За последние 50 лет количество зарегистрированных стихийных бедствий увеличилось в пять раз, отчасти благодаря изменению климата. Сведение к минимуму данных угроз все чаще является предметом международного сотрудничества, при этом, многие проблемы могут быть решены исключительно скоординированными совместными действиями государств. Обеспечение состояние защищенности личности, общества и государства от воздействия опасных гидрометеорологических и/или гелиогеофизических явлений, глобальных изменений погодно-климатических условий территории – гидрометеорологическая безопасность должна стать предметом международного сотрудничества государств-участников СНГ.
Ключевые слова: гидрометеорологическая безопасность, опасные природные явления, адаптация к изменению климата
В эпоху предотвращения изменения климата актуальность темы защищенности от опасных природных явлений не вызывает сомнений. Климатический скептицизм в научной среде уступает место более глубокому изучению процессов климатических изменений, признанию важности разработки эффективных и безопасных мер по борьбе с изменениями климата и последствиями глобального потепления. В ряду стоящих перед человечеством проблем все более значительное место занимают проблемы гидрометеорологической безопасности, в том числе, защиты от воздействия опасных природных явлений.
Опасные гидрометеорологические явления (циклоны, штормы, ураганы, грозовые шквалы, пылевые бури, засуха, ливни, наводнения, внезапное понижение температуры воздуха, снегопады, град и т. д.) влекут за собой человеческие жертвы и наносят значительный ущерб экономике и имуществу граждан. Кроме того, эти явления могут вызвать или усилить другие бедствия, в том числе лесные пожары, распространение болезней выбросы токсичных газов, разливы нефти и радиационные аварии.
За последние 50 лет количество зарегистрированных бедствий увеличилось в пять раз, отчасти благодаря изменению климата. В отчете, координируемом Всемирной метеорологической организацией отмечалось, что на Азиатский регион за последние 50 лет пришлось самое большое число смертей из-за экстремальных погодных и климатических явлений — около миллиона человек. По оценкам, к 2030 году количество опасных погодных явлений в мире может увеличиться почти на 50%.[1]
Такая статистика дает основание считать, что в ряду опасных явлений именно природные явления являются самыми непредсказуемыми и влекут катастрофические последствия и именно от них, в первую очередь, требуется организация защиты населения и территорий.
Вместе с тем Всемирная метеорологическая организация (ВМО) подчеркивает, что более совершенные системы раннего предупреждения и скоординированное управление спасательными операциями помогают смягчить последствия стихийных бедствий. Согласно данным ВМО, уведомление властей и населения всего за 24 часа до надвигающейся опасности может сократить экономический ущерб от стихийных бедствий на 30 процентов. Сведение к минимуму данных угроз все чаще является предметом международного сотрудничества, при этом, многие проблемы могут быть решены исключительно скоординированными совместными действиями государств.
Среди многообразия факторов, включающих опасные природные воздействия, выделяется обширный блок гидрометеорологических явлений, защищенность от которых характеризуется термином «гидрометеорологическая безопасность», которая в соответствии с Концепцией гидрометеорологической безопасности государств – участников СНГ от 16 апреля 2004 года, утвержденной решением Совета глав правительств СНГ (далее – Концепция), определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от воздействия опасных гидрометеорологических и/или гелиогеофизических явлений, глобальных изменений погодно-климатических условий территории.
Для целей настоящей статьи необходимо определить соотношение экологической, гидрометеорологической безопасности и мерами по адаптации к изменению климата.
Экологическая безопасность определяется как процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы и государства от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду. Поэтому обеспечение экологической безопасности связано, прежде всего, с решением проблем поддержания устойчивого состояния окружающей среды и её защищенности от природных и техногенных катастроф. Ясно, что эти проблемы многогранны и включают в себя целый комплекс различных задач, охватывающих широкий спектр человеческой деятельности и природных процессов
М.М. Бринчук приравнивает экологическую безопасность к основному принципу охраны окружающей среды, в соответствии с которым любая деятельность, связанная с вредным воздействием на окружающую среду, а также предусматриваемые в законодательстве и осуществляемые на практике правовые и иные природоохранительные меры должны оцениваться с позиций экологической безопасности.[2]
Согласно точке зрения В.К. Донченко, экологическая безопасность представляет «систему политических, правовых, экономических, технологических и иных мер, направленных на обеспечение гарантий защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека и гражданина от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в настоящем и будущем времени».[3]
Экологическая безопасность определяется в научной литературе также как состояние защищенности здоровья экосистем и чистоты компонентов окружающей среды от возникновения природных и антропогенных угроз в настоящем и будущем времени, гарантированное экологической институциональной системой.[4]
Анализируя рассматриваемые понятия, необходимо отметить, что гидрометеорологическая безопасность не является составной частью экологической безопасности. Данные термины пересекаются в области защиты населения от опасных гидрометеорологических явлений и чрезвычайных ситуаций природного характера. В качестве различий данных понятий можно указать, что экологическая безопасность направлена на защиту населения от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, от ЧС техногенного характера, их последствий, тогда как гидрометеорологическая безопасность предусматривает гарантии защищенности населения от глобальных изменений погодно-климатических условий.
При определении соотношения гидрометеорологической безопасности и мер по адаптации к изменению климата необходимо отметить их взаимообусловленность. С одной стороны, повышение уровня и качества гидрометеорологического обеспечения, создание систем предупреждения и оповещения об опасных явлениях погоды дают основания для разработки мер по адаптации к изменению климата. С другой стороны, мероприятия по обеспечению гидрометеорологической безопасности нередко относят к мерам по адаптации к изменению климата.
Таким образом, обеспечение гидрометеорологической безопасности, в большей степени, регулируется международными договорами, направленными на обмен гидрометеорологической информацией, предотвращение и адаптацию к климатическим изменениям.
В Концепции указаны такие источники угроз гидрометеорологической безопасности, как возрастание количества опасных природных явлений, уязвимость экономики государств-участников СНГ от опасных гидрометеорологических явлений, снижение роли государства в регулировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, уменьшение объемов бюджетного финансирования гидрометеорологических служб. Изменение климата усиливает риски, обозначенные выше: экстремальные явления погоды становятся более частыми и интенсивными, а наносимый экономический ущерб — все более ощутимым.
В качестве задачи обеспечения гидрометеорологической безопасности в Концепции указано интегрирование систем гидрометеорологического информационного обеспечения на территории государств-участников СНГ, координация усилий в части своевременного предупреждения об опасных гидрометеорологических процессах и явлениях для сопредельных территорий.
Решение данной задачи должно быть подкреплено в международных договорах, предусматривающих данную интеграцию.
После распада СССР государства-участники СНГ приняли целый комплекс международных договоров, в том числе, в области гидрометеорологии. В частности, 8 февраля 1992 было заключено Соглашение о взаимодействии в области гидрометеорологии, участниками которого являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Азербайджанская Республика.
Данный международный договор предусматривает такие направления интеграции как регулярный обмен гидрометеорологической информацией, в том числе, при стихийных бедствиях, применение согласованной методологии гидрометеорологических наблюдений, согласованной технологии сбора и распространения гидрометеорологической информации; выполнение международных обязательств и взаимодействие со Всемирной Метеорологической Организацией.
В соответствии с Соглашением о взаимодействии в области гидрометеорологии в 1992 г. создан Межгосударственный совет по гидрометеорологии, деятельность которого должна быть направлена, в том числе, на своевременное информирование и предупреждение органов управления и населения, эффективного использования в отраслях экономики и обороны государств – участников СНГ.
16 марта 2001 г. было заключено Соглашение о межгосударственной гидрометеорологической сети СНГ. В рассматриваемом соглашении закреплено, что межгосударственная гидрометеорологическая сеть СНГ формируется на базе существующих национальных сетей наблюдений за гидрометеорологическими условиями, предусматривается формирование общего пространства обмена гидрометеорологической информацией.
Данные соглашения, безусловно, направлены на обеспечение гидрометеорологической безопасности, но их эффективность вызывает сомнения: на сегодняшний день гидрометеорологические службы существуют автономно, обмена в режиме реального времени гидрометеорологической информацией между государствами-участниками СНГ не происходит.
Тем не менее, в пространстве СНГ существует пример результативного международного сотрудничества в области гидрометеорологической безопасности. Данное сотрудничество осуществляется между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в рамках Союзного государства.
В рамках организационного сотрудничества в 1996 г. в Союзном государстве создан и функционирует Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, который активно участвует в разработке и реализации совместных международных программ.
В качестве первого этапа сотрудничества в рассматриваемой сфере можно назвать Концепцию социального развития Союзного государства на 2011- 2015 гг., в которой были поставлены цели по сохранению благоприятной окружающей среды, улучшение условий проживания и здоровья населения, обеспечение гидрометеорологической безопасности, экологической безопасности в интересах нынешнего и будущих поколений являются приоритетами развития Союзного государства
Вторым этапом сотрудничества стал период действия Программы Союзного государства «Развитие системы гидрометеорологической безопасности Союзного государства» на 2017-2021 годы. Задачами программы являлись повышение качества гидрометеорологического и климатического обслуживания и оценки состояния и загрязнения природной среды на территории Союзного государства, особенно на сопредельных территориях, а также развитие единой методической базы деятельности Союзного государства в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения природной среды.
В настоящее время идет работа по реализации третьего этапа сотрудничества в рамках программы Союзного государства «Обеспечение гидрометеорологической безопасности в условиях изменчивости и изменения климата», рассчитанной на 2024-2028 годы. Данная программа предполагает несколько направлений, в том числе, работы по исследованию эмиссий парниковых газов и углеродного баланса, а также повышение эффективности прогнозирования урожайности сельскохозяйственных культур.
Необходимо отметить особую роль СНГ в разработке модельного экологического законодательства для государств содружества. Основными целями принятия таких модельных законов — рекомендательных документов является определение основных направлений политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также помощь государствам-участникам СНГ в формировании экологического законодательства на основе модельных нормативных актов, подготовленных экспертами с учетом действующих международных договоров и прогрессивного опыта решения тех или иных экологических проблем.
Одной из основных задач модельных нормативных актов является гармонизация законодательств государств СНГ. Данная задача может быть выполнена, в том числе, в сфере обеспечения гидрометеорологической безопасности.
Учитывая вышеизложенное, представляется возможным сделать следующие выводы относительно сотрудничества государств-участников СНГ в области обеспечения гидрометеорологической безопасности:
- Обеспечение гидрометеорологической безопасности неразрывно связано с разработкой мер по адаптации к изменению климата.
- Выполнение задач по снижению угрозы жизни и собственности от опасных гидрометеорологических явлений на национальном уровне невозможно без международного обмена данными гидрометеорологических наблюдений и прогнозов.
- В государствах – участниках СНГ заложены основы международного сотрудничества в области обеспечения гидрометеорологической безопасности.
- Необходимо дельнейшее развитие международной и национальной нормативной правовой базы в области гидрометеорологической безопасности:
- разработка международных договоров и других документов обязательного характера;
- разработка проекта модельного закона СНГ «О гидрометеорологической безопасности».
Информация об авторе:
Кодолова Алена Владимировна, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник, НИЦЭБ РАН – СПб ФИЦ РАН, г. Санкт-Петербург
Information about the author:
Kodolova Alena Vladimirovna, PhD in Law, Senior Researcher, NICEB RAS – SPb FRC RAS, St. Petersburg
[1] https://news.un.org/ru/story/2023/05/1441272
[2] Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник для вузов. М., 1998.
[3] Донченко В.К. Создание международной системы экологической безопасности государств-участников СНГ // Методологические проблемы экологической безопасности – СПб: ВВМ, 20 С. 4
[4] Бегак, М. В., Кодолова А.В., Павлова М.В. Институциализация экологической безопасности и технологии её обеспечения // Национальная безопасность / Nota Bene. – 2016. – № 3(44). С. 309-318