Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

Некоторые вопросы, возникающие в ходе обеспечения антитеррористической защищенности объектов [1]  

Статья посвящена некоторым актуальным и важным вопросам, возникающим в ходе обеспечения антитеррористической защищенности объектов. Повышенное внимание авторы уделяют анализу соответствующих законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих порядок проведения категорирования объектов. Кроме того, в публикации содержится целый ряд конкретных рекомендаций и мер, направленных на обеспечение объективности прогнозирования числа пострадавших от потенциального террористического акта.

Ключевые слова: терроризм; террористический акт; преступления террористического характера; лица, пострадавшие в результате теракта; антитеррористическая защищенность объектов.

 

Some questions arising during ensuring anti-terrorist protection of objects

The article is devoted to some relevant and important issues arising in the course of ensuring the anti-terrorist protection of facilities. The authors pay increased attention to the analysis of the relevant legislative and regulatory acts governing the procedure for categorizing objects. In addition, the publication contains a number of specific recommendations and measures aimed at ensuring the objectivity of forecasting the number of victims of a potential terrorist act.

Key words: terrorism; terrorist act; crimes of a terrorist nature; persons affected by the attack; anti-terrorist security of objects.

 

Под терроризмом понимаются идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий [23].

В Российской Федерации на протяжении трех десятилетий ведется активная борьба с терроризмом, который носит международный характер. Проблемы предупреждения и выявления террористической деятельности являются одними из наиболее активно обсуждаемых как в России, так и за рубежом.

На современном этапе происходит усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних экономических, социальных, политических и иных факторов, влияющих на возникновение и распространение терроризма, создание и объединение крупных террористических формирований, развитие их инфраструктуры и повышение уровня организованности и управляемости, взаимосвязь терроризма и организованной преступности.

По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России за последнее десятилетие, в стране в 2010 г. зарегистрировано свыше 2,6 млн преступлений, из которых 581 – террористического характера, в 2011 г. из 2,4 млн преступлений 622 имели террористический характер, в 2012 г. из 2,3 млн – 637, в 2013 г. из 2,2 млн – 661, в 2014 г. из 2,1 млн – 1 128, в 2015 г. из 2,3 млн – 1 538, в 2016 г. из 2,1 млн – 2 227, в 2017 г. из 2,06 млн – 1871, в 2018 г. из 1,99 млн – 1679 преступлений террористического характера (на 10,3 % меньше, чем в 2017 г.) [19].

Как следует из открытой печати, в Российской Федерации в период 1991–2019 гг. совершено 224 террористических акта, из них 185 – с применением взрывных устройств (82,6 %). От террористической деятельности погибли 2138 человек, 6705 человек получили телесные повреждения, в том числе от преступлений с применением взрывных устройств погибли 1686 человек и 5490 человек получили телесные повреждения различной степени тяжести.

В жилых домах, магазинах, лечебных учреждениях и иных объектах капитального строительства произведено 29 подрывов, в результате которых пострадали 1928 человек, из них погибли 457 человек. 10 террористических актов совершено на капитальных объектах транспорта – железнодорожных и автомобильных вокзалах, в аэропортах, где пострадали 228 человек, из них 63 погибли.

В местах массового скопления людей (рынки, площади, стадионы и др.) произошло 58 террористических актов, в результате которых пострадали 2158 человек, в том числе 380 – погибли [20].

В качестве взрывных устройств применялись как самодельные конструкции с использованием кустарно изготовленных взрывчатых веществ, так и штатные боеприпасы (мины, снаряды, тротиловые шашки и иное), а также промышленные взрывчатые вещества. Поскольку подавляющее большинство террористических актов совершалось в форме подрыва взрывных устройств, основное внимание в настоящей статье уделено анализу вопросов, связанных с прогнозированием числа пострадавших от применения взрывных устройств.

К числу эффективных и действенных мер по воспрепятствованию совершению террористических актов является выполнение комплекса мероприятий для обеспечения антитеррористической защищенности объектов и территорий.

Под террористической понимается деятельность, включающая организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре [23].         Террористическим актом считается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях [23].

Эта опасность, как свидетельствует судебная практика, должна быть реальной и определяется в каждом конкретном случае с учетом места, времени, орудий, средств, способа совершения преступления и других обстоятельств дела (данных о численности людей, находившихся в районе места взрыва, о мощности и поражающей способности использованного взрывного устройства и т.п.).

Под иными действиями, устрашающими население и создающими опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, следует понимать действия, сопоставимые по последствиям со взрывом или поджогом (например, устройство аварий на объектах жизнеобеспечения); разрушение транспортных коммуникаций; заражение источников питьевого водоснабжения и продуктов питания; распространение болезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию; радиоактивное, химическое, биологическое (бактериологическое) и иное заражение местности; вооруженное нападение на населенные пункты, обстрелы жилых домов, школ, больниц, административных зданий, мест дислокации (расположения) военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов; захват и (или) разрушение зданий, вокзалов, портов, культурных или религиозных сооружений [9].

К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма наряду с политическими и социально-экономическими отнесены и правовые. Перед органами государственной власти поставлена задача повышения уровня взаимодействия, а также правового, информационно-аналитического, научного, материально-технического, финансового и кадрового обеспечения деятельности по противодействию терроризму [7].

В современных условиях противодействие терроризму выдвигается на первый план организующей деятельности государства и общества. Под таким противодействием понимается деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие указанным органам в осуществлении антитеррористических мероприятий. Борьба с терроризмом является одним из основных направлений деятельности органов ФСБ России [22].

В целях организации и координации деятельности по противодействию терроризму в России образован Национальный антитеррористический комитет [21].

Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. Обеспечивают антитеррористическую защищенность объектов федеральной собственности, находящихся в их ведении, а также координируют деятельность по антитеррористической защищенности иных объектов в соответствии со своей компетенцией в установленной сфере деятельности федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации [10].

Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями утвердило «Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий)» [18], явившиеся базовым нормативным правовым актом для разработки таких требований в различных сферах деятельности. В указанных Правилах определены обязательные для исполнения меры, направленные не только на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию), но и на пресечение попыток совершения террористического акта, минимизацию возможных последствий и ликвидацию угрозы террористического акта на объекте (территории).

Определен порядок проведения категорирования объекта (территории), то есть отнесения его к определенной категории, с учетом степени угрозы совершения на нем террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности объекта, учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта.

Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о числе людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, о возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде в районе нахождения объекта (территории).

Категории опасности объектов (территорий) установлены Правительством России для каждого отраслевого министерства [16; 12; 11; 15; 13]. При установлении категории опасности учитывается показатель «прогнозируемое число пострадавших», определяемый на основании прогнозных показателей о численности людей, которые могут находиться на объекте (территории) и погибнуть или получить вред здоровью.

В частности, в отношении объектов науки аналогичные критерии были отражены в ранее действовавших «Требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федерального агентства научных организаций, его территориальных органов и подведомственных ему организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2017 № 239 (утратило силу). Отнесение объекта к определенной категории осуществлялось с учетом прогнозных показателей о числе людей, одновременно находившихся на объекте (территории), которые могли пострадать в результате совершения террористического акта.

Вместе с тем постановлением Правительства России от 7.11.2019 № 1421 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [17] понятие «одновременно находящихся на объекте (территории)» из требований исключено. В соответствии с ними отнесение объекта (территории) к определенной категории осуществляется с учетом степени угрозы совершения террористического акта, а также прогнозируемого числа пострадавших в его результате.

Объектами науки и высшего образования первой категории считаются объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) 3 и более террористических актов; прогнозируемое число пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет более 500 человек; прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде в результате совершения террористического акта составляет более 500 млн руб.

Как соотносятся между собой понятия «пострадавший» и «получивший вред / ущерб здоровью»?

Толкование значения слова «пострадавший» в ряде словарей дается как ‘потерпевший, жертва, страдающая сторона’ [2].

Д. В. Дмитриев пострадавшим определяет человека, получившего повреждение, рану, увечье и т.п. или же потерпевшего какой-либо урон, ущерб, убытки [5]. Значение слова «погибший» вопросов не вызывает.

Содержание понятия «вред здоровью человека» наиболее полно отражено в «Правилах определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» [14]. Вред, причиненный здоровью человека, определяется как нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды (пункт 2 указанных Правил).

Вред здоровью людей террористами причиняется путем применения устройств, вызывающих взрыв. Взрыв представляет собой химическое превращение взрывчатого вещества во взрывные газы, характеризующееся выделением значительного количества энергии в течение очень короткого времени и в ограниченном пространстве. При подрыве минных боеприпасов и воздействии факторов взрыва в организме раненого возникают сложные патологические изменения, которые обозначаются как минно-взрывные ранения, взрывные травмы и осколочные ранения [4].

Порядок проведения судебно-медицинской экспертизы и определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти [24]. Правительством Российской Федерации утверждены «Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» (далее – «Правила») [8], которые конкретизированы «Медицинскими критериями определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» (далее – «Медицинские критерии») [6].Для установления причин смерти или степени тяжести телесных повреждений, причиненных пострадавшим в результате совершения террористического акта, проводится судебно-медицинская экспертиза. По ее результатам определяется, относится лицо к категории «пострадавший в результате совершения террористического акта» или нет.

«Медицинские критерии» содержат медицинскую характеристику квалифицирующих признаков, используемых для определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, при производстве судебно-медицинской экспертизы в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве на основании определения суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя.

Степень тяжести вреда, причиненного здоровью человека, определяется в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения врачом – судебно-медицинским экспертом, а при его отсутствии – привлеченным для производства экспертизы врачом иной специальности (экспертом), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и в соответствии с вышеуказанными «Правилами» и «Медицинскими критериями».

В зависимости от степени тяжести этот вред определяется как тяжкий вред, вред средней тяжести и легкий вред на основании квалифицирующих признаков, предусмотренных «Правилами», а также в соответствии с «Медицинскими критериями».

Ответ на вопрос о том, следует ли признавать пострадавшим лицо, здоровью которого причинен незначительный вред, дает пункт 9 «Медицинских критериев». Согласно ему, поверхностные повреждения, в том числе ссадина, кровоподтек, ушиб мягких тканей, включающий кровоподтек и гематому, поверхностная рана и другие повреждения, не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, расцениваются как повреждения, не причинившие вреда здоровью.

В этой связи при прогнозировании числа пострадавших от террористического акта по этим основаниям в их число не включаются лица, которым могут быть причинены телесные повреждения, не влекущие за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности.

Прогнозные показатели максимального количества людей, которые могут находиться на объекте науки и высшего образования и пострадать в результате совершения террористического акта на данном объекте, ограничиваются численностью людей, одновременно находящихся на объекте (территории) в момент совершения террористического акта. Их число может определить комиссия из работников данного учреждения, по результатам сбора, обобщения, систематизации и оценки информации о численности людей, одновременно находящихся на одном объекте, с составлением акта в произвольной форме.

С учетом этих обстоятельств не могут применяться в качестве исходных данных при прогнозировании числа пострадавших штатная численность учреждения или максимальная вместимость объекта (территории).

Представляется, что предлагаемый подход не позволяет с достаточной достоверностью спрогнозировать возможное число пострадавших (погибших и (или) получивших повреждения здоровья) на объекте в результате совершения террористического акта, а также рассчитать число лиц, которые находились на объекте, но не пострадали. Применение этой методологии влечет за собой существенное завышение числа возможных пострадавших, а значит, повышение категории объекта и увеличение числа защитно-предупредительных мероприятий, требующих дополнительного бюджетного финансирования.

Во-первых, это обусловлено отсутствием достоверной информации о возможном способе совершения террористического акта, времени исполнения и количестве участников, типе, местах закладки взрывчатого вещества, его весе, мощности и других факторах.

Во-вторых, невозможно рассчитать число вероятных пострадавших, которые в момент взрыва могут непосредственно находиться вблизи места (эпицентра) совершения теракта, в иных помещениях объекта, на которых могут воздействовать поражающие факторы.

В-третьих, сложно определить влияние объективных факторов, ослабляющих (снижающих) негативные последствия теракта. Например, конструктивные особенности здания (сооружения) уменьшили силу взрыва; не оправдался расчет террористов на обрушение перекрытий, что повлекло бы за собой увеличение числа пострадавших; организация дежурной службы помешала преступникам установить взрывное устройство в наиболее критических точках и др.), а также оперативные действия спасателей и медицинских работников, своевременно оказавших помощь пострадавшим и минимизировавших тем самым последствия теракта, сократили число погибших и снизили тяжесть последствий для здоровья людей и др.

Опубликованные сведения о результатах расследования преступлений террористической направленности свидетельствуют о том, что в результате террористического акта вред здоровью причиняется далеко не всем гражданам, находившимся в месте его совершения.

Кроме того, из информации о ранее совершенных террористических актах с человеческими жертвами и причиненным материальным ущербом (аэропорт Домодедово, железнодорожный вокзал г. Волгограда и многие другие) следует, что террористы действовали на одном объекте (в одном здании, территории), а не одновременно на нескольких. Вследствие этого представляется, что в целях объективного прогнозирования возможного числа пострадавших следует исходить из характеристик одного объекта (в котором размещено большее число людей), а не нескольких из них, хотя и технологически связанных между собой [6; 3; 20].

Для достижения максимальной объективности прогнозирования предлагается следующий путь решения этой проблемы.

В ходе предварительного расследования преступлений террористической направленности подробно исследуются все обстоятельства совершения террористических актов, в том числе осматривается место происшествия, определяются основные параметры помещения (территории), где произошел теракт, допрашиваются все пострадавшие и очевидцы, проводятся судебно-медицинские экспертизы для определения степени тяжести телесных повреждений у пострадавших и другие следственные действия.

Следствием устанавливается число лиц, находившихся в момент взрыва в помещении (в здании, на территории и др.), число погибших, получивших телесные повреждения, оценивается степень их тяжести; экспертным путем рассчитывается мощность взрывного устройства и выясняются другие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Доступные для ознакомления результаты предварительного следствия по уголовным делам этой категории свидетельствуют о том, что не все находившиеся в помещении (на территории) люди в результате взрыва получают телесные повреждения, квалифицируемые как вред здоровью. В связи с этим подвергается обоснованному сомнению объективность прогнозирования возможного числа пострадавших от террористического акта исходя из численности людей, одновременно находившихся в помещении (на территории), а также из расчетной или реальной вместимости помещения (территории).

Представляется, что для наиболее объективного прогнозирования возможного числа пострадавших необходимо исследовать типовые ситуации, в основу которых положить место совершения террористического акта и рассчитать для каждой понижающие коэффициенты, которые использовать в ходе соответствующего прогнозирования.

Понижающий коэффициент можно было бы рассчитать с применением следующих показателей:

– фактическое число лиц, находившихся в здании (на территории) в момент взрыва;

– число пострадавших от взрыва, в том числе: погибших, получивших тяжкие телесные повреждения, телесные повреждения средней тяжести, легкие телесные повреждения с кратковременным расстройством здоровья;

– число лиц, получивших легкие телесные повреждения без кратковременного расстройства здоровья (которым вред здоровью не причинен и они не являются пострадавшими);

– число лиц, которым телесные повреждения не причинены.

Такую информацию возможно получить в ходе изучения расследованных уголовных дел и результаты сгруппировать по указанным выше позициям, с учетом места совершения теракта. Соотношение общего числа пострадавших к общему числу находившихся на объекте в момент совершения теракта дало бы усредненный понижающий коэффициент, который было бы возможно применять в процессе прогнозирования к типовым ситуациям.

С учетом вышеизложенного отметим, что при проведении категорирования объектов, в целях обеспечения объективности прогнозирования числа пострадавших от потенциального террористического акта, в числе возможных мер представляется целесообразным:

1) для определения категории объекта применять прогнозный расчет пострадавших от террористического акта, совершенного с применением взрывного устройства, как наиболее часто используемого способа достижения террористами своих преступных целей;

2) разработать методику расчета возможного числа пострадавших от совершения террористического акта, для чего использовать исходные данные: число людей, одновременно находящихся на объекте; коэффициент возможного (прогнозного) травмирования как отношение числа всех пострадавших (суммы погибших и получивших телесные повреждения, за исключением легких телесных повреждений без расстройства здоровья) к общему возможному числу находящихся на объекте (территории) лиц.

Выполнение названных предложений потребует существенных временных затрат для изучения значительного объема расследованных уголовных дел и обобщения полученных статистических данных.

Полученные результаты следует представить в форме методических рекомендаций, которые возможно распоряжением Правительства Российской Федерации сделать обязательными для исполнения.

 

Литература:

  1. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 9. – Ст. 1358.
  2. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. – М.: Рус. яз., 2011.
  3. Антитеррористические операции РФ. Справка РИА Новости / 10.06.2006. – URL: https://ria.ru/20060710/51143197.html
  4. Военно-полевая хирургия: учебник / под ред. Е. К. Гуманенко. – URL: https://www.booksmed.com/hirurgiya/473-voenno-polevaya-xirurgiya-gumanenko-uchebnik.html
  5. Дмитриев Д.В. (ред). Толковый словарь русского языка. – М.: Астрель; АСТ, 2003. – 1578 с.
  6. Жертвами теракта в Волгограде стали 18 человек. – URL: https://www.newstube.ru/media/zhertvami-terakta-v-volgograde-stali-18-chelovek
  7. Зверев Н.К., Идрисова Л. Р. Правовые основы принудительной ликвидации юридических лиц, причастных к терроризму // Меры противодействия офшоризации как одному из источников финансирования терроризма. – М.: РУДН, 2016. – 58 с.
  8. Медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека / утверждены приказом министра здравоохранения и социального развития РФ от 24.04.2008 № 194н (зарегистрирован в Минюсте России 13.08.2008, рег. № 12118) // СПС «Гарант».
  9. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2012 № 1 (ред. от 03.11.2016) «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2012. – № 4 (апрель).
  10. Постановление Правительства РФ от 04.05.2008 № 333 (ред. 15.05.2019) «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму» // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 19. – Ст. 2172.
  11. Постановление Правительства РФ от 01.02.2017 № 176 (ред. от 13.02.2018) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 9. – Ст. 1358.
  12. Постановление Правительства РФ от 13.01.2017 № 8 (ред. от 29.03.2019) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 4. – Ст. 654.
  13. Постановление Правительства РФ от 14.04.2017 № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов» // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 17. – Ст. 2750.
  14. Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 № 522 (ред. от 17.11.2011) «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 35. – Ст. 4308.
  15. Постановление Правительства РФ от 19.10.2017 № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 44. – Ст. 6509.
  16. Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 (ред. от 09.11.2019) № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта» // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 11. – Ст. 1608.
  17. Постановление Правительства РФ от 07.11.2019 № 1421 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2019. – № 46. – Ст. 6491.
  18. Постановление Правительства РФ от 25.12.2013 № 1244 (ред. от 15.05.2019) «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» (вместе с «Правилами разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий)» // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 52 (часть П). – Ст. 7220.
  19. Состояние преступности в России (данные ГИАЦ МВД России). – URL: http://мвд.рф/reports (дата обращения: 28.11.2019).
  20. Теракты, совершенные в России. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Теракты,_совершённые_в_России (дата обращения: 28.11.2019).
  21. Указ Президента РФ от 26.12.2015 № 664 (ред. от 21.02.2019) «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» (вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете») // Собрание законодательства РФ. – 2015.– № 52 (часть 1). – Ст. 7591.
  22. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О Федеральной службе безопасности»// Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 15. – Ст. 1269.
  23. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 18.04.2018, с изм. от 29.03.2019) «Опротиводействии терроризму» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – №  – Ст. 1146.
  24. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6724.

 

References:

  1. «Ob utverzhdenii trebovanij k antiterroristicheskoj zashchishchennosti ob»ektov (territorij) v sfere kul’tury i formy pasporta bezopasnosti etih ob»ektov (territorij)» // Sobranie zakonodatel’stva RF. – 2017. – №9. – St. 1358.
  2. Aleksandrova Z. E. Slovar’ sinonimov russkogo yazyka. Prakticheskij spravochnik. – M.: Rus. yaz., 2011.
  3. Antiterroristicheskie operacii RF. Spravka RIA Novosti / 10.06.2006. – URL: https://ria.ru/20060710/51143197.html
  4. Voenno-polevaya hirurgiya: uchebnik / pod red. E. K. Gumanenko, 2011. – URL: https://www.booksmed.com/hirurgiya/473-voenno-polevaya-xirurgiya-gumanenko-uchebnik.html
  5. Dmitriev D. V. (red). Tolkovyj slovar’ russkogo yazyka. – M.: Astrel’; AST, 2003. – 1578 s.
  6. Zhertvami terakta v Volgograde stali 18 chelovek. – URL: https://www.newstube.ru/media/zhertvami-terakta-v-volgograde-stali-18-chelovek
  7. Zverev N. K., Idrisova L. R. Pravovye osnovy prinuditel’noj likvidacii yuridicheskih lic, prichastnyh k terrorizmu // Mery protivodejstviya ofshorizacii kak odnomu iz istochnikov finansirovaniya terrorizma. – M.: RUDN, 2016. – 58 s.
  8. Medicinskie kriterii opredeleniya stepeni tyazhesti vreda, prichinennogo zdorov’yu cheloveka, utverzhdeny prikazom ministra zdravoohraneniya i social’nogo razvitiya RF ot 24.04.2008 № 194n (zaregistrirovan v Minyuste Rossii 13.08.2008, reg. № 12118) // SPS «Garant».
  9. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 09.02.2012 № 1 (red. ot 03.11.2016) «O nekotoryh voprosah sudebnoj praktiki po ugolovnym delam o prestupleniyah terroristicheskoj napravlennosti» // Byulleten’ Verhovnogo Suda RF. – 2012. – № 4 (aprel’).
  10. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 04.05.2008 № 333 (red. 15.05.2019) «O kompetencii federal’nyh organov ispolnitel’noj vlasti, rukovodstvo deyatel’nost’yu kotoryh osushchestvlyaet Pravitel’stvo Rossijskoj Federacii, v oblasti protivodejstviya terrorizmu» // Sobranie zakonodatel’stva RF. – 2008. – № 19. – St. 2172.
  11. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 01.02.2017 № 176 (red. ot 13.02.2018)
  12. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 13.01.2017 № 8 (red. ot 29.03.2019) «Ob utverzhdenii trebovanij k antiterroristicheskoj zashchishchennosti ob»ektov (territorij) Ministerstva zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii i ob»ektov (territorij), otnosyashchihsya k sfere deyatel’nosti Ministerstva zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii, i formy pasporta bezopasnosti etih ob»ektov (territorij)» // Sobranie zakonodatel’stva RF. – 2017. – № 4. – St. 654.
  13. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 14.04.2017 № 447 «Ob utverzhdenii trebovanij k antiterroristicheskoj zashchishchennosti gostinic i inyh sredstv razmeshcheniya i formy pasporta bezopasnosti etih ob»ektov» // Sobranie zakonodatel’stva RF. – 2017. – № 17. – St. 2750.
  14. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 17.08.2007 № 522 (red. ot 17.11.2011) «Ob utverzhdenii Pravil opredeleniya stepeni tyazhesti vreda, prichinennogo zdorov’yu cheloveka» // Sobranie zakonodatel’stva RF. – 2007. – № 35. – St. 4308.
  15. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 19.10.2017 № 1273 «Ob utverzhdenii trebovanij k antiterroristicheskoj zashchishchennosti torgovyh ob»ektov (territorij) i formy pasporta bezopasnosti torgovogo ob»ekta (territorii)» // Sobranie zakonodatel’stva RF. – 2017. – № 44. – St. 6509.
  16. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 06.03.2015 (red. ot 09.11.2019) № 202 «Ob utverzhdenii trebovanij k antiterroristicheskoj zashchishchennosti ob»ektov sporta i formy pasporta bezopasnosti ob»ektov sporta» // Sobranie zakonodatel’stva RF. – 2015. – № 11. – St. 1608.
  17. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 07.11.2019 № 1421 «Ob utverzhdenii trebovanij k antiterroristicheskoj zashchishchennosti ob»ektov (territorij) Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii, ego territorial’nyh organov i podvedomstvennyh emu organizacij, ob»ektov (territorij), otnosyashchihsya k sfere deyatel’nosti Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii, formy pasporta bezopasnosti etih ob»ektov (territorij) i priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Pravitel’stva Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel’stva RF. – 2019. – № 46. – St. 6491.
  18. Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 25.12.2013 № 1244 (red. ot 15.05.2019) «Ob antiterroristicheskoj zashchishchennosti ob»ektov (territorij)» (vmeste s «Pravilami razrabotki trebovanij k antiterroristicheskoj zashchishchennosti ob»ektov (territorij) i pasporta bezopasnosti ob»ektov (territorij)» // Sobranie zakonodatel’stva RF. – 2013. – № 52 (chast’ P). – St. 7220.
  19. Sostoyanie prestupnosti v Rossii (dannye GIAC MVD Rossii). – URL: http://mvd.rf/reports (data obrashcheniya: 28.11.2019).
  20. Terakty, sovershennye v Rossii. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Terakty,_sovershyonnye_v_Rossii (data obrashcheniya: 28.11.2019).
  21. Ukaz Prezidenta RF ot 26.12.2015 № 664 (red. ot 21.02.2019) «O merah po sovershenstvovaniyu gosudarstvennogo upravleniya v oblasti protivodejstviya terrorizmu» (vmeste s «Polozheniem o Nacional’nom antiterroristicheskom komitete»») // Sobranie zakonodatel’stva RF. – 2015. – № 52 (chast’ 1). – St. 7591.
  22. Federal’nyj zakon ot 03.04.1995 № 40-FZ (red. ot 07.03.2018) «O Federal’noj sluzhbe bezopasnosti» // Sobranie zakonodatel’stva RF. – 1995. – № 15. – St. 1269.
  23. Federal’nyj zakon ot 06.03.2006 № 35-FZ (red. ot 18.04.2018, s izm. ot 29.03.2019) «O protivodejstvii terrorizmu» // Sobranie zakonodatel’stva RF. – 2006. – №11. – St. 1146.
  24. Federal’nyj zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ (red. ot 29.05.2019) «Ob osnovah ohrany zdorov’ya grazhdan v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel’stva RF. – 2011. – № 48. – St. 6724.

DOI: 10.34790/IL.2019.2019.44228

Информация об авторах:

Р. Ф. Идрисов, доктор юридических наук, директор Центра исследования проблем безопасности РАН, эксперт РАН

E-mail: 9380752@mail.ru

Н. К. Зверев, ведущий научный сотрудник Центра исследования
проблем безопасности Российской академии наук, кандидат юридических наук

Е-mail: nzverev@instalsite.ru

 

Information about the author:

F. IdrisovDoctor of Law, Research Center Director RAS security problems, RAS expert

E-mail: 9380752@mail.ru

K. Zverev,  Leading Researcher Problem Research Center, Security of the Russian Academy of Sciences, Candidate of Law

E-mail: 9380752@mail.ru

 

[1] Статья подготовлена в рамках Государственного задания ЦИПБ РАН на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годы (НИР 0006-2019-0001).

Добавить комментарий

Войти с помощью: