С начала проведения политики реформ и открытости иностранные инвестиции потоком хлынули в Китай. Китай является большой страной с большим рыночным потенциалом, который заставляет многих промышленных и коммерческих инвесторов вкладывать деньги в эту страну. Опрос, проведенный ЮНКТАД, показывает, что для транснациональных компаний Китай является страной номер один для осуществления трансграничных инвестиций. В статье предпринимается попытка охарактеризовать процесс становления инвестиционных отношений между Китаем и странами мира и описать пути решения возникающих инвестиционных споров между сторонами в рамках как международных, так и китайских арбитражных учреждений.
Ключевые слова: Китай, инвестиционные споры, договор, инвестор, Китайская международная экономическая и торговая арбитражная комиссия (CIETAC)
China’s place and role in the process of foreign direct investment
Annotation: Since the beginning of the reform and opening up policy, foreign investment has poured into China. China is a big country with great market potential, which forces many industrial and commercial investors to invest in this country. A survey conducted by the UNCTAD shows that for transnational companies, China is the number one country for making cross-border investments. The article attempts to characterize the process of establishing investment relations between China and countries of the world and to describe ways to resolve emerging investment disputes between the parties within the framework of both international and Chinese arbitration institutions.
Keywords: China, investment disputes, contract, investor, China International Economic and Trade Arbitration Commission (CIETAC)
Очень сложно избежать конфликтов в бизнесе, особенно когда обе стороны представляют разные государства и разные культуры. Например, это касается ведения бизнеса с Китаем. В процессе заключения инвестиционного контракта с китайской стороной многие инвесторы пренебрегают арбитражной оговоркой, надеясь на добропорядочность и дружественные намерения второй стороны. Но часто возникают споры, которые не всегда могут быть решены путем «дружественных переговоров». Как говорят в Китае: деловой человек может успешно заключить сделку, надеясь на лучшее, а благоразумный деловой человек должен готовиться к худшему. Поэтому в любом контракте пункт «О разрешении споров» должен иметь ключевое значение. При отказе включения этого пункта в контракт или его неточной формулировке процесс разрешения спора может затянуться и привести к серьезным последствиям, которые можно было бы избежать. Наиболее предпочтительной формой разрешения споров является арбитраж. В арбитраже существует множество альтернатив, например, выбор арбитражного органа и правил процедуры, которые при разрешении спора имеют важное значение[1].
С момента начала политики реформ и открытости в 1970-х годах Китай привлек большое количество иностранных инвестиций. В сентябре 2013 года председатель Китая Си Цзиньпин выступил с инициативой создания экономического пояса шелкового пути 21 века. Это еще больше углубило реформы и сформировало новую модель всестороннего открытия для ПИИ. Благодаря таким факторам, как дешевые права на землепользование, низкий налог на прибыль предприятий и защита законных прав и интересов иностранных инвесторов, Китай добился значительного увеличения привлечения ПИИ и стал одним из самых популярных направлений для инвестиций. По данным Департамента Министерства торговли (МОФКОМ), основного наблюдателя за потоками ПИИ в Китае, общий объем реализованных ПИИ в 2017 году превысил 13,1 млрд. долл. США, увеличившись на 4 процента по сравнению с предыдущим годом, заняв второе место в мире по величине ПИИ. (по данным Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД)).
В течение длительного периода Китай регулировал иностранные инвестиции по отраслям. В настоящее время Китай устанавливает и ежегодно обновляет контрольный список отраслей (Каталог по отраслям промышленности для иностранных инвестиций), некоторые отрасли фигурируют как «поощряемые», некоторые как «ограниченные» или «запрещенный» для иностранных инвестиций. В 2013 году Китай объявил подход «отрицательного списка» (иностранный капитал будет разрешено использовать, если он явно не ограничен), который будет реализован в пилотных зонах свободной торговли (ЗСТ): Шанхай, Гуандун, Фуцзянь и Тяньцзинь, Ляонин, Чжэцзян, Хэнань, Хубэй, Чунцин, Сычуань и Шаньси. 28 июня 2018 года НДРК и МОФКОМ опубликовали новые «отрицательные списки» для зон свободной торговли, в которых указаны запрещенные ограниченные отрасли для иностранных инвестиций. Число ограничительных мер в новом списке сократилось с 63 до 48.
Традиционно, прямые иностранные инвестиции поступали в сферу обрабатывающей промышленности и были сильно ориентированы на экспорт. С ростом среднего класса в Китае и переходом к ориентации на внутренний потребительский рынок, больше инвестиций было вложено в такие услуги, как финансовые услуги, научные исследования и технические услуги, а затем в производство в таких областях, как телекоммуникации, оборудование, компьютеры и химикаты.
В 2017 году объем использованного иностранного капитала в секторе услуг вырос на 7,5% до 95,44 млрд. долл. США, что делает сектор услуг крупнейшим сектором для иностранных инвестиций, в отличие от 33,51 млрд. долл. США, которые был использованы в производственном секторе. Было введено множество новых мер, так как правительство стремится перевести страну к производству с более высокой добавленной стоимостью.
ПИИ в Китае разделены на различные типы (совместные китайско-иностранные совместные предприятия, совместные китайско-иностранные договорные совместные предприятия, полностью принадлежащие иностранным владельцам), каждый из которых регулируется различным законом и в которые в последние годы вносятся поправки[2]:
- Закон о китайско-иностранных совместных предприятиях (1979).
- Закон о китайско-иностранных договорных совместных предприятиях (1988 год).
- Закон о предприятиях с иностранным капиталом (1986).
Китай не поддерживает программу инвестиционных соглашений. Традиционно, для привлечения иностранных инвестиций, Китай политически и юридически обязался предоставить «сверхнациональные» привилегии иностранным инвесторам и взял на себя обязательство защищать их права и интересы по всей стране. В последние годы Китай осознал, что он должен обеспечить баланс между иностранными инвесторами и местным капиталом, а также обуздать агрессивные амбиции китайского капитала на внешнем рынке.
Китай заключил свой первый ДИД (со Швецией) 25 августа 1982 года. В период с 1982 по 2016 год Китай подписал более 130 двусторонних инвестиционных договоров (ДИД) с другими странами и регионами а также заключил двустороннее соглашение об избежании двойного налогообложения с 99 странами и регионами.
Примечательно, что Китай ведет переговоры о ДИД с Соединенными Штатами и Европейским союзом, несмотря на противников этого соглашения внутри государства. Возьмем в качестве примера переговоры по китайско-американским инвестиционным договорам; они начались в 2008 году, и к настоящему времени было проведено более 30 раундов переговоров, однако успешному завершению переговоров и подписанию договора препятствовал нынешний торговый спор между обеими сторонами[3].
Китай рассматривает Соглашения о свободной торговле (ССТ) как новую платформу для расширения торговли, стимулирования инвестиций, ускорения внутренних реформ и как эффективный подход к более тесной интеграции с мировой экономикой и укреплению экономического сотрудничества. В настоящее время Китай подписал 16 соглашений с 24 странами и регионами, включая, помимо прочего, следующее:
- Соглашение об экономическом партнерстве между Гонконгом и материковым Китаем;
- Соглашение об экономическом партнерстве между Макао и материковым Китаем;
- Азиатско-Тихоокеанское торговое соглашение;
- Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) ;
- Китайско-пакистанское соглашение о свободной торговле;
- Китайско-чилийское соглашение о свободной торговле;
- Китайско-новозеландское соглашение о свободной торговле;
- Китайско-сингапурское соглашение о свободной торговле;
- Соглашение о свободной торговле между Китаем и Перу;
- Соглашение о свободной торговле между Китаем и Коста-Рикой;
- Китайско-исландское соглашение о свободной торговле;
- Китайско-швейцарское соглашение о свободной торговле;
- Китайско-корейское соглашение о свободной торговле;
- Китайско-австралийское соглашение о свободной торговле и другие.
Обратим внимание на то, что заключенные ССТ охватывают области за пределами торговли, включая инвестиции и услуги. Например, Китай и АСЕАН подписали дополнительное соглашение, называемое Соглашением об инвестициях в рамках соглашения о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве, а ЗСТ между Китаем и Новой Зеландией также обеспечивает регулирование и разрешение споров, связанных с инвестициями или вытекающих из них[4].
С тех пор, как президент Си Цзиньпин предложил Инициативу «Один пояс – один путь», особое внимание уделяется развитию инвестиционного сотрудничества между регионами и странами вдоль «Пояса и пути», и, по данным Министерства торговли, Китай подписал двусторонние инвестиционные соглашения с 56 странами и ССТ с 11 странами вдоль маршрута.
Не существует закона или нормативного акта, определяющего, кто должен быть привлечен к процессу в споре с иностранным инвестором. Если возник спор с правительством Китая, соответствующее государственное учреждение должно быть проинформировано; MOFCOM и Министерство иностранных дел также должны быть должным образом проинформированы.
Судебные разбирательства и арбитраж признаются китайским законодательством как варианты разрешения споров с участием или без участия иностранной стороны. Если речь идет об иностранной стороне, стороны могут выбрать решение путем арбитража иностранным арбитражным органом с применением иностранного законодательства или международной практики.[5]
Основным китайским арбитражным учреждением является Китайская международная экономическая и торговая арбитражная комиссия (CIETAC).
CIETAC — самый известный арбитражный орган Китая и один из наиболее часто используемых органов арбитража в мире. Ее можно приравнять к Международной Торговой Палате и Стокгольмской Торговой Палате.
В ходе деятельности CIETAC утверждает список арбитров, который предоставляется сторонам для выбора. В отличие от местных арбитражных комиссий, в список CIETAC входит значительное количество иностранцев. Однако, несмотря на кажущуюся интернациональность, для разрешения определенных споров существует отдельный список арбитров, в который не входят иностранцы. Это споры, возникающие между предприятиями с иностранными инвестициями и китайскими внутренними юридическими лицами[6].
Даже сами слушания CIETAC имеют ряд отличий от слушаний в аналогичных учреждениях. Прежде всего именно CIETAC, а не арбитры, решает такие вопросы, как существование и законность арбитражного соглашения, и устанавливает даты слушаний. Кроме того, согласно правилам CIETAC, арбитражная комиссия уполномочена выносить решение на основе принципа справедливости и достоверности в дополнение к рассматриваемым фактам, договорным условиям и закону. В то же время международная практика предполагает, что арбитражная комиссия принимает во внимание справедливость только тогда, когда стороны явно уполномочили ее на это.
Одновременно с CIETAC в Китае также действуют более 140 местных арбитражных комиссий, которые функционируют в соответствии с Законом об арбитраже. Первоначально они создавались только для решения внутренних споров, однако теперь они уполномочены разрешать все виды споров, происходящих из соглашений сторон. Такие комиссии работают в крупных городах, таких как Пекин, Шанхай, Гуанчжоу.
Пекинская арбитражная комиссия (ПАК) считается наиболее важной в разрешении споров, которые связанны с представителями зарубежных стран. Из-за более низких цен на услуги, более короткого периода рассмотрения дел и желания соответствовать международному уровню она становится реальной альтернативой CIETAC и зарубежным арбитражным судам.
19 сентября 2017 г. Китайская международная экономическая и торговая арбитражная комиссия (CIETAC) опубликовала арбитражный регламент по урегулированию международных инвестиционных споров, который вступил в силу с 1 октября.[7] Регламент определяет порядок разрешения международных инвестиционных споров, возникающих между государствами (в лице любых органов) и межправительственными организациями с одной стороны и инвесторами (организациями и физическими лицами) с другой.
Создание собственных правил инвестиционного арбитража позволит КНР переместить инвестиционные споры под свою юрисдикцию. По мнению китайских специалистов, этот шаг необходим для защиты интересов китайских компаний, вовлеченных в инвестиционные проекты за рубежом, и интересов государства во взаимоотношениях с инвесторами на территории КНР в связи с «предвзятостью» зарубежных арбитражей и недостаточным пониманием китайского права и практики его применения. По мнению западных специалистов, создание собственного инвестиционного арбитража – очень амбициозный проект, реализация которого будет осложнена отсутствием в КНР специалистов необходимого уровня.
Большинство инвестиционных споров сейчас рассматривается Международным центром по урегулированию инвестиционных споров, созданным в соответствии с Конвенцией 1965 г., Постоянной палатой третейского суда и Арбитражным институтом Торговой палаты Стокгольма. Большинство споров в инвестиционном арбитраже – споры, связанные с нарушением прав иностранных инвесторов (в основном, крупных предприятий) неправомерными действиями органов государственной власти (например, неправомерный отзыв лицензий и разрешений и изъятие земли)[8].
По статистике UNCTAD чаще всего в качестве ответчика в арбитраже выступали Аргентина, Венесуэла, Испания, Чехия, Египет, Канада, Мексика, Польша, Российская Федерация и Эквадор. Большинство инвесторов, обращавшихся в инвестиционных арбитраж – это компании, созданные в США, Великобритании и странах ЕС. Результаты разбирательства не всегда раскрываются, но насколько можно судить по открытой статистике, значительная часть споров разрешается в пользу государств, при этом США и страны ЕС в среднем успешнее остальных[9].
На сегодняшний день Китай столкнулся с тремя претензиями инвесторов. Первая была подана Экраном Берхадом, инвестором из малазийского учреждения культуры и искусства, в отношении спора об аренде земли в китайской провинции Хайнань (дело ICSID № ARB / 11/15). Спор был приостановлен, потому что обе стороны достигли урегулирования. Вторая претензия была от Ansung Housing Co, застройщиком из Сеула, 4 ноября 2014 года в результате проекта по развитию недвижимости (дело ICSID № ARB / 14/25). Претензия основана на ДИД 2007 года между Китаем и Кореей, в отличие от трехстороннего инвестиционного соглашения 2012 года между Китаем, Японией и Кореей, которое позволяет разрешать споры через арбитраж МЦУИС.
9 марта 2017 года МЦУИС прекратил дело в связи с отсутствием временной юрисдикции и приказал корейскому истцу возместить Китаю расходы на судебное разбирательство плюс 75% судебных издержек Китая. Третья была от немецкого производителя продуктов питания и специй Hela Schwarz GmbH (Hela) 21 июня 2017 года, который зарегистрировал свои претензии в соответствии с «ДИД Китай-Германия второго поколения» 2003 года (дело ICSID № ARB / 17/19). Это дело все еще продолжается, и мы по-прежнему заинтересованы в том, как оно будет развиваться в ближайшем будущем.
Нарастающие торговые противоречия между Китаем и США ставят под сомнение двусторонние торговые отношения между двумя державами. В настоящее время остается неясным, какое влияние будут иметь торговые трения на общие иностранные инвестиции в Китае, хотя непосредственно перед торговым спором произошел неожиданный рост инвестиций США в Китай по сравнению с тем же периодом в 2017 году. Новый «отрицательный список» установил четкий график для определенных секторов, которые по-прежнему ограничены для иностранных инвестиций, например, производство автомобилей, финансовый сектор. Но все принимаемые меры свидетельствуют о сохраняющемся позитивном отношении китайского правительства к иностранным инвестициям.
Список использованной литературы:
- Арбитражные процедуры в Китайской Народной Республике (Инф. Торгпредства РФ в КНР). URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/useful-info/cn-arbitration
- Баймухаметов Р.М. (2015) Обзор основных причин отказа в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений на территории Китая. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал.
- Беликова К.М., Ахмадова М.А. Правовая природа инвестиционных споров и некоторые аспекты процедуры их разрешения инвесторами из стран БРИКС в МЦУИС. // Вестник арбитражной практики. — 2018. — № 2(75). — С. 67-78.
- Данельян А.А. Иностранные инвестиции: некоторые аспекты взаимодействия международного и национального права // Евразийский юридический журнал. – 2011. – №8 (39). – С. 57-60.
- Данельян А.А. Международно-правовые источники урегулирования инвестиционных споров в Евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – №4 (47). – С. 21-24.
- Данельян А.А. Международная арбитражно-правовая защита иностранного инвестора // Аграрное и земельное право. – 2013. – №11 (107). – С. 117-121.
- Данельян А.А. Международное экономическое право в условиях глобализации: проблемы развития // Право и государство: теория и практика. – 2014. – №1(109). – С.127-132.
- Данельян А.А. Международный инвестиционный арбитраж: понятие, правовая природа, источники правового регулирования // Право и государство: теория и практика. – 2014. – №4(112) – С.76-80.
- Данельян А.А. Правовые аспекты политических рисков при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности // Евразийский юридический журнал. – 2014. – №5 (72). – С. 52-54.
- Данельян А.А. Регулирование режима иностранных инвестиций в рамках ВТО // Право и государство: теория и практика. – 2015. – №12 (132) – С.75-78.
- Данельян А.А. Экономические санкции как политический риск при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2016. – №1 (133). – С. 99-102.
- Данельян А.А. Актуальные проблемы международно–правового регулирования иностранных инвестиций в государствах–членах ЕАЭС // Международный правовой курьер. – 2016. – №3 (15). – С. 18-21.
- Данельян А.А. Правовая природа типового двустороннего инвестиционного договора Российской Федерации // Международный правовой курьер. – 2016. – №2 (14). – С. 32-35.
- Данельян А.А., Фархутдинов И.З. Международный инвестиционный арбитраж: Учебное пособие. – М.; СПб., Центр гуманитарных инициатив, 2013. – 356 с.
- Закон КНР «О совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом» 1979 г. в ред. 2016 г. URL: https://chinalaw.center/civil_law/ china_sino-foreign_joint_equity_enterprise_law_revised_ 2016_ russian/
- Законы КНР, законодательство и право Китая. // UGL Corporation (China). URL: http://law.uglc.ru/legal.htm
- Зеленов М.В. Китай 1946-2011. Хрестоматия. Учебное пособие. Для студентов юридического факультета по специальности юриспруденция. — СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. — С. 13.
- Экономическое право // Законодательство Китая. URL: http://chinalawinfo.ru/economic_law
- Anita Lee. Newly published judicial interpretations on arbitration in China. January 2018. URL: https://www.hoganlovells.com/en/publications/newly-published-judicial-interpretations-on-arbitration-in-china
- Anran Zhang. CIETAC Investment Arbitration Rules. September 29, 2017. URL: http://leidenlawblog.nl/articles/ cietac-investment-arbitration-rules
- http://arbitrationblog.kluwerarbitration.com/2015/10/16/competition-between-arbitral-institutions-in-china-fighting-for-a-better-system/
Информация об авторе:
Шевцова Валерия Вадимовна — Дипломатическая академия МИД РФ, бакалавриат, Мировая экономика
Information about the author:
Valeria V. Shevtsova — Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, BSc, World Economy
[1] См.: Данельян А.А. Международная арбитражно-правовая защита иностранного инвестора // Аграрное и земельное право. – 2013. – №11 (107). – С. 117-121.
[2] См.: Данельян А.А., Фархутдинов И.З. Международный инвестиционный арбитраж: Учебное пособие. – М.; СПб., Центр гуманитарных инициатив, 2013. – 356 с.
[3] См.: Данельян А.А. Правовые аспекты политических рисков при осуществлении иностранной инвестиционной деятельности // Евразийский юридический журнал. – 2014. – №5 (72). – С. 52-54.
[4] См.: Данельян А.А. Международно-правовые гарантии возмещения убытков в ходе осуществления иностранной инвестиционной деятельности // Аграрное и земельное право. – 2014. – №3(111). – С. 85-90.
[5] Арбитражные процедуры в Китайской Народной Республике (Инф. Торгпредства РФ в КНР)
[6] См.: Данельян А.А. Международная арбитражно-правовая защита иностранного инвестора // Аграрное и земельное право. – 2013. – №11 (107). – С. 117-121.
[7] Anran Zhang. CIETAC Investment Arbitration Rules. September 29, 2017.
[8] См.: Данельян А.А. Правовые вопросы принудительного изъятия иностранной собственности и иностранных инвестиций в современном международном праве // Право и политика. – 2014. – № 4. – С.465-476.
[9] См.: Данельян А.А. Международно-правовые источники урегулирования инвестиционных споров в Евразийском пространстве // Евразийский юридический журнал. – 2012. – №4 (47). – С. 21-24.