
Международное право всегда развивалось и будет развиваться. Созданный в послевоенный период международный правопорядок с центральной ролью ООН и универсальными международно-правовыми инструментами фактически приостановил свое действие в условиях системной конфронтации между Западом и Россией. Основные многосторонние договоры и соглашения, направленные на предотвращение ядерных испытаний, поддержание ядерного паритета, ограничение вооружений и опасной военной деятельности, практически прекратили свое действие вследствие выхода из них в одностороннем порядке США или приостановки действия в ответ на это с российской стороны. Следует ожидать резкого возрастания интереса и соперничества за ресурсы малоосвоенных регионов, в первую очередь Арктики. Следующими шагами станут «зашельфовые» пространства Мирового океана. Вместе с тем достижения в области технологий, особенно в таких областях, как искусственный интеллект, биотехнологии и возобновляемые источники энергии, будут продолжать формировать новую политэкономию глобального развития. В связи с этим в международном сообществе приходит понимание необходимости создания норм международного права, регулирующих международные отношения на новом этапе их развития.
Ключевые слова: международное право, ООН, искусственный интеллект, биотехнологии, деглобализация, регионализация.
International legal order: current state and possible directions of development
Abstract: International law has always evolved and will evolve. The international legal order created in the post-war period with the central role of the UN and universal international legal instruments has effectively ceased to operate in the context of systemic confrontation between the West and Russia. The main multilateral treaties and agreements aimed at preventing nuclear tests, maintaining nuclear parity, limiting arms and dangerous military activities have practically ceased to operate due to the unilateral withdrawal of the United States or the suspension of their action in response to this by the Russian side. A sharp increase in interest and competition for the resources of underdeveloped regions, primarily the Arctic, should be expected. The next steps will be the «offshore» spaces of the World Ocean. At the same time, advances in technology, especially in such areas as artificial intelligence, biotechnology and renewable energy sources, will continue to shape the new political economy of global development. In this regard, the international community is coming to understand the need to create norms of international law governing international relations at a new stage of their development.
Key words: international law, UN, artificial intelligence, biotechnology, deglobalization, regionalization.
Международное право развивалось на протяжении всей истории международных отношений и этот процесс будет продолжаться. Как отмечает К.А. Бекяшев, «под влиянием объективных событий, дальнейшего развития и углубления глобализации и расширения международного сотрудничества в международном праве сформировался ряд самостоятельных отраслей, прежде всего международное трудовое право и международное процессуальное право»[1].
Происходящая в последние годы трансформация системы международных отношений дает повод задуматься о перспективах дальнейшего развития международного права. Будущее международного права волнует многих специалистов. Сохранит ли международное право активную регулирующую функцию в глобализирующемся мире? Существует ли альтернатива международному праву? Необходимо ли внесение серьезных изменений в существующую систему норм международного права? Поиском ответов на эти и многие другие актуальные вопросы современного международного права занимаются известные российские и зарубежные ученые[2].
По мнению автора, прогнозирование дальнейшего развития международного права невозможно без понимания того, на какой основе будут развиваться отношения между государствами – первичными субъектами международного права. По справедливому замечанию А.Х. Абашидзе, «если международное право адекватно не отражает потребности международного развития, то причина кроется, прежде всего, в незаинтересованности, пассивных действиях или вообще бездействии суверенных государств…»[3].
Общеизвестно, что право вторично, а отношения первичны. Сначала в обществе складываются или изменяются определенные отношения, позже появляются нормы права, регулирующие эти отношения. Активное обсуждение в доктрине и практике изменения системы международных отношений и международного права подтверждает наш тезис о том, что в международном сообществе приходит понимание необходимости создания в ближайшее время норм международного права, регулирующих международные отношения на новом этапе их развития.
Международное право – это не догма, оно всегда развивалось и будет развиваться. Наша задача состоит в том, чтобы определить основной вектор развития современного международного права.
Общеизвестно, что основные принципы современного международного права закреплены в Уставе Организации Объединенных Наций. ООН является одним из главных элементов Ялтинско-Подтсдамской системы международных отношений, сложившейся по итогам Второй мировой войны. Характерной чертой указанной системы международных отношений являлась биполярность, вызванная противостоянием двух великих держав – СССР и США.
В связи с распадом Советского Союза можно констатировать прекращение Ялтинско-Подтсдамской системы международных отношений. В настоящее время мир находится в состоянии перехода к новой системе международных отношений, контуры которой уже достаточно отчетливо просматриваются. В тоже время международное право, созданное в период существования Ялтинско-Подтсдамской системы международных отношений, фактически не изменилось. По этой причине, очевидно, изменилось отношение к международному праву со стороны некоторых ключевых международных акторов.
Отношение Соединенных Штатов Америки к международному праву, например, наглядно демонстрирует фраза спикера Палаты представителей США Джонсона: «Мы не ставим ни один международный орган выше нашего суверенитета»[4]. США отвергают саму концепцию международного права, оно для слабых.
Современной истории известны четыре системы международных отношений, в числе которых: Вестфальская система международных отношений, Венская система международных отношений, Версальско-Вашингтонская система международных отношений, и Ялтинско-Потдсдамская система международных отношений. В рамках указанных систем международных отношений происходило развитие международного права. Каждая новая система международных отношений возникала в результате крупных международных конфликтов.
По справедливому утверждению Г. Киссернджера «Любой международный порядок рано или поздно обязательно должен испытать воздействие двух тенденций, посягающих на его связность: либо переопределение легитимности, либо значительное изменение в балансе сил. Первая тенденция возникает, когда ценности, заложенные в основу международных договоренностей, изменяются коренным образом – от них отказываются те, на ком лежала задача их поддерживать и утверждать, или же их ниспровергает революционное насаждение альтернативной концепции легитимности. Вторая причина кризиса международного порядка возникает, когда он оказывается не в состоянии приспособиться к значительному изменению соотношения сил»[5].
После распада СССР на международной арене оформился недолгий период, когда можно было говорить о наметившемся глобальном миропорядке, в котором ведущую роль играли США. Однако современное состояние международных отношений демонстрирует, что США не настолько сильны, чтобы оставаться гегемоном в современном мире. В ведущую мировую державу превращается Китай, для которого завершение «холодной войны» открыло новые международные возможности. Индия превращается в ведущую державу Южной Азии. Россия переосмысливает свои национальные и внешнеполитические приоритеты и вновь заявляет о своих интересах на международной арене. Япония и Германия, не участвовавшие в создании ООН, приобрели на современном этапе экономическую и политическую мощь и пересматривают свою международную стратегию. Европейский союз представляет собою экономическое и политическое образование, которое намерено выйти за рамки национального государства и которого до этого еще не существовало в истории. Активно развиваются государства Южной Америки и Африки. Основной вектор развития мировой экономики, и как следствие этого, политики смещается в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона.
Как мы видим, мир идет по пути регионализации, происходит смещение к сферам влияния. В качестве примера можно привести ЕС, ЕАЭС и др. региональные объединения. Можно предположить, что в результате этого процесса усилится борьба за влияние внутри различных регионов, а также конкурентная борьба между регионами.
Результатом этих процессов является не просто многополярный мир, а мир все более и более противоречивых реалий. Существующая система международных отношений находится в процессе изменения, но контуры системы, призванной прийти ей на смену еще крайне неопределенны.
Сегодня достаточно активно обсуждается вопрос о необходимости реформирования ООН. Сторонники этой позиции полагают, что Совет Безопасности ООН по наиболее важным вопросам часто лишен единого мнения, что говорит об отсутствует эффективного механизма, в рамках которого государства консультировались бы и сотрудничали по наиболее важным проблемам.
Как отмечала в свое время Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Ф. Могерини: «Слишком много лидеров сегодня говорят исключительно языком политики силы и конфронтации. Международное право и многосторонние соглашения все более и более воспринимаются сильными (игроками) как препятствие, а не как гарантии для всех…»[6].
Международные отношения снова находятся на переломном этапе своего развития. В ближайшие годы международному сообществу необходимо будет переосмыслить свои подходы к новой формирующейся системе международных отношений, которая отвечала бы требованиям нашего времени. По некоторым оценкам основные параметры управления глобальным миром могут определиться к 2030-м годам, после чего дальнейшие процессы формирования мироустройства могут занять еще примерно от 5 до 10 лет.
Важную роль в построении нового мироустройства и, соответственно, в развитии международного права будет играть Российская Федерация, которая формировалась как особое государство-цивилизация. Формирование России происходило в условиях противостояния с Западом на протяжении последних 800 лет.
Россия, как известно, получила православие от Византии. После падения Константинополя в 1204 году под натиском крестоносцев, римские папы, начиная с Иннокентия III, призывали европейские государства к борьбе с русскими, поскольку считали их вероотступниками. Эти призывы римских пап привели к конфликту между шведами и Ливонским орденом, с одной стороны, и русскими княжествами под предводительством Александра Невского, с другой стороны. В результате сокрушительной победы Александра Невского Русь не стала частью Запада, она сохранила свою независимость и православную веру, определяющую идентичность русского народа.
После этого в конце XVII — начале XVIII веков Петр I провел модернизацию России, результатом которой было вхождение России в расклады европейской политики. На наш взгляд это был ложный выбор, который повлек за собою вторжение Наполеона в Россию в 1812 году, участие России в Первой мировой войне, Русскую революцию 1917 года, Гражданскую войну и иностранную интервенцию, а также участие России (Советского союза) во Второй мировой войне/Великой Отечественной войне.
Можно констатировать, что восемьсот лет назад Западная Европа, руководимая Римской церковью, предприняла свой первый «натиск на Восток». В наши дни Западная Европа, воспользовавшись распадом Советского Союза и завершением «холодной войны», осуществляет новый «натиск на Восток» в форме расширения Евросоюза и НАТО под руководством США.
Существующая система международных отношений фактически была создана западными государствами во главе с США. В связи с этим при определении перспективных целей своей внешней политики Российская Федерация не может больше встраиваться в указанную систему международных отношений, а должна формировать с другими странами «мирового большинства» новую модель мирового порядка, основанную на коллективном лидерстве и отсутствии гегемонов.
Очевидно, что в результате постепенного разрушения существующей системы международных отношений будет сокращаться роль и значение многосторонней дипломатии. Приоритетными в международных отношениях станут двустороннее и региональное сотрудничество, где ключевую роль будут играть государства, относящиеся к «Мировому большинству». Россия должна занять свое значимое место в этих процессах и стать одной из несущих конструкций вновь создаваемых международных организаций, в которых западные государства не будут представлены.
Можно обоснованно предположить, что процессы деглобализации международных отношений и их последующая регионализация приведут к формированию макрорегионов с различным составом государств. Первые признаки этих процессов уже отчетливо просматриваются на практике. Соответственно, в рамках территориальных границ новых макрорегионов будут создаваться новые международные организации и институты.
Международный правовой порядок, сформированный по итогам Второй мировой войны, характерной особенностью которого является центральная роль Организации Объединенных Наций и международно-правовые инструменты универсального характера, фактически бездействует в условиях конфронтации между Россией и западными странами. Прежде всего это относится к проблеме поддержания мира и безопасности.
Заложенный в рамках Бреттон-Вудской системы валютно-финансовый порядок с центральной ролью доллара и других западных валют начиная с 1971 года подвержен последовательному реформированию и движется в направлении снижения международной роли и значения указанной системы.
Международное сообщество все более отчетливо осознает важное значение обеспеченности государств ресурсами, что повлечет за собою интерес и соперничество за такие малоосвоенные регионы, как Арктика и Антарктика. Сферой конкуренции между государствами станут и «зашельфовые» пространства Мирового океана.
Противоречивые последствия для всех стран в XXI веке будет иметь миграция. Она повлечет за собою много проблем, в том числе и кризис политики «мультикультурализма».
Указанные выше и складывающиеся в настоящее время отношения между государствами должно будет регулировать международное право.
Если перейти от общего к частному, следует заметить, что на развитие современного международного права оказывает влияние научно-технический прогресс, под влиянием которого происходит усложнение общественных отношений, создаются новые правовые нормы, появляются новые отрасли и подотрасли права.
На развитие современного международного права оказывают существенное влияние такие достижения научно-технического прогресса, как: информационные технологии (включая искусственный интеллект), новые медицинские практики и биотехнологии. Развитие науки и техники приводит к необходимости совершенствования международно-правового регулирования существующих отраслей международного права, и появлению новых.
Наряду с ценностью достижений научно-технического прогресса следует так же осознавать и их опасность в том случае, когда указанные достижения могут быть использованы не по назначению. В современном мире, например, существенно возросло количество преступлений, совершаемых в киберпространстве. Регулярно появляются новые виды вредоносного программного обеспечения, используемого для достижения незаконных целей. По оценкам экспертов, материальный ущерб мировой экономике от преступлений, совершаемых с помощью информационно-коммуникационных технологий, исчисляется триллионами долларов США.
Кибербезопасность считается одной из самых актуальных тем современного международного права, крайне важной для обеспечения национальной безопасности государств. В связи с этим международное сообщество проявляет серьезную заинтересованность в разработке многосторонней правовой основы сотрудничества в области кибербезопасности.
Во многом не урегулированы нормами международного права отношения, связанные с искусственным интеллектом, который уже сегодня включен в нашу повседневную жизнь. Дальнейшее расширение участия искусственного интеллекта в жизни людей может вызвать непредсказуемые последствия. В целях минимизации риска наступления неблагоприятных последствий необходима разработка международно-правовых норм, регулирующих данную сферу отношений. При этом, указанные нормы права должны разрабатываться с участием технических специалистов в области искусственного интеллекта.
Международному сообществу следует задуматься о том, что современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий создает потенциальную угрозу несанкционированного доступа третьих лиц не только к нашей личной информации, но и к нашим мыслям. Нейротехнологии и биотехнологии могут обеспечить такую возможность уже сегодня.
Редактирование генома человека стало возможным благодаря четвертой промышленной революции и достижениям генной инженерии. Полученные в этой сфере научные разработки дают возможность обеспечить защиту здоровья человека. В тоже время на повестке дня встают вопросы личных прав гражданина, интересов общества и принципов гуманности.
Концепции права на жизнь входят в противоречие с изменяющимся статусом человеческой и других форм жизни.
Ряд ученых, в чью сферу научных интересов входит проблема прав человека, обосновывают точку зрения о смене века прав индивида на концепцию коллективных прав всего человечества (так называемые четвертое и пятое поколения прав человека).
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о насущной потребности в осознании международным сообществом концепции ответственного развития нейро и биотехнологий, а также проблем необходимости защиты конституционных и гражданских прав человека, которые могут возникнуть в результате проведения научных исследований и их прикладного использования.
Перед международным правом стоит много задач, которые предстоит решить уже в ближайшем будущем. Важную роль в развитии международного права будет играть Российская Федерация!
Завершить настоящую статью следует словами известного ученого, юриста-международника В.И. Кузнецова: «Просматриваются два направления, по которым может идти развитие международного права: 1. Под воздействием прогресса в науке и технике, освоения человеком новых сфер деятельности и других объективных факторов создание новых норм практически во всех отраслях международного права – от морского до космического. … 2. Совершенствование норм, а главное механизмов для поддержания мира и безопасности. Использование государствами вооруженной силы ныне правомерно только для самообороны. Но сейчас возникают новые угрозы, и превая из них – терроризм. … Если человечество не научится жить в соответствии с нормами международного права, его ждут кровавые столкновения, тем более что военная техника, орудия уничтожения и разрушения стремительно развиваются»[7].
Список литературы:
- Абашидзе А.Х. Сохранит ли международное право активную регулирующую функцию в глобализирующемся мире? — Будущее международного права: сборник статей. М.: Проспект. 2017, С. 4-16.
- Бекяшев К.А. Необходимо ли внесение серьезных изменений в существующую систему норм международного права? — Будущее международного права: сборник статей. М.: Проспект. 2017, С. 17-47.
- Капустин А.Я. Право международных организаций: перспективы развития в ХХI веке. — Будущее международного права: сборник статей. М.: Проспект. 2017, С. 139-150.
- Кузнецов В.И. Международное право. М.: Статут. 2016, 944 с.
- Kissinger H. World Order. Penguin. 2014, 432 p.
Информация об авторе:
Данельян Андрей Андреевич, д.ю.н., процессор, проректор по учебной работе и молодежной политике, заведующий кафедрой международного права ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации».
Information about the author:
Danelyan Andrey Andreevich, Doctor of Law, processor, vice-rector for academic work and youth policy, head of the department of international law of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation».
[1] Бекяшев К.А. Необходимо ли внесение серьезных изменений в существующую систему норм международного права? — Будущее международного права: сборник статей. М.: Проспект. 2017, С. 35.
[2] Абашидзе А.Х. Сохранит ли международное право активную регулирующую функцию в глобализирующемся мире? — Будущее международного права: сборник статей. М.: Проспект. 2017, С. 4-16; Бекяшев К.А. Необходимо ли внесение серьезных изменений в существующую систему норм международного права? — Будущее международного права: сборник статей. М.: Проспект. 2017, С. 17-47; Капустин А.Я. Право международных организаций: перспективы развития в ХХI веке. — Будущее международного права: сборник статей. М.: Проспект. 2017, С. 139-150 и др.
[3] Абашидзе А.Х. Там же, С.15.
[4] Джонсом М. Интервью телеканалу CNN. 23 мая 2024 г. Доступ: https://t.me/banksta/52657(проверено 14.01.2025).
[5] Kissinger H. World Order. Penguin. 2014, Р. 167.
[6] Могерини Ф. ЕС не приемлет язык силы в мировой политике. 23 февраля 2019 г. Доступ: https://news.ru/world/mogerini-es-ne-priemlet-yazyk-sily-v-mirovoj-politike/ (проверено 14.01.2025).
[7] Кузнецов В.И. Международное право. М.: Статут. 2016, С. 21.