
Работа с одаренными детьми требует особенной подготовки, в рамках дополнительного образования задача современного педагога – расширить кругозор обучающихся, используя как теоретическую базу, так и практический опыт. Олимпиады позволяют выявить одаренных школьников, повышают мотивацию к обучению, развивают творческий потенциал обучающихся и является важным направлением в работе молодого педагога. Предметные олимпиады и проектно-исследовательская деятельность являются важным фактором поиска и обнаружения талантливой молодежи, комплектование духовного потенциала будущей элиты нашей страны. Но без понимания процесса выстраивания этой работы мы не сможем передать опыт нашим молодым педагогам. Поэтому наставничество является важным инструментом по достижению цели повышения качества образования и достижению обучающимися высоких результатов в олимпиадах и конкурсах.
Ключевые слова: наставничество, дополнительное образование, олимпиадное движение, одаренные дети, методика преподавания, подготовка к занятию.
Mentoring in Education: Modern Theory and Innovative Practice through the Organization of Events in the System of Supplementary Education
Annotation: Working with gifted children requires special training, within the framework of additional education, the task of a modern teacher is to expand the horizons of students, using both a theoretical base and practical experience. Olympiads allow you to identify gifted schoolchildren, increase motivation for learning, develop the creative potential of students and are an important area in the work of a young teacher. Subject Olympiads and project-research activities are an important factor in the search and discovery of talented youth, the acquisition of the spiritual potential of the future elite of our country. But without understanding the process of building this work, we will not be able to pass on experience to our young teachers. Therefore, mentoring is an important tool for achieving the goal of improving the quality of education and achieving high results in Olympiads and competitions by students.
Keywords: mentoring, additional education, olympiad movement, gifted children, teaching methods, preparation for classes
Анализ состояния образовательного процесса в современной школе показывает, что, несмотря на внедрение преподавателями современных педагогических технологий, ориентированных на развитие личности ученика, дифференциацию и индивидуализацию обучения, информатизацию, системную работу с одаренными детьми, налаживание действенной связи с родителями и общественностью, одной из главных проблем в образовании, остается социальная адаптация обучающихся к быстро меняющимся условиям жизни в современном обществе. Поэтому, одной из приоритетных задач педагогов, особенно молодых педагогов, является достижение каждым школьником высокого уровня функциональной грамотности как способности человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться к её особенностям и эффективно функционировать в обществе.
Но, как выстроить процесс обучения, когда молодые педагоги еще не полностью вошли в систему образовательного процесса и не могут реализовать повышение мотивации обучающихся в преподаваемом ими предмете [1]. Наставничество — вот та форма передачи знаний и навыков от опытного педагога к молодому начинающему педагогу. Организация образовательного процесса в современной школе показывает, что работа с одаренными детьми требует особой, дополнительной подготовки в рамках системы дополнительного образования. Задача современного педагога — расширить кругозор обучающихся, используя как теоретическую базу, так и практический опыт [2].
В программе развития ГБОУ «Школа № 423» определена модель выпускника школы как конкурентоспособного человека, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям социальной среды, способен эффективно применять полученные знания в своей практической деятельности. При этом для него значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, справедливость, честность и любовь к Родине. Присущий выпускнику социальный оптимизм должен базироваться на универсальной подготовке, хорошо развитых коммуникативных качествах и стремлении к непрерывному самосовершенствованию.
На протяжении 3 лет на базе ГБОУ Школа № 423 молодыми педагогами совместно с наставниками организована работа школы социального развития будущих профессионалов России — «Школа Юного проектировщика» (далее — Школа), в которой сформирована основная миссия — развитие социально ответственной личности, способной к адаптации в современном мире, саморазвитию и профессиональному самоопределению, обладающей инновационным мышлением. Проблемно-поисковый и проектно-исследовательский методы лежат в основе управления молодыми педагогами Школы.
Основные направления деятельности Школы юного проектировщика:
— создание условий для включения обучающихся в самостоятельную познавательную творческую деятельность — обучение младших школьников проектным умениям и навыкам на специальных занятиях;
— стимулирование ситуации успеха для каждого ученика — работа каждого обучающегося школы № 423 с 1 по 9 класс над проектами и их публичная защита на общешкольной научно-практической конференции; участие победителей школьной конференции в городских конкурсах проектно — исследовательских работ;
— погружение в поисково-исследовательскую деятельность — развивающие субботы для обучающихся 5-9 классов: интеллектуальные тренинги, обучающие экономические игры, практикумы по решению олимпиадных и исследовательских задач, квесты, экскурсии, лаборатории, творческие конкурсы и соревнования, языковые мастерские, встречи с преподавателями РГСУ в учебных аудиториях. Приоритетной формой взаимодействия на субботних занятиях является «учитель — группа»;
— использование способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества для достижения целей личностного и социального развития обучающихся как в урочной, так и во внеурочной деятельности — подготовка и защита проектных и исследовательских работ обучающимися в 10 классе по выбранному профилю обучения и будущей профессии.
Деятельность Школы Юного проектировщика направлена на подготовку выпускников, способных решать практические задачи, главная из которых — профессиональное самоопределение, выраженное в освоении программы 10-11 класса по самостоятельно сформированным обучающимися индивидуальным учебным планам.
С целью накопления информации и учета повышения уровня проектных и исследовательских компетенций обучающихся с 1 класса до окончания обучения школы в портфолио обучающихся молодыми педагогами фиксируются результаты работы над проектами школьного, муниципального и городского уровня, победы в конкурсах и соревнованиях различной тематики [3]. Ежегодная церемония награждения лучших проектных и исследовательских работ обучающихся школы «Путь к Олимпу» становится отправной точкой деятельности в следующем учебном году не только учеников, молодых педагогов, но и наставников — учителей школы и родителей.
Положительные результаты в организации наставничества привели педагогический коллектив к созданию в 2022 году «Детской академии наук-423» с новой структурой взаимодействия обучающихся, педагогов и родителей, главную ведущую роль в которой взяли на себя молодые педагоги и их наставники.
Система работы, положенная в основу развития «Детской академии наук-423», состоит из трёх уровней: дошкольное образование, начальное образование и среднее образование. На каждом уровне обучающимся и воспитанникам предоставляется возможность саморазвития и получения опыта социального взаимодействия не только в «Школе юного проектировщика», но и в различных творческих объединениях: «Центре дошкольного развития «Гармония», «Эффективная начальная школа», спортивных клубах, шахматных и шашечных секциях, школе вокала и олимпиадных клубах по интересам, которые организовали наставники совместно с молодыми учителями.
Ведущая педагогическая идея «Детской академии наук-423» состоит в том, что деятельность, направленная на развитие обучающегося и воспитанника должна иметь конкретный практический результат.
В проведении любого мероприятия при непосредственном участии наставников, молодые педагоги реализуют практико-ориентированный и системно-деятельностный подходы к общей организации обучающихся. Это позволяет молодым учителям достичь запланированных результатов, сформировать личностные качества обучающихся в соответствии с моделью выпускника.
Основные направления деятельности Академии:
— реализация индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием индивидуальных и групповых проектов;
— разработка и реализация проектов, направленных на формирование культуры здоровья (историко-поисковая и научно-исследовательская деятельность учащихся по теме здорового образа жизни, изучение в рамках деятельности спортивных секций положительных примеров здорового образа жизни);
— создание программы социального проектирования, включающей организационную модель вовлечения детей разного возраста в решение городских проблем;
— широкое внедрение социальных коллективных проектов комплекса;
— организация работы кабинета профессиональной карьеры с учетом социально-экономических особенностей города и направлений его перспективного развития;
— вовлечение родителей в образовательный процесс обучающихся путем организации на сайте форума «Особенности воспитания ребенка, ориентированного на личностные результаты, профессиональное самоопределение и социализацию».
Создавая условия для личностного роста каждого обучающегося через активное участие в социальном проектировании «Детской Академии наук-423», наставники молодых учителей работают над новой целью следующего учебного года: от индивидуального образовательного маршрута каждого обучающегося в урочной и внеурочной деятельности к индивидуальному образовательному маршруту семьи.
Создавая условия для личностного роста детей через активное участие в олимпиадном движении по предметам, совместно с молодыми учителями и их наставниками, мы выстраиваем модель организации системы образования, создавая ситуацию успешности, где обучающиеся могут проявить себя. Это позволяет обучающимся достичь индивидуальных результатов на основе саморазвития и профессионального самоопределения, а молодым педагогам получить в качестве инструментов наставничества методы и способы инновационных подходов в обучении мотивированных школьников.
Библиография:
1. Хардина Ю.В. Организация внеурочной деятельности по правовому образованию школьников как условие реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2021. № 3 (78). С. 49-55.
2. Яковлева А.К. Роль наставничества в современном образовании // Молодой ученый. 2023. № 29 (476). -С. 42-44.
3. Пасека М.А. Проблемы наставничества в современной школе // Научные высказывания. 2023. №19(43). С.21-23.
1. Hardina Ju.V. Organizacija vneurochnoj dejatel’nosti po pravovomu obrazovaniju shkol’nikov kak uslovie realizacii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta srednego obshhego obrazovanija // Municipal’noe obrazovanie: innovacii i jeksperiment. 2021. № 3 (78). S. 49-55.
2. Jakovleva A.K. Rol’ nastavnichestva v sovremennom obrazovanii // Molodoj uchenyj. 2023. № 29 (476). -S. 42-44.
3. Paseka M.A. Problemy nastavnichestva v sovremennoj shkole // Nauchnye vyskazyvanija. 2023. №19(43). S.21-23.
Информация об авторе:
Хардина Юлия Владимировна, кандидат политических наук, доцент кафедры национальной безопасности, противодействия экстремизму и терроризму ФГБОУ ВО Российский государственный социальный университет (РГСУ)
Information about the author:
Khardina Yulia Vladimirovna, Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of National Security, Counteraction to Extremism and Terrorism of the Russian State Social University (RSSU)