Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Куньминско-Монреальская Глобальная рамочная программа в области биоразнообразия: международно-правовой анализ

В настоящей статье проводится анализ итогов Конференции ООН по биологическому разнообразию и принятой на ней Куньминско-Монреальской Глобальной рамочной программе по сохранению биоразнообразия, ее целей и задач.

Ключевые слова: биоразнообразие, генетические ресурсы, устойчивое использование, Конвенция о биологическом разнообразии, Айтинские целевые показатели, Конференция Сторон, Цели устойчивого развития

The Kunming-Montreal Global biodiversity framework: international legal research

Abstract:

This article analyzes the results of the UN Biodiversity Conference and the Global biodiversity framework for the conservation of biological diversity adopted at it, its goals and objectives.

Key words: biological diversity, genetic resources, sustainable use, the Convention on biological diversity, Aichi biodiversity targets, Conference of the Parties, Sustainable Development Goals.

Тройной планетарный кризис, с которым сталкивается человечество – это изменение климата, загрязнение окружающей среды и утрата биоразнообразия. Каждая из этих проблем имеет свои причины и следствия, и каждая должна быть решена, если мы хотим иметь жизнеспособное будущее на нашей планете. Как отметил Генеральный секретарь ООН: «Этот тройной кризис угрожает благополучию и выживанию миллионов людей во всем мире»[1].

Одним из вызовов современности является неуклонное сокращение биологического разнообразия на планете. За последние 500 миллионов лет Земля претерпела пять массовых вымираний биологических видов. Сейчас происходит Шестое вымирание, и на этот раз оно вызвано исключительно деятельностью человека[2]. Приведем лишь некоторые статистические данные. С 1990 по 2020 гг. площадь лесов во всем мире сократилась на 178 млн га, что примерно соответствует площади Ливии[3]. В Северной Америке за последние 50 лет погибло 3 млрд птиц. В Европе и Средней Азии под угрозой исчезновения находятся 1677 видов из 15 060, в России среди них: антилопа сайгак, кречет, переднеазиатский леопард[4]. В Латинской Америке 90 видов земноводных из 500 исчезли из-за хитридиевого грибка. В Африке численность горилл Грауэра уменьшилась на 87%. В 2019 и 2020 гг. пожар уничтожил 3 млрд видов животных Австралии[5].

Природные ресурсы лежат в основе мировой экономики, поддерживая почти 50% мирового ВВП, но сегодня они сокращаются самыми быстрыми темпами в истории человечества. За последние десятилетия Земля переживает рекордные температуры, природные катастрофы становятся все более частыми и интенсивными с ошеломляющими последствиями для человеческих жизней и высокими экономическими издержками. Человек сам является частью природы, в зале биоразнообразия Американского музея естественной истории висит табличка с цитатой эколога Пола Эрлиха: «Подталкивая другие виды к вымиранию, человечество рубит сук, на котором сидит».

Безусловно, необходимо предпринимать активные действия по сохранению видов. Основные усилия человечества сосредоточены сегодня в рамках Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. (КБР), протоколам к ней и принимаемым в рамках нее долгосрочным программам. Первая такая программа под названием «Стратегический план в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011-2020 годы»[6] была принята решением X/2 на десятой Конференции Сторон (КС) КБР, проводившейся 18–29 октября 2010 г. в Нагое (префектура Айти, Япония). В рамках Стратегического плана было принято 20 амбициозных, но достижимых целевых показателей, известных как цели по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятые в Айти (цели Айти). Государства взяли на себя обязательство установить национальные целевые показатели в поддержку целей Айти. Разработка национальных целевых задач и их включение в обновленные национальные стратегии и планы действий по сохранению биоразнообразия являются ключевым элементом выполнения обязательств, установленных в Стратегическом плане. В национальных стратегиях и планах действий по сохранению биоразнообразия были отражены способы, которыми страна намеревается осуществлять цели и конкретные меры, которые она намеревается принимать.

По итогам окончания указанного Стратегического плана был проведен анализ национальных стратегий и планов действий по сохранению биоразнообразия  и национальных докладов, а также обзор прогресса в осуществлении Конвенции и Стратегического плана в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011-2020 гг.[7] Выводы, зафиксированные в решении 15/3 на КС КБР в 2022 г., были очень неутешительны: «несмотря на определенный прогресс, ни одна из Айтинских целей в области биоразнообразия не была полностью выполнена, что подрывает реализацию Концепции в области биоразнообразия на период до 2050 года и других международных целей и задач»[8].

К следующей стратегии КБР подготовка началась в 2018 г. — еще до истечения срока Айтинских целей. Четыре года шел сложный процесс выработки нового долгосрочного плана, что весьма осложнялось «ковидными» ограничениями по всему миру, позициями государств и выводами по предыдущей долгосрочной Стратегии.

Формирование новой стратегии по биоразнообразию началось в ноябре 2018 года в Шарм-эш-Шейхе на 14-й КС. Если КБР регулирует отношения, где природа существует ради природы[9], то участники конференции в Египте стали внедрять в сферу сохранения биологического разнообразия понятия человека, его деятельности и его прав. Иными словами – правозащитный подход. В КС принимали участие представители коренных народов мира[10]. Такое участие обусловлено тем, что на территориях мест жительств общин и коренных народов биоразнообразие сохраняется в первозданном виде на протяжении долгих лет[11]. В связи с этим на КС обсуждались вопросы о признании прав коренных народов на управление своими территориями для дальнейшего эффективного сохранения[12].

Изображение: Earth Negotiations Bulletin

На основании Решения 14/34, принятого КС КБР 30 ноября 2018 г., была учреждена межсессионная Рабочая группа (РГ) открытого состава по глобальной рамочной программе. Задачей рабочей группы являлось создание проекта «Глобальной рамочной программы в области сохранения биоразнообразия на период после 2020 года» (ГРПБ)[13]. На первом совещании РГ было поручено сопредседателям Фрэнсису Огвалу (Уганда) и Базилю ван Гавру (Канада) продолжить подготовку предварительного проекта ГРПБ для дальнейшего его рассмотрения на предстоящих совещаниях (CBD/WG2020/2/3).

Всего Рабочая группа провела пять совещаний перед КС в Монреале в 2022 г., на которых долгое время не могли согласовать окончательный вариант ГРПБ.

Первое совещание прошло с 27 по 30 августа 2019 г. в Найроби. В докладе РГ содержатся выводы первого совещания, а также «возможные элементы глобальной рамочной программы для дальнейшего обсуждения». В данном докладе отражены направления и сферы, рассматриваемые для создания рамочной программы. Кроме того, в нем определяется структура целей и задач до 2030 г. и до 2050 г. В целом доклад представляет собой перечень возможных вопросов для отражения в программе, целях и задачах[14]. Составляя этот документ, Стороны провели большое количество дискуссий о содержании некоторых пунктов программы, значении терминов. Например, по мнению некоторых Сторон, Концепция на период до 2050 года являлась достаточно четкой и не требовала дополнительного разъяснения. Другие участники сочли, что при необходимости ее детального рассмотрения или дополнительного разъяснения это можно сделать в рамках подготовки элемента ГРПБ, связанного с обоснованием и сферой охвата.

На втором совещании, проходившем 24-29 февраля 2020 г. в Риме, Рабочая группа рассмотрела предварительный проект ГРПБ и поручила подготовить документ, содержащий обновленную информацию с учетом рекомендаций Вспомогательного органа по научным, техническим и технологическим консультациям (ВОНТТК). ВОНТТК поручил включить пункты о конкретных показателях и индикаторах, непосредственно связанных с утратой биоразнообразия (CBD/WG2020/2/4). Каждая цель, содержащаяся в докладе, была дополнена новыми формулировками для устранения многозначности положений[15].

На третьем совещании, проводимом Рабочей группой с 14 по 29 марта 2022 г. в Женеве, был представлен очередной проект ГРПБ, в котором были определены миссия на период до 2030 года, 4 масштабные всеобъемлющие цели, поставлена 21 задача для их достижения, а также предложены еще 2 дополнительные задачи[16].

В период с 21 по 26 июня 2022 г. в Найроби прошло четвертое совещание, на котором утверждали формулировку целей, дополняли 22-й задачей и двумя подзадачами (19.1, 19.2). Кроме того, Рабочая группа подготовила рекомендацию по цифровой информации о последовательностях в отношении генетических ресурсов в качестве ориентира для дальнейшей работы по этому вопросу, изучив варианты совместного использования выгод от цифровой информации о последовательностях[17].

С 3 по 5 декабря 2022 г. в Монреале прошло заключительное совещание Рабочей группы, на котором были приняты две рекомендации: 1) О глобальной рамочной программе в области биоразнообразия на период после 2020 г.[18]; 2) О цифровой информации о последовательностях в отношении генетических ресурсов[19].

Проект рамочной программы включал 4 долгосрочные цели на период до 2050 года: укрепление целостности всех экосистем; признание ценности, поддержание или увеличение вклада природы в жизнь человека; справедливое и равноправное распределение выгод от использования генетических ресурсов; укрепление научного сотрудничества, обеспечение технологиями, ликвидация разрыва между имеющимся объемом финансовых и иных средств осуществления.

Текст рамочной программы был передан на рассмотрение Конференции Сторон.

Изображение: The International Union for Conservation of Nature (IUCN)

Сама Конференция Сторон проходила в два этапа. Первый этап прошел 11-15 октября 2021 г. в г. Куньмин (Китай) онлайн в виду «ковидных» ограничений. Тема встречи была обозначена как: «Экологическая цивилизация: построение общего будущего для всей жизни на Земле». В результате встречи была принята Куньминская декларация, в которой содержался призыв к срочным и комплексным действиям, направленным на отражение соображений сохранения биоразнообразия во всех секторах мировой экономики.

Второй заключительный этап КС прошел под председательством министра экологии и окружающей среды Китая Хуан Рунцю с 7 по 19 декабря 2022 г. в Монреале (Канада), участие в которой приняли около 16 000 человек. И вот, после четырех лет переговоров 196 государств-участников КБР пришли к компромиссу и приняли новую сбалансированную Куньминско-Монреальскую Глобальную рамочную программу в области биоразнообразия[20]. Проанализируем этот документ.

Принятая программа направлена ​​​​на сотрудничество, обеспечение и финансирование действий, необходимых для решения проблемы утраты биоразнообразия. Ожидается, что политика в области биоразнообразия будет усилена на всех уровнях государственного и частного секторов, в том числе за счет обновления национальных стратегий и планов действий по сохранению биоразнообразия (НСПДСБ)[21]

Также ГРПБ направлена на то, чтобы активизировать срочные и преобразующие действия органов власти с привлечением частного сектора для прекращения и обращения вспять утраты биоразнообразия, для достижения результатов, изложенных в ее видении, миссии, целях и задачах, и тем самым внести вклад в три цели Конвенции о биологическом разнообразии и Протоколов к ней. Таким образом, ГРПБ есть не что иное, как стратегический план для осуществления Конвенции о биоразнообразии и протоколов к ней в период 2022-2030 гг.[22]

ГРПБ является связующим звеном между КБР и Протоколами к ней, а также другими международными договорами, создавая единую платформу для международного сотрудничества. Она основывается на следующих документах: Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992 г., Декларация о праве на развитие 1986 г. и Декларация о правах коренных народов 2007 г.[23]

Куньминско-Монреальская программа является вкладом в реализацию Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. В то же время прогресс в достижении Целей в области устойчивого развития (ЦУР) необходим для создания условий для достижения целей и задач рамочной программы. Это позволит поставить биоразнообразие, его сохранение, устойчивое использование его компонентов и справедливое и равноправное распределение выгод, возникающих в результате использования генетических ресурсов, в центр повестки дня в области устойчивого развития, признавая важные связи между биологическим и культурным разнообразием[24]. В частности, в последнем отчете ООН по ЦУР за 2022 г. отмечается важность сохранения биоразнообразия в ЦУР 12 (ответственное потребление и производство), ЦУР 13 (борьба с изменением климата), ЦУР 14 (сохранение морских экосистем) и ЦУР 15 (сохранение экосистем суши)[25]. В докладе подчеркивается, что «Начало пандемии ковид-19 было удобным случаем учесть связанные с биоразнообразием соображения в контексте усилий по восстановлению экономики и обеспечить более жизнеспособное будущее. Однако при выделении средств на оживление экономики вопросы биоразнообразия практически игнорируются»[26]. Особый призыв в докладе заключается в необходимости увеличения площадей охраняемых территорий, в т.ч. охраняемых морских территорий[27]. С 2000 по 2021 гг. процентная доля охраняемых территорий в составе ключевых районов биоразнообразия (КРБ)[28] выросла в среднем по миру с более четверти до почти половины. Несмотря на такую обнадеживающую динамику, в последние годы расширение охвата КРБ охраняемыми территориями замедлилось. Кроме того, область охвата распределяется неравномерно. В четырех регионах — Северной Африке и Западной Азии, Центральной и Южной Азии, Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в Океании — процентная доля охраняемых территорий в составе морских, наземных, пресноводных и горных КРБ по-прежнему составляет в среднем менее 35 процентов[29].

Изображение: Организация Объединенных Наций (ООН)

ГРПБ включает в себя 4 всеобъемлющие глобальные цели, которые должны быть достигнуты к 2050 г.

Цель А отображает общую картину по сохранению экосистем, согласно которой площадь естественных экосистем увеличится; вызванное деятельностью человека вымирание известных угрожаемых видов будет остановлена, а риск их исчезновения будет снижен в 10 раз; генетическое разнообразие в популяциях диких и одомашненных видов сохранится.

Цель В свидетельствует о благоприятном антропогенном факторе, при котором человечество ценит и оберегает экосистемы, поддерживая достижение устойчивого развития на благо нынешнего и будущих поколений.

Достижение цели С связано прежде всего с Нагойским протоколом и основывается на распределении материальных и нематериальных выгод от использования генетических ресурсов и традиционных знаний на равных условиях среди государств, коренных народов и местных общин.

Цель D, в свою очередь, призывает обеспечить равенство между государствами, учитывая экономическое положение каждого государства, основанное на необходимости наращивания научно-технического сотрудничества и передачи технологий; предполагается сократить дефицит финансирования биоразнообразия в размере 700 миллиардов долларов в год.

23 задачи, поставленные в ГРПБ до 2030 г., являются актуальными и достижимыми, они четко предопределяют направление и способы достижения государствами целей программы по сохранению биологического разнообразия. Их можно разделить на 3 группы направленные на: снижение угроз биоразнообразию (задачи 1-8); удовлетворение потребностей разных групп населения (задачи 9-13); средства осуществления и имплементации (задачи 14-23)[30].

Первая группа непосредственно связана с остановкой процесса исчезновения биоразнообразия на суше и на море, а также с сохранением районов, имеющих большое значение для биоразнообразия. К 2030 году планируется, что 30% деградирующих районов должны быть восстановлены, а площадь охраняемых территорий в мире необходимо довести до 30 %. Также часть задач ГРПБ направлена на защиту генетического разнообразия популяций местных, диких и одомашненных видов для поддержания их адаптивного потенциала; на законность торговли и соразмерность добычи с целью сохранения популяции; на смягчение воздействия инвазивных видов; на уважение прав коренных народов на доступ к ресурсам; на сокращение воздействия  изменения климата и окисление Мирового океана на биоразнообразие.

Вторая группа задач направлена на обеспечение управления и использования диких видов устойчивым образом, обеспечивая тем самым социальные, экономические и экологические выгоды для людей; на обеспечение устойчивого управления площадей, занятых сельским хозяйством, рыболовством, лесными угодьями; на увеличение площади, качества и связанности зеленых и голубых зон в городских и густонаселенных районах[31]; а также на обеспечение справедливого и равноправного распределения выгод от использования генетических ресурсов и традиционных знаний, связанных с генетическими ресурсами.

Изображение: Earth Negotiations Bulletin

Третья группа задач ГРПБ направлена на решение вопросов реализации поставленных в первых двух разделах задач, а также на укрепление глобального научного, технического и экономического сотрудничества. Наравне с этим поставлены задачи, связанные с гендерным равенством, доступом к технологиям. Требуется предпринять меры биобезопасности для деятельности, приносящей ущерб окружающей среде, к 2030 году объем финансирования таких видов деятельности должен сократиться не менее чем на 500 млрд долларов в год (задача 18). Помимо этого указаны следующие конкретные цели по финансированию из развитых стран в развивающиеся страны (в частности в наименее развитые страны и малые островные развивающиеся государства, а также в страны с переходной экономикой) по меньшей мере до 20 млрд долл. США в год к 2025 г. и по меньшей мере до 30 млрд долл. США в год к 2030 г. (задача 19). Необходимо учитывать государственные программы финансирования биоразнообразия, принимая во внимание все национальные особенности[32]. Для реализации амбициозных целей ГРПБ важно, чтобы эти финансовые обязательства были выполнены в полном объеме. В этом отношении вдохновляет создание Специального целевого фонда («GBF Fund») в рамках Глобального экологического фонда для оказания помощи в реализации ГРПБ в дополнение к существующей поддержке и для увеличения финансирования для обеспечения ее своевременной реализации. В этом контексте подчеркнем важность решения о создании Глобального механизма для совместного использования выгод от использования цифровой информации о последовательностях генетических ресурсов, включая многосторонний фонд.

Принятая ГРПБ указывает на прямую взаимосвязь между обществом и природой, подчеркивая, что снижение негативного воздействия на экологию позитивно скажется на общественном благосостоянии. Аспекты сохранения биоразнообразия должны внедряться в законодательство каждого государства, принимавшего участие в ее принятии, что поможет нормативно урегулировать такие вопросы на национальном уровне. Что касается частного сектора (ТНК), то ГРПБ подчеркивает необходимость всяческого поощрения бизнеса при условии строгой отчетности перед государством о рисках и воздействии на биоразнообразие (задача 15).

Изображение: Earth Negotiations Bulletin

Представляется, что по сравнению с Айтинскими целевыми показателями 2011-2020, перечисленные выше задачи современны и актуальны[33]. Это обусловлено тем, что задачи ГРПБ содержат больше конкретики, действий. Принятые задачи в большей степени, чем Айтинские, направлены на национальное регулирование вопросов по сохранению биоразнообразия. Они предусматривают также финансирование программ по сохранению окружающей среды частными предприятиями. Они указывают на определенные векторы сотрудничества: Юг-Юг, Север-Юг и трехстороннее сотрудничество[34]. Кроме того, в ГРПБ отражены аспекты прав человека: участие коренных народов и местных общин, права женщин, детей и лиц с ограниченными возможностями (пун.8, 14; задачи 1,3, 22)[35].

ГРПБ включила в себя срочные меры, направленные на остановку процесса утраты биоразнообразия[36]. К 2030 году государства-члены обязуются взять под контроль 30% морских и сухопутных территорий при том, что ранее под наблюдением находились 17% суши и 10% морского пространства. Поставленные в программе цели сразу подверглись критике со стороны ученых-биологов. По их мнению, задача по сохранению 30% территорий создает лишь видимость работы в связи с тем, что природоохранные зоны, например, в пустынях были бы менее эффективны, чем в районах морских рифов, но их создание гораздо проще по всем параметрам[37]. Обязательство по контролю за сохранением не менее 30% наземных и морских территорий возложено на Международный союз охраны природы (МСОП), который также согласился участвовать в работе Специальной группы технических экспертов по показателям и предоставлять данные, опыт и национальные сети Союза для дальнейшего укрепления системы мониторинга ГРПБ [38].

Стоит отметить, что в каждом государстве существует собственное правовое регулирование природоохранных зон. Так, например, в России на территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов. В то время как в США на законодательном уровне разрешено добывать нефть в Арктическом национальном заповеднике на Аляске. Различия в национальном законодательстве могут привести к разногласиям между государствами при выполнении международных обязательств.

Принятая ГРПБ вызывает опасения у ряда африканских государств. В этом случае они ожидают повышенную поддержку от развитых держав с мощной экономикой для выполнения задач, в противном случае задачи не будут реализованы.

Изображение: The International Union for Conservation of Nature (IUCN)

Эффективность утвержденных целей и задач заключается в обеспечении конкретных поэтапных действий на национальном и местном уровнях для решения проблемы утраты биоразнообразия в связи с кризисом в промышленных городах мира.

            В ГРПБ много внимания уделяется вопросам ответственности за её выполнение (пун.34-39). Безусловно для выполнения ГРПБ требуется поддерживать эффективные механизмы планирования, мониторинга, отчетности и обзора, образующие согласованную, синхронизированную и циклическую систему. К таковым относятся следующие элементы: национальные стратегии и планы действий по сохранению биоразнообразия; национальные отчеты; глобальный обзор коллективного прогресса, производимый на основе национальных докладов; добровольные экспертные оценки; дальнейшая разработка и тестирование открытого форума для добровольных страновых обзоров; информация об обязательствах негосударственных субъектов.

            Важно подчеркнуть, что совместно с ГРПБ было принято решение КС 15/5 о механизме мониторинга ГРПБ[39]. В решении отмечается, что механизм еще будет совершенствоваться на следующем КС и подчеркивается важность приведения национального мониторинга в соответствие со статистическим стандартом Системы эколого-экономического учета ООН (UN System of Environmental-Economic Accounting statistical standard) в целях учета вопросов биоразнообразия в национальных статистических системах и укрепления национальных систем мониторинга и отчетности по мере необходимости и в соответствии с их национальными приоритетами. К решению приняты два приложения: положение о самой системе мониторинга (детально описываются группы научно-обоснованных показателей и индикаторов для системы мониторинга реализации ГРПБ, методология, источники данных и т.п.) и о специальной группе технических экспертов по показателям ГРПБ. Крайне позитивно следует оценить включение Красного списка видов и Красного списка экосистем в качестве основных показателей для Цели А, Задач 1 и 4, что подчеркивает важность постоянного сотрудничества с МСОП в части выполнения показателей

Завершается ГРПБ разделом, посвященным экологическому просвещению и повышению уровня осведомленности о программе.

КС также принимает комплексную программу работы и бюджет для Конвенции и протоколов к ней. Она утверждает основной программный бюджет Конвенции в размере 14 350 752 долл. США на 2023 год и 15 634 440 долл. США на 2024 год[40]

Сначала необходимо обеспечить устойчивые финансовые ресурсы и инвестировать их в природоохранные мероприятия, в частности, в развивающихся странах, поэтому решение КС о мобилизации ресурсов настолько актуально, что КС признает настоятельную необходимость увеличения числа международных спонсоров. Затем крайне важно привлечь внимание не только правительств, но и ТНК, частных лиц, представителей молодежи, обществ женщин, коренных народов.

Принятие Куньминьско-монреальской Глобальной рамочной программы по сохранению биологического разнообразия поставило сложнейшую задачу перед мировым сообществом. Трудности состоят в разногласиях по поводу финансовых обязательствах, различном социально-экономическом положении государств-участников КБР, а также в вопросах ответственности в соответствии с положениями Конвенции[41]. Согласование текста ГРПБ прошло через пандемию коронавируса, переговоры в онлайн-режиме. Срок ожидания очного КС оказался больше двух лет. Кроме того, из-за большого количества информации представители государств долгое время не могли согласовать окончательный текст ГРПБ.

«2023 год должен стать годом, когда мы действительно перевернем страницу, оставим в стороне укоренившиеся национальные позиции, которые характеризуют переговоры, и быстро перейдем к реализации, и, я думаю, что мы хорошо подготовлены для этого, поскольку существует огромное научное и техническое разнообразие» — считает известный эксперт в области международного экологического права Кристина Войт[42]. Данные и информация предоставлены, их необходимо направлять и доводить надлежащим образом до государств, чтобы они могли эффективно их использовать; существуют многочисленные инструменты и механизмы, а также инициативы и возможности по развитию потенциала.

ГРПБ является основой для всеобщего применения, поэтому все государства, все заинтересованные стороны могут принять участие в ее достижении, что, в свою очередь, образует механизм, который поможет добиться синергии по осуществлению мер в области охраны окружающей среды. Так появился лозунг «следуй за правительством и всем обществом».

Биоразнообразие имеет основополагающее значение для благополучия человека, здоровой планеты, экономического процветания для всех людей, в том числе для жизни в равновесии и гармонии с матерью-Землей. Мы зависим от биоразнообразия в плане продовольствия, медицины, энергии, чистого воздуха и воды, безопасности от стихийных бедствий, а также отдыха и культурного вдохновения, оно поддерживает все системы жизни на земле.

Таким образом, несмотря на все трудности и препятствия, стоящие перед мировым сообществом, подписание Глобальной рамочной программы по биологическому разнообразию до 2030 г. является колоссальным достижением в международном праве, так как оно непосредственно направлено на вопросы, касающиеся изменения климата, исчезновения видов флоры и фауны, сохранения Мирового океана, а также впервые за всю историю значительно затронула права человека в контексте сохранения биологического разнообразия.

Информация об авторах:

Э. Ю. Коваль, студент магистратуры кафедры международного права юридического института Российского университета дружбы народов

А. М. Солнцев, доцент, кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой международного права Российского университета дружбы народов, член Всемирной комиссии по экологическому праву Международного Союза охраны природы (МСОП)


Information about the authors:

E. Y. Koval, student of the Law Institute of the Peoples’ Friendship University of Russia

A.M. Solntsev, Associate Professor, PhD in law, Deputy Head of the Department of International Law, Peoples’ Friendship University of Russia, Member  of  World Commission on environmental law IUCN


[1] Secretary-General’s message 2022. International Mother Earth Day. [сайт]. URL: https://www.un.org/en/observances/earth-day/message (дата обращения 17.02.2023). Подробнее см.: Tackling The Triple Planetary Crisis: A new Funding Paradigm [сайт]. URL: https://wedocs.unep.org/handle/20.500.11822/40087(дата обращения 17.02.2023).

[2] См. подробнее: Колберт Э. Шестое вымирание. Неестественная история. М., Corpus, 2019.

[3] Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций [сайт]. URL: https://www.fao.org/3/ca8642ru/CA8642RU.pdf (дата обращения 17.02.2023).

[4] Межправительственная научно-политическая платформа по биоразнообразию и экосистемным услугам [сайт]. URL: https://ipbes.net/global-assessment (дата обращения 17.02.2023).

[5] URL: https://earth.org/data_visualization/biodiversity-loss-in-numbers-the-2020-wwf-report/ (дата обращения 17.02.2023).

[6] Решение X/2. Стратегический план в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011-2020 годы и целевые задачи по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятые в Айти. [сайт]. URL: https://www.cbd.int/decision/cop/?id=12268 (дата обращения 17.02.2023).

[7] См.: Секретариат Конвенции о биологическом разнообразии (2020 г.). Глобальная перспектива в области биоразнообразия, пятое издание. Монреаль; Программа в поддержку лесных народов (2020 г.), второе издание Местных перспектив в области биоразнообразия: Вклад коренных народов и местных общин в осуществление Стратегического плана в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011-2020 годы и в возрождение природы и культур. Дополнение к пятому изданию Глобальной перспективы в области биоразнообразия. Мортон-ин-Марш, Англия (Великобритания); CBD/SBI/3/2/Add.1; CBD/SBI/3/2/Add.2; CBD/SBI/3/2.

[8] Решение, принятое Конференцией сторон Конвенции о биологическом разнообразии 15/3 «Обзор результатов осуществления Конвенции и Стратегического плана в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия на 2011-2020 годы и выполнения Айтинских целевых задач в области биоразнообразия».

[9] Конвенция о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 года. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml (дата обращения 28.12.2022).

[10] United Nations Biodiversity Conference — OEWG 5/CBD COP 15/CP-MOP 10/NP-MOP 4 [сайт]. URL: https://enb.iisd.org/un-biodiversity-conference-oewg5-cbd-cop15-summary?utm_medium=email&utm_campaign=ENB%20Update%20-%2022%20December%202022&utm_content=ENB%20Update%20-%2022%20December%202022+CID_e342e34e8211e407286f29105be64992&utm_source=cm&utm_term=Read (дата обращения 28.12.2022).

[11] Pattberg P., Widerberg O., Marcel T., Kok J. Towards a Global Biodiversity Action Agenda. // Global policy.  Vol. 10, 2019. P. 385-390.

[12] Редникова Т.В. — Правовая охрана биологического разнообразия на международном уровне: итоги тридцатилетия и перспективы развития // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. – 2022. – № 4. – С. 110 — 119.

[13]  Priyadarshini P. Advancing Global Biodiversity Governance: Recommendations for Strengthening the Post-2020 Global Biodiversity Framework. // Springer nature. 2022. No. 1.

[14] Доклад о работе первого совещания Рабочей группы открытого состава по подготовке Глобальной рамочной программы в области биоразнообразия на период после 2020 года от 30 августа 2019 года. URL: https://www.cbd.int/doc/c/79eb/4b9e/dab209a35afd3e9a6b59c13a/wg2020-01-05-ru.pdf (дата обращения 10.01.2023).

[15] Доклад о работе второго совещания Рабочей группы открытого состава по подготовке Глобальной рамочной программы в области биоразнообразия на период после 2020 года от 29 февраля 2020 года. URL: https://www.cbd.int/doc/c/84ae/eacf/f1504498a893ff535e612017/wg2020-02-04-ru.pdf (дата обращения 10.01.2023).

[16] Доклад о работе третьего совещания (часть II) Рабочей группы открытого состава по подготовке Глобальной рамочной программы в области биоразнообразия на период после 2020 года от 29 марта 2022 года. URL: https://www.cbd.int/doc/c/8ddb/4f91/dc65719f628a7c36c6cd6932/wg2020-03-07-ru.pdf (дата образения 10.01.2023).

[17] Доклад о работе четвертого Рабочей группы открытого состава по подготовке Глобальной рамочной программы в области биоразнообразия на период после 2020 года от 21 июня 2022 года. URL: https://www.cbd.int/doc/c/ede6/8904/a4d6ec9f72c61b6735f196d2/wg2020-04-04-ru.pdf (дата обращения 12.01.2023).

[18] Рекомендация, принятая Рабочей группой по подготовке Глобальной рамочной программы в области биоразнообразия на период после 2020 года от 5 декабря 2022 года. URL: https://www.cbd.int/doc/recommendations/wg2020-05/wg2020-05-rec-01-ru.pdf (дата обращения 11.01.2023).

[19] Рекомендация, принятая Рабочей группой по подготовке Глобальной рамочной программы в области биоразнообразия на период после 2020 года от 5 декабря 2022 года. URL: https://www.cbd.int/doc/recommendations/wg2020-05/wg2020-05-rec-02-ru.pdf (дата обращения 11.01.2023).

[20] Decision 15/4 «Kunming-Montreal Global Biodiversity Framework». https://www.cbd.int/decisions/cop/?m=cop-15 (дата обращения 11.01.2023).

[21] Организация Объединенных Наций [сайт]. URL: https://news.un.org/ru/story/2022/12/1435952 (дата обращения 5.01.2023).

[22] Monitoring framework for the Kunming-Montreal Global Biodiversity Framework, 18 December 2022. URL: http://cawater-info.net/library/eng/kunming-montreal-global-biodiversity-framework-en.pdf (дата обращения 18.01.2023).

[23] Friedman K., Bridgewater P. The CBD Post-2020 biodiversity framework: People’s place within the rest of nature. // People and nature. Vol. 4, 2022. P. 1475-1484.

[24] Куньминско-Монреальская рамочная программа в области биоразнообразия от 18 декабря 2022 года. URL: https://www.cbd.int/doc/c/23b9/980e/e2f34c44369daadb19e732cf/cop-15-l-25-ru.pdf (дата обращения 06.01.2023).

[25] Доклад о целях в области устойчивого развития, 2022 год. URL: https://unstats.un.org/sdgs/report/2022/The-Sustainable-Development-Goals-Report-2022_Russian.pdf

[26] Доклад о целях в области устойчивого развития, 2022 год. URL: https://unstats.un.org/sdgs/report/2022/The-Sustainable-Development-Goals-Report-2022_Russian.pdf. С.56.

[27] Lalonde S., Abashidze A., Solntsev A. Marine Protected Areas and Other Effective Area-based Conservation Measures // Arctic Review on Law and Politics. 2022. N 13. — P. 312–337

[28] См.: Key Biodiversity Areas. https://www.iucn.org/resources/conservation-tool/key-biodiversity-areas

[29] Доклад о целях в области устойчивого развития, 2022 год. URL: https://unstats.un.org/sdgs/report/2022/The-Sustainable-Development-Goals-Report-2022_Russian.pdf. С.57.

[30] Куньминско-Монреальская рамочная программа в области биоразнообразия от 18 декабря 2022 года. URL: https://www.cbd.int/doc/c/23b9/980e/e2f34c44369daadb19e732cf/cop-15-l-25-ru.pdf (дата обращения 06.01.2023).

[31] Подробнее об этом феномене см.: Зеленые и голубые зоны и психическое здоровье. Новые фактические данные

и перспективные направления деятельности. ВОЗ, Женева, 2022. https://apps.who.int › rest › bitstreams › retrieve

[32] Hughes A., Shen X., Corlett R., Li L., Luo M., Woodley S. Challenges and possible solutions to creating an achievable and effective Post-2020 Global Biodiversity Framework. // Ecosystem Health and Sustainability. Vol. 8, 2022.

[33] Куньминско-Монреальская рамочная программа в области биоразнообразия от 18 декабря 2022 года. URL: https://www.cbd.int/doc/c/23b9/980e/e2f34c44369daadb19e732cf/cop-15-l-25-ru.pdf (дата обращения 06.01.2023).

[34] Задача 20. Куньминско-Монреальская рамочная программа в области биоразнообразия от 18 декабря 2022 года. URL: https://www.cbd.int/doc/c/23b9/980e/e2f34c44369daadb19e732cf/cop-15-l-25-ru.pdf (дата обращения 06.01.2023).

[35] Подробнее см.: Солнцев А.М. Защита экологических права. 3-е изд. М., РУДН, 2021.

[36] Bellard С. Ranking threats to biodiversity and why it doesn’t matter. // Nature communications. 2022. No. 13.

[37] URL: https://www.mn.ru/smart/istoricheskaya-sdelka-ili-pustye-obeshhaniya-o-chem-dogovorilis-strany-mira-na-sammite-po-bioraznoobraziyu-cop15 (дата обращения 16.02.2023)

[38] Международный союз охраны природы [сайт]. URL: https://iucn.org/iucn-statement/202212/iucn-welcomes-post-2020-global-biodiversity-framework-important-step-towards?t=vk_se8HREKlr6CJLsV1RZg&s=09 (дата обращения 18.01.2023).

[39] 15/5.  Monitoring framework for the Kunming-Montreal Global Biodiversity Framework [сайт]. URL: https://www.cbd.int/decisions/cop/?m=cop-15 (дата обращения 28.12.2022).

[40] United Nations Biodiversity Conference [сайт]. URL: https://www.cbd.int/doc/c/ccd6/4a42/59e23c983577806aa6d66e51/cop-15-07-en.pdf (дата обращения 28.12.2022).

[41] United Nations Biodiversity Conference — OEWG 5/CBD COP 15/CP-MOP 10/NP-MOP 4 [сайт]. URL: https://enb.iisd.org/un-biodiversity-conference-oewg5-cbd-cop15-summary?utm_medium=email&utm_campaign=ENB%20Update%20-%2022%20December%202022&utm_content=ENB%20Update%20-%2022%20December%202022+CID_e342e34e8211e407286f29105be64992&utm_source=cm&utm_term=Read (дата обращения 28.12.2022).

[42] Webinar: «What outcomes from COP 15?» [сайт]. URL:  https://www.youtube.com/watch?v=PXny5A-0CZY (дата обращения 28.12.2022).

Добавить комментарий

Войти с помощью: