Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Международно-правовая основа деятельности коллегии комиссаров выставки

clouds-grove-2644714

В статье проведено исследование основ деятельности и функционирования Коллегии комиссаров международной выставки ЭКСПО. Проведен обзор практической значимости деятельности Коллегии комиссаров в  разрешении споров между официальными участниками и организатором международной выставки выставки.

Ключевые слова: международные выставки, участники выставки, выставки ЭКСПО, комиссар выставки.

INTERNATIONAL LEGAL FRAMEWORK FOR THE WORK OF THE INTERNATIONAL EXHIBITION BOARD OF COMMISSIONERS

The article studies the basics of the activity and functioning of the College of Commissioners of the International Exhibition EXPO. The review of the practical importance of the activity of the College of Commissioners in resolving disputes between official participants and the organizer of the international exhibition of the exhibition was conducted.

Keywords: international exhibitions, exhibitors, exhibitions EXPO, commissioner of the exhibition.

Согласно Парижской конвенции 1928 года, правительство, приглашающее на международную выставку, должно назначить правительственного комиссара или делегата, который отвечает за его представление и гарантирует выполнение обязательств, принятых в отношении иностранных участников[1]. Кроме того, комиссар или делегат должны принять все необходимые меры для сохранения экспонатов. Так, например, Указом Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 13 февраля 2014 года был назначен комиссар «ЭКСПО-2017». В обязанности комиссара входило представление Правительства Республики Казахстан на международной арене по вопросам ЭКСПО, гарантия выполнения Республикой Казахстан связанных с ЭКСПО обязательств, взаимодействие с МБВ, а также обеспечение максимального участия стран и посетителей.[2]

Кроме того, в соответствии со статьей 17 Парижской конвенции 1928 года, комиссара должна назначить не только страна-организатор выставки, но и правительства участвующих стран. В соответствии с этой статьей Конвенции о международных выставках, правительство любой страны, участвующей в выставке, должно назначить генерального комиссара секции для представления собственных интересов при приглашающем правительстве. Генеральный комиссар секции несет единоличную ответственность за организацию представления своей страны. Он / она информирует Генерального комиссара о выставке состава своей страны и контролирует права и обязанности участников.

Кроме того, в соответствии с внутренними правилами Международного бюро выставок, при проведении международных выставок ЭКСПО, должна создаваться и должным образом функционировать соответствующая Коллегия комиссаров. Данный орган создается в целях осуществления рассмотрения всех вопросов официальных участников, возникающих в процессе проведения международной выставки и обеспечения правильного применения и исполнения требований основных регламентов выставки.

hamburg-285918

Коллегия комиссаров выступает в роли арбитра при возникновении споров между официальными участниками или между официальными участниками и организатором международной выставки ЭКСПО. В случае необходимости Коллегия Комиссаров консультирует комиссара выставки в пределах своей компетенции.

Следует отметить, что институт комиссаров международных выставок ЭКСПО в развитии выставочного бизнеса приобрел большое практическое значение. Это связано с тем, что решения Коллегии комиссаров, являющегося коллективным органом уполномоченных представителей стран-участниц, назначенных на каждую конкретную международную выставку, стали более важными в системе правового регулирования международной выставочной деятельности. Главной задачей Коллегии комиссаров является решение спорных вопросов между государствами, участвующими в выставке. На практике, Коллегия комиссаров может не только принимать участие в обсуждении темы международной выставки, но и решает споры стран-участниц и организаторов, – считает российский ученый Ф.И. Шарков, рассматривая коллегию как судебный орган, отличающийся от других судебных органов тем, что его состав зависит от членства в Международном бюро выставок[3].

Вместе с тем, Коллегия комиссаров не является судебным органом и её решения имеют необязательный характер. Это скорей всего своеобразная разновидность примирительной процедуры.

На первом собрании Коллегии комиссаров национальных секций, представляющих официальных участников, созванном комиссаром выставки, избирается Председатель и утверждается состав Коллегии комиссаров. Один или несколько заместителей председателя Коллегии комиссаров избираются из числа членов Коллегии комиссаров простым большинством голосов. Председатель осуществляет руководство Коллегии комиссаров. В случае отсутствия Председателя Коллегии комиссаров, его функции осуществляет один из его заместителей.

Члены Коллегии комиссаров избираются из числа комиссаров национальных секций государств-членов Международного бюро выставок, участвующих в выставке. Члены Коллегии комиссаров присутствуют на заседаниях Коллегии, принимают активное участие в выставке и регулярно присутствуют на территории выставочной зоны.

По согласованию с организатором, Международное бюро выставок назначает и вознаграждает технического советника, в обязанности которого входит консультирование Коллегии комиссаров по вопросам разъяснения требований нормативных документов Международного бюро выставок, определения повестки дня, подготовки протоколов заседаний, копии которых представляются в Международное бюро выставок, и обеспечения принятия надлежащих решений по вопросам, возникающим на заседаниях Коллегии комиссаров. Технический советник должен присутствовать на всех заседаниях Коллегии, но не имеет права голоса.

Очередные заседания Коллегии комиссаров проводятся каждые шесть месяцев в период с даты учреждения Коллегии комиссаров до момента официального открытия выставки. Периодичность заседаний данного органа во время выставки определяется самой Коллегией комиссаров. Внеочередные заседания могут созываться председателем по инициативе комиссара выставки или по требованию одной трети членов Коллегии комиссаров.

Организатор международной выставки ЭКСПО за счет собственных средств и под руководством комиссара выставки должен предоставить необходимую поддержку при выполнении функций Коллегией комиссаров.

В заседаниях Коллегии могут участвовать только члены коллегии и технический советник, назначенный от Международного бюро выставок. Каждого члена коллегии может сопровождать один советник, у которого не должно быть права голоса на заседании.

После закрытия международной выставки ЭКСПО, Коллегия комиссаров должна подготовить отчет о своей деятельности, который представляется в Международное бюро выставок и организатору международной выставки ЭКСПО.

Так, после закрытия выставки ЭКСПО-2015 Милан, в финальном отчете Коллегии комиссаров было отмечено, что в соответствии с правилами проведения международных выставок, роль коллегии комиссаров состоит в полном взаимодействии с организатором и приглашающим правительством международной выставки ЭКСПО, с целью успешного проведения самой выставки как для международных участников, так и для приглашающей страны.[4]

В рамках своей деятельности, Коллегия комиссаров сталкивается не только с проблемными вопросами, а также и со спорными. В этом заключается основной смысл его деятельности. Соответственно, отчет Коллегии комиссаров, представляемый в Международное бюро выставок и организатору международной выставки, предназначен не для общей оценки выставки, а для фактического обзора деятельности Коллегии комиссаров.

Таким образом, Коллегия комиссаров является своего рода третейской инстанцией, подобно согласительной комиссии, в полномочия которой входит разрешение споров между официальными участниками и организатором выставки, практическое значение деятельности которого имеет большое значение в развитии всего выставочного бизнеса.

architecture-285936

Пристатейный библиографический список

  1. Конвенция о международных выставках (заключена в г. Париже 22.11.1928 г.), измененная и дополненная протоколами от 10. 05.1948, 16.11.1966 и 30.11.1972. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы “Консультант плюс”.
  2. Сыздыков, Д. В Париже на 153-й сессии МБВ Р.Жошыбаев рассказал о подготовке к выставке «ЭКСПО-2017» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31404429 (дата обращения 15.03.2016).
  3. Шарков, Ф.И. Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике [Текст]: Учебное пособие / Ф.И. Шарков. – Москва: Дашков и К, 2014. – С.87.
  4. Final report Steering Committee of the College of Commissioners General Expo 2015 Milan [Электронный ресурc]. – URL: http://www.europarl.europa.eu/italy/resource/static/files/final-report.pdf (дата обращения 23.02.2018).

[1] Конвенция о международных выставках (заключена в г. Париже 22.11.1928 г.), измененная и дополненная протоколами от 10. 05.1948, 16.11.1966 и 30.11.1972. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы “Консультант плюс”

[2] Сыздыков, Д. В Париже на 153-й сессии МБВ Р.Жошыбаев рассказал о подготовке к выставке «ЭКСПО-2017» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31404429 (дата обращения 15.03.2016)

[3]Шарков, Ф.И. Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике [Текст]: Учебное пособие / Ф.И. Шарков.  – Москва: Дашков и К, 2014. – С.87

[4] Final report Steering Committee of the College of Commissioners General Expo 2015 Milan [Электронный ресурc]. – URL: http://www.europarl.europa.eu/italy/resource/static/files/final-report.pdf (дата обращения 23.02.2018)

Об авторе:

Мураталиева Жибек Калысбековна
аспирант Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Кафедра международного права (12.00.10)

About the author:

Murataliyeva Zhibek Kalysbekovna
graduate student of Diplomatic Academy of Russian Foreign Ministry.»

Department of international law (12.00.10)

Иллюстрации: pixabay.com

Добавить комментарий

Войти с помощью: