
Обеспечение безопасности гуманитарного персонала – важная задача для всего мирового сообщества. Помогая населению в зоне конфликта, такие лица сами становятся жертвами насилия, что препятствует эффективному выполнению гуманитарной миссии. На данный момент гуманитарные организации играют ключевую роль в защите и оказании помощи населению, оказавшемуся в зоне ведения вооруженного конфликта. Эффективная защита гуманитарного персонала требует комплексного подхода, включающего в себя взаимодействие правовых механизмов, направленных на минимизацию рисков и обеспечение безопасности их деятельности в условиях конфликта. Настоящая статья исследует современные вызовы, возникающие при обеспечении безопасности персонала гуманитарных организаций во время вооруженных конфликтов.
Ключевые слова: международное гуманитарное право, персонал гуманитарных организаций, вооруженный конфликт, Международный комитет Красного Креста.
International legal aspects of ensuring the security of humanitarian organization personnel during armed conflicts
Abstract: Ensuring the security of humanitarian personnel constitutes an important task for the entire international community. While providing assistance to the population in conflict zones, such individuals themselves become victims of violence, which obstructs the effective implementation of humanitarian missions. At present, humanitarian organizations play a key role in the protection and provision of assistance to civilians affected by armed conflicts. The effective protection of humanitarian personnel requires a comprehensive approach involving the interaction of legal mechanisms aimed at minimizing risks and ensuring the safety of their activities in conflict situations. This article examines contemporary challenges arising in the process of ensuring the security of humanitarian organization personnel during armed conflicts.
Keywords: international humanitarian law, humanitarian organization personnel, armed conflict, International Committee of the Red Cross.
Важно отметить, что Персонал гуманитарных организаций можно отнести к гражданскому населению, однако его статус предполагает особый круг прав и обязанностей. Нормами Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. (далее — Женевские конвенции 1949 г.) и обычного международного гуманитарного права (далее – ОМГП) предусматривается их защита, право на доступ к военнопленным и информации о жертвах вооруженных конфликтов, возможность осуществлять функции медицинского персонала. Защита и уважение персонала беспристрастных гуманитарных организаций, запрещающая преследование, запугивание, произвольное задержание[1], на данный момент является обычной нормой международного гуманитарного права (далее – МГП).
Важно указать на выполнение персоналом гуманитарных организаций медицинских функций. Так, в ст. 8 Дополнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. отдельно выделяется медицинский персонал Национальных Обществ Красного Креста. Более того, сотрудники Международного комитета Красного Креста (далее – МККК) также могут участвовать в медицинской деятельности, например, с помощью создания полевого госпиталя и работы в нем. В таком случае представители Движения Красного Креста и Красного Полумесяца (далее – Движение) будут пользоваться защитой от нападений также в качестве медицинского персонала.
Стоит отметить, что персонал Национальных Обществ может выполнять вспомогательную функцию санитарных служб во время вооруженного конфликта, если правительство государства попросит Национальное Общество оказать им необходимую помощь. Но даже в таком случае персонал Национального Общества обязан соблюдать только гуманитарные функции и строго придерживаться всех Основополагающих принципов Движения[2].
Стоит обратиться к ст. 26 II Женевской конвенции, которая закрепляет возможность осуществления гуманитарной деятельности посредством помощи медицинским службам вооруженных сил персоналом Национальных Обществ Красного Креста. Данное положение как раз устанавливает особый статус Национальных Обществ при оказании поддержки государству в случае начала вооруженного конфликта. Во-первых, чтобы персонал Национального Общества мог принимать участие в деятельности медицинских формирований, Национальное Общество должно быть признано государством. Во-вторых, Национальное Общество должно быть уполномочено властями государства на совершение деятельности в рядах медицинских формирований.
Ст. 26 предполагает, что государства-участники конфликта должны уведомлять друг друга о привлечении персонала Национальных Обществ в деятельность медицинских формирований вооруженных сил. Такое уведомление может быть сделано еще до начала боевых действий, в мирное время, но стороны конфликта обязаны известить друг друга о помощи Национальных Обществ до начала их непосредственной работы. Цель такого сообщения — предоставление обеспечении защиты персонала Национальных Обществ, так как после получения государством извещения, оно должно проинформировать свои государственные органы о надлежащем обращении с гуманитарным персоналом.
Важно упомянуть: в случае отсутствия уведомления, стороны также обязаны придерживаться принципа проведения различия и не осуществлять враждебные акты по отношения к персоналу Национальных Обществ. Согласно ст. 26 уведомление не является основополагающим фактором при предоставлении защиты гуманитарном персоналу, однако играет важную роль при определении статуса лица, например, в случае попадания под власть комбатантов.
Персонал Национальных Обществ, призванный выполнять вспомогательные функции медицинских служб, согласно ст. 26, должны подчиняться «военным законам и распоряжениям»[3]. Требование подчиняться военным законам и распоряжениям может, хотя это и не обязательно, означать, что соответствующий персонал попадает в сферу компетенции системы военной юстиции вооруженных сил, как она действует в отношении лиц из состава медицинской службы армии[4]. Также персонал Национальных Обществ будет подчинен военной дисциплинарной системе вооруженных сил. Это означает, что он будут подчинен юрисдикции военных судов того государства, в которой действует Национально Общество.
Подчинение военной дисциплинарной системе и военным законам не делает персонал Национальных Обществ военнослужащими. По своему статусу они являются гражданскими лицами и пользуются уважением и защитой от нападений так же, как и медицинский персонал военных формирований согласно ст. 24 II Женевской конвенции 1949 г.
Более того, обязанность подчиняться военным законам и распоряжениям не налагает на гуманитарный персонал обязанность носить форму вооруженных сил того государства, где они осуществляют свою деятельность. Этот вопрос подлежит рассмотрению компетентным государственным властям при консультации с Национальным Обществом. Персонал может носить одежду собственного Национального Общества, это не запрещено и является наиболее безопасным, так как позволяет проводить более четкое различие между комбатантами и лицами, находящимися под защитой[5].
Необходимость подчиняться военным законам и распоряжением может вызвать противоречие с обязанностью соблюдать Основополагающий принцип нейтральности. Однако необходимость подчинятся военным законам и распоряжением относится только к гуманитарному персоналу, а не ко всему Национальному Обществу в целом. В этом вопросе властные структуры государства играют важную роль, ведь они должны предотвращать ситуации, которые могли бы мешать осуществлению персоналом гуманитарной деятельности вразрез Основополагающим принципам Движения[6].
Как было упомянуто ранее, персонал Национальных Обществ, играющих вспомогательную роль при медицинских вооружениях вооруженных сил, пользуется такой же защитой, как и медицинский личный состав, согласно ст. 24 II Женевской конвенции 1949 г. Прежде всего это означает, что персонал Национальных Обществ пользуется защитой от нападений в любых ситуациях. Также они не обладают правом считаться военнопленными и, в случае попадания под власть противной стороны, их обязаны вернуть стороне конфликта, на территории которой они выполняют гуманитарные функции.
Один из важных аспектов обеспечения безопасности персонала беспристрастных гуманитарных организаций во время вооруженных конфликтов – использование отличительной эмблемы. Именно она показывает, что на лиц, использующих такое обозначение, нельзя совершать нападения в силу положений Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. Существуют три вида эмблемы: красный крест, красный полумесяц и красный кристалл. Эмблема служит защитным и опознавательным знаком. Ее могут использовать в целях защиты медицинский персонал, медицинские формирования, а также санитарно-транспортные средства.
Движение использует эмблему прежде всего в опознавательных целях, чтобы показать принадлежность персонала к организации. Чаще всего такая эмблема будет небольшого размера. Во время вооруженных конфликтов персонал Национальных Обществ, МККК или Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца использует эмблему на своей одежде, транспорте и зданиях с целью защиты от нападений. Более того, в связи с давней историей деятельности МККК, сложилась практика, согласно которой персонал может использовать логотип МККК для своей защиты[7].
Использование отличительной эмблемы не является обязательным фактором для получения защиты от нападений, защита предусмотрена самим статусом персонала беспристрастных гуманитарных организаций. Однако лица, входящие в состав персонала таких организаций, обеспокоены своей безопасностью и возможностью их опознавания вооруженными силами, особенно в немеждународном вооруженном конфликте, когда район, затронутый боевыми действия, не может быть однозначно определен и часто подвержен изменениям.
Также препятствием для персонала гуманитарных организаций становится неправомерное использование отличительной эмблемы Красного Креста. Эмблему запрещено использовать частным лицам и компаниям, если такое разращение не получено. Можно сказать, что право на использование эмблемы имеют только некоторые субъекты на основании Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г., причем запрет действует не только во время ведения вооруженного конфликта, но и в мирное время.
Наиболее опасным является неправомерное использование отличительной эмблемы Красного Креста во время боевых действий, так как именно в это время она несет охранительную функцию. Подобное действие называется вероломством, т. е. «действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия»[8]. От правомерного использования вероломство отличает цель использования эмблемы Красного Креста, а именно обман с дальнейшим злоупотреблением доверия. Дополнительный протокол I от 1977 г. запрещает наносит вред противнику, используя вероломство. Если же к вероломству прибегают, используя эмблему Красного Креста и Красного Полумесяца, это ставит под угрозу безопасность гуманитарного персонала, так как к ним теряется доверие.
Стоит отметить, согласно пп. xxiv п. b и пп. ii п. е. ч. 2 ст. 8 Статута Международного уголовного суда (далее – МУС), существует ответственность за ненадлежащее использование отличительной эмблемы Красного Креста, если это повлекло смерть или причинение вреда лицу[9]. Более того, не имеет значение, являлось ли это лицо комбатантом, некомбатантом или гражданским. Согласно нормам обычного права, вероломство как метод войны запрещено[10].
Касаемо ответственности за нанесения вреда персоналу беспристрастных гуманитарных организаций, носящих отличительную эмблему, пп. iii п. b е. ч. 2 ст. 8 Статута МУС также квалифицирует подобные действия как военные преступления, вне зависимости от того, носит ли вооруженный конфликт международный или немеждународный характер. Более того, национальное законодательство многих стран также предусматривает удары по персоналу беспристрастных гуманитарных организаций в качестве преступления, за которое следует уголовная ответственность (например, законодательство Австралии, Германии, Канады, Швейцарии и т. д.).
Подводя итог вышенаписанному, следует сделать некоторые выводы. Персонал беспристрастных гуманитарных организаций по своему международно-правовому статусу соотносится со статусом гражданского населения, однако при этом имея круг дополнительных прав и обязанностей. Так, персонал гуманитарных организаций может выполнять функции медицинского персонала. Согласно Женевским конвенциям, персонал Национальных Обществ может быть привлечен к работе в медицинских формированиях государственных вооруженных сил[11]. В таком случае гуманитарный персонал будет пользоваться не общим правом на защиту, которое предоставлено гражданскому населению, а специальным как у медицинского персонала. Поэтому лицо из состава гуманитарного персонала не может быть военнопленным, а в случае попадания под власть противника должно быть возвращено государству, на территории которого оно осуществляет свою деятельность. Также важным в аспекте обеспечения их безопасности является необязательное облачение представителей Национальных Обществ в форму вооруженных сил, медицинским формированиям которым они оказывают поддержку. Этот вопрос разрешается компетентными государственными властями, но только после дискуссии с самим Национальным Обществом.
Стоит отметить, что персонал гуманитарных организаций имеет полное право носить отличительную эмблему Красного Креста по смыслу Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г.
Если же комбатант нарушил правила использования эмблемы и совершил вероломство, повлекшее за собой нанесение вреда или смерть участника вооруженных действий или гражданского лица, то это будет считаться военным преступлением согласно Статуту Международного уголовного суда. Более того, Статут МУС также рассматривает проявление актов агрессии по отношению к персоналу беспристрастных организаций как военное преступление.
Информация об авторе:
Пименова Елизавета Андреевна,
студент 4 курса бакалавриата Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН)
Information about the author:
Pimenova Elizaveta Andreevna,
4th year Bachelor’s student, Peoples’ Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba
Библиографический список:
- Конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Женева, 12 августа 1949 г.) – Текст: электронный – URL: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/geneva-conventon1.htm (дата обращения: 15.07.2025 г.).
- Конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны (Женева, 12 августа 1949 г.) – Текст: электронный – URL: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/geneva-conventon3.htm (дата обращения: 15.07.2025 г.).
- Дополнительный Протокол I к Женевским Конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Женева, 8 июня 1977 г.) – Текст: электронный – URL: https://www.icrc.org/ru/doc/assets/files/2013/ap_i_rus.pdf (дата обращения: 15.07.2025 г.).
- Дополнительный Протокол II к Женевским Конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов (Женева, 8 июня 1977 г.) – Текст: электронный – URL: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/6lkb3l.htm (дата обращения: 15.07.2025 г.).
- Римский статут Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 г.) – Текст: электронный – URL: https://www.un.org/ru/law/rome_statute.pdf (Дата обращения: 15.07.2025 г.).
- Дёрман К., Лейнзад Л., Сассоли М., Шпёрри Ф. Комментарий к Женевской конвенции I: Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях: перевод с англ.— М.: МККК, 2021. – 1371 c.
- Мельцер Н. Международное гуманитарное право. Общий курс. – М: МККК, 2017. – 419 с.
- Мельцер Н. Непосредственное участие в военных действиях. Руководство по толкованию понятия в свете международного гуманитарного права. – М.: МККК, 2009. – 110 с.
- Сандо И., Свинарски К., Циммерман Б. Комментарий к Дополнительному протоколу к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающемуся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. – М: МККК, 1998. – 297 с.
- Хенкертс Ж. М., Досвальд-Бек Л. Обычное международное гуманитарное право. Нормы. – М.: МККК, 2006. — 873 с.
- Шмидт Ф. Рекомендации по повышению безопасности персонала гуманитарных организаций // Международный журнал Красного Креста. 1997. N 317. C. 32–35.
[1] См.: Хенкертс Ж. М., Досвальд-Бек Л. Обычное международное гуманитарное право. – М.: МККК, 2006. С. 140.
[2] См.: Дёрман К., Лейнзад Л., Сассоли М., Шпёрри Ф. Комментарий к Женевской конвенции I: Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях: перевод с англ.— М.: МККК. С. 797–798.
[3] Конвенция (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Женева, 12 августа 1949 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт МККК. URL: https://www.icrc.org/ru/article/zhenevskaya-konvenciya-ii-ob-uluchshenii-uchasti-ranenykh-bolnykh-i-lic-poterpevshikh (дата обращения 15.07.2025 г.)
[4] См.: Дёрман К., Лейнзад Л., Сассоли М., Шпёрри Ф. Комментарий к Женевской конвенции I: Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях: перевод с англ.— М.: МККК. С. 792.
[5] Там же. С. 793.
[6] См.: Дёрман К., Лейнзад Л., Сассоли М., Шпёрри Ф. Комментарий к Женевской конвенции I: Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях: перевод с англ.— М.: МККК. С. 794.
[7] См.: Мельцер Н. Международное гуманитарное право. Общий курс. – М: МККК, 2017. С. 187.
[8] Дополнительный Протокол I к Женевским Конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Женева, 8 июня 1977 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт МККК. URL: https://www.icrc.org/ru/doc/assets/files/2013/ap_i_rus.pdf (дата обращения 15.03.2025 г.).
[9] Римский статут Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/law/icc/rome_statute(r).pdf. (Дата обращения: 15.07.2025 г.).
[10] См.: Хенкертс Ж. М., Досвальд-Бек Л. Обычное международное гуманитарное право. – М.: МККК, 2006. С. 285.
[11] Конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Женева, 12 августа 1949 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт МККК. URL: https://www.icrc.org/ru/doc/resources/document/misc/geneva-conventon-1.htm. (дата обращения: 15.07.2025 г.).