В современных рыночных условиях существует множество источников финансирования. Однако большинство компаний старается найти наиболее прибыльный для их международных проектов. В данном случае лизинг может стать одним из самых экономных способов финансирования, как международных проектов, так и деятельности организации в целом. В данной статье анализируются лизинг как источник финансирования, типы международных лизинговых сделок; описаны наиболее популярные механизмы осуществления международных лизинговых транзакций.
Ключевые слова: лизинг, международный лизинг, лизинговые транзакции, лизинговый механизм, лизингодатель, лизингополучатель, договор лизинга, источники финансирования фирмы.
INTERNATIONAL LEASING AS A SOURCE OF FINANCING: ANALYSIS, TYPES AND PRINCIPLES
Annotation: There are a huge range of the sources of financing in modern market conditions. However, most companies try to find the most profitable source for their international projects. In this case, leasing can become one of the most economical ways of financing both international projects and the activities of the organization as a whole. This article analyzes leasing as a source of financing, types of international leasing transactions; describes the most popular mechanisms for carrying out international leasing transactions.
Keywords: leasing, international leasing, leasing transactions, leasing mechanism, lessor, lessee, leasing agreement, sources of financing of the company.
В настоящее время все больше и больше компаний по всему миру пытаются найти эффективный способ финансирования, чтобы стать более конкурентоспособными и прибыльными в разных странах и регионах.
На современном рынке существует множество форм финансирования фирм: корпоративное кредитование, венчурный капитал, выкуп с привлечением заемных средств, секьюритизация, тогда как многие компании предпочитают использовать одну из наиболее финансово эффективных форм финансирования-лизинг. [12] Он может быть использован компаниями в качестве альтернативного способа финансирования бизнеса. На практике, особенно для инвестиционных проектов, наиболее выгодным финансовым инструментом может быть лизинг. Более того, Ричард А. брили, Стюарт К. Майерс и Франклин Аллен считают, что финансовая аренда является эффективным источником финансирования. Если вы подписываете договор финансовой аренды, вам нравится занимать деньги. Должен быть немедленный приток денежных средств, потому что арендатор освобождается от необходимости платить за актив. Тем не менее, арендатор также будет обязан произвести платежи, которые указаны в договоре аренды. Пользователь мог бы заимствовать полную покупную цену актива, приняв на себя обязательное обязательство выплачивать проценты и основную сумму кредитору. В этом случае мы могли бы прийти к выводу, что последствия лизинга и заимствования денежных потоков схожи. В любом случае, компания получает наличные деньги сейчас и возвращает их позже [1].
Значительный вклад в исследование эффективности лизинговых сделок внесли также Батист А., бланк И. А., Газман В. Д., Гилл Е., Грабарь Н.А., Дилл Д., Дженсон К., Дюрик Е., Кадушкин А. Каменев И. П., Касимов А. В., Киселев И. Б., Коттер Р., Лавери Е., Лукашевич И., Майерс С., Масленников В., Михайлов Н., Рид Е., Смит Р., Штаврин В. А. и другие. [3]
Согласно российскому законодательству, лизинг — совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с осуществлением договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга; договор лизинга — договор, по которому лизингодатель обязуется приобрести указанное лизингополучателем имущество у конкретного продавца и после этого передать лизингополучателю имущество в оплату за временное владение и пользование. В договоре лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и имущества осуществляется лизингодателем [2].
Таким образом, существуют некоторые основные особенности этого типа соглашения. Во – первых, в данном договоре лизинга должно быть 3 части — лизингополучатель, лизингодатель и конкретный продавец (лизингополучатель (пользователь) для оплаты лизингодателю (владельцу) за пользование активом). Во – вторых, договор лизинга должен основываться на двух или более договорах: договоре купли-продажи и договоре лизинга как минимум. Тем не менее, часто сделка сопровождается договором страхования имущества, технического обслуживания и др. В-третьих, должно быть приобретение имущества специально для аренды.
Кроме того, существует также очень важный документ, в котором изложены принципы признания, оценки, представления и раскрытия информации об аренде — международный стандарт финансовой отчетности 16 Об аренде (МСФО 16). Настоящий стандарт содержит определение договора аренды: договор аренды — это договор между двумя сторонами, арендодателем и арендатором. Арендодатель является законным владельцем актива; арендатор получает право использовать актив в обмен на арендные платежи. Настоящий стандарт также определяет отношения между субъектами лизинга, виды лизинговых операций и другие пункты лизинга. Таким образом, в дальнейших уставах этой работы мы также будем использовать этот стандарт.[8]
Как правило, существует два вида лизинга в зависимости от места нахождения сторон и места заключения договора лизинга: внутренний и международный лизинг. Внутренняя аренда имеет место, когда все стороны договора аренды: арендодатель, арендатор и поставщик оборудования являются домицилированными или принадлежат одной и той же стране.
Наоборот, можно сказать о международной аренде, которая относится к типу договора аренды, когда одна или несколько сторон договора аренды проживают или проживают в разных странах. Более того, Международный лизинг также можно разделить на импортный лизинг и трансграничный лизинг. [14]
Для первого типа арендодатель и арендатор принадлежат к одной и той же стране, но поставщик оборудования остается в какой-то другой стране. Тогда как если речь идет о втором виде лизинга — и лизингодатель, и лизингополучатель находятся в разных странах, независимо от того, где находится Поставщик оборудования.
Разница между внутренней и международной арендой заключается в том, что последняя подвержена двум видам рисков: валютному (риск, связанный с колебаниями обменного курса, поскольку платежи, как правило, номинированы в разных валютах) и страновому (относится к налоговой и нормативной базе, распространенной в соответствующей стране).
Достаточно важно понимать, что где существует множество видов лизинговых сделок по всему миру, зависит от вида сделки и места нахождения сторон договора лизинга. Тем не менее, существует общий механизм лизинговых сделок, который приемлем как для двух видов лизинга: Международного, так и внутреннего. [15]
Таким образом, в соответствии с договорными соглашениями арендатору разрешается использовать имущество, находящееся в собственности арендодателя, в то время как арендатор выплачивает указанную периодическую арендную плату. Арендодатель полагается на способность арендатора генерировать достаточные денежные потоки для оплаты арендной платы, а не полагаться на другие активы лизингополучателя или послужной список / кредитную историю). Лизинг также позволяет заемщикам с ограниченным послужным списком / кредитной историей и залогом получить доступ к использованию основного оборудования, часто даже в тех случаях, когда они не могут претендовать на традиционное кредитование коммерческим банком. [3].
Рассматривая более детальную классификацию международного лизинга, можно выделить три его вида: экспорт, импорт и транзит.
Согласно бизнес-схеме экспортного лизинга иностранная сторона является стороной лизингополучателя, а подготовленное к лизингу оборудование покидает страну по условиям экспортного контракта. В мировой практике внедрение механизма экспортной аренды позволяет странам решать проблемы увеличения экспорта стран, резидентом которых является лизингодатель; способствует укреплению и развитию экспортного потенциала. [4]
В целом, бизнес-схемы экспортной аренды имеют ряд сильных преимуществ перед экспортными продажами, реализуемыми в соответствии с международными торговыми контрактами, и, как следствие, способствуют повышению конкурентоспособности отечественной продукции на международных рынках.
В схеме импортного лизинга иностранная часть представляет собой лизингодателя, а оборудование поставляется в страну лизингополучателя на условиях импортного контракта. Импортный лизинг позволяет использовать необходимое технологическое оборудование, приобретенное иностранным лизингодателем (лизинговой компанией, не являющейся резидентом) у иностранных производителей для передачи лизингополучателю по договору лизинга (фирме – резиденту). В России сделки по международному импорту, как правило, происходят под страхованием российского правительства или других крупных структур (например, банков). [3]
Учитывая транзитный лизинг, субъектами лизинга-вендором, лизингодателем и лизингополучателем — являются резиденты разных стран [4].
Транзитный международный лизинг осуществляется в тех случаях, когда лизингодатель одной страны берет кредит или приобретает оборудование в другой стране и передает его лизингополучателю, который находится в третьей стране.
Как правило, транзитный международный лизинг контролируется транснациональными банками и корпорациями, которые имеют дочерние предприятия — лизинговые компании с разветвленной сетью международных филиалов и представительств, взаимодействующих с местными лизингополучателями. [12]
При инвестировании в транзитный лизинг по сравнению с прямыми сделками лизингодатель имеет ряд преимуществ: получение доступа к местным финансовым источникам страны лизингополучателя; снижение рисков, связанных с обменом валюты; расширение спектра арендуемого имущества; снижение налоговых барьеров для перевода лизинговых платежей за рубеж; снятие ограничений на иностранных партнеров — лизингодателей; упрощение процедуры регистрации имущества иностранных собственников; расширение внешних рынков сбыта производимой продукции. [15]
Ключевым моментом сублизинга, в практике международного лизинга, является то, что лизинговая компания — резидент, получая имущество от лизинговой компании-нерезидента по условиям схемы международного импортного лизинга, передает это имущество в соответствии с договором аренды (сублизинга) конечному пользователю. Эффективность этих схем обусловлена возможностью комбинирования налоговых льгот в двух и более странах, в частности в странах, где существуют различные методы определения владельца лизингового имущества (в том числе и в финансовой отчетности). Есть опыт, что некоторые лизинговые компании и оффшорные лизинговые фирмы используют лизинговые схемы для выработки условий реализации своих инвестиционных программ. Тем не менее, объем такого рода сделок из года в год сокращается, так как государственные органы пытаются предотвратить возможность получения компаниями двойных налоговых льгот.
Погашение лизинговых обязательств может осуществляться как в денежной, так и в иной форме (например, товарной). В случае аренды оборудования в качестве формы лизинга может быть использована компенсационная аренда. Здесь лизинговые платежи могли осуществляться за счет товаров, которые изготавливались на лизинговом оборудовании. В этих случаях привлекается третье лицо, которое занимается последующей продажей данной продукции. [7]
Появление международного лизинга с одной стороны увеличило количество субъектов лизинговых схем, их взаимосвязь, а в конечном итоге и всю сложную систему лизинговых отношений, а с другой стороны — увеличило количество международных предприятий и границы их функций, что в конечном итоге привело к усложнению мировых экономических отношений.
Международный лизинг способствует созданию условий для развития инновационной деятельности в принимающей стране. При адекватном использовании большой потенциал международного лизинга заключается в инновационных функциях, связанных с трансфертом технологий, продвижением диффузии инноваций, что обеспечивает возможность повышения технологического уровня за счет предоставления развивающимся компаниям возможности использовать современные технологии, получения необходимого оборудования в лизинг. [8]
Специфические функции международного лизинга и некоторые его особенности привели к динамичному росту международных лизинговых операций. Это связано со следующими обстоятельствами:
Стимулирование стоимости аренды в системе мировых экономических отношений заключается в том, что ее использование способствует общему повышению конкуренции на рынках финансового капитала.
Важной особенностью международного лизинга в системе экономических отношений является его выгодность для страны — лизингополучателя: сумма задолженности по лизингу не включается в расчет государственного долга. Таким образом, можно превысить лимиты кредиторской задолженности, которые установлены Международным валютным фондом для отдельных стран.
Схема международного лизинга позволяет привлекать дешевые средства от иностранных финансовых институтов или фондов стран, заинтересованных в экспорте своей промышленной продукции в другие страны. [9]
На практике использование международных лизинговых сделок связано с использованием льготного налогового режима, установленного в некоторых странах. В частности, в разных странах существуют различия в трактовке соучастника имущества — предмета лизинга для целей налогообложения. А поскольку налоговая база рассчитывается без учета амортизационных отчислений на имущество, такая ситуация может быть использована обеими сторонами международного договора лизинга и в конечном итоге приводит к неоспоримым преимуществам лизинга по сравнению с другими финансовыми продуктами.
Методология организации лизинговой схемы в системе международного бизнеса включает ряд факторов, формирующих ее экономический механизм:
- валюте договора;
- международная ответственность правительства (Конвенция МИУЧП);
- условия налогового режима;
- степень защиты прав собственности;
- особенности законодательства (в том числе в сфере налогообложения);
- наличие условий соглашений о неприменении двойного налогообложения между двумя странами;
- уровень неопределенности, обусловленный изменением обменного курса.
При разработке международного лизингового механизма очень важно определить валюту, которая будет использоваться для лизинговых платежей и попытаться предотвратить инфляционные риски; наметить весь порядок уплаты этих платежей и процесс получения дохода на территории другого государства. Таким образом, на эффективность международной лизинговой схемы (по сравнению с отечественной лизинговой) влияют: выбор валюты договора; риск изменения обменного курса; особенности налогового режима лизингополучателя; особенности налогообложения лизингодателя; наличие или отсутствие соглашений об избежании двойного налогообложения между странами-субъектами международной аренды; степень защиты прав собственности; страхование имущественных и финансовых рисков. [12]
Наконец, большой потенциал международного лизинга заключается в его инновационных особенностях, которые предоставляют возможности для укрепления технологического уровня реального сектора экономики за счет снижения рисков с предоставлением возможности предприятиям использовать передовые зарубежные технологии. В то же время выявление финансового лизинга в системе рыночных отношений субъектов мировой инвестиционной деятельности позволяет выделить лизинг в самостоятельную форму, отличную от традиционной аренды и кредитования. [13]
Использованная литература:
- Акбердин, Р.З. Прогнозирование и перспективное планирование обновления и восстановления основных производственных фондов машиностроения / Р.З. Акбердин. – М.: Уч. пос. МИУ, 2014. – 78 с.
- Акбердин, Р.З. Экономическая эффективность восстановления оборудования и резервы ее повышения / Р.З. Акбердин. – М.: Машиностроение, 2013. – 182с.
- Бордин, Н.Ф. Лизинг как способ обновления ОПФ / Н.Ф. Бордин // Машиностроитель. – 2014. – 1. – С.18 – 29.
- Борисов, Ю.С. Организация ремонтов и технического обслуживания оборудования / Ю.С. Борисов. – М.: Машиностроение, 2015. – 360 с.
- Васильев, Н.М. Лизинг как механизм развития инвестиций и предпринимательства / Н.М. Васильев, С.Н. Катырин. — М.: «ДеКА», 2009. – 458 с.
- Васильев, Н.М. Лизинг: организация, нормативно-правовая основа, развитие / Н.М. Васильев, С.Н. Катырин. — Мн.: «ДеКА», 2014. – 458 с.
- Витрянский, В.В. Договор аренды и его виды: прокат, фрахтование на время, аренда зданий, сооружений и предприятий, лизинг / В.В. Витрянский – Минск: Статус. — 2011, — 300 с.
- Власов, Б.В. Повышение эффективности вспомогательных производств / Б.В. Власов. – М.: Машиностроение, 2013. – 271 с.
- Гайфулин, Б.Н. Современные информационные технологии / Б.Н. Гайфулин, Г.С. Антипина. -М.: СИНТЕГ – Интерфейс – ПРЕСС, 2015. – 170 с.
- Залманова, М.Е. Логистика / М.Е. Залманова. – Саратов: СГТУ, 2011. – 325 с.
- Ивлев, В.А. Методологический подход реорганизации деятельности предприятий. / В.А. Ивлев, М.С. Каменова, Т.В. Попова // «Открытые системы». – 2015. – 2. – С. 40-45.
- Ивлев, В.А. Организация и реорганизация предприятия / В.А. Ивлев, Т.В. Попова // Компьютер пресс, 2015. – 6. – С. 12-18.
- Ивуть, Р.Б. Лизинг на транспорте: Учебное пособие для студентов специальностей «Коммерческая деятельность», «Экономика и управление на предприятии», «Бухучет, анализ и аудит» / Р.Б. Ивуть, Т.Р. Кисель. – Минск: БГПА, 2015.– 151с.
- Кабатова, Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика / Е.В. Кабатова. -М.: ИНФРА-М, 2015. – 204 с.
- Калянов, Г.Н. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов / Г.Н. Калянов. – М.: СИНТЕГ, 2014. – 184 с.
Скалецкая Марина Васильевна,
Аспирант,
Дипломатическая академия МИД России, Москва.
Marina V. Skaletskaya,
Postgraduate student,
Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry, Moscow.