Необходимость разработки и принятия единого закона, регулирующего деятельность холдингов, очень высока, поскольку при отсутствии собственного нормативно-правового акта они не могут в полной мере отстаивать свои экономические интересы. Решение проблемы — точно сформулированный закон, регламентирующий деятельность агрохолдинговых систем в Российской Федерации. Возможно, что правовая поддержка холдингов вообще и агрохолдингов в частности, сможет остановить отток предпринимательского капитала за пределы Российской Федерации, обеспечив этим увеличение денежных средств в стране, без использования дополнительной эмиссии, что внесет вклад в укрепление экономической стабильности страны.
Ключевые слова: холдинг, агрохолдинг, объединение, нормативно-правовой акт, безопасность, законодательство, права, обязанности.
The necessity of creation of normative-legal base for regulation and increase of efficiency of activity of agricultural holdings
Abstract: The article substantiates the need for the development and adoption of a single law regulating the activities of holdings, as they in the absence of their own legal act is not possible to fully defend their economic interests. A solution to the problem is proposed, namely, a precisely formulated law regulating the activities of agricultural holding systems in the Russian Federation.
Keywords: holding, agricultural holding, Association, regulatory act, safety, legislation, rights, obligations.
Развитие экономики сегодня происходит очень быстро. В связи с этим появляются новые виды терминологии иногда совсем не понятные для широкого круга людей. Развивая экономическую среду в нашей стране, появляются огромное количество новых предприятий, использующих в своей терминологии термин «Холдинг».
Слово холдинг является заимствованным словом с английского языка и обозначает в дословном переводе «владеть, вмещать, содержать в себе, удерживать». Для того чтобы понять, что это за компании дадим полное, но просто определение. Холдинговая компания – это акционерные общества или юридические лица, которые имеют контрольный пакет акций сторонних компаний, осуществляющих по отношению к ним финансово-экономические и управленческие функции, гарантируя при этом определенную самостоятельность.
В России, в отличие от модели, существующей на западне, холдинговые компании в сельскохозяйственной отрасли создавались как форма крупных агрообъединений и агропредприятий с целью получения прибыли на рынке в условиях исчерпавших себя государственных управленческих структур. Холдинговые компании организовывались на базе агропредприятий, входящих в объединение или контролировались органами государственного управления или местной администрацией с согласия антимонопольного органа. То есть холдинговая форма управления позволяет осуществлять функциональное взаимодействие без прямого слияния различных по сферам деятельности капиталов предприятий и фирм [5].
Если рассматривать отечественные холдинговые компании в агросфере, то их можно распределить на несколько групп по определённым признакам.
В первую очередь — по производственной интеграции. Распределение происходит на горизонтальные — холдинги, объединение однородных бизнесов, то есть филиальные структуры, которыми управляет головная компания; вертикальные – компании, объединенные в одной производственной цепочке (например, производство сырья и глубокая переработка) и диверсифицированные ¬ это объединение сельскохозяйственных предприятий не связанных между собой ни торговыми, ни производственными отношениями .
По форме собственности агрохолдинги бывают государственными и частными, а по типу зависимости: имущественные — основываются на наличии контрольного пакета акций или большей доли установочного капитала, договорные — когда отношения организованы в рамках определенного договора на определенный срок, организационные — возникают в случае иных обстоятельств, не установленных законодательством [4].
Почему холдинговая модель организации агробизнеса в России приобретает все большую популярность?
Эффективность объединения агропредприятий в холдинги заключается в приобретении синергетического эффекта, посредствам арифметического умножения возможностей всех организаций, входящих в структуру холдинга. Агрохолдинги в сравнении с другими предприятиями имеют следующие преимущества:
— расширение масштабов используемых ресурсов (трудовые ресурсы, инвестиционные средства, производственные фонды) и привлечение квалификационного персонала (управленческого, производственного, научного);
— минимизация отрицательного воздействия конкуренции, так как участники объединения не допускают конкуренции на одном и том же рынке;
— создание высоко конкурентной продукции по средствам вертикальной интеграции системы от производства сырья до глубокой переработки продукции высокого качества;
— централизация капитала, который может «перетекать» от одной структуры в другую, в зависимости от экономической конъюнктуры;
— возможность расширения сфер деятельности или переход на выпуск новой агропродукции для снижения предпринимательских рисков и повышение возможности конкурентоспособности;
— возможность интеграции науки и агропроизводства;
— согласованная финансовая, инвестиционная и кредитная политика;
— создание имиджа крупной и влиятельной структуры;
— мобильность в выборе организационно-правовых форм участников агрохолдинга, в распределении функций;
— упрощение процедуры создания и регистрации путем приобретения контрольного пакета акций;
— стабильность состава агрохолдинга, в связи со структурированной системой входа и выхода из него;
— общество несет ответственность по долгам и обязательствам дочернего агропредприятия, в соответствии с установленным порядком федеральных законов;
— повышение эффективности финансового и налогового планирования;
— конфиденциальность владельцев агробизнеса.
Конечно, не каждая холдинговая компания можем пользоваться всеми перечисленными преимуществами. Некоторые из них являются оборотной стороной для других объектов или субъектов, таких как государство, граждане, другие предприятия.
Помимо всего сказанного можно выделить и недостатки холдинговой модели агропредприятия:
— отсутствие конкуренции внутри агрохолдинга, вследствие этого прослеживается снижение экономической эффективности;
— сложная иерархическая структура;
— отсутствие налогового единства агрохолдинга;
— сложная система управления агрохолдингом. Большое количество корпоративных отношений и большие транзакционные издержки.
Делая вывод из общей составляющей холдинговой компании, стоит сказать, что агрохолдинг представляет собой производственно-хозяйственный комплекс, отвечающий следующим критериям:
— холдинг выступает в качестве единого субъекта;
— одно из обществ холдинга определяет решение другому;
— объединение обществ приводит к единой политике;
— участниками холдинга являются самостоятельные субъекты гражданско-правовых отношений (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью);
Правовое регулирование прочно вошло в нашу жизнь. Нормативно-правовые акты регулируют все процессы, которые происходят в рамках государства. С их помощью устанавливаются правила поведения, вводятся ограничения и запреты, определяются обязанности граждан. Что касается холдинговых структур в сельскохозяйственной сфере, то отсутствие хорошо сформулированной нормативно-правовой базы является для них большой проблемой [6].
Акты, которые действуют в настоящее время, не отражают всех особенностей организационно-правовых и социально-правовых функций агрохолдингов. Не все аспекты рассматриваются законодательством в полной мере, и это влечет за собой неправильное понимание функционирования прав и обязанностей. Эти акты не в состоянии регулировать особенности организации и деятельности холдингов, потому что ряд из них просто устарел. Отсутствие регламентирования определенных прав агрохолдингов небезопасно для их нормального функционирования. Эта проблема сейчас крайне актуальна, поскольку развитие экономики нашей страны способствует появлению транснациональных корпораций, холдингов и других крупнейших экономических гигантов, а отсутствие четко определенной нормативно-правовой базы создает угрозу их существования. Деятельность, которая осуществляется агрохолдингами, сопровождается множеством правовых последствий, способных заинтересовать налоговое, антимонопольное, а также другие виды законодательства. Они предусматривают особенность деятельности и налогообложения холдинговых структур. Сельхозпроизводитель напрямую заинтересован в детальном изучении нормативно-правовой базы своего бизнеса, прежде всего, для получения максимальной прибыли, и, кроме того, для пресечения возможности нарушения законодательства, регламентирующего деятельность холдингов. Агрохолдингу необходимо получить поддержку нормативно-правовой базы для того, чтобы установить определенность в следующих аспектах:
— конкретное понятия холдинг;
— процедура и особенность государственной регистрации холдингов;
— определение четкой структуры холдинговых систем;
— определение функциональных обязанностей материнской и дочерних компаний;
— установление порядка и ликвидации холдингов.
Кроме того, необходимо урегулирование вопроса консолидации учета и налогообложения, важного как для сельхозтоваропроизводителя, так и для государства.
Консолидация представляет интерес для агропроизводителя по целому ряду причин. Прежде всего, она способствует уменьшению нагрузки при уплате налога на прибыль, а также оптимизирует и упрощает способы начисления налогов в государственный бюджет. С помощью консолидации налогообложения государство получает возможность снизить, а в последствии ликвидировать обороты денежных средств агропредприятия, которые не контролируются налоговыми органами.
Кардинальным решением данной проблемы могло стать принятие закона «О холдингах», его проект был предложен Государственной Думе в феврале 2002 года [2]. Данный законопроект рассматривался в течение трех лет. В ходе последнего рассмотрения была выявлена его недоработанность, проект закона признали слишком общим, отсылочным документом. По мнению специалистов, в законе отсутствовали механизмы функционирования многих положений, которые содержались в нем, не рассматривались вопросы взаимосвязи холдингов с налоговыми и антимонопольными органами, осуществления корпоративного управления и контроля.
Сегодня осуществление деятельности холдинговых структур регулируется Гражданским кодексом [1], положениями об обществах с ограниченной ответственностью, акционерных обществах, о конкуренции.
Кроме того, все еще действует Указ Президента РФ от 16.11.1992 № 1392 (ред. от 26.03.2003 с изм. от 30.06.2012) «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (вместе с «Временныем положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества») [3].
В настоящее время агрохолдинги в России уже не являются самыми новыми видами предпринимательства, поскольку функционируют уже не один десяток лет. Если в 2002 году их деятельность из-за новизны экономических систем, была рассмотрена не в полной мере, то сейчас деятельность холдинговых компаний можно рассмотреть более детально и проработать подходы нормативно-правового регулирования относительно всех видов холдингов с учетом их экономических особенностей. Для разработки этого закона требуется провести анализ статистических данных об экономической деятельности агропредприятий, поскольку сегодня предприниматели не рискуют хранить крупные суммы в рублях. Капитал выводится через офшоры или вкладывается в криптовалюты, так как транзакции в них видны только вкладчикам денежных средств.
Разработка закона поможет усилить экономическую безопасность холдингов. При отсутствии правовой базы, они не имеют возможности полноценно реализовывать свои права в судебных разбирательствах, поскольку просто не знают, что же им разрешено. В настоящее время деятельность холдинговых систем затрагивают четыре закона и, косвенно, регламентируют еще несколько нормативно-правовых актов. Складывается ситуация, при которой только по нескольким вопросам существуют четкие права и обязанности, а остальная деятельность не регламентирована, что не очень хорошо для государства [8].
В наше время осуществление разработки законов весьма трудоемкий, но крайне необходимый процесс. Чтобы упростить разработку законодательства, позволяющего регулировать деятельность холдингов, необходимо объединить базу, которая имеется в нормативных актах, используемых холдингами в настоящее время, дополнить ее актуальными антимонопольными и налоговыми аспектами функционирования. Изучение статистических данных и проведение на их основе анализа деятельности холдингов, а также проблем, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям, позволит разработать единый закон, освещающий работу холдингов, позволяющий наиболее четко и точно обозначить их права и обязанности, а главное, обеспечить государственную поддержку и защиту в вопросах функционирования.
Управленческие и производственные процессы отдельных предприятий функционируют благодаря четкой юридически зафиксированной схеме, в отличие от бизнес-процесса, происходящего внутри холдинга, поскольку его организационная структура нигде не прописана. Следовательно, управленческие механизмы и оргструктуру в холдинге необходимо разработать и зафиксировать.
Возможно, что правовая поддержка холдингов вообще и агрохолдингов в частности, сможет остановить отток предпринимательского капитала за пределы Российской Федерации, обеспечив этим увеличение денежных средств в стране, без использования дополнительной эмиссии, что внесет вклад в укрепление экономической стабильности страны. Таким образом, создание единой нормативно-правовой базы деятельности холдинговых структур позволит решить не только их правовые вопросы, но и поможет холдингам оказывать влияет на общую экономическую картину в стране, стабилизацию экономики и привлечение иностранных инвесторов [7].
Список литературы:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) [Электронный ресурс] – режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
- Проект Федерального закона от 22 февраля 2002 г. N 99049555-2 «О холдингах» [Электронный ресурс] – режим доступа http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=1333#0901892944733893
- Указ Президента РФ от 16.11.1992 № 1392 (ред. от 26.03.2003 с изм. от 30.06.2012) «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» [Электронный ресурс] – режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190/
- Кузнецов П.А. Моделирование процессов интеграции предприятий в условиях неопределенности/ Пермь: НП ВПО «Прикамский социальный институт», 2014. – 132 с.
- Мещеряков С. Г. Особенности холдинговой структуры организации бизнеса [Электронный ресурс] – режим доступа https://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn04/06.shtml
- Надежкин А.Е. Нормативно-правовое регулирование деятельности холдингов как один из элементов их экономической безопасности //Научные труды КубГТУ – № 6, 2018 – с.259-264
- Черданцев В.П., ТронинаМ.В. Приоритетные направления стратегического развития в условиях современной научно-технической революции// Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь на рынке труда в условиях модернизации экономики и общества», Пермь, 14 февраля 2015г. — с.37-42.
- Черданцев В.П. Выбор оптимизационных моделей организации производства и управления в АПК// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017 — № 11 (ч.9). – с.1241 – 1245.
Информация об авторе:
Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», г. Пермь, профессор кафедры «Экономики и менеджмент» Пермского филиала ФГБОУ ВО РАНХиГС, судья Третейского суда «Национальный арбитраж»
Information about the author:
Cherdantsev Vadim Petrovich, doctor of economic Sciences, Professor, Professor of chair «Management» of the «Perm state agro-technological University named after academician D. N. Pryanishnikova», Perm, Professor of «Economy and management» the Perm branch of the Ranepa, the judge of the Arbitration court «National arbitration»