Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Мир и безопасность как конституционные ценности: сравнительно-правовой анализ Конституций Российской Федерации и Украины

Стремление человечества защищать себя от войны привело постепенно к осознанию важности признания мира как высшей гуманитарно-правовой ценности, создания эффективных правовых механизмов его защиты, объединения усилий в реализации задач по обеспечению мира и безопасности.

С формированием международного права и развитием национального государственного (конституционного) права появились публично-правовые определения мира как высшей ценности, рассматриваемого в геополитическом измерении. Ученые выделили две категории мира: международный и гражданский .

Под международным миром подразумевается понятие, определяющее жизненные условия сосуществования государств на основе согласия, отношения между народами (нациями) и государствами (коалициями государств), основывающиеся на проведении внешней политики ненасильственными средствами, отсутствии открытых военных столкновений (вооруженной борьбы), взаимном учете национальных интересов  и соблюдении договорных обязательств .

Потеря такой ценности как международный мир означает начало внешних войн, проводимых как между двумя (несколькими) государствами, так и в региональном и международном масштабах.

Категория гражданского (социального) мира касается отношений внутри государства и характеризует состояние общества, основанное на согласии и отсутствии вооруженных столкновений между политически ориентированными группировками, способными вовлечь народы и население страны в войну общенационального характера и (или) локальные конфликты с использованием оружия.

Нарушение гражданского (социального) мира означает возникновение в стране хаоса, конфликтов и вражды между различными группировками и как крайнее проявление этого – начало гражданской войны.

Мир как особая, высшая ценность обозначен в итоговых документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) — в Заключительном акте СБСЕ (Хельсинки, 1 августа 1975 года), в Парижской Хартии для новой Европы  — итоговом документе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшемся в Париже 21 ноября 1990 года и др.

В частности, в Заключительном акте СБСЕ (Хельсинки, 1 августа 1975 года) государства-участники в качестве приоритетных целей развития ставят вопросы обеспечения условий, в которых их народы могут жить в состоянии подлинного и прочного мира, будучи ограждены от любой угрозы или покушения на их безопасность; выражают убежденность в  необходимости прилагать усилия к тому, чтобы делать разрядку как непрерывным, так и все более жизнеспособным и всесторонним процессом, всеобщим по охвату.

В Парижской Хартии для новой Европы — итоговом документе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшемся в Париже 21 ноября 1990 года, также специально отмечается, что участники Совещания полностью поддерживают ООН и повышение ее роли в содействии международному миру, безопасности и справедливости; сознают неотложные нужды значительной части мира и обязуются проявлять солидарность по отношению ко всем другим странам мира.

Декларация ООН 1984 года, устанавливая право народов на мир, подчеркивает, что данный международно-правовой документ отразил чаяния всех народов исключить войну из жизни человечества и, прежде всего, предотвратить мировую ядерную катастрофу; выразил убежденность в том, что жизнь без войны служит основной предпосылкой для материального благополучия, развития и прогресса стран, полного осуществления прав и основных свобод человека, провозглашенных Организацией Объединенных Наций.

Конституции многих государств, следуя принципам международного права, также подчеркивают важность обеспечения мира и безопасности как двух взаимосвязанных ценностей. В преамбуле Конституции Украины в частности, закреплена одна из целей, на достижение которой направлено принятие Конституции Украины 1996 г. — забота об укреплении гражданского согласия на земле Украины; а в России в преамбуле Конституции 1993 г. в качестве одной из целей определяется — гражданский мир и согласие.

В конституциях России и Украины безопасность как высшая ценность формулируется вместе с такими непреложными ценностями как жизнь человека, здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность (в ст. 3 Конституции Украины), основы конституционного строя, нравственность, здоровье, права и законные интересы граждан, оборона страны.

Целый блок конституционных норм посвящен безопасности в Конституции РФ. Термин «безопасность» в Конституции РФ используется неоднократно, и не только в главе 1, определяющей основы конституционного строя (в ст. 13: «безопасность государства»), но и в других главах: в ст. 55 – «в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства»; в ст. 56 – «для обеспечения безопасности граждан»; в п. «м» ст. 71 – «оборона и безопасность»; п. «д» ч. 1 ст. 72 – «обеспечение экологической безопасности»; п. «б» ч. 1 ст. 72 – «обеспечение общественной безопасности»; в ст. 74 – «для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей»; в ст. 82 «безопасность и целостность государства»; ч. 1, ст. 98 – «для обеспечения безопасности других людей», в п. «д», ч. 1 ст. 114 –«меры по обеспечению государственной безопасности».

При этом в конституциях рассматриваемых государств не содержится определяющих ключевых принципов мира и безопасности. В них отсутствуют разделы, посвященные системе обеспечения мира и национальной безопасности аналогично конституциям целого ряда других государств. Кроме того в рассматриваемых конституциях не найти норм, непосредственно закрепляющих право на мир и право на безопасность.

Данное обстоятельство не является, однако,  основанием для утверждения о том, что на вопросах обеспечения мира и безопасности не акцентировано внимания, и отсутствует конституционно-правовая основа для развития законодательства в этом направлении. В частности, можно отметить, что на конституционном уровне определены запреты на совершение определенных действий направленных на создание угрозы безопасности.

Так, косвенный запрет на гражданские войны (мятеж, восстание в виде вооруженного конфликта) содержится в ст. 3, ч. 4  Конституции РФ: «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». В ст.5 Конституции Украины отмечается, что никто не может узурпировать государственную власть.

В соответствии со ст.13 (ч.5) Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Согласно ст.37 Украины создание и деятельность политических партий и общественных организаций, программные цели или действия которых направлены на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, незаконный захват государственной власти, пропаганду войны, насилия, на разжигание межэтнической, расовой, религиозной вражды, посягательства, на права и свободы человека, здоровье населения, запрещаются.

Другие статьи, содержащие запрет на военное противостояние или разжигание войны, связаны с регулированием условий реализации прав и свобод.

Согласно ст.19 (ч.2) Конституции РФ запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а в ч.2 ст.29 Конституции РФ записано положение о том, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Опосредованным образом запрет на мятеж, вооруженное сопротивление и другие насильственные формы разжигания гражданской войны содержится в ст.31 Конституции РФ: граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. В ст.39 Конституции Украины также закреплено, что граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, шествия и демонстрации. Конституция Украины более детально регулирует порядок реализации данного права, определяя, что  о проведении  массовых мероприятий органы исполнительной власти или органы местного самоуправления уведомляются заблаговременно. Ограничение относительно реализации данного права согласно Конституции Украины может устанавливаться судом в соответствии с законом и только в интересах национальной безопасности и общественного порядка — с целью предупреждения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей.

В отличие от российской Конституции  в Конституции Украины определяются основы статуса Вооруженных сил, а именно, принципы и основные ограничения их деятельности.

Согласно ст. 17 Конституции Украины оборона Украины, защита ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности возлагаются на Вооруженные Силы Украины. Обеспечение государственной безопасности и защита государственной границы Украины возлагаются на соответствующие воинские формирования и правоохранительные органы государства, организация и порядок деятельности которых определяются законом. Вооруженные Силы Украины и иные воинские формирования никем не могут быть использованы для ограничения прав и свобод граждан либо с целью свержения конституционного строя, устранения органов власти или препятствования их деятельности. Государство обеспечивает социальную защиту граждан Украины, находящихся на службе в Вооруженных Силах Украины и в иных воинских формированиях, а также членов их семей.

На территории Украины запрещается создание и функционирование каких-либо вооруженных формирований, не предусмотренных законом. Кроме того, на территории Украины не допускается размещение иностранных военных баз.

Мир и безопасность в целях защиты которых допускается ограничение прав и свобод, предопределяет единство идеологии международно-правовых документов и основных законов государств

Кризисные, чрезвычайные, военные и иные неординарные ситуации, возникающие в истории большинства государств, являлись предпосылкой для введения и закрепления разнообразных видов особых правовых режимов, «конституции часто предусматривают возможность ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах». Данные ограничения корреспондируют установленным в международных актах правилам. Так, Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) в п.2 ст. 29 определяет, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе .

В ст.12 Международного Пакта от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» отмечается, что упомянутые в пакте права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами .

На сегодняшний день, государства допускают, как правило, ограничения прав и свобод в условиях введения особых правовых режимов – чрезвычайного и военного положения. Необходимость применения данных режимов является мерой вынужденной и относится к особым ситуациям в функционировании органов государственной власти.

Основания применения специального режима зависят от характера и источника тех угроз, которые потенциально или реально причиняют вред наиболее значимым общественным отношениям, дестабилизируют общество и его важнейшие институты.

На конституционном уровне закреплены основополагающие положения и принципы функционирования для всех правовых режимов —  принцип неприкосновенности основных прав и свобод, принцип ограничения прав и свобод в целях защиты определенных конституционных ценностей.

Как правило, правовые режимы в современном праве сопровождаются специальными нормативными актами, регламентирующими основания и порядок их установления, реорганизацию деятельности органов государственной власти для достижения целей стабилизации и восстановления нормальной жизнедеятельности общества и государства, пределы ограничения прав и свобод граждан, иные организационно-управленческие и правовые решения. В законах определяются вид правового режима и его носитель, основания введения, субъект, осуществляющий режимное управление, режимные меры и правила деятельности. Поскольку особые правовые режимы в основном связаны с ограничением, принуждением, ответственностью, их первичное юридическое закрепление производится законами, при этом удельный вес правительственных и ведомственных актов в регулировании этих вопросов должен быть сведен к минимуму.

Для правовых режимов важное значение имеет соблюдение процедурной составляющей, поэтому без последующей конкретизации законов применительно к определенной ситуации, территории или объекту обойтись невозможно. Координируют данную деятельность, как правило, главы государств.

Например, согласно ст.106 Конституции Украины Президент Украины обеспечивает национальную безопасность, осуществляет руководство в сфере национальной безопасности, а в ст.17 данной Конституции установлено, что обеспечение государственной безопасности и защита государственной границы Украины возлагаются на соответствующие воинские формирования и правоохранительные органы государства, организация и порядок деятельности которых определяются законом.

Вооруженные Силы Украины и иные воинские формирования никем не могут быть использованы для ограничения прав и свобод граждан либо с целью свержения конституционного строя, устранения органов власти или препятствования их деятельности.

На основании п.21 ст. 106 Конституции и Закона Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» Президент Украины принимает в случае необходимости решение о введении в Украине или в отдельных ее местностях режима чрезвычайного положения, в котором устанавливаются определенные правила, а местный орган исполнительной власти (областная государственная администрация), руководствуясь этим актом, вводит комендантский час.

Учитывая, что при введении данных правовых режимов устанавливаются территориальные, временные, персонофицированные ограничения субъективных прав  и законных интересов граждан, следует отметить, что они вводятся в целях:

— создания необходимых условий для сохранения балансов интересов между личностью, обществом и государством;

— реализации каждому своих естественных прав и свобод личности;

— управления обстановкой в создавшейся неординарной ситуации;

 — защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

— обеспечения незыблемости суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;

—  обеспечения законности и правопорядка;

— предупреждения, ликвидации и минимизации тяжелых последствий для гражданского населения,

— недопущения распространения негативных последствий в другие местности.

Представляется что ограничение условий обеспечения безопасности в целях реализации прав и свобод невозможно, а ограничение прав и свобод в целях обеспечения безопасности явление редкое, но возможное. Вводимое законодателем ограничение прав и свобод должно отвечать требованиям справедливости и пропорциональности, быть соразмерным конституционно-значимым целям, обеспечивать баланс конституционно-защищаемых ценностей и интересов. Вместе с тем оно не должно посягать на само существо права и приводить к утрате его основного содержания.

Согласно ст.64 Конституции Украины конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины. При этом в рассматриваемой Конституции устанавливаются правила о недопущении ограничении определенных прав и свобод.

Так, не могут быть ограничены следующие принципы правового положения личности, а также права и свободы человека, предусмотренные в Конституции Украины: равенство прав и свобод и равенство перед законом (ст. 24); право на гражданство (ст.25); право на жизнь (ст.27); право на уважение достоинства (ст.28); право на свободу и личную неприкосновенность (ст.29); право на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к должностным и служебным лицам этих органов (ст.40); право на жилище (ст.47); право охрану семьи, детства, материнства и отцовства (ст.51); равенство детей (ст.52); право на образование (ст.55); право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального ущерба, причиненного незаконными решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий (ст.56); право знать свои права и обязанности (ст.57);  принцип недопустимости ответственности за деяния, которые на момент их совершения не признавались законом как правонарушения (ст.58); право на правовую помощь (ст.59); принцип недопустимости обязывания исполнять явно преступные распоряжения или приказы (ст.60); принцип недопустимости привлечения  дважды к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение (ст.61);  принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена обвинительным приговором суда (ст.62); принцип освобождения лица от ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом (ст. 63);  право подозреваемого, обвиняемого или подсудимого на защиту, осужденный пользуется всеми правами человека и гражданина, за исключением ограничений, определенных законом и установленных приговором суда (ст.63).

Перечень прав и свобод, ограничение которых не допускается, в конституциях Украины  и  Российской Федерации имеет как сходство, так и отличия.

В Конституции Российской Федерации в отличие от Конституции Украины имеет место ст.55, где определяется, что права и свободы могут быть ограничены в обычных условиях, то есть условиях, не связанных с введением военного ли чрезвычайного положения в целях защиты определенных конституционных ценностей. В соответствии с ч.3 ст.55 российской Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 В определенной мере это положение конкретизируется в ст.56 Конституции РФ: в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.  В ч.3 данной статьи закреплено, что не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 — 54 Конституции Российской Федерации.

Аналогично, как и на Украине, с небольшими лингвистическими отличиями в формулировках, по Конституции Российской Федерации не подлежат ограничению права на жизнь (ст.20),  на охрану государством достоинства (ст.21), на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч.1 ст.23), право на жилище (ч.1 ст. 40),   право на получение квалифицированной юридической помощи (ст.48), принцип презумпции невиновности (ст.49), принцип недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление (ст.50), принцип недопустимости обязывания свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ст.51), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53).

В Российской Федерации ограничению не подлежат также права на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст.24),  на свободу совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст.28), на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст.34), на  гарантирование судебной защиты прав и свобод  человека (ст.46), на обжалование в суд решений и действий (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст.46),  на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст.46),  охраняются законом права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью; обеспечение потерпевшим доступа к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст.52); принцип, согласно которому закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ст.54); недопустимость ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ст.54).

Представляется, что различия в круге принципов, прав и свобод, не подлежащих ограничению, обусловлены в большей мере субъективными, нежели объективными факторами. России и Украине следует присмотреться к опыту друг друга.

В Конституциях РФ и Украины содержатся отдельные положения, касающиеся прав и свобод человека в период военного положения, осуществления военных действий, иных чрезвычайных мер, связанных с защитой мира и безопасности на территории государств.

Чрезвычайное и военное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом (ч. 2 ст.56, 87, 88 Конституции РФ). Вместе с тем российская Конституция непосредственно определяет компетенцию Президента РФ и Федерального Собрания РФ (его палаты – Совета Федерации) в вопросах введения чрезвычайного и военного положения, использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (ст.87,88, 102 Конституции РФ).

Таким образом, можно отметить, что в современный период обеспечение мира и безопасности государства, общества и личности является целевым направлением деятельности органов государственной власти России и Украины, основанное на международных стандартах и не противоречащее им, а эффективное и рациональное обеспечение гарантий безопасности возможно посредством правовых средств, стержнем которых являются Конституции данных государств.

As a result of humanity striving to protect itself against war, peace has been acknowledged as the highest humanitarian-legal value.

Scientists distinguish world peace and civic peace. World peace defines co-existence of states on the basis of consent, relations between nations and states (coalitions of states) based on the handling of foreign policy by non-violence means, lack of open armed conflicts, mutual acknowledgement of national interests, and compliance with treaty obligations. Lack of such value as world peace means the beginning of wars on a regional or international scale.

Civic peace applies to relations within a state and characterizes the state of a society based on consent and lack of armed conflicts between politically-oriented groups, which may get the population involved in a war and (or) local armed conflict. Disturbance of civic peace means chaos and conflicts between various groups, its most extreme form being a civil war.

Following the principles of international law, constitutions of such countries as the Russian Federation and Ukraine both accentuate the importance of the safeguarding of peace and security as two interconnected values.

Irina A. Umnova – head of the constitutional-legal research department of the Russian Academy of Justice, Doctor of Law, Professor

Irina A. Aleshkova – principal scientific officer of the constitutional-legal research department of the Russian Academy of Justice, Candidate of Legal Sciences, Docent 

Добавить комментарий

Войти с помощью: