Мир сталкивается с новыми вызовами и угрозами, что обостряет проблему обеспечения соблюдения и защиты прав человека, включая фундаментальное право на жизнь. Одним из важнейших аспектов обеспечения права на жизнь является поддержание достойного уровня жизни: получение достаточного количества питьевой воды, доступ к медицинским услугам, получение образование и т.д. Все это возможно обеспечить должным образом только если имеется достаточный доступ к энергии. В статье рассматриваются вопросы международно-правового регулирования использования атомной энергии в контексте принятия мер, направленных на наиболее эффективную реализацию прав человека. В основе построения устойчивого глобального сообщества лежит создание действительно доступной, чистой и гибко реагирующей на спрос энергосистемы с минимизацией негативного воздействия на экологическую, экономическую и социальную сферы. В основе такой прогрессивной энергосистемы лежит ядерная энергетика.
Ключевые слова: атомная энергетика, МАГАТЭ, ООН, права человека, мирный атом, ЦУР.
«Atom for Peace»: International legal aspects of the peaceful use of nuclear energy for the protection and promotion of human rights
Abstract: The world is facing new challenges and threats when, it would seem, the most basic thing is human rights. In particular, the right to life, which often has to be neglected or not taken into account at all. One of the important aspects of ensuring the right to life is to maintain a decent standard of living: sufficient drinking water, access to medical services, education, etc. All this can be provided properly only if you have sufficient access to energy. The article discusses the potential of using atomic energy for the fullest realization and protection of human rights. Building a sustainable global community is based on creating a truly affordable, clean and demand-responsive energy system that would have as little impact on the environmental, economic and social spheres as possible. The backbone of this new energy system is nuclear energy.
Keywords: atomic energy, IAEA, UN, human rights, peaceful atom, Sustainable Development Goals
На сегодняшний день мировая демографическая статистика предсказывает рост общей численности населения Земли. Еще в 1950 году население Земли составляло 2,5 миллиарда человек, а в 2022 году это число превысило 8 миллиардов. Население Земли продолжит рост, однако ресурсы планеты не бесконечны, что актуализирует проблему их сохранения для будущих поколений. С начала промышленной революции и научно-технического прогресса прошло более 50 лет. За это время государства достигли значительных успехов в различных областях, но потребление энергии только увеличивается. Ученые-экологи бьют тревогу: нашей планете грозит глобальное потепление, уровень загрязнения от угольной промышленности ежегодно губит сотни тысяч людей, отходы от добычи ископаемого топлива ведут нас к изменению климата[1].
День Земли, который прошел в 1970 году, обозначил перемену в сознании общественности и привлек массы людей, которые стали главной опорой для развития контркультуры и защиты окружающей среды. Широкая публика поддержала меры по борьбе с загрязнением экологии, и в таких условиях стремление использовать атомную энергию вызывало сомнения. Строительство ядерных реакторов набирало обороты, и страх перед атомом и радиацией усиливался.
Три-Майл-Айленд – единственная известная атомная катастрофа, произошедшая на территории США. 200 тысяч литров радиоактивной воды вылилось в здание реактора. Никто не пострадал, но общественность испугалась. Сообщения в новостях подогревали панику, скрывая данные о жертвах. Пока движение против атома набирало обороты, случилась авария на Чернобыльской АЭС. Нас учили неправильно, связывая в нашем сознании атомную энергию с войной. И по мере того, как мы отстранялись от нее, сведенной к неверному повороту в нашем научном развитии, общественное сознание вдруг захватила новая перемена в мире, она затмила неоднозначную репутацию атома[2].
В настоящем времени вопрос расширения использования ядерной энергии в мирных целях крайне актуален, ведь это, в первую очередь, соприкасается с правами человека – в контексте обеспечения достойного уровня жизни.
Для всестороннего анализа преимуществ использования ядерной (атомной) энергии в мирных целях, необходимо узнать историю развития этой части научного знания. В 1896 году, когда письменная история человечества насчитывала 5000 лет, Мари Кюри и французский ученый Анри Бекерель обнаружили новый тип материи — не инертный, а живой и наделенный особым свойством – радиоактивностью. К сожалению, открывшиеся возможности стали использовать в военных целях. После трагических событий в Хиросиме и Нагасаки в августе 1945 года, после окончания войны и учреждения Организации Объединенных Наций, международное сообщество осознало необходимость ограничения и пересмотра отношения к использованию ядерной энергии[3].
Во вторник, 8 декабря 1953 года, на фоне нарастающей гонки ядерных вооружений между Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом в штаб‐квартире Организации Объединенных Наций (ООН) в Нью‐Йорке собрались дипломаты, чтобы заслушать выступление президента США Дуайта Эйзенхауэра на Генеральной Ассамблее ООН. В своей речи, ставшей с тех пор одной из самых известных в истории, он пообещал, что США помогут преодолеть «ужасную атомную дилемму» и посвятят свои силы «отысканию путей, по которым чудодейственная сила человеческой изобретательности была бы направлена не к смерти, а к сохранению жизни»[4]. В своей речи, получившей название «Атом для мира», президент Эйзенхауэр наметил контуры организации, которой впоследствии станет МАГАТЭ, и заложил основу для принятия будущего Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) — двух краеугольных камней, которые до сих пор определяют мировой подход к обеспечению того, чтобы самый мощный источник энергии использовался только в мирных целях.
С момента запуска первых реакторов в 1950‐х годах ядерная энергетика играет важную роль в снабжении населения всего мира низкоуглеродной, недорогой и надежной электроэнергией. Благодаря малому объему выбросов на протяжении всего жизненного цикла, использование ядерной энергии, по оценкам, позволило за период 1970–2015 годов предотвратить выброс 68 млрд метрических тонн парниковых газов за счет вытеснения электростанций, работавших преимущественно на угле. Таким образом, потенциальная роль атома в смягчении последствий изменения климата получила широкое признание. Международное энергетическое агентство (МЭА) отметило, что «без принятия мер по усилению поддержки ядерной энергетики перейти в общемировом масштабе к более чистой энергосистеме будет значительно труднее и дороже»[5].
Следует особо отметить, что в настоящее время актуально говорить о международном атомном (ядерном) праве, которое включает положения, касающиеся обеспечения ядерной безопасности, предотвращения ядерных катастроф, нераспространения ядерного оружия, использования ядерных источников энергии при осуществлении космической деятельности, защиты окружающей среды и других. По существу нормы международного ядерного права носят комплексный характер. За половину XX столетия в международном ядерном праве было разработано и принято множество положений. Данный процесс продолжается и в настоящее время, поскольку в этом есть особая необходимость, обусловленная современным развитием ядерных технологий и их усовершенствованием. Применение ядерной энергии интенсивно развивается как в мирных целях, так и в военно-промышленном комплексе. В связи с этим, важное значение для мирового сообщества приобретает неукоснительное соблюдение имеющихся международно-правовых норм в данной области. Наряду с соблюдением принципа добросовестного выполнения государствами своих международно-правовых обязательств первостепенную роль в международных соглашениях по ядерному праву отводится международному и национальному контролю[6].
«Мирный атом» появился только 1953 году, а международно-правовой договор, регулирующий отношения и закрепляющий обязательства «ядерных» и «неядерных» государств был принят лишь 1 июля 1968 года – Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)[7]. Договор представляет собой уникальный международно-правовой акт, ограничивающий передачу как самого ядерного оружия, так и технологий по обогащению урана в военных целях. Также для «неядерных» государств установлены обязательства не принимать, не разрабатывать и не пытаться каким-либо способом начать разработку ядерного оружия. Они имеют право только на «мирный атом». По данным на 2024 год договор подписало 191 государство. Игнорируют, к сожалению, существование данного договора Индия, Пакистан, Израиль и Южный Судан.
Устойчивость развития, которая является важным элементом в разрешении многих глобальных проблем государств, позволяет взаимодействовать и сотрудничать развитым и развивающимся государствам в решении большого количества вопросов, возникших ввиду процесса глобализации.
В 2012 году на Конференции ООН по устойчивому развитию государства договорились о создании рабочей группы открытого состава, которая будет заниматься разработкой Целей устойчивого развития. В сентябре 2015 года государства согласовали новую повестку дня в области устойчивого развития на период 2016–2030 гг. — «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», в которой определены 17 Целей в области устойчивого развития (ЦУР)[8], сопровождаемых 169 задачами. Все 17 Целей в области устойчивого развития взаимосвязаны, а каждая цель и соответствующие к ней задачи и индикаторы взаимодополняют друг друга и посвящены различным проблемам глобального уровня, с которыми человечество может справиться, благодаря совместным усилиям и поддержке. Аспекты, затронутые в ЦРТ (Целях развития тысячелетия) были посвящены в основном вопросам социально-экономического уровня, а новые ЦУР указали вектор на решение социальных, экономических и экологических проблем и достижения целей в данных направлениях, соответственно. В качестве Цели 7 обозначено обеспечение доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех. Задачи, поставленные в рамках ЦУР-7, направлены на поиск, увеличение использования энергии из возобновляемых источников (7.2), а также содействие в том, чтобы облегчить доступ к технологиям в области экологически чистой энергетики, включая возобновляемую энергетику, повышение энергоэффективности и др. (7.4)[9].
Государства прилагают все усилия для реализации ЦУР-7, а именно, принимают меры, касающиеся увеличения доли энергии из возобновляемых источников в мировом энергетическом балансе, повышения (удвоения) показателя энергоэффективности. Рассмотрим, какие действия делают государства в пользу внедрения ядерной энергии в мирных целях.
Если смотреть на то, какие меры принимают государства по уменьшению углеродных выбросов, то можно увидеть такую статистику: страны Европы разделились на два лагеря: за использование ядерной энергии и против. В 2021 году Европа разбилась на тех, кто «за» и «против» использования атома: Великобритания строит АЭС и планирует увеличить их количество; Нидерланды, Польша и большая часть Восточной Европы намерены построить новые АЭС в ближайшие десятилетия. Франция с 56 действующими реакторами остается мировым лидером в сфере производства чистой энергии. Примерно 10% энергии дают гидроэлектростанции. Они больше не пользуются угольными и нефтяными станциями. Есть несколько работающих на газе — это всего 5% энергии. Несмотря на увеличение доли ветряной и солнечной энергии, более 70% электричества в стране производят атомные станции. Конечная стоимость для корпораций и частных домов во Франции значительно ниже, чем в соседних странах[10]. Электричество во Франции остается экологичным, и на человека приходится втрое меньше углеродных выбросов, чем в Штатах[11]. Это значительное достижение[12].
На сегодняшний день Россия и Китай — главные первопроходцы в сфере развития и исследования ядерной энергии. В России есть неопределенность насчет будущего вектора развития энергетики. В стране много дешевого метана, который можно сжигать для выработки энергии и экспортировать в другие страны, но есть и развитая ядерная программа. В госкорпорации «Росатом» работает четверть миллиона инженеров, исследователей и рабочих. Очень важной темой для России остается глобальное потепление, вызванное выбросами углекислого газа, потому что значительная часть ее территории располагается в северных широтах. Первый рабочий малый модульный реактор (ММР) уже успешно установлен в России в удаленном, но важном арктическом городе-порте Певек. Его построили на верфях Санкт-Петербурга и на барже перевезли в Арктику. Реактор был подключен к сетям электропитания и отопления городских зданий, и с 2021 года питает город без перебоев. Почти как в США, 35 российских реакторов дают примерно 20% электричества. Но в отличие от Штатов, Россия каждый год строит новый реактор, чтобы заменить старые и повысить долю атомного электричества. Россия разрабатывает, строит и обслуживает готовые реакторы. Сейчас в работе десятки проектов в Индии, Китае, Бангладеш, Турции и других странах. Самая смелая российская разработка — быстрые реакторы-размножители у подножия Уральских гор. Белоярская — тоже уникальная, единственная в своем роде электростанция. Это единственный в мире быстрый реактор промышленного масштаба. В обычном топливе урановое топливо постепенно распадается, а в реакторе на быстрых нейтронах, оно, наоборот, повышает свое качество. Таким образом, получается использовать одно топливо несколько раз, так как тепловые реакторы работают на отходах от других реакторов. Пока невозможно сказать, станет ли реактор-размножитель достаточно дешевым, чтобы считать его технологическим прорывом, или же его место займет какая-либо следующая модель. Как и любая наука, ядерная физика развивается и обновляется[13].
К 2050 году потребуется огромный объем чистого электричества – в 2 — 4 раза больше, чем мир потребляет сейчас. Оно должно быть дешевле, чем энергия угля и газа, и электростанции нужно строить быстро и в большом количестве. Становится очевидным, что ради будущего человечества необходимо вернуться к атомной энергии. Сейчас более 400 реакторов производят более 10% мирового электричества. Десятки стран строят новые реакторы — это уже около 50 в 16 странах, особенно в Китае, Индии и России. Турция, Бангладеш и ОАЭ недавно тоже освоили атом. Безусловно, ради сохранения нашей планеты и будущих поколений, человечество должно объединиться для решения глобальных проблем. Использование ядерной энергии в мирных целях позволит сделать шаг к процветающему будущему[14].
Целесообразно рассмотреть Цель 7 во взаимосвязи с такими правами человека, как «право на достаточный жизненный уровень», гарантированное статьей 11 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах 1966 года[15] (далее -МПЭСКП), «право на достижение наивысшего уровня физического и психического здоровья» — статья 12 МПЭСКП, «право на образование» — статья 13 МПЭСКП. Также следует обратить внимание на статью 15 МПЭСКП[16], которое закрепляет право каждого человека пользоваться результатами научного прогресса. Как можно заметить, без доступа к достаточному объему электричества не может быть ни современной системы здравоохранения, ни всеобщего доступа к чистой воде и санитарно-гигиеническим средствам, ни к качественному образованию. Между доступностью электроэнергии и реализацией прав человека прослеживается четкая взаимосвязь: рост использования электроэнергии способствует повышению качества жизни, а доступ к недорогой чистой электроэнергии необходим для сокращения социально‐экономического неравенства. Существуют также убедительные доказательства тесной связи между доступом к электроэнергии и уменьшением масштабов нищеты и, в частности, положительным влиянием на расширение прав и возможностей женщин. Электричество разрывает связь между световым днем и продуктивным временем, позволяя женщинам тратить меньше времени на домашние дела, повышая вероятность получения оплачиваемой работы и способствуя росту успеваемости учащихся[17].
Невозможно не отметить то, как ядерные технологии влияют на обеспечение и защиту «права на здоровье». Право на здоровье гарантировано
ст. 25 Всеобщей декларации прав человека 1948 года и ст.13 МПЭСКП. Одним из основных условий для раскрытия человеческого потенциала является хорошее здоровье, а оно недостижимо без доступа к эффективному и недорогому здравоохранению. Поддержание здоровья населения на хорошем уровне требует не только обеспечения энергией медицинских учреждений — оно включает в себя также защиту детских легких от известных опасностей, связанных с загрязнением воздуха, борьбу с инфекционными заболеваниями, такими как африканский трипаносомоз человека, и неинфекционными заболеваниями, такими как рак; снабжение безопасной питьевой водой, борьбу с голодом и обеспечение продовольственной безопасности.
Эпидемии трудно контролировать, но еще труднее с ними бороться. В этом контексте ядерные технологии способствуют защите права на жизнь в самом широком его понимании, как это гарантировано статьей 6 Международного Пакта о гражданских и политических правах 1966 года[18]. Одним из таких примером является метод стерильных насекомых (МСН). Около 17% всех инфекционных заболеваний в мире, включая малярию, желтую лихорадку, лихорадку денге и вирус Зика, являются трансмиссивными. Вследствие изменения климата существует вероятность того, что трансмиссивные и зоонозные заболевания распространятся за пределы своих нынешних ареалов; более того, есть доказательства того, что это уже происходит[19]. Эта проблема может усугубляться по мере того, как комары и другие переносчики вырабатывают устойчивость к наиболее популярным инсектицидам. В МСН используется излучение радиоактивных источников, таких как кобальт‐60 или цезий‐137, для стерилизации большого количества самцов соответствующей популяции вредителей (например, мух цеце или комаров Anopheles), которые после этого выпускаются в окружающую среду. Поскольку эти самцы не могут успешно размножаться, популяция вредителей сокращается и, соответственно, значительно снижается риск заражения людей любыми трансмиссивными болезнями. МСН успешно используется во всем мире для борьбы с вредителями, которые являются переносчиками большого количества болезней — включая миаз (вызываемый мясной мухой) и африканский трипаносомоз (вызываемый мухой цеце), — и может сыграть важную роль в борьбе с комарами, переносящими такие болезни, как малярия и лихорадка денге. МСН также отменяет или уменьшает необходимость использования пестицидов, которые часто порождают последствия для здоровья и окружающей среды[20].
Таким образом, рассмотрев историю возникновения мирной атомной энергетики, проанализировав действия и отношение государств к «мирному атому», его взаимосвязь с реализацией прав человека, можно сделать однозначный вывод: ядерная энергия должна помогать достигать наилучшего уровня защиты и поощрения прав человека, способствовать всестороннему комплексному развитию личности (при достижение права на образование), улучшать здоровье населения и помогать бороться с распространением инфекций ( реализация права на здоровье).
Ядерная (атомная энергетика) – это уникальное достижение человечества. Ядерная энергия – это чистая энергия, производство и использование которой при соблюдении должных мер безопасности практически не вредит окружающей среде. Ядерная энергетика дает превосходную возможность раз и навсегда принять «психологию изобилия», и это единственная технология, опыт применения которой доказывает не только то, что она может обеспечить высокий уровень декарбонизации в необходимом темпе, но и то, что она способна снабжать большим количеством электроэнергии население всего мира.
Библиография:
- Bradbrook A. Energy Law as an Academic Discipline // Journal of Energy and Natural Resources Law. 1996. Vol. 14 P. 194.
- Human rights: between idealism and realism. Ed. by Tomuschat С. New York: Oxford University Press, 2008.– 414 p.
- Tannenwald N. The Nuclear Taboo: The United States and the Normative Basis of Nuclear Non-Use. / Tannenwald N. // International Organization. 1999 Vol. 53, no. 3. Р.210
- The International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights of December 16, 1966 // Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR. 1976. No. 17. p. 291.
- Trachtenberg M. «A Wasting Asset»: American Strategy and the Shifting Nuclear Balance / M. Trachtenberg // International Security 1949–1954. 1988-1989. Vol.13, no. 3. P. 5.
- UN Economic and Social Council, General Comment No. 12: The right to adequate food (article 11), UN Committee on Economic, Social and Cultural Rights, 12 May 1999, https://www.refworld.org/legal/general/cescr/1999/en/87491 (accessed March 21, 2024)
- Walzer M. An Exchange on Hiroshima // The New Republic. September 23, 1981. P. 13.
- Моисеев Е.Г. Международное энергетическое право // Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев, В.В. Устинов [и др.]; отв. ред. К.А. Бекяшев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М., Проспект, 2009. С. 939.
Информация об авторах:
Самойлова Анна Александровна, Магистр кафедры международного права.
Сибагатуллина Карина Лутфулловна, Магистр кафедры международного права.
Information about the authors:
Samoilova Anna Aleksandrovna, Master of the Department of International Law.
Sibagatullina Karina Lutfullovna, Master of the Department of International Law.
[1] International Atomic Energy Agency (IAEA) (2020a) Nuclear Technology Review 2020, GC(64)/INF/2, para. 23.
[2] Trachtenberg M. «A Wasting Asset»: American Strategy and the Shifting Nuclear Balance / M. Trachtenberg // International Security 1949–1954. 1988-1989. Vol.13, no. 3. P. 5.
[3] Walzer M. An Exchange on Hiroshima // The New Republic. September 23, 1981. P. 13.
[4] Выступление Эйзенхауэра «атом для мира» от 8 декабря 1953 года. URL: https://www.iaea.org/sites/default/files/publications/magazines/bulletin/bull54-4/54401210304_ru.pdf (дата обращения 09.03.2024)
[5] Tannenwald N. The Nuclear Taboo: The United States and the Normative Basis of Nuclear Non-Use // International Organization. 1999 Vol. 53. no. 3. Р. 433
[6] International Atomic Energy Agency (IAEA) (2020a) Nuclear Technology Review 2020, GC(64)/INF/2, para. 20
[7]Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года (05.03.1970) [Электронный ресурс]. URL: https://disarmament.unoda.org/wmd/nuclear/npt/text/ (дата обращения: 12.03.2024)
[8] Resolution of UN GA 09/21/2015 Transforming our world: The 2030 Agenda for Sustainable Development [Электронный ресурс]. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/70/1 (дата обращения: 21.03.2024)
[9] Цель 7: Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/energy/ (дата обращения: 12.02.2024)
[10] International Atomic Energy Agency (IAEA) (2020a) Nuclear Technology Review 2020, GC (64)/INF/2. Para. 56
[11] Tannenwald N. The Nuclear Taboo: The United States and the Normative Basis of Nuclear Non-Use. / Tannenwald N. // International Organization. 1999 Vol. 53, no. 3. Р.210
[12] Организация Объединенных Наций (ООН) (2021) Ход достижения Wелей в области устойчивого развития. E/2021/58. [Электронный ресурс]. URL: https://digitallibrary.un.org/record/3930067?ln=en. (Дата обращения: 01.03.2024)
[13] Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) (2020) Обзор ядерных технологий. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iaea.org/sites/default/files/gc/gc64‐inf2.pdf. (дата обращения: 09.01.2024)
[14] Организация Объединенных Наций (ООН) (2021) Ход достижения целей в области устойчивого развития. E/2021/58. [Электронный ресурс]. URL: https://digitallibrary.un.org/record/3930067?ln=en (дата обращения: 01.03.2024)
[15] The International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights of December 16, 1966 // Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR. 1976. No. 17. p. 291.
[16] The International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights of December 16, 1966 // Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR. 1976. No. 17. p. 291.
[17] Организация Объединенных Наций (ООН) (2021) Ход достижения целей в области устойчивого развития. E/2021/58. [Электронный ресурс]. URL: https://digitallibrary.un.org/record/3930067?ln=en. (Дата обращения: 01.03.2024)
[18] The International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights of December 16, 1966 // Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR. 1976. No. 17. p. 291.
[19] World Health Organization (WHO) Latest global cancer data: Cancer burden rises to 18.1 million new cases and 9.6 million cancer deaths in 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/cancer/PRGlobocanFinal.pdf. (дата обращения: 21.03.2024)
[20] Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) (2020) Обзор ядерных технологий. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iaea.org/sites/default/files/gc/gc64‐inf2.pdf. (дата обращения: 09.01.2024)