Одним из ключевых достижений человечества за последние 100 лет является «открытие» космоса. С середины прошлого века началось масштабное освоение космического пространства, а также стали предприниматься попытки по непосредственному использованию этого пространства в интересах человека. Некоторые аспекты такого использования стали успешными и активно развиваются по сей день (например, спутниковая связь, зондирование Земли из космоса в различных целях и т.п.), другие пока что сохраняют статус «желаний» (добыча ресурсов в промышленных масштабах, построение обитаемых станций на поверхности небесных тел и т.п.). Последние несколько десятилетий можно охарактеризовать нарастающим темпом коммерциализации космоса и всей деятельности, связанной с освоением и использованием космического пространства. Одним из составляющих подобных тенденций является увеличение космических объектов, не побоимся этого слова, в геометрической прогрессии. Разумеется, что для обеспечения, в том числе, безопасности осуществления космической деятельности, необходимо точно представлять, что, и в каком количестве, находится в космосе, в частности, в околоземном пространстве. Для этих целей существуют механизмы регистрации космических объектов.
В настоящей статье рассматривается то, каким образом развивались указанные механизмы, как на них влияют современные тенденции коммерциализации и есть ли перспективы развития данных механизмов.
Ключевые слова: международное космическое право, регистрация, космические объекты.
International legal regulation of registration of space objects: relevance and prospects
Annotation:
One of the key achievements of mankind over the past 100 years is the «discovery» of space. Since the middle of the last century, large-scale exploration of outer space has begun, and attempts have also been made to directly use this space in the interests of man. Some aspects of such use have become successful and are actively developing to this day (for example, satellite communications, Earth sounding from space for various purposes, etc.), others still retain the status of «desires» (extraction of resources on an industrial scale, construction of habitable stations on the surface of celestial bodies, etc.). The last few decades can be characterized the increasing pace of commercialization of space and all activities related to the exploration and use of outer space. One of the components of such trends is the increase in space objects, let’s not be afraid of this word, exponentially. Of course, to ensure, among other things, the safety of space activities, it is necessary to accurately imagine what, and in what quantity, is in space, in particular, in near-Earth space. For these purposes, there are mechanisms for registering space objects.
This article examines how these mechanisms have developed, how they are influenced by current trends in commercialization and whether there are prospects for the development of these mechanisms.
Keywords: international space law, registration, space objects.
Конвенция о регистрации космических объектов
Сама идея о необходимости регистрации космических объектов появилась у международного сообщества одновременно с началом освоения космического пространства после запуска в 1957 г. Спутник-1. Уже в 1961г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция 1721 В (XV), которая впервые закрепила такую необходимость. Стоит, однако, отметить, что государства, в соответствии с данной Резолюцией, должны были передавать информацию о запускаемых объектов исключительно на добровольной основе, что, конечно, в перспективе, могло привести к негативным последствиям.
Следующим важным этапом в деле регистрации космических объектов стала Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, принятая резолюцией ГА ООН 3235 (XXIX) от 12 ноября 1974г. (вступила в силу 15 сентября 1976г.).
Космический объект
В контексте дальнейших рассуждений важным является понятие «космического объекта». В ст. 1 Конвенции о регистрации объектов дается следующее определение: «термин «космический объект» включает составные части космического объекта, а также средство его доставки и его части». Точно такое же определение содержится и в Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, принятой резолюцией ГА 2777 (XXVI) от 29 ноября 1971г. Разумеется, что подобное определение нельзя рассматривать как всеобъемлющее. Тем не менее, именно понимание того, что же является космическим объектом крайне важно для целей регистрации таких объектов. Однако, в настоящее время в актах международного права, как и в доктрине отсутствует всеобъемлющее понятие «космического объекта» и зачастую применяются различные термины: космический аппарат, космический объект, пилотируемый космический объект и т.д. [5].
В доктрине международного космического права выделяется множество критериев классификации космических объектов. В зависимости от места функционирования, наличия или отсутствия экипажа, назначения и т.п.
В целом можно вывести определенное общее понимание термина «космический объект». Это созданный человеком технический аппарат, выполняющий любые функции и задачи в космическом пространстве и на Небесных телах, следовательно, запущенный в космическое пространство. В данном контексте следующим вопросом становится правовой статус такого объекта. Мы не будет заострять внимание на данном вопросе, а лишь вспомним позицию профессора Жукова Г.П.: «Космический объект как техническое устройство (аппарат), использование которого регулируется нормами национального права, лишь при определенных условиях (запуск в космическое пространство или сооружение в нем) становится объектом международного космического права» [1, с. 56].
Генеральный секретарь ООН и реестр космических объектов
Вернемся к Конвенции о регистрации космических объектов. Она состоит из 12 статей. Обратим внимание на ст. 2, в которой говорится: «Когда космический объект запускается на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, запускающее государство регистрирует этот космический объект путем записи в соответствующий регистр, который им ведется. Каждое запускающее государство информирует Генерального секретаря Организации Объединенных Наций об учреждении такого регистра». То есть, первоочередно Конвенция обязывает государства создавать национальные реестры для регистрации космических объектов с последующим информированием Генерального секретаря об этом. Таким образом, в том числе, подтверждается и закрепляется принадлежность этого объекта конкретному государству. В данном контексте важными являются два аспекта такой принадлежности – юрисдикция в отношении объекта и контроль. Об этом же нам говорит ст. 8 Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967г. (Договор по космосу, принятый резолюцией ГА 2222 (XXI) от 19 декабря 1966г.): «Государство — участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле, или по возвращении на Землю». Из 63 государств-членов Конвенции о регистрации 31 государство создали подобные национальные реестры (см. Таблица 1) [4, с. 71].
Как уже было отмечено выше, после регистрации космического объекта в национальном реестре, государство обязано представить информацию Генеральному секретарю ООН (ст. 4 Конвенции о регистрации). В эту информацию входит:
а) название запускающего государства или запускающих государств;
b) соответствующее обозначение космического объекта или его регистрационный номер;
c) дату и территорию или место запуска;
d) основные параметры орбиты, включая:
i) период обращения,
ii) наклонение,
iii) апогей,
iv) перигей;
е) общее назначение космического объекта.
Если космический объект был выведен на орбиту, а затем, по какой-либо причине, сошел с нее, то такая информация так же передается государством Генеральному секретарю.
Как мы уже обозначили ранее, все это необходимо для определения принадлежности космического объекту конкретному государству, что в конечном счете должно помочь заинтересованному субъекту в случае причинения ему ущерба (или его физическим и юридическим лицам) космическим объектом, то есть, помогает поднять вопрос об ответственности.
Проблемы и перспективы
Переоценить значимость Конвенции о регистрации космических объектов очень сложно. Однако, существует масса проблем, связанных с ее исполнением государствами.
Рассмотрим один из самых актуальных вопрос, связанных с регистрацией космических объектов, а именно – регистрация группировок спутников. Одним из основных аспектов в данном контексте является вопрос, нужно ли регистрировать и передавать Генеральному секретарю информацию обо всей группировке как одном объекте или о каждом спутнике в отдельности, входящем в такую группировку. Подходу к этой проблеме бывают разными в отечественной и зарубежной доктрине международного космического права. Мы же отмечаем позицию, представленную Черных И.А. в ряде своих работ [2, 3]. Так, например, исходя из глубокого анализа положений Конвенции о регистрации, Договора по космосу, а также документов Международного союза электросвязи Ирина Алексеевна приходит к выводу, что: «процесс регистрации касается каждого спутника, входящего в состав группировки. Одним из наиболее важных положений в этом отношении является информация о каждом космическом объекте, внесенная в реестр государства — участника Конвенции о регистрации» [2, с. 3]. В этом же контексте отмечается и другая остро стоящая проблема, связанная с регистрацией космических объектов, а именно относительно небольшое количество участников Конвенции о регистрации, а также недобросовестное указание государствами всей информации в реестре ООН. Наилучшим вариантом совершенствования существующего механизма регистрации космических объектов является присоединение государств к Конвенции о регистрации. Такие государства-участники должны предоставлять как можно больше информации в соответствии со ст. 6 Конвенции о регистрации. Кроме того, эта информация должна постоянно обновляться и дополняться [3, с. 7].
В контексте изменений и улучшений механизма регистрации космических объектов так же стоит упомянуть и позицию о необходимости принятия дополнительного соглашения к Конвенции о регистрации. Так, еще в 2001г. МИД РФ в своем докладе на Международной Космической конференции о перспективах международно-правового регулирования процесса развития космических средств на основе обеспечения «открытости» и доверия в пункте 3 говорили о необходимости разработки и принятия такого дополнительного соглашения. Основные позиции такого соглашения полностью пересекаются с доктринальной позицией о необходимости расширения предоставляемой информации государствами в Реестр ООН, в частности:
а) о начале спуска космического объекта с орбиты (планируемом для управляемых и прогнозируемом для неуправляемых космических объектов);
б) о, планах запусков космических объектов, в том числе и военного назначения;
в) о параметрах движения космических объектов (в том числе, об их запланированных маневрах), включая объекты, засоряющие космос.
Выводы
Одним из фундаментов современного международного космического права является механизм регистрации космических объектов на национальном уровне государствами с последующей передачей информации Генеральному секретарю ООН для внесения в открытый Реестр космических объектов. Важность данного вопроса во многом связана с необходимостью идентификации все большего и большего количества таких объектов в космическом пространстве, особенно в контексте разрешения спорных ситуаций, например в случае причинения ущерба. Этот механизм базируется, в первую очередь, на Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1976г., но и на ряде других международно-правовых актах.
Однако, сам механизм по регистрации космических объектов является несовершенным и, в условиях все большей вовлеченности частного сектора в космическую деятельность, все чаще возникают вопросы, связанные с улучшением сложившегося положения. Разумеется, как и в большинстве других «серых зон», только благодаря совместному усилию государств, соблюдающих свои обязательства по международному космическому праву, возможно изменение ситуации к лучшему.
В самую первую очередь необходимо вернуться к Конвенции о регистрации и, если и не пересмотреть ее положения (с последующим их расширением), то принять новое дополнительное соглашение или протокол, который позволит механизму развиваться дальше, соответствуя современным реалиям и запросам. Разумеется, не менее важным остается вопрос об ответственности государств-членов Конвенции о регистрации в отношении предоставляемой ими информации, ее качества, объема и достоверности. Однако, данной вопрос является очень комплексным и фундаментальным, что не позволяет его рассмотреть в рамках одной публикации.
Библиографический список
- Жуков Г.П. Международное космическое право и вызовы XXI столетия. К 50-летию полета Юрия Гагарина в космос. \ Учебное пособие, М., РУДН, 2011г. 62с.
- Черных И.А. Зимаков А.М. Registration Aspects of Mega-Constellations’ Satellites Under International Law. \ 73 rd International Astronautical Congress (IAC), Paris, France, 18-22 September 2022. 6 с.
- Черных И.А. Some Considerations on How is to Improve the UN Register of Objects Launched into Outer Space in the View of Large Constellations. \ 74 th International Astronautical Congress (IAC), Baku, Azerbaijan, 2-6 October 2023. 8 с.
- Christopher D. Johnson. Handbook for New Actors in Space. \ Secure World Fundation. 2017. 144 p.
- Wilson F. Scott. Commentary on ‘Comparative analysis of aircraft, rail and space international registries and their regulatory provisions’ \ Cape Town Convention Journal, 2016 ISSN: 2049-761X (Print) 2049-7628 (Online) Journal homepage: http://www.tandfonline.com/loi/rcap20 (дата последнего обращения 25.01.2024).
Информация об авторе:
Коробко Виктор Анатольевич – аспирант кафедры международного права юридического института Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Information about the author:
Korobko Viktor Anatolyevich – postgraduate student of the Department of International Law, Institute of Law, Peoples’ Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba.