Экономическая безопасность является элементом национальной безопасности и выступает основным условием, определяющим специфику и направление развития всего комплекса экономических отношений государства. Существующая в настоящее время мировая экономическая ситуация и внешнеполитическое положение нашей страны требует большего внимания к обеспечению ее экономической безопасности. Именно поэтому решение вопросов, связанных с формированием наиболее действенного инструментария, позволяющего защитить государство от угроз экономической безопасности, на сегодняшний день стали наиболее актуальными и находятся в приоритете представителей всех уровней власти. В статье рассматриваются нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение экономической безопасности России, а также рассматриваются вопросы их дальнейшего совершенствования.
Ключевые слова: нормативно-правовое обеспечение, правовое регулирование, экономическая безопасность, нормативно-правовые акты, национальная безопасность.
Regulatory and legal aspects of ensuring economic security
Abstract. Economic security is an element of national security and acts as the main condition determining the specifics and direction of development of the entire complex of economic relations of the state. The current global economic situation and the foreign policy situation of our country require greater attention to ensuring its economic security. That is why the solution of issues related to the formation of the most effective tools to protect the state from threats to economic security has become the most relevant today and is a priority for representatives of all levels of government. The article examines the normative legal acts aimed at ensuring the economic security of Russia, as well as the issues of their further improvement.
Keywords: regulatory support, legal regulation, economic security, regulatory legal acts, national security.
Наиболее важной задачей государства в настоящее время является совершенствование правового регулирования деятельности, обеспечивающей экономическую безопасность. Поэтому в нормативно-правовых актах требуется, прежде всего, четкое разделение действий, ответственности и ресурсов, сопровождающих данный процесс.
Прежде всего, необходимо уточнение терминов и понятий, таких, как «система экономической безопасности», «экономическая безопасность», «экономические интересы» и другие. Нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, законодательно закрепляющих взаимоотношения, прежде всего, государства, личности и хозяйствующих субъектов в целостной системе обеспечения экономической безопасности страны, а также один из первоочередных факторов устойчивого развития экономики и общества. В связи с этим необходимо на законодательном уровне предусматривать осуществление институциональных преобразований, которые способны координировать работу исполнительных органов власти всех уровней для предотвращения угроз экономической безопасности. Неоднократно проводимый анализ деятельности системы национальной безопасности показал необходимость совершенствования ее правовая база. [7]
Правовая составляющая, прежде всего, является основой для деятельности по обеспечению экономической безопасности предприятий, осуществляемой как с помощью со стороны государства, так и со стороны руководства предприятия. Стоит отметить, что правовое обеспечение экономической безопасности основывается, в первую очередь, на Конституции Российской Федерации, следующими по значимости идут Федеральные законы и иные государственные акты. Любой локальный нормативно-правовой акт, принимаемый внутри предприятия, должен соответствовать принципу приоритетности закона, иначе он будет считаться недействительным и нарушающим законы Российской Федерации.
Каждое предприятие, занимающееся обеспечение своей экономической безопасности, должны иметься свои внутренние правовые акты, такие как: приказы, уставы, регламенты и др. Основой правового регулирования этих документов является ФЗ №390-ФЗ «О безопасности» [1]. Так же эффективная деятельность предприятия невозможна без следования законам, составляющим основу обеспечения экономической безопасности, к которым относятся:
— Указ Президента Российской Федерации № 208 от 13 мая 2017 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [5]
— Указ Президента Российской Федерации № 683 от 31 декабря 2015 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [6]
— Федеральный закон №98-ФЗ от 29.07.2004 г. «О коммерческой тайне» [2]
— Федеральный закон №149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [3]
— Федеральный закон. № 172-ФЗ от 28 июня 2014 г (ред. от 03.07.2016) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [4]
Что же понимается под экономической безопасностью в нормативно-правовых документах? В Российской Федерации законодательно понятие «экономическая безопасность» долгое время отсутствовало. 31 декабря 2015 года Указом Президента России № 683 «О стратегии национальной безопасности РФ» была утверждена новая версия стратегии национальной безопасности. [6] Однако понятие экономической безопасности не нашло отражения в данном документе. Позже, уже 13 мая 2017 года, был принят Указ Президента РФ № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». В этом документе понятие экономической безопасности обрело своё законное значение — «…Экономическая безопасность – состояние защищённости национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство её экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации». [5]
Помимо определения сущности понятия «экономическая безопасность» в стратегии определены основные вызовы и угрозы экономической безопасности. К числу таковых можно отнести стремление развитых стран использовать уровень развития своей экономики в качестве преимущества в конкурентной борьбе.
Говоря о правовом обеспечении экономической безопасности организации следует выделить разделение источников не только по уровню принятия нормативно-правового акта, но и по сфере воздействия. В таком виде, можно выделить три основные категории.
К первой группе можно отнести источники правового регулирования в области обеспечения безопасности личности и общества. Что касается этой группы, то своевременное выявление признаков, в которых может иметься состав преступления даёт предприятию возможность провести ряд мер предупредительного характера, а также провести грамотный анализ заявлений, составленных для правоохранительных органов в случае не разрешения конфликта путём переговоров.
Вторая группа источников, регулирует деятельность предприятия, связанную непосредственно с экономической составляющей на основании Указа Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Здесь речь идёт уже о лицах, напрямую связанных с предпринимательской деятельностью.
Третья группа включает в себя законодательные и иные правовые документы, регулирующие деятельность предприятия и защищающие его от угроз в экономической сфере. К этой группе можно отнести правовые акты, участвующие в регулировании процессов решения споров, возмещения ущерба, недобросовестной конкуренции, а также вопросы, касающиеся слияний и поглощений.
Отдельно стоит выделить уголовное право, выступающее в случаях крайней необходимости, при возникновении экономических преступлений. Оно в свою очередь, определяет круг действий, которые запрещены законодательством Российской Федерации под угрозой уголовного наказания. К таким действиям стоит отнести те, которые ставят под угрозу экономическую безопасность предприятия. Уголовное законодательство, так же выполняет функцию предупредительного характера для действий, которые не повлекли за собой крупного ущерба экономической безопасности организации.
Нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации формируется по мере развития ее теории. Ныне действующие законодательные акты существенно отличаются от предшествующих, становятся более совершенными. Они тесно взаимосвязаны между собой. [8] Совершенствование законодательной основы обеспечения экономической безопасности должно быть отправной точкой устойчивого развития национальной экономики, а также важным элементом в системе обеспечения безопасности предприятий. При нарушении нормального функционирования в области правового регулирования могут наступить крайне неблагоприятные последствия, приводящие к кризису или даже банкротству предприятий.
Используемая литература
- Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция) [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/?ysclid=lrt96vpodm322834547 (дата обращения 25.01.2024)
- Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ (последняя редакция) [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48699/ (дата обращения 25.01.2024)
- Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция) [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/?ysclid=lrt9n0qyf042685807 (дата обращения 25.01.2024)
- Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция) [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/?ysclid=lrt9prcju1909388708 (дата обращения 25.01.2024)
- Указ Президента Российской Федерации № 208 от 13 мая 2017 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/?ysclid=lrt9whbu5z872658932 (дата обращения 25.01.2024)
- Указ Президента Российской Федерации № 683 от 31 декабря 2015 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/?ysclid=lrt9z4ncnn480012230 (дата обращения 25.01.2024)
- Полетавкина, Е. Р. Современное нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения экономической безопасности // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313).
- Черданцев В.П. Проблемы при обеспечении экономической безопасности России// Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». – № 2/2023 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://e-integral.ru/rubriki/ekonomicheskie-nauki/integral-2-2023-5
Информация об авторе:
Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова».
Information about the author:
Cherdantsev Vadim Petrovich, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management of the Perm State Agricultural and Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov.»