Субъектам малого и среднего предпринимательства принадлежит важная роль в развитии экономики России. Их деятельность обусловливает производственное, социальное и инфраструктурное развитие регионов. За последнее время значительно усовершенствовано нормативно-правовое обеспечение деятельности малых и средних предприятий для создания благоприятных условий для их развития. Все уровни государственной, региональной и муниципальной власти активно взаимодействуют с предпринимателями при разработке основных направлений государственного регулирования малого и среднего предпринимательства. Однако существует ряд проблем, которые сдерживают развитие малых и средних предприятий в стране. Одна из них — правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: организационно-экономический механизм, малое предпринимательство, нормативно-правовые акты, рыночная экономика, законодательство, социальная ответственность, стратегия развития.
Legal framework for supporting small businesses as an element of the Russian Federation’s economy
Abstract: small and medium-sized businesses play an important role in the development of the Russian economy. Their activities determine the industrial, social and infrastructural development of the regions. Recently, legal and regulatory support for small and medium-sized enterprises has been significantly improved in order to create favorable conditions for their development. All levels of state, regional and municipal authorities actively interact with entrepreneurs in developing the main directions of state regulation of small and medium-sized businesses. However, there are a number of problems that hinder the development of small and medium-sized enterprises in the country. One of them is the legal regulation of small and medium-sized businesses.
Keywords: organizational and economic mechanism, small business, legal acts, market economy, legislation, social responsibility, development strategy.
Малое предпринимательство, к которому принято относить малые и средние предприятия должны стать основной силой в экономике. Положительное отношение к их развитию поддерживают многие экономисты и известные предприниматели во всем мире.
По итогам 2018 года, согласно оценкам Министерства экономического развития РФ, количество субъектов малого и среднего бизнеса в России составляет 5,5 млн. (2,9 млн. индивидуальных предпринимателей и 2,6 млн. предприятий малого и среднего предпринимательства). Этот сегмент генерирует более 16,4 млн. рабочих мест и обеспечивает до 20% национального ВВП [22] .
Несмотря на то, что сегмент малых и средних предприятий в экономике Российской Федерации обладает хорошим потенциалом для развития, его доля в общей занятости составляет менее 25%, хотя глобальные стандарты превышают этот показатель на 10%, с возможностью обеспечения до 35% ВВП [3]. В этой связи государственная поддержка малых и средних предприятий с использованием широкого арсенала инструментов организационно-экономической поддержки является одним из приоритетов правительства нашей страны.
Для анализа малого предпринимательства требуется определить, какое предприятие может быть отнесено к малому бизнесу.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, в малом предприятии, во-первых, должно быть задействовано не более ста индивидов. Во-вторых, стоимость имеющихся активов или общая сумма выручки от продаж предлагаемых товаров и услуг должна быть не более 800 млн. рублей (таблица 1)
Таблица 1. Классификация субъектов МСП в законодательстве [15, 21]
Признак | Микро | Малые | Средние |
Среднесписочная численность работников, чел. | До 15 | До 100 | От 101 до 250 |
Максимальная годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) | 120 млн. руб. | 800 млн. руб. | 2 млрд. руб. |
Максимальная суммарная доля участия собственников, не относящихся
к субъектам МСБ, % |
49 | ||
Максимальная суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов), % | 25 |
К субъектам предпринимательства относятся все индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства. Данная классификация соотносится с законодательным уровнем, поэтому ее можно назвать основной.
Малое предпринимательство охватывает значительную часть рыночной экономики, выполняя ряд жизненно необходимых для общества функций [4]:
- Создание прогрессивно развивающегося рынка. В сфере малого предпринимательства проводятся экспериментальные исследования, появляются новые идеи и происходят главные перемены. Это связано с тем, что для крупного бизнеса любое нововведение сопровождается крупными затратами и высокими рисками, малому бизнесу намного легче изменить структуру своей деятельности.
- Здоровая конкуренция.
- Поддержание открытости экономики Российской Федерации. Малое предпринимательство способно быстро адаптироваться к запросам потребительского рынка, именно поэтому такая форма бизнеса в состоянии быстро и активно занимать выгодные ниши на рынке экспорта товаров и услуг.
- Борьба с безработицей.
Наряду с важностью и необходимостью малого предпринимательства в экономике России, велико и его социальное значение. Социальная ответственность предпринимательства – это специфическая форма взаимоотношений между представителями бизнеса и более «слабыми» слоями населения [2]. Несомненно, органы государственной власти сами должны предоставлять своим гражданам необходимые для их жизнедеятельности блага, однако, зачастую часть таких обязанностей возлагается на представителей предпринимательства [1].
К сложностям в работе малого предпринимательства в РФ относятся: нестабильная экономическая ситуация в стране, а именно экономический кризис 2014 г., состояние в экономике страны, способы поддержки малого бизнеса, отсутствие или несовершенство нормативно-правовой базы, непредсказуемая налоговая политика, снижение уровня жизни населения, в целом.
Если говорить о комплексном регулировании малого предпринимательства через нормативные правовые акты, то можно выделить следующие документы:
- Конституция Российской Федерации – основной документ, в котором закреплены права и свободы граждан, в том числе право на осуществление предпринимательской деятельности. Так, статья 34 Главы 2 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» [12]
- Федеральный закон от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [17], который регулирует взаимоотношения, возникающие при регистрации юридического лица, а также при реорганизации и ликвидации предприятия. Этот закон очень важен на начальном этапе открытия бизнеса, поскольку позволяет предпринимателям понять алгоритм действий при регистрации предприятия, строго соответствуя законодательству.
- Федеральный закон от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [18]. Для уверенности в законности своей деятельности, руководствоваться этим нормативно-правовым актом необходимо предпринимателям, осуществляющим свою деятельность в сфере производства и продаже алкогольных напитков, осуществлении медицинской деятельности.
- Федеральный закон от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [19]. Закон важен не только для населения в целом, но и для предпринимателей в частности, поскольку, зная правила и порядок обращения в органы государственной власти, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, можно значительно ускорить решение вопросов, касающихся получения разрешительных документов и решения спорных ситуаций.
- Федеральный закон от 22.05.2003 г.№54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» [13] особо важен, так как контрольно-кассовая техника применяется на всей территории РФ в обязательном порядке, кроме установленных случаев.
- Не менее важны для предпринимателя сведения о минимальном размере оплаты труда при осуществлении оплаты сотрудникам.
- Наиболее полно регулирует деятельность малых предпринимателей Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации» [16], принятый 24.07.2007 г. Именно он стал основой для дальнейшего развития законодательной базы в сфере государственной поддержки малого бизнеса.
В июне 2016 г. была утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г., разработанная в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [20]. Стратегия направлена на создание конкурентоспособной, гибкой и адаптивной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость.
Одна из ключевых задач, связанных с практической реализацией федерального закона о стратегическом планировании состоит в обеспечении согласования всей системы документов стратегического планирования, в том числе, и тех, которые в самом законе не указаны, но являются необходимым слагаемым системы управления хозяйственными и социальными процессами, особенно на субфедеральном уровне [6]. Необходимо отметить, что в Федеральном законе №172-ФЗ что-либо о стратегии развития малых и средних предприятий, а также политики их поддержки на тех или иных уровнях управления ничего не говорится. Тем не менее, было бы неправильным полагать, что требования, вытекающие из стратегических подходов к управлению экономическим и социальными процессами, на государственную и муниципальную политику в отношении малых и средних предприятий не распространяются. Напротив, практика стратегирования крайне востребована, а ее важность отчетливо трактуется здесь, как весьма проблемный опыт осуществления этого направления социально-экономической политики в стране в предшествующие годы, а также закономерным трендом децентрализации данной политики.
Действующим законодательством на все уровни государственного и муниципального управления возложены существенные полномочия в области развития и поддержки малых и средних предприятий. Однако подобной децентрализации, в частности, в рамках государственной политики в отношении малых и средних предприятий, противостоит вся структура Федерального закона №172-ФЗ по стратегическому планированию. Наибольшая детализация норм закона так и осталась за федеральным уровнем управления (рисунок 1).
Рисунок 1 — Число муниципальных образований в Российской Федерации на 01.01.2019 года (ед.) [23]
Следует отметить некоторые позитивные новации в области государственной политики в отношении малых и средних предприятий, отраженные в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства: создание единого центра поддержки малых и средних предприятий (Корпорация малых и средних предприятий), внедрение стандартов оказания различных видов поддержки субъектам малых и средних предприятий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Другими словами, меры федеральной, региональной и муниципальной поддержки малых и средних предприятий отнесены к сегменту государственных услуг.
Начиная с 2016 г., в целях создания благоприятных условий развития и ведения предпринимательской деятельности регионы переходят на проектную модель управления. Для этого был разработан и утвержден План мероприятий («дорожная карта») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства, в которой фиксируются конкретные мероприятия, их финансирование и целевые показатели результативности.
Говоря о практике реализации политики в отношении малых и средних предприятий на муниципальном уровне, эксперты выделяют определенные препятствия, в первую очередь, для стратегического планирования мер развития и поддержки малых и средних предприятий. Это проблема формулировки в законодательстве полномочий муниципального звена в рамках политики развития и поддержки малых и средних предприятий, зафиксирована в статье 11 Федерального закона №209-ФЗ и определяет полномочия органов местного самоуправления по вопросам их развития и поддержк. В настоящее время присутствует ряд правовых неопределенностей, которые могут стать существенным препятствием на пути адекватного отражения вопросов поддержки малых и средних предприятий в стратегиях социально-экономического развития муниципальных образований [7].
Рассматривая законодательную сферу по существу вопроса, стоит отметить, что законодателем предпринимаются определенные шаги в отношении совершенствования регулирования организационно-экономического механизма поддержки малых и средних предприятий. Например, в связи с тем, что большинство предпринимателей сталкивается со сложностями получения финансовой поддержки, на заседании Правительства РФ в 2018 году рассмотрен и одобрен законопроект «О внесении изменения в статью 251 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [24]. Данным законопроектом в рамках реализации национального проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», предусмотрено расширение доступа субъектов предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию за счет законодательного закрепления возможности предоставления АО «Корпорация МСП» государственной поддержки за счёт федерального бюджета на финансирование исполнения обязательств по гарантиям, предоставленным субъектам МСП в 2019–2024 годах, для увеличения объёмов гарантийной поддержки в рамках расширения объёмов кредитования субъектов МСП.
Подводя итог сказанному отмечается, что роль малого предпринимательства в Российской Федерации крайне высока как в экономическом развитии государства, так и формировании эффективной модели взаимодействия государство – бизнес – общество. Расширяя ассортимент товаров и услуг, сглаживая циклические колебания в экономике, малое предпринимательство создает дополнительные рабочие места, повышает эффективность использования местных сырьевых ресурсов, тем самым активно участвует в формировании местных и региональных бюджетов. Именно по причине острой необходимости государства в малых предприятиях, государственными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления разрабатываются программы и проекты поддержки и развития малого и микро-бизнеса, что в свою очередь формирует основу организационно-экономического механизма поддержки малого предпринимательства. Правительство старается создать все условия для активного развития малого бизнеса в стране, о чем соглашается ряд экспертов, но пока эти меры не принесли желаемого результата. [10]
Действующим законодательством на все уровни государственного и муниципального управления возложены существенные полномочия в области развития и поддержки малых и средних предприятий. На основе потребностей, приоритетов и состояния их развития в муниципальных образованиях разрабатываются меры поддержки, формируются практические каналы (институты) и основные условия предоставления такой поддержки. Эта деятельность осуществляется с использованием программно-целевого и проектного механизма на основе Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.
Специфика муниципальной политики в отношении малых и средних предприятий определяется дефицитом экономических, информационных, кадровых и иных ресурсов, фрагментарностью и слабым согласованием различных направлений социально-экономического развития на муниципальном уровне. Важной задачей является органичное встраивание мер поддержки МСП на каждом уровне управления, начиная с муниципального, в стратегическое видение экономики и социальной сферы.
Библиографический список
- Айрапетян Л.Н. Анализ инфраструктуры взаимодействия власти и бизнеса при разработке и реализации целевых программ в России // Экономика и предпринимательство. 2018. №5. С. 85.
- Анюшев Ю.Б. Муниципально-частное партнёрство как фактор развития предпринимательской деятельности. Автореф. дис. … к.э.н.: 08.00.05. – М.: НОУ ВПО «Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы», 2012. — 25 c. – URL: http://emsu.ru/face/dissert/avtoreferat_anyushevyub.pdf (дата обращения 09.02.2020)
- Блинов О.А. Малое предпринимательство: теория и практика: Учебник для студентов вузов/ А.О. Блинов, И. Н. Шапкин. – М.: Дашков и К, 2013. С. 22.
- Бусигин А.В. Предпринимательство. Учебник. — Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. — М.: Дело, 2017. С. 48.
- Быкова Н.Н., Рогозина Л.С. Проблемы развития малого бизнеса в России // Молодой ученый. 2017. №3. С. 480. URL: https://moluch.ru/archive/107/25602/ (дата обращения 09.02.2020)
- Гандилов Т.М. Некоторые проблемы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве // Проблемы развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве / Под ред. Т.М. Гандилова, М.А. Супатаева. М., 2018. С. 72.
- Кичигин Н.В., Нанба С.Б., Рафаэлюк Е.Е. «Дорожная карта» бизнеса в правовом пространстве // Журнал российского права. 2018. № 5. С.29.
- Масюк Н.Н., Маркин Д.Н. Предпринимательство в России: состояние, пути развития и саморегулирование: монография / Н.Н. Масюк, Д.Н. Маркин. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2017. С. 75.
- Пророков А.Н. Организация предпринимательской деятельности в таблицах и схемах / А. Н. Пророков, Л. И. Чистоходова. М.: Проспект, 2018. С. 8.
- Тореев В.Б. Эффективность программ поддержки малого предпринимательства // Экономическая наука современной России. 2018. № 3. С. 74.
- Черданцев В.П. Пути решения проблем малого бизнеса в сфере торговых услуг // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017 — № 12 (ч.13). с. 1047-1049
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» // Российская газета, N 99, 27.05.2003.
- Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О минимальном размере оплаты труда» // Российская газета, N 118, 21.06.2000.
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета, N 164, 31.07.2007.
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета, N 164, 31.07.2007.
- Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 26.11.2019) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета, N 153-154, 10.08.2001.
- Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета, N 97, 06.05.2011.
- Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Российская газета, N 95, 05.05.2006.
- Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета, N 146, 03.07.2014.
- Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Российская газета, N 76, 11.04.2016.
- Министерство экономического развития РФ. Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы. 2018 г. URL: http://smb.gov.ru/files/images/Doklad_Minekonomrazvitiya_za_2017-2018_gg..pdf (дата обращения 09.02.2020)
- Росстат. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ publications/catalog/doc_1244553308453 (дата обращения02.2020)
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 года №2586-р «О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам». URL: http://government.ru/projects/selection/654/34855/#34855=1:1:Cgy,1:61:9jc (дата обращения 09.02.2020).
Информация об авторе:
Серогодский Владимир Эдуардович, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой организации аграрного производства ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова»
Information about the author:
Serogodskyi Vladimir Eduardovich, candidate of economic Sciences, associate Professor, head of the Department of agricultural production organization, Perm state agrarian and technological University named after academician D. N. Pryanishnikov»