Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере регулирования деятельности организаций вещания

В статье анализируются основные векторы взаимодействия Российской Федерации с другими государствами по вопросам деятельности организаций вещания как на многостороннем, так и на двустороннем уровне, исследуются тенденции развития правового регулирования медиаиндустрии, отмечается влияние санкций на международное сотрудничество России в сфере вещания.

Ключевые слова: вещание, организация вещания, смежные права, международное сотрудничество, правовое регулирование, принудительное лицензирование, стриминговый сервис.

International cooperation of the Russian Federation in the field of regulation of broadcasting organizations’ activities

Abstract: The article analyzes the main vectors of interaction between the Russian Federation and other states regarding the activities of broadcasting organizations both at the multilateral and bilateral levels, examines trends in the development of legal regulation of the media industry, notes the impact of sanctions on Russian international cooperation in the field of broadcasting.

Key words: broadcasting, broadcasting organization, related rights, international cooperation, legal regulation, compulsory licensing, streaming service.

Российская Федерация является участницей всех универсальных международных договоров, которые регулируют охрану смежных прав организаций вещания, тем самым обеспечивая тот минимальный стандарт охраны, что признан на межгосударственном уровне. Речь идет о Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 года, Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники от 21 мая 1974 года, Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности от 15 апреля 1994 года.

Следовательно, Российская Федерация признает (п. 3 ч. 1 ст. 1304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)) и юридически закрепляет правовую охрану смежных прав организаций вещания (§4 Главы 71 ГК РФ), которая, в настоящее время, распространяется на осуществляемое организациями эфирного или кабельного вещания сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач.[1]

Вместе с тем, Постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2002 № 908 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций» содержит оговорку, согласно которой Российская Федерация будет  обеспечивать охрану передачи в эфир только в том случае, если штаб — квартира вещательной организации расположена в другом Договаривающемся государстве и передача в эфир осуществлена с помощью передатчика, расположенного в том же Договаривающемся государстве.[2] Таким образом, должны быть в императивном порядке соблюдены оба условия, предусмотренные в качестве альтернативных в пункте 2 статьи 6 Римской конвенции 1961 года[3], для предоставления вещательной организации национального режима.

Российское законодательство шагнуло дальше существующих международно-правовых регуляторов и охватило сферу не только эфирного, но и кабельного вещания. Срок действия охраны установлен в 50 лет (ст. 1331 ГК РФ). Шире регламентированы и правомочия организаций вещания. Наряду с теми, что предусмотрены в Римской конвенции 1961 г., ГК РФ к исключительным правам на использование сообщений радио- и телепередач относит: распространение сообщения радио- или телепередачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио- или телепередачи; ретрансляцию, то есть прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания; доведение до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к сообщению радио- или телепередачи из любого места и в любое время по собственному выбору; прокат оригинала и экземпляров записи сообщения радио- или телепередачи (ч. 2 ст. 1330 ГК РФ).

Представляется, что на процесс становления такого модернизированного и расширенного правового регулирования сферы вещания могло оказать влияние членства Российской Федерации в Совете Европы,[4] и в рамках которого была принята, в частности, 11 сентября 2002 года Рекомендация Rec (2002) 7 Комитета министров Совета Европы государствам-членам о мерах по усилению охраны смежных прав организаций вещания. В то время как часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации была принята только 18 декабря 2006 года, а введена в действие с 1 января 2008 года.[5] 

Помимо этого, с развитием цифровой среды и распространением интернет-телевидения возрастает актуальность в укреплении международного сотрудничества в области кибербезопасности, поскольку телеканалы начинают переходить на цифровой формат. Так, например, телеканал LIFE полностью прекратил традиционный формат вещания в 2017 году,[6] что стало первым случаем в России, когда целый канал отказался от традиционного формата вещания и перешел в интернет-пространство.[7] В связи с этим увеличивается угроза кибератак, объектами которых становятся вещательные организации.

В целях обеспечения международно-правовой охраны в области противодействия информационной преступности, Российская Федерация в 2021 году внесла в специальный межправительственный комитет ООН, учрежденный резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 74/247, принятой 27 декабря 2019 года,[8] проект Конвенции ООН о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях.[9] Проект Конвенции содержит положение (статья 27), согласно которому каждое Государство-участник принимает такие законодательные и иные меры, которые необходимы для признания в качестве преступления или иного противоправного деяния согласно его внутреннему законодательству нарушения авторских и смежных прав, как они определены в законодательстве этого Государства-участника, когда такие деяния совершаются умышленно с использованием ИКТ.[10] Проект данной Конвенции подготовлен в качестве альтернативы Будапештской конвенции по борьбе с киберпреступлениями, принятой Советом Европы  23 ноября 2001 года[11], известной как Будапештская конвенция, которую Российская Федерация не подписывала.[12] Основной причиной неприсоединения Российской Федерации к Конвенции является статья 32, регламентирующая получение трансграничного доступа к данным посредством компьютерной системы без разрешения государства, которое располагает соответствующими данными.[13]

Процесс согласования такого соглашения может оказаться затяжным ввиду различия позиций государств относительно содержания Конвенции и отсутствия консенсуса по сферам ее распространения.

О намерении государств определить единое направление развития правового регулирования сферы вещания свидетельствует действующий на сегодняшний день «Модельный закон о трансграничном спутниковом телевизионном и радиовещании и международном спутниковом информационном обмене» (далее также – Модельный закон), принятый 15 июня 1998 года на 11-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, который является ориентиром для урегулирования отношений, возникающих при осуществлении телевизионного и радиовещания через спутники с территории одного государства на территорию другого государства / ряда государств[14] в рамках соответствующего интеграционного объединения. Модельным законом предусмотрены национальный и международный режимы вещания (ст. 4), а также способ разрешения споров в Экономическом Суде СНГ (ст. 26), тем самым подчеркивается важность наличия такого межгосударственного органа, который будет обеспечивать реальный контроль за реализацией принятых международно-правовых норм и в случае их ненадлежащего исполнения, нарушения предусматривать механизм привлечения к юридической ответственности правонарушителей.

Российская Федерация поддерживает сотрудничество в сфере вещания и на двустороннем уровне. Несмотря на то, что принимаемые договоры не регламентируют конкретный перечень прав вещателей, они расширяют географическую область их деятельности, направлены на развитие трансграничного взаимодействия, тем самым открывая новые возможности для организаций вещания.

30 декабря 2020 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения было подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере массовых коммуникаций.[15]

 Этому событию предшествовало принятие Закона Республики Армения от 5 августа 2020 года № ЗР-395 «Об аудиовизуальных медиа»,[16] который ограничивает вещание иностранных телеканалов в общественном мультиплексе.[17] Закон разрешает осуществлять трансляцию аудиовизуальных программ в общественном мультиплексе без лицензии только общественным трансляторам, которые учреждаются правительством Республики Армения (ч. 1 ст. 22), за исключением трансляторов, действующих на основании межгосударственного договора (ч. 3 ст. 45). Все аудиовизуальные программы, входящие в общественный мультиплекс, предоставляются сетевым операторам и распространяются ими бесплатно в соответствии с территориями распространения их наземных частот (ч. 3 ст. 44).

Согласно подписанному Соглашению три российских телеканала должны быть включены в сетку каналов государственного вещания Республики Армения. По статье 4 Соглашения без лицензирования телеканал «РТР-Планета» сможет вещать в общественном мультиплексе на всей территории Республики Армения, а телеканалы «Россия-К» и «Первый канал. Всемирная сеть» на территории столицы – в Ереване.

Вещание должно осуществляться, в частности, в соответствии с принципами соблюдения законодательства государств Сторон, получения международных прав на показ программ на территории государства другой Стороны, защиты прав интеллектуальной собственности (ст. 5).

Случаи включения иностранных телеканалов в мультиплекс являются большой редкостью, что демонстрирует новый этап межгосударственного сотрудничества в сфере вещания, пусть и на двусторонней основе.

15 июня 2023 года было заключено, но пока не вступило в силу, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики о сотрудничестве в области массовых коммуникаций.[18] Документ вступает в силу в соответствии со статьей 12, т.е. «с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении обеими Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.». Соглашение определяет необходимость в содействии по обмену трансляций теле- и радиопрограмм, а также предусматривает обмен программами между алжирским телевидением и телеканалом «RT» (ст. 5).

Кроме этого, в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России от 22 января 1998 года[19] была образована Телерадиовещательная организация Союза Беларуси и России (далее также – «ТРО», «БелРос»). Телеканал «ТРО» осуществляет вещание программ Союза Беларуси и России, организует программы собственного производства, включен в пакеты крупнейших кабельных операторов города Москвы, входит в сеть распространения крупных российских компаний, а также белорусских кабельных операторов.[20]

Также развивается сотрудничество в области массовых коммуникаций с такими странами как Республика Абхазия,[21] Социалистическая Республика Шри-Ланка[22] и др.

Несмотря на это, на современном этапе развития международных отношений наблюдается их усложняющийся характер. Культура отмены России со стороны Запада, связанная со специальной военной операцией на Украине, повлияла на сферу российского вещания. Происходит массовое приостановление вещания ряда российских каналов за рубежом[23], а зарубежные телеканалы уходят с российского рынка.[24]

Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (далее также – ВГТРК), «Первый канал» и радиодом «Останкино» из-за исключения России из конкурса «Евровидение» приостановили свое членство в Европейском Вещательном союзе,[25] являющемся ведущим в мире альянсом общественных СМИ,[26] и который, среди прочего, разрабатывает рекомендации по урегулированию наиболее актуальных вопросов, возникающих в процессе вещательной деятельности (например, в 2016 году была разработана и принята Рекомендация R144 Управление по кибербезопасности для медиакомпаний с целью защиты информации от несанкционированного доступа, модификации, рассекречивания, кражи или разрушения, независимо от ее формы (электронной, печатной или устной),[27] с целью последующей разработки национальных правовых регуляторов на их основе. 

Также, как уже отмечалось ранее, Российская Федерация вышла из Совета Европы и прекратила участие в некоторых его соглашениях.[28]

В связи с этим, в настоящее время получил активное развитие вектор, направленный на укрепление и углубление российско-африканского сотрудничества в различных сферах деятельности, в том числе в медиасфере. Еще в 2019 году 24 октября по итогам сочинского Саммита Россия-Африка была принята «Декларация первого саммита Россия-Африка»,[29] которая устанавливает цели и задачи по дальнейшему развитию российско-африканского сотрудничества.

В части, касающейся сотрудничества в информационной сфере, была достигнута договоренность об укреплении связей между национальными СМИ, их включению на взаимной основе в национальные сетки цифрового эфирного и кабельного телевещания, открытии корреспондентских пунктов российских и африканских СМИ на территориях африканских государств и Российской Федерации (п. 43).

Так, например, 6 октября 2022 года информационное агентство Sputnik и Эфиопское информационное агентство ENA подписали меморандум о взаимопонимании, в соответствии с которым стороны договорились укреплять сотрудничество в медиасфере – обмениваться контентом, участвовать в совместных проектах.[30]

31 марта 2023 года Указом Президента Российской Федерации утверждена Концепция внешней политики Российской Федерации.[31] Данная Концепция в целях противодействия скоординированной антироссийской пропагандистской кампании, а также обеспечения свободного доступа населения иностранных государств к достоверной информации заявляет о намерении уделять приоритетное внимание, в том числе, «обеспечению защиты от дискриминации за рубежом и содействию в укреплении позиций в мировом информационном пространстве российских средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе отечественных цифровых информационных платформ» (пп. 3 п. 48).

С учетом складывающейся политической и экономической обстановки вокруг России и в мире, масштабная дискуссия развернулась на фоне разработки законопроекта о принудительном лицензировании контента иностранных правообладателей. Первая попытка внесения законопроекта в Государственную Думу Российской Федерации в августе 2022 года не увенчалась успехом из-за технической ошибки.[32] После завершения подготовки обновленной версии законопроекта планируется повторно направить его в Государственную Думу Российской Федерации.[33]

Суть законопроекта заключается в том, что, если правообладатель-иностранное лицо, которое связано с «недружественным государством» / «недружественной международной организацией», в одностороннем порядке полностью или частично отказывается от лицензионного договора о предоставлении права использования объекта авторских и смежных прав по основаниям, не связанным с нарушением российским лицензиатом своих обязательств по такому договору, либо предпринимает действия, затрудняющие осуществление российским лицензиатом предоставленного ему права, российский лицензиат вправе обратиться в суд с иском к правообладателю о предоставлении принудительной простой (неисключительной) лицензии на использование на территории Российской Федерации такого объекта авторских и смежных прав.[34]

Таким образом, это позволит использовать иностранные объекты авторских и смежных прав легально без согласия правообладателя. Речь идет, в первую очередь, о принудительном лицензировании зарубежного кино и его показе в кинотеатрах и на стриминговых сервисах. Однако в доработанном законопроекте предполагается установить ограниченный перечень объектов, подпадающих под принудительное лицензирование, и закрытый перечень по видам их использования.

В то время как российский контент по-прежнему лицензируется за рубежом, отказ от лицензирования иностранного материала для российского кинопроката стриминговой трансляции будет противоречить нормам международного права и системе международно-правовой охраны в сфере авторского права и смежных прав, нарушая положения международных договоров, участниками которых является Российская Федерация.

С одной стороны, законопроект направлен на поддержку российской киноотрасли и минимизацию падения общих сборов от проката, борьбу с пиратством и серым рынком, но, с другой стороны, такие меры могут привести к ответным действиям со стороны зарубежных правообладателей и созданию рисков как для передаваемого контента, так и для легальных распространителей с обеих сторон, в том числе для смежных прав организаций вещания.

В свете потенциальных изменений в области охраны авторского права и смежных прав рассмотрим возможные последствия, связанные с охраной прав организаций вещания. Речь идет о стриминговых сервисах.

Редакция сводного текста договора ВОИС о вещательных организациях от 4 марта 2022 года (документ SCCR/42/3) дает определение вещательной организации (пункт d статьи 2). Также указывается, что понятие «вещательная организация» распространяется также на лиц, действующих от ее имени; организации, которые распространяют свой несущий программу сигнал исключительно через компьютерную сеть, не подпадают под определение «вещательной организации».[35]

А редакции второго пересмотренного проекта текста договора ВОИС о вещательных организациях от 11 января 2023 года (документ SCCR/43/3)[36] и третьего пересмотренного проекта текста договора ВОИС о вещательных организациях от 6 сентября 2023 года (документ SCCR/44/3)[37] уже не содержат данной оговорки, и по тексту документа не исключаются трансляции через компьютерные сети.

Возникает вопрос о возможности включения в перечень вещательных организаций их стриминговых сервисов. Например, компании Warner Bros. Discovery, Inc. принадлежит ряд стриминговых сервисов, в частности, в рамках подразделения Warner Bros. Television Studios, которое занимается производством и распространением телевизионной продукции, функционирует стриминговый сервис TheWB.com.[38] Или американский телеканал The CW Television Network имеет онлайн-площадку cwtv.com.[39]

В Российской Федерации 1TV.ru[40] и Kino1TV.ru[41] являются онлайн-сервисами Первого канала. Они осуществляют стриминговую трансляцию проектов эфира Первого канала, российский и зарубежный кинопрокат.[42] Исключительные права на сервисы принадлежат АО «Первый канал», который является общественной вещательной организацией, активно осуществляющей международное вещание.

Если обратиться к определению вещательной организации в Документе SCCR/42/3 от 4 марта 2022 года, то в нашем случае упомянутые онлайн-сервисы действуют от имени телеканалов, инициирующих передачу в эфир, транслируют, в том числе, непосредственно продукцию телеканала. При этом, распространение сигнала осуществляется в сети Интернет, но это не является исключительным вещанием.

В любом случае, при принятии законопроекта могут оказаться под ударом смежные права организаций вещания, поскольку принудительное лицензирование предполагает возможное использование собственных передач организаций вещания на стриминговых сервисах без согласия правообладателей, что очень похоже на действия по легализации пиратства.

Кроме того, такой радикальный метод в качестве ответных санкций может привести к потере существующих зарубежных партнеров, к провоцированию приостановки действия не только иностранных стриминговых сервисов на территории РФ, но и российских за рубежом, что в результате скажется на рентабельности инвестиций в развитие технологий вещательными организациями.

Минэкономразвития России не поддерживает соответствующие предложения о внесении изменений в законодательство РФ. В ведомстве уточняют, что правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использовать результаты его интеллектуальной деятельности или интеллектуальную собственность. Отсутствие запрета не считается разрешением. Другие лица не вправе использовать соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без согласия правообладателя. Таким образом, законодательством РФ предусмотрена охрана и защита исключительных прав на объекты авторских и смежных прав.[43]

В Минкультуры РФ тоже скептически отнеслись к данной инициативе, сославшись на правовую неопределенность законопроекта, который требует существенной доработки, включая регламентацию механизма сбора вознаграждения для соответствующих правообладателей.[44]

Независимо от того, будет принят соответствующий законопроект или нет, возникает вопрос о необходимости обеспечить защиту информационных платформ, в том числе отечественных, во исполнение Концепции внешней политики от 31 марта 2023 года.

Для устранения потенциальной уязвимости нелегального использования трансляций, осуществляемых с помощью средств ИКТ, представляется целесообразным распространить механизм правового регулирования вещательной организации на принадлежащие ей цифровые платформы (стриминговые сервисы), обеспечивающие потоковую трансляцию в сети Интернет в режиме реального времени, доступ к которой возможен в любое время с любого устройства.

Данная мера позволит распространить нормы международно-правовой охраны на несущие программы сигналы вещательными организациями и на передаваемый контент их собственного производства в интернет-пространстве.

Российская Федерация заинтересована в международном сотрудничестве как по вопросам обеспечения охраны смежных прав организаций вещания, так и расширения их географии вещания. Россия осуществляет имплементацию в национальное законодательство принятых на себя обязательств по действующим международным договорам, развивает двустороннее межгосударственное сотрудничество в медиасфере, выступает с рассмотрением новых инициатив в рамках международного сообщества, в том числе принимает активное участие в сессиях Постоянного комитета ВОИС по авторскому праву и смежным правам, который занимается разработкой договора ВОИС о вещательных организациях.[45]

Библиографический список

1. В Госдуму внесут исправленный законопроект о принудительном лицензировании зарубежного кино [Электронный ресурс]. – URL: https://rtvi.com/stories/v-gosdumu-vnesut-ispravlennyj-zakonoproekt-o-prinuditelnom-liczenzirovanii-zarubezhnogo-kino/ (дата обращения – 30.11.2023).

2. ВГТРК и «Первый канал» объявили о приостановке членства в EBU [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/26/02/2022/621a2fa59a794723b7d8ac47 (дата обращения –  27.11.2023).

3. Владелец Warner Brothers, CNN и HBO решил приостановить работу в России [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rbc.ru/society/10/03/2022/62291cfd9a79471e094ac8d0 (дата обращения – 27.11.2023).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ: (ред. от 13.06.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 52, ч. 1, ст. 5496.

5. Декларация первого саммита Россия – Африка [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5453 (дата обращения – 29.11.2023).

6. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России от 22 января 1998 года // Собрание законодательства РФ. – 1999 г. – № 47, ст. 5626.

7. Закон Республики Армения от 5 августа 2020 года № ЗР-395 «Об аудиовизуальных медиа» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=7300&lang=rus (дата обращения – 24.11.2023).

8. Источник: 18 августа телеканал Life работает последний день [Электронный ресурс]. – URL: https://tass.ru/ekonomika/4491588 (дата обращения – 20.11.2023).

9. Колесов, М., Kuz, A. Рынок легальных видеосервисов в России [Текст] // European Audiovisual Observatory. – Страсбург. – 2017. – 26 с.

10. Конвенция по борьбе с киберпреступлениями от 23 ноября 2001 года (СЕД № 185) [Электронный ресурс]. – URL: https://rm.coe.int/1680081561 (дата обращения – 21.11.2023).

11. Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 года // Бюллетень международных договоров. – 2005. – № 7.

12. Минэкономразвития выступило против принудительного лицензирования зарубежного кино в РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://tass.ru/obschestvo/16887947 (дата обращения – 02.12.2023).

13. Модельный закон о трансграничном спутниковом телевизионном и радиовещании и международном спутниковом информационном обмене от 15 июня 1998 года // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. – 1998. – № 18. –  С. 200-212.

14. О внесении в Спецкомитет ООН российского проекта универсальной международной конвенции по противодействию использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях [Электронный ресурс]. – URL: https://archive.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4831832 (дата обращения – 21.11.2023).

15. Парсаданова, Т.Н. Телепотребление. Что изменилось? [Текст] // МНКО. – 2018. – № 6 (73). – С. 556-559.

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2002 № 908 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 52 (2 ч.), ст. 5217.

17. Проект Конвенции ООН о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях от 29 июня 2021 года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.unodc.org/documents/Cybercrime/AdHocCommittee/Comments/RF_28_July_2021_-_R.pdf (дата обращения – 21.11.2023).

18. Проект Федерального закона № 184016-8 «О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/184016-8 (дата обращения – 30.11.2023).

19. Распоряжение Президента РФ от 22.03.2008 № 144-рп «О признании утратившим силу распоряжения Президента Российской Федерации от 15 ноября 2005 г. № 557-рп «О подписании Конвенции о киберпреступности» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 13, ст. 1295.

20. Резолюция A/RES/74/247 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 27 декабря 2019 года «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях» [Электронный ресурс]. – URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N19/440/31/PDF/N1944031.pdf?OpenElement (дата обращения – 21.11.2023).

21. Репрессии в отношении российских журналистов и СМИ за рубежом с начала СВО по защите Донбасса (по состоянию на 13 марта 2023 г.) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mid.ru/ru/press_service/journalist_help/repressions/ (дата обращения – 27.11.2023).

22. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о сотрудничестве в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 16 мая 2012 года // Бюллетень международных договоров. – 2013. – № 6.

23. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка о сотрудничестве в области массовых коммуникаций от 11 февраля 2016 года // Бюллетень международных договоров. – 2017. – № 2.

24. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в сфере массовых коммуникаций от 30 декабря 2020 года // Бюллетень международных договоров. – 2023. – № 6.

25. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики о сотрудничестве в области массовых коммуникаций от 15 июня 2023 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mid.ru/ (дата обращения – 25.11.2023).

26. Тарасов, А.М. Структура и содержание Конвенции по противодействию киберпреступлениям [Текст] // Безопасность информационных технологий = IT Security, Том 25. – 2018. – № 4. – С. 52-62.

27. Указ Президента РФ от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2023. – № 14, ст. 2406.

28. Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 52 (1 ч.), ст. 5497.

29. Федеральный закон от 28.02.2023 № 43-ФЗ «О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2023. – № 10, ст. 1566.

30. Чуянова, Д.С. Современный телевизионный видеоконтент в цифровой среде [Текст] // Вестник науки и образования. – 2019. – №10-1 (64). – С.102-104.

31. Sputnik расширяет сотрудничество с африканскими СМИ [Электронный ресурс]. – URL.: https://ria.ru/20221006/sotrudnichestvo-1822078200.html (дата обращения – 29.11.2023).

32. EBU R 144. Cybersecurity governance for media companies [Электронный ресурс]. – URL: https://tech.ebu.ch/docs/r/r144.pdf (дата обращения – 29.11.2023).

33. Resolution CM/Res (2022)2 on the cessation of the membership of the Russian Federation to the Council of Europe [Электронный ресурс]. – URL: https://search.coe.int/cm/Pages/result_details.aspx?ObjectID=0900001680a5da51 (дата обращения – 20.11.2023).

34. SCCR/42/3: пересмотренный проект текста договора ВОИС о вещательных организациях от 4 марта 2022 года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.wipo.int/edocs/mdocs/copyright/ru/sccr_42/sccr_42_3.pdf (дата обращения – 01.12.2023).

35. SCCR/43/3: Второй пересмотренный проект текста договора ВОИС о вещательных организациях от 11 января 2023 года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.wipo.int/edocs/mdocs/copyright/ru/sccr_43/sccr_43_3.pdf (дата обращения – 01.12.2023).

36. SCCR/44/3: Третий пересмотренный проект текста Договора ВОИС о вещательных организациях от 6 сентября 2023 года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.wipo.int/edocs/mdocs/copyright/ru/sccr_44/sccr_44_3.pdf (дата обращения – 01.12.2023).

37. Warner Bros. Entertainment Inc. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.warnerbros.com/ (дата обращения – 01.12.2023).

Информация об авторе:

Кучина Анастасия Михайловна, аспирант Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации (научная специальность: Международно-правовые науки (5.1.5.)).

Information about the author:

Kuchina Anastasia, Postgraduate student of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (scientific specialty: International legal sciences (5.1.5.)).


[1] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ: (ред. от 13.06.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 52, ч. 1, ст. 5496.

[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2002 № 908 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 52 (2 ч.), ст. 5217.

[3] Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 года // Бюллетень международных договоров. – 2005. – № 7.

[4] Resolution CM/Res (2022)2 on the cessation of the membership of the Russian Federation to the Council of Europe [Электронный ресурс]. – URL: https://search.coe.int/cm/Pages/result_details.aspx?ObjectID=0900001680a5da51  (дата обращения – 20.11.2023).

[5] Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 52 (1 ч.), ст. 5497.

[6] Источник: 18 августа телеканал Life работает последний день [Электронный ресурс]. – URL: https://tass.ru/ekonomika/4491588 (дата обращения – 20.11.2023).

[7] Чуянова, Д.С. Современный телевизионный видеоконтент в цифровой среде [Текст] // Вестник науки и образования. – 2019. – №10-1 (64). – С.103-104.

[8] Резолюция A/RES/74/247 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 27 декабря 2019 года «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях» [Электронный ресурс]. – URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N19/440/31/PDF/N1944031.pdf?OpenElement (дата обращения – 21.11.2023).

[9] О внесении в Спецкомитет ООН российского проекта универсальной международной конвенции по противодействию использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях [Электронный ресурс]. – URL: https://archive.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4831832 (дата обращения – 21.11.2023).

[10] Проект Конвенции ООН о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях от 29 июня 2021 года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.unodc.org/documents/Cybercrime/AdHocCommittee/Comments/RF_28_July_2021_-_R.pdf (дата обращения – 21.11.2023).

[11] Конвенция по борьбе с киберпреступлениями от 23 ноября 2001 года (СЕД № 185) [Электронный ресурс]. – URL: https://rm.coe.int/1680081561 (дата обращения – 21.11.2023).

[12] Распоряжение Президента РФ от 22.03.2008 № 144-рп «О признании утратившим силу распоряжения Президента Российской Федерации от 15 ноября 2005 г. № 557-рп «О подписании Конвенции о киберпреступности» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 13, ст. 1295

[13] Тарасов, А.М. Структура и содержание Конвенции по противодействию киберпреступлениям [Текст] // Безопасность информационных технологий = IT Security, Том 25. – 2018. – № 4. – С. 60.

[14] Модельный закон о трансграничном спутниковом телевизионном и радиовещании и международном спутниковом информационном обмене от 15 июня 1998 года // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. – 1998. – № 18. –  С. 200-212.

[15] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в сфере массовых коммуникаций от 30 декабря 2020 года // Бюллетень международных договоров. – 2023. – № 6.

[16] Закон Республики Армения от 5 августа 2020 года № ЗР-395 «Об аудиовизуальных медиа» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=7300&lang=rus (дата обращения – 24.11.2023).

[17] Мультиплекс – это пакет из нескольких цифровых каналов, транслируемый на одной частоте // [Парсаданова, Т.Н. Телепотребление. Что изменилось? [Текст] // МНКО. – 2018. – № 6 (73). – С. 558.].

[18] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики о сотрудничестве в области массовых коммуникаций от 15 июня 2023 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mid.ru/ (дата обращения – 25.11.2023).

[19] Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной телерадиовещательной организации Союза Беларуси и России от 22 января 1998 года // Собрание законодательства РФ. – 1999 г. – № 47, ст. 5626.

[20] БелРос.О телеканале [Электронный ресурс]. – URL: https://belros.tv/about/ (дата обращения – 27.11.2023).

[21] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о сотрудничестве в области связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 16 мая 2012 года // Бюллетень международных договоров. – 2013. – № 6.

[22] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка о сотрудничестве в области массовых коммуникаций от 11 февраля 2016 года // Бюллетень международных договоров. – 2017. – № 2.

[23] Репрессии в отношении российских журналистов и СМИ за рубежом с начала СВО по защите Донбасса (по состоянию на 13 марта 2023 г.) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mid.ru/ru/press_service/journalist_help/repressions/ (дата обращения – 27.11.2023).

[24] Владелец Warner Brothers, CNN и HBO решил приостановить работу в России [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rbc.ru/society/10/03/2022/62291cfd9a79471e094ac8d0 (дата обращения – 27.11.2023).

[25] ВГТРК и «Первый канал» объявили о приостановке членства в EBU [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/26/02/2022/621a2fa59a794723b7d8ac47 (дата обращения –  27.11.2023).

[26] EBU [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ebu.ch/home (дата обращения – 28.11.2023).

[27] EBU R 144. Cybersecurity governance for media companies [Электронный ресурс]. – URL: https://tech.ebu.ch/docs/r/r144.pdf (дата обращения – 29.11.2023).

[28] Федеральный закон от 28.02.2023 № 43-ФЗ «О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2023. – № 10, ст. 1566.

[29] Декларация первого саммита Россия – Африка [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5453 (дата обращения – 29.11.2023).

[30] Sputnik расширяет сотрудничество с африканскими СМИ [Электронный ресурс]. – URL.: https://ria.ru/20221006/sotrudnichestvo-1822078200.html (дата обращения – 29.11.2023).

[31] Указ Президента РФ от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2023. – № 14, ст. 2406.

[32] Проект Федерального закона № 184016-8 «О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/184016-8 (дата обращения – 30.11.2023).

[33] В Госдуму внесут исправленный законопроект о принудительном лицензировании зарубежного кино [Электронный ресурс]. – URL: https://rtvi.com/stories/v-gosdumu-vnesut-ispravlennyj-zakonoproekt-o-prinuditelnom-liczenzirovanii-zarubezhnogo-kino/ (дата обращения – 30.11.2023).

[34] Проект Федерального закона № 184016-8 «О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/184016-8 (дата обращения – 30.11.2023).

[35] SCCR/42/3: пересмотренный проект текста договора ВОИС о вещательных организациях от 4 марта 2022 года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.wipo.int/edocs/mdocs/copyright/ru/sccr_42/sccr_42_3.pdf (дата обращения – 01.12.2023).

[36] SCCR/43/3: Второй пересмотренный проект текста договора ВОИС о вещательных организациях от 11 января 2023 года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.wipo.int/edocs/mdocs/copyright/ru/sccr_43/sccr_43_3.pdf (дата обращения – 01.12.2023).

[37] SCCR/44/3: Третий пересмотренный проект текста Договора ВОИС о вещательных организациях от 6 сентября 2023 года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.wipo.int/edocs/mdocs/copyright/ru/sccr_44/sccr_44_3.pdf (дата обращения – 01.12.2023).

[38] Warner Bros. Entertainment Inc. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.warnerbros.com/ (дата обращения – 01.12.2023).

[39] The CW Network [Электронный ресурс]. – URL.: https://www.cwtv.com/ (дата обращения – 02.12.2023).

[40] Первый канал [Электронный ресурс]. – URL: https://www.1tv.ru/ (дата обращения – 02.12.2023).

[41] Кино1ТВ [Электронный ресурс]. – URL: https://kino.1tv.ru/ (дата обращения – 02.12.2023).

[42] Колесов, М., Kuz, A. Рынок легальных видеосервисов в России [Текст] // European Audiovisual Observatory. – Страсбург. – 2017. – С. 18.

[43] Минэкономразвития выступило против принудительного лицензирования зарубежного кино в РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://tass.ru/obschestvo/16887947 (дата обращения – 02.12.2023).

[44] Там же.

[45] Роспатент принял активное участие в 43-й сессии Постоянного комитета ВОИС по авторскому праву и смежным правам [Электронный ресурс]. – URL: https://rospatent.gov.ru/ru/news/vois-21032023 (дата обращения – 01.03.2023).

Добавить комментарий

Войти с помощью: