Менеджмент в рыночных условиях существует в большинстве производственных организаций в разных отраслях экономики. Термин «менеджмент» означает управление социально-экономическими процессами на уровне организации, управление производственно-хозяйственной деятельностью трудового коллектива, управление персоналом организации. На начальном этапе развития менеджмента в Российской Федерации термины «менеджмент» и «управление» рассматривались как синонимы, однако с развитием рыночных отношений, снижением роли государственного управления в экономике, многообразием форм хозяйствования создаваемых, как правило, на основе частной собственности и других факторов, менеджмент стал выполнять функции управления в хозяйствующих субъектах. Для решения задач, возложенных на него в настоящее время, новое название требуется и науке менеджмента, на основе которой на практике будут реализовываться цели и задачи менеджмента в производственной организации.
Ключевые слова: менеджмент, наука менеджмента, практика менеджмента, аграрные организация, рыночная экономика.
Management as a Science and Practice in Agricultural Organizations of Modern Russia
Abstract.
Management in market conditions exists in most production organizations in different sectors of the economy. The term «management» means the management of socio-economic processes at the level of the organization, the management of the production and economic activities of the labor collective, the management of the personnel of the organization. At the initial stage of management development in the Russian Federation, the terms «management» and «management» were considered synonymous, however, with the development of market relations, the decline in the role of public administration in the economy, the variety of forms of management created, as a rule, on the basis of private property and other factors, management began to perform management functions in economic entities. To solve the tasks assigned to it at present, a new name is also required for the science of management, on the basis of which the goals and objectives of management in a production organization will be implemented in practice.
Keywords: management, management science, management practice, agricultural organization, market economy.
Рассматриваемая тема является актуальной, поскольку формирование науки менеджмента в производственной организации в рыночных условиях, получивших развитие в экономических отраслях Российской Федерации важно для практической деятельности менеджеров.
Знание теоретических основ менеджмента, методов управления современной организацией, как предпринимательской бизнес-структурой, имеет определяющее значение для целенаправленного воздействия на коллектив с целью координации действий руководства, специалистов и работников, обеспечивающих в процессе производственно-хозяйственной деятельности высокие результаты в бизнесе и получении прибыли. В связи с этими обстоятельствами менеджмент занял своё место в системе управления производственной организацией, что востребовало формирование науки менеджмента, как науки управления в рыночных условиях коллективом организации бизнеса с применением на практике новых методов воздействия на персонал, используя интеллект и мотивы людей.
Проведение работы в этом направлении потребует от менеджера знания психологических аспектов процесса руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения, то есть знания психологии управления, поскольку установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов.
Задачами менеджмента в современной предпринимательской организации являются: разработка мероприятий по осуществлению целей организации в части материально-логического обеспечения производственно-хозяйственной деятельности, развития маркетинга и иных направлений эффективного функционирования производственной организации. Важное значение придается управлению кадровым составом работников в организации. Управление человеческими ресурсами является одним из направлений менеджмента в сфере человеческих отношений, ибо сущность и эффект бизнеса определяют люди.
Проблемы науки и практики менеджмента исследовались известными учеными из зарубежных стран, как правило, в рамках научных школ. Считается, что наука менеджмента оформилась в мире после опубликования научных работ по научной организации труда Ф. Тейлором в США, А. Файолем во Франции, В. Ратенау в Германии. К представителям школы научного управления также относятся Л. Гилберт, Ф. Гилберт, Г. Эмерсон, российские ученые А.Богдашов и А. Гостев. В науке управления известны Р. Акофф, Н. Винер, В. Парета, В. Грушков, Л. Канторович (СССР) и другие исследователи в области научной организации труда.
В период внедрения в экономику Российской Федерации (с 1990 г.) менеджмента как системы управления в условиях рыночных отношений в производственных организациях и иных структурах произошла активизация научных исследований в области менеджмента.
Отметим работы, отражающие тему менеджмента: Бабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебное пособие [1], Менеджмент в АПК. Учебное пособие для аграрных вузов под редакцией доктора экономических наук, профессора Пустуева А.Л., кандидата экономических наук, доцент Рущицкой О.А. [2], Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. Учебник. [3] Менеджмент в АПК. Учебное пособие под ред. Королёва Ю.Б. [4] Семенов А.К., Набоков В.И. Теория менеджмента. Учебник [5] 7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя. Учебное пособие под ред. Кондратьева В.В. [6].
К учебникам и учебным пособиям добавим научные работы, изложенные в монографиях, сборниках научных статей, публикации в научных журналах в Российской Федерации и зарубежных изданиях.
Тем не менее, несмотря на публикационную активность, тема науки и практики менеджмента в сельскохозяйственных организациях остается целесообразной для исследования в сегодняшних условиях функционирования и развития аграрного предпринимательства и агробизнеса. Эти обстоятельства отражают востребованность к новому подходу развития теории менеджмента и внедрению лучших его практик в аграрное производство в условиях нестабильности экономических отношений.
Проведении анализа состояния науки менеджмента и её влияния на эффективность системы управления агропредприятий, а также оценка воздействия менеджмента как науки на практику организации производства в современной аграрной отрасли, вносит в науку менеджмента новые учения о роли менеджмента в развитие системы управления сельскохозяйственной организацией в условиях трансформации в аграрной экономике.
Производственные организации, имеющие опыт внедрения в практику менеджмента как системы управления с учетом рыночных факторов, уже несколько лет функционируют на принципах менеджмента, изложенных в теоретических работах ученых. Вместе с тем, диалектика общественных отношений и экономической деятельности такова, что наука менеджмента получает новые импульсы для своего развития и применения, в частности, в сельскохозяйственных организациях.
Менеджеры для успешной работы в организации обязаны знать методологические основы менеджмента, то есть научные рекомендации принципы и методы, обеспечивающие эффективность и качество управления трудовым коллективом. Специалисты в области менеджмента считают, что к нему можно отнести такие научные подходы как: системный подход, комплексный подход, интеграционный подход, маркетинговый подход, функциональный подход, динамический подход, воспроизводственный подход, процессный подход, нормативный подход, количественный подход, административный подход, поведенческий подход, ситуационный подход и иные научные подходы, направленные на комплексное решение задач совершенствования теории и практики управления предпринимательской деятельности.
Управление в менеджменте является основным средством реализации экономических целей организации в процессе совместной трудовой деятельности коллектива. В науке менеджмента появляются новые категории и понятия, на основе которых формируется теория менеджмента, обеспечивающих эффективность и качество управления в современных экономических условиях.
Одной из таких категорий является бенчмаркинг, под которым понимается процесс анализа и сравнительной оценки способов и методов, применяемых организацией при осуществлении своих функций [7].
Бенчмаркинг предусматривает анализ и оценку существующей практики работы организации и её подразделений путём сравнения с лучшими внутренними и внешними образцами с последующим отбором и внедрением наиболее эффективных методов и подходов.
Зарубежный опыт использований бенчмаркинга в качестве инструмента управления организацией свидетельствует, что в таких организациях повышается производительность труда и эффективность в достижении целей, стоящих перед коллективом. Для объективного анализа и оценки деятельности производственной организации предлагаются базовые принципы деятельности организации, такие как:
— производство продукции самого высокого качества с минимально возможными затратами;
— установление разумных цен на производимую продукцию, позволяющих продавать все изделия, которые компания способна произвести не имеющихся производственных мощностях;
— поддержание доверительных отношений с основными поставщиками, поскольку их выживание служит условием сохранения организаций своих позиций в бизнесе;
— сочетание обслуживания потребителей с забот о собственной рентабельности;
— ни одна копейка не должна расходоваться без надобности. Каждый сэкономленный рубль означает соответствующий вклад в прибыль. Необходимо тщательно контролировать все расходы, поскольку сокращение затрат приносит компании большую выгоду, чем увеличение объемов продаж;
— не следует отдавать управление компанией не откуп менеджеров. Руководитель обязан направлять её деятельность, не допуская возникновения кризисов;
— необходимо выявить круг потребителей, ориентируясь на которых компания планирует маркетинг и сбыт своей продукции. Любой товар должен изготавливаться для того, чтобы быть проданным, а не скапливаться на складе. Очень важно стремиться сохранить потребителей, не пренебрегать ими;
— не следует нанимать на работу новых сотрудников без крайней необходимости. Приём такого работника оправдан лишь в случае, если это будет способствовать повышению эффективности работы предприятия, а вновь принятый способен принести реальную пользу;
— следует поддерживать запасы имущества, которым владеет организация, производственные мощности и количество установленного оборудования на уровнях, минимально необходимых для удовлетворения спроса на её продукцию;
— планирование должно быть реалистичным, но при этом необходимо предусматривать действия компании в случаях непредвиденных колебаний спроса на её продукцию.
Предложенные базовые принципы возможно воплощать и в деятельности российских предприятий при отражении особенностей их функционирования в рамках отрасли экономики (промышленность, сельское хозяйство и другие). Реализация на практике этих принципов будет способствовать созданию совершенного бизнеса и развитию практического менеджмента.
Организация производственно-хозяйственной и иной экономической деятельности предпринимателей, работающих в агросфере, на основе принципов бенчмаркинга будет способствовать успешному решению задач по производству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечению продовольственной безопасности и продовольственной независимости Российской Федерации и динамичному развитию экспорта продукции сельского хозяйства и агропромышленного производства.
Наука менеджмента в настоящее время дополняются новыми понятиями и учениями в области управления организаций. Кроме категории бенчмаркинг в менеджменте применяется методология «Шесть сигм» для лидеров [11], основанная на научных аналитических методах, используемых для совершенствования бизнеса.
Практика показывает, что успешное внедрение методологии «Шесть сигм» всегда сопровождается изменениями корпоративной культуры организаций. Эти изменения связаны с важностью применения научных подходов и надежных методов анализа данных для поиска исчерпывающих ответов на вопросы о деятельности организаций, что делает невозможным довольствоваться поверхностными знаниями в сфере деятельности производственной организации.
Появившиеся в науке менеджмента новые научные категории и понятия оказывают воздействие и на теорию управления организацией, что потребует актуальных подходов к практическому внедрению новаций в систему управленческой деятельности. Особенно важно их внедрение в управление организациий малого и среднего предпринимательства в аграрного секторе экономики, где менеджмент ещё не получил устойчивого развития и применения.
Литература
- Кабушкин. Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. — Мн.: Новое знание, — 1999, 336 с.
- Менеджмент в АПК. Учебное пособие для аграрных вузов. Под ред. д.э.н профессора Пустуева Я.Л., к.э.н, доцента Рущицкий О.А. Екатеринбург: Издательство Уральского государственного аграрного университета, 214 с.
- Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. Учебник, Екатеринбург, Изд. «УМУ УПИ» 2010, — 333 с.
- Менеджмент в АПК. Учебник под ред. Ю.Б. Королёва М.: Колос, 2000, — 304 с.
- Семенов А.К., Набоков В.И. Теория менеджмента. Учебник, Изд. ООО «ИТК «Дашков и К», 2011, — 492 с.
- 7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя. Учебное пособие под редакцией В.В. Кондратьева. ООО «Издательство «Эксмо», 2008, — 976 с.
- Р. Рейдер. Бенчмаркинг как инструмент определения стратегии и повышения прибыли (перевод с английского А.Л. Раскина книга. Москва, РИА «Стандарты и качество», 2007 – 248 с.
- 101 хорошая идея. Как создать совершенный бизнес. Под редакцией Карен Бемовски и Бреда Стрэттона перевод с английского В.А. Кемарского. В двух частях. Часть I 2005, — 135 с., Часть II – 2006, — 184 с., РИА «Стандарты и качество».
- Туоминен К. Качество управления изменениями / перевод с английской А.Л. Раскина, М.: — РИА «Стандарты и качество», 2008 – 96 с.
- Кэлнан Дж. Перемены: секреты позитивных изменений для организаций их лидеров / перевод с английского В.Н. Загребельного, М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. – 112 с.
- Г. Ватсон. Методология «Шесть сигм» для лидеров, или как достичь 3,4 дефекта на миллион возможности / Перевод с английского А.Л. Раскина; Под науч. ред. Ю.П. Адлера – М.: РИА «Стандарты и качество», 2006. – 224 с.
- Черданцев В.П., Маханьков Ф.В. Управление сельскохозяйственным предприятием в условиях перехода экономики к инновационным технологиям// Материалы Международной научно-практической конференции «Техноуклад 6.0. Цифровая транформация АПК и продовольственная безопасность», Пермь, 14-16 октября 2021 г. с. 44-49
______________________
Информация об авторах:
Воронин Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельского хозяйства ФГБОУ ВО «Уральский государственный аграрный университет» г. Екатеринбург,
Воронина Яна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории ФГБОУ ВО «Уральский государственный аграрный университет» г. Екатеринбург,
Бугаев Константин Павлович, аспирант ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии»
Токарев Виктор Викторович, аспирант ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии»
Information about the authors:
Voronin Boris Aleksandrovich, Doctor of Law, Professor, Director of the Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Management of Agriculture, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg,
Voronina Yana Viktorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg,
Bugaev Konstantin Pavlovich, postgraduate student of the All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography
Tokarev Viktor Viktorovich, postgraduate student of the All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography