В современных условиях организации малого и среднего предпринимательства на региональном уровне для успешного бизнеса необходима как государственная, так и общественная поддержка. Государственная поддержка связана с предоставлением льготных налоговых режимов, упрощенного ведения бухгалтерский отчетности, установлении льготных условий при лицензировании деятельности. Общественная поддержка направлена на оказание помощи при аренде офисных и производственных площадей, земельных участков, использовании франчайзинга, лизинга, а также предоставление необходимой информации и консультирование по вопросам продвижения товаров, услуг, проведение рекламных и PR-мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: предпринимательство,малое и среднее предпринимательство, малый бизнес, государственная поддержка, общественная поддержка, экономика региона, программы развития.
DIRECTIONS OF STATE AND PUBLIC SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE ECONOMY OF THE REGION
Annotation. In modern conditions, the organization of small and medium-sized enterprises at the regional level requires both state and public support for successful business. State support is associated with the provision of preferential tax regimes, simplified accounting, the establishment of preferential conditions for licensing activities. Public support is aimed at assisting in the rental of office and production areas, land plots, the use of franchising, leasing, as well as providing the necessary information and advice on the promotion of goods, services, advertising and PR events for small and medium-sized businesses.
Keywords: entrepreneurship, small and medium-sized entrepreneurship, small business, government support, public support, regional economy, development programs.
Вопросы развития малого и среднего предпринимательства возрастают в условиях экономической нестабильности, связанной с влиянием внешних санкций, снижением курса национальной валюты и значительным ростом инфляции. Малый и средний бизнес является одним из важнейших факторов развития экономики региона, играет важную социально-экономическую роль в развитии современного общества: обеспечивает занятость населения и поступление доходов в бюджет, удовлетворяет потребности рынка в товарах и услугах, способствует развитию инновационных технологий и инвестиционной привлекательности региона.
Исторически основоположником предпринимательства принято считать Ричарда Кантильона, французского экономиста ирландского происхождения XVIII века. В своей работе «Очерк о природе торговли вообще», вышедшей на французском языке, Р. Кантильон ввел новое понятие «предприниматель» («предприниматель» — в переводе с французского «посредник») [1]. Связано это с деятельностью предпринимателя по покупке товара по одной цене и продаже его потребителю по цене выше первоначальной.
Более широкое понятие предпринимательства ввел основоположник неоклассического направления в экономической науке Альфред Маршалл, он добавил предпринимательство к трем уже имевшимся на тот момент факторам производства. По А.Маршаллу по мере совершенствования производства источником прибыли все больше является «организация», институциональная структура экономической деятельности, т.е. предпринимательские способности [4]. Роберт Хизрич утверждал, что «предпринимательство – процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым» [7]. Сущность понятия «малый и средний бизнес» в трактовках разных авторов представлена в табл.1.
Таблица 1 — Сущность понятия «малый и средний бизнес» в трактовках разных авторов
Автор | Определение |
Хамидуллин Ф.Ф. | Это сложная, вероятностная, динамическая система, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, и как всякая сложная система должна рассматриваться в разных аспекта [9]. |
Рубин Ю.Б. | Целенаправленная, управленческая деятельность субъекта предпринимательства, осуществляемая им на свой страх и риск в рамках законодательства РФ, характерная высокой степенью адаптивности к изменениям и особому личностному характеру между работником и работодателем, целью которой является получение прибыли за счет производства, продажи товаров, выполнения разных работ и услуг для социально-экономического развития общества и государства [8]. |
Аликаева М.В. | Малое и среднее предпринимательство как социально-экономическая категория – это специфическая деятельность, преимущественно предпринимателя-собственника, по осуществлению наиболее эффективного использования социально-экономических условий и ресурсов на инновационной, рисковой основе и полной экономической ответственности с целью удовлетворения спроса на данный товар или услугу и получения прибыли [2]. |
Следовательно, эволюция понятия «предпринимательства» привела к следующему определению: предпринимательство (равно как и малое предпринимательство) – экономическая деятельность по созданию нового продукта, путем наилучшего сочетания всех имеющихся ресурсов в условиях экономического риска, с целью получения прибыли.
Исследование показало, что малым и средним предпринимательством в России признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики по установленным законом критериям. Вклад малого и среднего предпринимательства в экономику Российской Федерации за 2020 г. составил 21,9%. (рис. 1).
Рисунок 1 — Динамика вклада малого и среднего предпринимательства в экономику РФ за 2016-2020 гг. [10]
В настоящее время Российская Федерация уступает европейским странам, как по численности субъектов малого и среднего предпринимательства, так количеству занятости в секторе малого и среднего бизнеса и вкладу в экономику (показатель достигает 60 %).
В последние годы на развитии малого и среднего предпринимательства в России сказывается множество факторов: действие санкций, девальвация национальной валюты, падение спроса на товары. Кроме того, один из ключевых факторов стагнации – ограничительные меры, связанные с пандемией COVID-19: временное закрытие организаций МСП на периоды локдауна, дополнительные требования по соблюдению санитарных норм, ограничение работы по времени, введение допуска по QR –кодам и т.д.
В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. №209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:
— специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
— упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
— льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
— меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
— меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [3].
Кроме государственной системы поддержки малого и среднего бизнеса важное значение имеет система общественной поддержки малого и среднего предпринимательства (рис. 2). В условиях ограничений, связанных с пандемией коронавируса вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства приобретают особое значение, так как именно малый бизнес больше всех пострадал от данных последствий, и для развития предпринимательства нужен целый комплекс мер от финансовой поддержки государства до социального признания в обществе.
Рисунок 2 — Система общественной поддержки малого и среднего бизнеса
Обобщенно элементы государственной и общественной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе связаны с финансовой, имущественной и иными формами поддержки бизнеса (табл. 2).
Таблица 2 — Элементы системы государственной и общественной поддержки малого и среднего предпринимательства [2]
При оценке развития малого и среднего бизнеса в регионе, как правило, ключевыми индикаторами эффективности являются:
— динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
— финансовые результаты деятельности;
— вклад малого и среднего бизнеса в формировании налоговых доходов;
— оценка административных барьеров;
— количество населения, занятого в малом и среднем бизнесе [6].
В общем случае, предметом оценки являются отдельные ключевые параметры программы. В качестве таких параметров могут выступать:
— результативность программы;
— эффективность механизма выполнения программы;
— социально-экономический эффект, оказываемый программой на развитие территории;
— соответствие программы интересам общества и так далее.
Таким образом, поддержка малого и среднего предпринимательства на региональном уровне реализуется за счет государственных программ и при участии общественности региона. в настоящее время не существует оптимальной оценки эффективности государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Для оценки эффективности поддержки малого и среднего предпринимательства требуются надежные верифицируемые показатели, позволяющие отделить эффекты, вызванные мероприятиями программ поддержки, от эффектов, порожденных экзогенными по отношению к данным программам факторами.
Библиографический список:
1. Алимова Т.А. Социально-экономические условия и государственная поддержка малого бизнеса / Т.А. Алимова // Вопросы статистики. – 2020. –№ 7. – С.19.
2. Аликаева М. В. Малое предпринимательство в устойчивом развитии экономики России/ М.В. Аликаева// Российский экономический журнал – 2020 – № 2 – С.24.
3. Власов И.П. Механизм финансовой поддержки малого бизнеса и особенности его реализации в современных условиях // Экономика. Налоги. Право. – 2020. – № 4. – С.4.
4. Гусейнов Р.М. Макроэкономика: Учебное пособие для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. — М.: Омега-Л, 2019. – С.104.
5. Ильина И.Н. Региональная экономика и управление развитием территорий: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И.Н. Ильина, К.С. Леонард, Д.Л. Лопатников и др. — Люберцы: Юрайт, 2019 – С.132.
6. Кондраков Н.П. Основы малого и среднего предпринимательства: Практическое пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2018. – С.186.
7. Кузнецов Б.Т. Макроэкономика: Учебное пособие / Б.Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ, 2019. – С.42.
8. Рубин Ю.Б. Основы предпринимательства: Учебник / Ю.Б. Рубин. – М.: МФПУ Синергия, 2019. – С.21.
9. Хамидуллин Ф.Ф. Развитие методологии исследования малого бизнеса/ Ф.Ф. Хамидулин // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2020 — № 3. – С. 54.
10. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: rosstat.gov.ru
Информация об авторе:
Свечникова Татьяна Михайловна, старший преподаватель кафедры менеджмента, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова».
Information about the author:
Svechnikovа Tatyana Mikhailovna, Senior Lecturer of the Department of Management, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov.