Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Международно-правовое сотрудничество государств в области обеспечения ядерной безопасности в контексте прогрессивного развития международного ядерного права на примере аварии на Чернобыльской АЭС 1986 г.

Настоящая статья фокусируется на аспектах сотрудничества государств по принятию международных договоров в области использования ядерных источников энергии в мирных целях, в частности по вопросам обеспечения ядерной безопасности после аварии на ЧАЭС 1986 г. Анализируются Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. и Конвенция о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации 1986 г., в контексте прогрессивного развития международного ядерного права. Статья также рассматривает те вызовы и угрозы, которые возникли в результате аварии на Чернобыльской АЭС 1986 г. и подчеркивает важность координации усилий по международно-правовому регулированию использования ядерных источников энергии в целях прогрессивного развития международного ядерного права, с целью повышения эффективности и безопасности и использования данного вида источника энергии. Отмечается вклад Конвенций 1986 г. в формирование основ обеспечения ядерной безопасности и радиационной защиты, а также прогрессивный характер этих международных договоров.

Ключевые слова: ЧАЭС, международное ядерное право, использование ядерных источников в мирных целях, АЭС, ядерные источники энергии.

International legal cooperation of states in the field of nuclear safety in the context of progressive development of international nuclear law on the example of the 1986 Chernobyl accident

This article focuses on aspects of cooperation among States in adopting international treaties in the field of peaceful uses of nuclear energy sources, in particular on nuclear safety issues following the 1986 Chernobyl accident. The 1986 Convention on Early Notification of a Nuclear Accident and the 1986 Convention on Assistance in the Case of a Nuclear or Radiological Emergency are analysed in the context of the progressive development of international nuclear law. The article also examines the challenges and threats posed by the 1986 Chernobyl accident and emphasises the importance of coordinating efforts on the international legal regulation of nuclear energy sources for the progressive development of international nuclear law, with a view to improving the efficiency and safety and use of this type of energy source. The contribution of the 1986 Conventions to the formation of a framework for nuclear safety and radiation protection is noted, as well as the progressive nature of these international treaties.

Key words: Chernobyl NPP, international nuclear law, peaceful uses of nuclear sources, nuclear power plants, nuclear power sources.


Развитие ядерной энергетики в современном мире напрямую связано с обеспечением различных элементов концепции международной безопасности, в которую, в том числе, входит и обеспечение ядерной безопасности.

Государства в рамках своего национального права, но с помощью более эффективного международного сотрудничества участвуют в разработке и имплементации необходимых норм, стандартов, рекомендаций в указанной сфере.

Прогрессивное развитие международного права по использованию ядерных источников энергии, связано не только с новыми видами использования ядерной энергии, но и с реагированием на те вызовы и угрозы, которые возникают в традиционной превентивной практике использования ядерных источников энергии. Таким вызовом стала авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая в ночь с 25 на 26 апреля 1986 г., последствия которой затронули, по различным данным, треть земного шара.

По причине необходимости международно-правовой оценки последствий аварии на ЧАЭС 1986 г., в том числе и на других крупных энергетических объектах, государства – члены МАГАТЭ начали оперативную работу по созданию новых международно-правовых норм по обеспечению ядерной безопасности[1].

Ввиду имеющихся проблем при взаимодействии государств при оказании помощи в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, отсутствием должного оперативного оповещения и международно-правого регулирования в части затрагиваемых вопросов, в кратчайшие сроки после инцидента в Чернобыле были приняты следующие международные договоры: Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г.[2], Конвенция о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации 1986 г[3].

Данные международные договоры были приняты Генеральной конференцией Международного агентства по атомной энергии на ее специальной сессии 26 сентября 1986 г., учитывая тот факт, что авария на Чернобыльской станции произошла 26 апреля 1986 г., а Конвенции были прияты 26 сентября 1986 г., это говорит о быстрой трансформации и адаптации международного права в области обеспечения ядерной безопасности и международного сотрудничества по вопросам безопасного использования ядерных источников энергии в мирных целях. Всё это указывает на то, что в рамках сложившейся ситуации вокруг инцидента в Чернобыле 1986 г. и принятием Конвенций 1986 г. имело место прогрессивное развитие международного права, так как оперативность и согласованность государств по вопросу принятия соответствующих международных договоров в области обеспечения ядерной безопасности были несомненно на уровне, который предопределяет международно-правовое регулирование и международное сотрудничество по вопросам безопасного использования ядерных источников энергии в мирных целях не только на последующие годы и возможные инциденты в будущем, но и на аварию в Чернобыле, которая и стала предпосылкой создания вышеуказанных международных договоров[4].

Конвенции 1986 г. заложили основу, в первую очередь международному сотрудничеству в области обеспечения ядерной безопасности, это подтверждается закрепленными в этих международных договорах целями.

Так, в Конвенции о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации 1986 г. в ст. 1, п. 1 в качестве основных целей закреплено следующее: «Государства-участники сотрудничают между собой и с Международным агентством по атомной энергии (в дальнейшем именуемым «Агентство») в соответствии с положениями настоящей Конвенции в целях содействия безотлагательному предоставлению помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации для сведения к минимуму их последствий и для защиты жизни, имущества и окружающей среды от воздействий радиоактивных выбросов»[5]. В ст. 2, п. 1 Конвенции о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации 1986 г. закреплены положения относительно предоставления помощи: «Если государству-участнику требуется помощь в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, независимо от того, возникает или не возникает на его территории, под его юрисдикцией или контролем такая авария или аварийная ситуация, оно может обратиться за такой помощью от любого другого государства-участника, непосредственно или через Агентство, и от Агентства или, в соответствующих случаях, от других международных межправительственных организаций (в дальнейшем именуемыми «международные организации»)»[6]. В этой части, достижение в области согласия государств о подобных процедурах предоставления является абсолютной новизной применительно к вопросам использования ядерных источников в мирных целях, в контексте рассматриваемого вопроса это также указывает на прогрессивное развитие международного права, постольку поскольку принятие данной Конвенции сопровождалось вызовом, в виде аварии на ЧАЭС 1986 г., из-за которого пришлось принимать международный договор, направленный на закрепление новых международно-правовых норм ранее не существовавших по данному вопросу. В рамках Конвенции о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации 1986 г. отмечается необходимость безотлагательного предоставления помощи в случаях, где имеет место ядерная или радиационная авария. Ранее в международном праве отсутствовали соглашения в части оказания содействия при подобного рода авариях, что говорит о возможности отнесения этого соглашения к ноу хау в области международно-правового регулирования обеспечения ядерной безопасности и, в области международного сотрудничества по вопросам использования ядерных источников энергии в мирных целях.

В Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. в качестве основной цели, заявляется оповещение о произошедшем ядерном инциденте, в случае если имел место трансграничным выброс радионуклидов. Взаимодействие государств с точки зрения оповещения об аварии производится безотлагательно непосредственно государствам или через Межударное агентство по ядерной энергии (Агентство). В конечном итоге Агентство всё равно должно быть уведомлено, но в рамках подобных инцидентов самым главным является оперативное оповещение близлежащих государств, территории которых могут быть подвержены радиоактивному загрязнению, данные положения закреплены в ст. 2 Конвенции. Также, немаловажным является в положениях ст. 1, п. 2 закреплены виды объектов и виды деятельности, по которым, в случае ядерной аварии производится оповещение. К таковым относятся: «a) любой ядерный реактор независимо от местонахождения; b) любая установка ядерного топливного цикла; с) любая установка по обогащению с радиоактивными отходами; d) перевозка и хранение ядерного топлива или радиоактивных отходов; е) изготовление, использование, хранение, удаление и перевозка радиоизотопов для сельскохозяйственных, промышленных, медицинских целей и для проведения научных исследований в этих областях; и f) использование радиоизотопов для выработки энергии в космических объектах»[7]. Новизной в этом случае является то, что в данном международном договоре впервые закреплен список объектов, под которыми, по смыслу понимаются ядерные, а также виды деятельности на ядерных объектах. Ранее этого не было закреплено в международном праве. Ранее имелись инициативы в части данного вопроса, а также предпринимались попытки принятия узконаправленного международного договора в области использования ядерных источников энергии, где давалось определение понятию «ядерный объект». Этим договором является Конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г.[8], но данная Конвенция так и не вступила в силу, ввиду того, что ни одно государство, обладающее ядерными судами её не подписало.

В этом вопросе тоже присутствует особая новизна, которая касается выбора государством, где произошел ядерный инцидент процедур по оперативному оповещению, для сравнения, ранее не было предусмотрено подобного, также, как и оповещения об аварии в целом в контексте международного права[9].



Авария на Чернобыльской АЭС 1986 г. стала самой крупной за всю историю ядерной энергетики, которая нанесла непоправимый ущерб не только человечеству, но и животному и растительному миру нашей Планеты. При условии, если бы на момент аварии были приняты Конвенции 1986 г., то удалось бы минимизировать масштабы этой техногенной катастрофы. Во-первых, сразу же после аварии было бы должное оповещение о нештатной ситуации на станции, ввиду чего рядом находящиеся государства сумели бы оперативно среагировать на данную проблему и принять соответствующие меры в рамках своих национальных юрисдикций, к примеру, обезопасить своих граждан от негативного воздействия радиации в большей степени, нежели это было сделано на самом деле[10]. Во-вторых, удалось бы на более ранней стадии аварии совместными усилиями государств согласовать совместный план действий по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской станции. В-третьих, имелась бы возможность запросить помощь с целью привлечения всех возможных и доступных на тот момент средств и методов вышеуказанной проблемы, что также позволило бы минимизировать последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. В-четвертых, имелась бы возможность установить более объективный радиационный контроль близлежащих к станции территорий соседних государств и, непосредственно Советского Союза при помощи имеющихся в распоряжении других государств и МАГАТЭ технологий определения уровня ионизирующего излучения, что позволило бы установить основные очаги радиационного поражения и определить направление распространения радиационного загрязнения.

Все эти факты указывают на необходимость принятия Конвенций 1986 г. на гораздо более ранних этапах становления международного права в области обеспечения ядерной безопасности и радиационной защиты. Однако, несмотря на это, как Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., так и Конвенция о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации 1986 г. оказывают значительный вклад в поддержания международной безопасности не только в области обеспечения ядерной безопасности и радиационной защиты, но и также в смежных с ней отраслях, в частности при вопросе взаимодействия государств по ликвидации последствий аварий, оповещении о них, а также недопущению их в будущем.

Одними из последующих международных договоров, в основу которых легли Конвенции 1986 г., можно считать, к примеру Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г.[11] и Конвенцию о ядерной безопасности 1994 г. Данный факт также подтверждает то, что при принятии Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. и Конвенции о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации 1986 г. имело место прогрессивное развитие международного права.

Авария на Чернобыльской АЭС 1986 г. стала основополагающим фактором для принятия Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г., Конвенции о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации 1986 г. Данный пример также является одним из немногих, при котором имеет место прогрессивное развитие международного права. В том числе, хотелось бы обратить внимание, что все вышеуказанные решения принимались в кратчайшие сроки, что говорит о ранее отмеченных трансформации и адаптации международного права в части безопасного использования ядерных источников энергии в мирных целях. Адаптация международного права при возникающих вызовах и угрозах является очень важным фактором, так как благодаря ей происходит трансформация международно-правовых норм в той или иной сфере жизнедеятельности человека. Быстрая адаптация позволяет успешно реализовать прогрессивное развитие международного права, поскольку постольку без этого элемента прогрессивное развитие невозможно, ввиду тесной взаимосвязи.

На примере событий 1986 г., а также принятых международных договоров: Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г.[12], Конвенция о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации 1986 г[13]. наглядно продемонстрированы адаптация и трансформация международного права в контексте отдельно взятой проблематики, а также непосредственное воздействие этих факторов на прогрессивное развитие международного ядерного права. 

Список используемой литературы

  1. Эколого-правовое обеспечение ядерной безопасности объектов атомной энергетики: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.06 / Кожевников Кирилл Константинович; [Место защиты: Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина]. — Москва, 2015. — 217 с.
  2. Леонова О.А. Международно-правовые проблемы обеспечения ядерной безопасности / О.А. Леонова // Актуальные проблемы современного международного права. — М.: Изд-во РУДН, 2009. — С. 109 — 113.
  3. Consequences of nuclear accidents for biodiversity and ecosystem services Consequences of nuclear accidents Wehrden H. v. [и др.]. Conservation Letters. 2012. №5.2. pp. 81-89.
  4. International Nuclear Law: History, Evolution and Outlook // 10th Anniversary of the International School of Nuclear Law pp. 27-28.

Информация об авторе:

Максенов Игорь Романович – Аспирант кафедры международного права Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы (РУДН им. Патриса Лумумбы) (юридический институт, кафедра международного права)


Information about the author:

Igor Maksenov – Postgraduate student of the Department of International Law of the RUDN University named after Patrice Lumumba (Law Institute, Department of International Law)


___________________________________

[1] International Nuclear Law: History, Evolution and Outlook // 10th Anniversary of the International School of Nuclear Law pp. 27-28

[2] Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/incinfo.shtml (дата обращения 25.10.24)

[3] Конвенция о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации 1986 г. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/nuchelp.shtml (дата обращения: 25.10.24)

[4] Леонова О.А. Международно-правовые проблемы обеспечения ядерной безопасности / О.А. Леонова // Актуальные проблемы современного международного права. — М.: Изд-во РУДН, 2009. — С. 109 — 113.

[5] Ст. 1, п. 1 Конвенции о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации 1986 г. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/nuchelp.shtml (дата обращения: 25.10.24)

[6] Ст. 2, п. 1 Конвенции о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации 1986 г. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/nuchelp.shtml (дата обращения: 25.10.24)

[7] Ст. 1, п. 2 Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/incinfo.shtml (дата обращения 25.10.24)

[8] Конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г. Режим доступа: https://oecd-nea.org/upload/docs/application/pdf/2021-04/full_text_of_the_convention_on_nuclear_ships_and_additional_protocol.pdf (дата обращения 25.10.2024)

[9] Consequences of nuclear accidents for biodiversity and ecosystem services Consequences of nuclear accidents Wehrden H. v. [и др.]. Conservation Letters. 2012. №5.2. pp. 81-89.

[10]  Эколого-правовое обеспечение ядерной безопасности объектов атомной энергетики: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.06 / Кожевников Кирилл Константинович; [Место защиты: Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина]. — Москва, 2015. — 217 с.

[11] Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/biodiv.shtml (дата обращения 25.10.24)

[12] Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 г. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/incinfo.shtml (дата обращения 25.10.24)

[13] Конвенция о помощи в случае ядерной или радиационной аварийной ситуации 1986 г. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/nuchelp.shtml (дата обращения: 25.10.24)

Фото: unsplash.com

Добавить комментарий

Войти с помощью: