лишним подчеркнуть, что Конвенция помогла внедрить важные механизмы защиты в российскую действительность. В настоящее время главным инструментом контроля за выполнением статей Конвенции являются периодические доклады, которые раз в четыре года представляют Комитету национальные правительства. Первоначально государства подают доклад спустя год после присоединения к конвенции, а затем – каждые четыре года. Комитет, изучив каждый доклад, должен изложить государству-участнику свои рекомендации.
Россия продолжает представлять каждые четыре года (с 1987 г). периодический доклад по выполнению Конвенции против пыток, сохраняя приверженность своим международным обязательствам в сфере прав человека. Она остается участницей ряда ключевых договоров и протоколов к ним, которые предусматривают согласие государства-участника на рассмотрение индивидуальных жалоб органами ООН, такими как Комитет по правам человека, Комитет против пыток, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин и Комитет по ликвидации расовой дискриминации. Выход России из Совета Европы и возможный выход из других конвенционных механизмов Совета никак не повлияли на стандарты прав человека в России.
Поскольку КПП ООН не предписывает, как должны реализовываться ее различные статьи, каждое государство-участник может свободно разрабатывать законы, политику, практику и механизмы, которые отражают и отвечают их собственному уникальному национальному контексту и характеру.
Дискуссия относительно криминализации пыток во внутреннем законодательстве сосредоточена вокруг статьи 4 Конвенции ООН против пыток, которая возлагает на государства-участники обязательство «обеспечить, чтобы все акты пыток рассматривались в соответствии с его уголовным законодательством». Это же обязательство применяется и «к попытке совершения пыток, а также к действиям любого лица, которые представляют собой соучастие или участие в пытках». Более того, каждое государство-участник обязано сделать эти преступления наказуемыми «соответствующими наказаниями», которые отражают «их тяжкий характер». КПП подчеркнул важность выполнения этого обязательства, чтобы избежать возможных расхождений между преступлением, как оно определено в Конвенции, и преступлением, как оно рассматривается в национальном законодательстве.[7]
Однако существует полемика относительно того, должны ли государства-участники Конвенции криминализировать в своих внутренних законах акты, равносильные пыткам, как отдельное преступление в соответствии с Конвенцией ООН против пыток. Понимание статьи 4 в отрыве от других положений Конвенции ООН против пыток не может должным образом охватить ее полный смысл. В соответствии со статьей 31(2) Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, чтобы прояснить объем обязательств, вытекающих из статьи 4 Конвенции ООН против пыток, необходимо читать это положение в его контексте, который включает, в частности, текст Конвенции ООН против пыток в целом. Международный Суд установил: «Обязательство преследовать в судебном порядке… обычно реализуется в контексте Конвенции против пыток после того, как государство выполнило другие обязательства, предусмотренные в предыдущих статьях, которые требуют от него принятия адекватного законодательства, позволяющего криминализировать пытки, предоставить своим судам универсальную юрисдикцию в этом вопросе и провести расследование фактов. Эти обязательства, взятые в целом, могут рассматриваться как элементы единого конвенционного механизма, направленного на то, чтобы не допустить, чтобы подозреваемые избежали последствий своей уголовной ответственности, если ее вина будет доказана»[8].
Принятие Конвенции привело к созданию международно-признанного определения пыток, включая соблюдение принципа невыдворения в контексте высылки, выдворения или экстрадиции, и установило универсальную уголовную юрисдикцию для предотвращения безнаказанности всех предполагаемых лиц, применяющих пытки. В настоящее время участниками Конвенции являются, как отмечалось ранее, 174 государства, что делает ее одним из наиболее широко поддерживаемых международных договоров по правам человека. Комитет против пыток играет важную роль в поддержании абсолютного запрета пыток. В глобальном смысле ратификация всеми государствами и полное выполнение Конвенции должны оставаться императивами в течение следующих лет.
Информация об авторе:
Данельян Андрей Андреевич, д.ю.н., процессор, проректор по учебной работе и молодежной политике, заведующий кафедрой международного права ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации».
Information about the author:
Danelyan Andrey Andreevich, Doctor of Law, processor, vice-rector for academic work and youth policy, head of the department of international law of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation».
[1] Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года / Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIII.- М., 1989. С. 115 — 125.
[2] Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 / Российская газета», № 67, 05.04.1995
[3] Там же.
[4] Международный пакт о гражданских и политических правах, принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН /Ведомости Верховного Совета СССР, 28.04.1976, № 17, ст. 291.
[5] Там же.
[6] https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/humanitarian_cooperation/1601759/
[7] Official Records of the General Assembly, Fifty-eighth Session, Supplement No. 44 (A/58/44), chap. III, consideration of reports submitted by States parties under article 19 of the Convention, Slovenia, para. 115 (a), and Belgium, para. 130.
[8] Questions relating to the obligation to prosecute or extradite (Belgium v. Senegal) 91