Международный правовой курьер

В перечне ВАК с 2015 г.

О 13-й Министерской конференции ВТО: ожидания и итоги


Министерская конференция ВТО является высшим руководящим органом организации и собирается раз в два года. Она наделена правом принимать юридически обязывающие решения по любым вопросам применения действующих соглашений ВТО и одобрять новые, которые имеют обязательный характер для членов организации. Решения принимаются консенсусом, и его достижение само по себе всегда становится непростой задачей. По традиции, главным документом Министерской конференции становится министерская декларация, которая фиксирует результаты работы ВТО за предшествующие два года и определяет задачи на следующие два. Хотя декларация сама по себе является скорее политическим, но не правовым, обязывающим документом, она дает сигналы и политикам, и регуляторам, и бизнесу, чего они могут ожидать от ВТО в последующие годы.

Ключевые слова. ВТО, Министерская конференция, торговая политика


On the 13th WTO Ministerial Conference


Annotation. The WTO Ministerial Conference is the highest governing body of the organization and meets every two years. It has the right to make legally binding decisions on any issues related to the application of existing WTO agreements and approve new ones that are binding on the members of the organization. Decisions are made by consensus, and achieving it in itself always becomes a difficult task. Traditionally, the main document of the Ministerial Conference is the Ministerial declaration, which records the results of the WTO’s work over the previous two years and defines the tasks for the next two. Although the declaration itself is more of a political, rather than a legal, binding document, it gives signals to politicians, regulators, and businesses what they can expect from the WTO in the coming years.

Tags: WTO, Ministerial Conference, Trade policy

С 26 февраля по 1 марта 2024 г. в Абу-Даби (ОАЭ) прошла 13-я Министерская конференция Всемирной торговой организации (ВТО). Предваряя данное заседание, советник Центра экспертизы по вопросам ВТО, профессор М.Ю. Медведков, рассказал о наиболее важных для России вопросах повестки. 

По его словам,  Россия в 2022-2023 годах стала существенным бенефициаром многосторонней торговой системы — переориентация ее торговли на новые направления после введения санкций стала возможной только в условиях существования глобальных рынков, правила работы на которых определяет ВТО. Этот вынужденный маневр поддержал экономику, обеспечив новые рынки сбыта. Только несырьевой неэнергетический экспорт и связанные с ним отрасли принесли в 2022 году в бюджет РФ более 3,3 млрд руб. Правила ВТО прямо либо через преференциальные торговые соглашения регулируют практически 100% внешней торговли России (кроме товаров ВПК). Экспорт в целом составляет почти 30% российского ВВП, и поэтому доступ на внешние рынки принципиально важен. Развитие отечественного сельхозсектора, например, было бы существенно затруднено в случае их закрытия — членство в ВТО сыграло здесь очевидно позитивную роль. Это касается и многих других секторов.

На Министерской конференции ВТО будут обсуждаться вопросы, важные для нашей экономики. Многие обозреватели скептически относятся к ее возможным результатам — в некоторых ключевых странах организации, включая США и Индию, в этом году выборы, и они, возможно, не смогут заключать неоднозначные с точки зрения поддержки избирателей сделки.

МК является высшим руководящим органом ВТО и собирается раз в два года. Она наделена правом принимать юридически обязывающие решения по любым вопросам применения действующих соглашений ВТО и одобрять новые, которые имеют обязательный характер для членов организации. Решения принимаются консенсусом, и его достижение само по себе всегда становится непростой задачей. Как это принято на серьезных переговорных площадках, полностью готовых документов для одобрения пока нет, и командам, а скорее всего, и самим министрам, придется провести как минимум пару ночей за переговорным столом. По традиции, главным документом МК становится министерская декларация, которая фиксирует результаты работы ВТО за предшествующие два года и определяет задачи на следующие два. Хотя декларация сама по себе является скорее политическим, а не правовым, обязывающим документом, она дает сигналы и политикам, и регуляторам, и бизнесу, чего они могут ожидать от ВТО в следующие годы. Это важные сигналы, ведь ВТО контролирует более 96% мировой торговли. При этом есть вероятность, что министры не договорятся о тексте декларации — тогда функции консолидатора мнений возьмет на себя председатель МК, и, скорее всего, это будет весьма сокращенная версия, отражающая скорее его личную и «округленную», сглаженную точку зрения на прошедшие и будущие события в ВТО.

Международная торговля не обходится без торговых споров, и ВТО имела уникальные механизмы их урегулирования, до тех пор, пока США в 2019 году не заблокировали назначение арбитров в Апелляционный орган. Его работа принципиально важна: он обеспечивает восстановление прав членов организации на справедливую торговлю товарами и услугами в случае их нарушения торговыми партнерами. Свои действия США объясняли благими намерениями — необходимостью повышения эффективности системы разрешения споров. Никто не спорит, что это нужно было бы сделать, но не останавливая на полпути важные процессы. Многочисленные проигрыши в спорах часто расценивались в Вашингтоне как несправедливые — и, скорее всего, это главная причина американского демарша. Из-за действий США многие члены ВТО не смогли завершить ранее начатые арбитражные процедуры. Среди них и Россия, выигравшая ряд крупных дел в первой инстанции и застрявшая в апелляции. Несмотря на то что переговоры по совершенствованию процедуры разрешения споров в последний год продвинулись, они вряд ли завершатся в Абу-Даби — администрация США ждет выборов президента и резких движений делать не собирается. Однако договоренность министров о завершении переговоров до конца 2024 года может стать важной частью решений МК[1].

Заместитель Министра экономического развития России В.Е. Ильичев  рассказал о позиции России по вопросам, которые обсуждались на Министерской конференции ВТО.

Попытки изоляции России на многосторонних площадках, в том числе и в ВТО, потерпели неудачу. Это было понятно с самого начала. Обсуждать ключевые глобальные проблемы, принимать решения в организации, которая называет себя «всемирной», и при этом игнорировать голос крупнейшей страны попросту не имеет смысла. Об этом говорили еще в марте прошлого года представители дружественных стран. Наша делегация принимает участие в деятельности всех рабочих органов и переговорных групп ВТО, в том числе в рамках подготовки 13-й Министерской конференции. Стараемся вносить свой конструктивный вклад в реформирование организации, адаптацию к современным реалиям и повышение ее эффективности. Что касается реформы ВТО — да, она действительно нужна, в том числе и системы разрешения споров. Мы над этим работаем, но хотелось бы, чтобы дело двигалось быстрее. Площадка ВТО актуальна для нас в том числе с учетом проводимой активной работы по выстраиванию связей с новыми торговыми партнерами в рамках переориентации на перспективные рынки развивающихся стран. В реформе ВТО заинтересованы все ее участники. За 30 лет существования пакета соглашений Уругвайского раунда появились новые сферы международной торговли, в т.ч. связанные с цифровизацией мировой экономики, защитой окружающей среды. Для их регулирования нужны новые правила, согласованные на многостороннем уровне.

Понятно, что разные страны имеют различные экономические приоритеты и подходы к решению имеющихся проблем. Сейчас гораздо более активно, чем 30 лет тому назад отстаивают свои интересы наши партнеры по БРИКС (собственно, Китай на момент создания ВТО еще не был ее членом), вообще развивающиеся страны. Меняется модель торговой политики ЕС. Корректируются приоритеты в России — для некоторых секторов, например, сельского хозяйства, нам нужно активное открытие рынков, для других — опора на собственные силы.

Поэтому поиск компромиссов на переговорах в ВТО занимает, как правило, много времени. Это касается и «реформенной» повестки организации. Однако не все так плохо. За два года, прошедшие после предыдущей Министерской конференции, удалось серьезно продвинуться в реформе т.н. «повседневной» работы ВТО. Речь идет, например, об упрощении доступа к информации о вновь принимаемых участниками организации мерах регулирования, оказывающих влияние на торговлю. Для этого внедряются новые цифровые инструменты, создаются электронные базы данных, удобные для пользователей. Для бизнеса, в том числе российского, все это имеет практическое значение[2].

Россия на 13-й Министерской конференции ВТО, которая завершилась в Абу-Даби, не допустила попыток оппонентов легализовать применение торговых барьеров под предлогом реализации климатической и экологической политики. Об этом заявил Министр экономического развития России М.Г. Решетников. По общей декларации министров — мы свои задачи считаем выполненными. Не допустили попытки наших оппонентов легализовать применение торговых барьеров под лозунгами климатической и экологической политики. Решетников также отметил, что подобные попытки, скорее всего, будут продолжаться. Очевидно, в ближайшие два года эта тема станет одной из основных линий напряжения в Женеве[3].

Д-р Тани Аль Зейуди, министр внешней торговли ОАЭ и председатель MК, сказал: Это была знаменательная неделя для Абу-Даби, для ОАЭ и для глобальной торговли. Я хотел бы поблагодарить делегации каждого члена за их усердие и преданность переговорам, а также за их неустанные усилия, направленные на то, чтобы сделать глобальную торговую систему более надежной, более эффективной и, что наиболее важно, более доступной. Даже в тех областях, где окончательные соглашения не были достигнуты, вопросы, которые раньше казались неразрешимыми, теперь могут быть решены, что расчищает путь для дальнейшего прогресса в ближайшие месяцы. Осуществление результатов Абу-Дабийской декларации является истинным свидетельством ценности, которую члены продолжают придавать Всемирной торговой организации, и ее ключевой роли в обеспечении упорядоченной глобальной системы торговых правил. Приняв Декларацию Абу-Даби, мы продемонстрировали, что можем добиться того, чтобы глобальная торговая система оставалась жизненно важным двигателем роста и развития для стран всего мира. Мы должны опираться на эти значительные достижения и оставаться едиными для глобальной торговли. Д-р Нгози Оконджо-Ивеала, Генеральный директор ВТО, заявила: ВТО остается источником стабильности и устойчивости в экономическом и геополитическом ландшафте, наполненном неопределенностью и внешними потрясениями. Торговля остается жизненно важной силой для улучшения жизни людей и оказания помощи предприятия и страны справляются с последствиями этих потрясений. Давайте немного отдохнем, затем перегруппируемся и возобновим работу[4].

Как отмечает профессор А.П. Портанский, в повестке дня форума значились вопросы сельского хозяйства, рыболовных субсидий, торговли и развития, реформы разрешения торговых споров, реформирования самой ВТО, электронной торговли, упрощения инвестиций и некоторые другие. Прорыва в виде подписания каких-либо новых соглашений не произошло, да на это, в общем, никто особенно и не рассчитывал, учитывая известное ослабление ВТО в последние годы, существующие разногласия и противоречия между членами организации и целый ряд факторов негативного свойства, таких, как геополитические риски, под воздействием которых находится сегодня мировая торговля. В этих обстоятельствах даже принятие финальной Министерской декларации министров (на МК-11 в 2017 г. и этого не удалось добиться) и позитивных решений по некоторым пунктам повестки уже следует рассматривать как приемлемый результат. Одна из наиболее глубоких и сложных проблем – реформирование ВТО, о необходимости которой заговорили уже вскоре после начала функционирования организации на рубеже ХХ–XXI вв. Тупик переговоров Доха раунда, невозможность разрешить имеющимися у ВТО инструментами торговый конфликт США–Китай, появившиеся за три десятилетия существования правовой базы ВТО в виде соглашений Уругвайского раунда новые сферы торговли в том числе, связанные с цифровизацией мировой экономики, защитой окружающей среды – всё это требует новых правил международной торговли, которые необходимо согласовать на многостороннем уровне. Но разные страны имеют различные экономические приоритеты и подходы к решению указанных проблем. Поэтому поиск компромиссов на переговорах в ВТО занимает, как правило, достаточно много времени.

Коллективная критика в адрес США в ходе подготовки предыдущей МК-12 возымела действие: американцы согласились взять обязательство запустить работу по реформе системы разрешения споров с целью ее завершения в 2024 г. В течение последних месяцев на площадке ВТО проходили предметные дискуссии и вырабатывались проекты решений, способствующие восстановлению и модернизации этой системы. Российские эксперты принимали в них самое активное участие. В итоге на МК-13 принято решение, признающее прогресс, достигнутый в целях создания полностью и хорошо функционирующей системы разрешения споров, доступной для всех членов в 2024 г. Министры поручили своим постоянным делегациям в Женеве ускорить обсуждения данной темы.

Важным вопросом повестки ВТО на протяжении нескольких десятилетий остается электронная торговля. Переговоры по выработке соответствующего соглашения ведутся в плюрилатеральном формате (то есть, в них участвуют не все члены ВТО). На протяжении последних лет процесс подготовки документа продвигался относительно медленно, ибо речь идет об абсолютно новой для ВТО сфере. При этом во многих юрисдикциях (США, ЕС, КНР) в данной сфере уже сформировались национальные регулятивные нормы, и они зачастую противоречат друг другу на концептуальном уровне. В конце 2023 – начале 2024 г. переговоры заметно ускорились и вполне могут завершиться до конца этого года.

Россия, как и многие другие члены организации, предлагала либо сделать мораторий на таможенные пошлины на электронные трансмиссии постоянным, либо хотя бы продлить его действие, как это происходило на нескольких предыдущих министерских конференциях подряд. Однако некоторые крупные развивающиеся страны, как например, Индия, пока блокируют такие решения. Аргумент индийских представителей заключается в том, что прекращение действия моратория создает возможности для увеличения фискальных поступлений в бюджеты развивающихся стран, которые можно было бы направить на индустриализацию их экономик. Но проблема в том, что у стран-членов отсутствует единое определение электронных трансмиссий – собственно предмета взимания пошлин. Поэтому существуют опасения, что такие пошлины могут использоваться в качестве инструмента несправедливой конкурентной борьбы. По итогам обсуждений на МК-13 принято решение продлить в очередной раз до следующей конференции мораторий на таможенные пошлины на электронные трансмиссии. Как пояснил в этой связи В. Ильичев, данный мораторий на текущий момент фактически единственная «специальная» договоренность ВТО в сфере электронной коммерции.

Другой важный вопрос повестки – выработка соглашения об упрощении инвестиций, подготовка которого началась еще на МК-11 в Буэнос-Айресе. Вырабатываемый документ должен пополнить правовой пакет ВТО в виде плюрилатерального соглашения. Оно, как сообщили в российской делегации, должно облегчить российским инвесторам доступ на рынки развивающихся стран за счет снижения бремени излишних административных барьеров. В то же время участие России в этой договоренности будет способствовать повышению доверия к российскому рынку со стороны инвесторов из дружественных государств. Однако пока некоторые партнеры РФ по БРИКС (Индия, ЮАР) сохраняют осторожное отношение к идее соглашения. Работа по соглашению об упрощении инвестиций будет продолжена в Женеве.

Не удалось добиться ожидавшегося продвижения по рыболовным субсидиям для вступления в силу соответствующего соглашения и по сельскому хозяйству. Переговоры по этим и другим вопросам также будут продолжены в Женеве. Как и ожидалось, МК-13 одобрила присоединение к ВТО двух новых членов – ими стали Коморы и Восточный Тимор. Из постсоветских республик в процессе присоединения к ВТО находятся Азербайджан, Беларусь, Туркменистан и Узбекистан[5].

Список источников и литературы:

  1. Медведков М.Ю. Карта торговых действий / [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://www.kommersant.ru/doc/6532075 (дата обращения: 6 марта 2024 г.).   
  2. Ильичев В.Е. Все участники ВТО заинтересованы в ее реформе / [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://www.wto.ru/news/zamglavy-minekonomrazvitiya-rf-vse-uchastniki-vto-zainteresovany-v-ee-reforme/  (дата обращения: 6 марта 2024 г.).
  3. Решетников М.Г. Россия на конференции ВТО не позволила оппонентам легализовать торговые барьеры / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/20135321  (дата обращения: 6 марта 2024 г.).
  4. 13-я Министерская конференция ВТО завершилась принятием Абу-Дабийской декларации, закрепляющей ключевые соглашения в области торговли и развития / [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://www.wam.ae/en/article/b1xwn10-wto%E2%80%99s-13th-ministerial-conference-concludes-with  (дата обращения: 6 марта 2024 г.).
  5. Портанский А.П. В Абу-Даби завершилась 13-я Министерская конференция ВТО / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.imemo.ru/publications/policy-briefs/text/the-13th-wto-ministerial-conference-ended-in-abu-dhabi  (дата обращения: 6 марта 2024 г.).

Информация об авторах:

Комендантов Сергей Васильевич, к.ю.н., доцент, заместитель заведующего кафедрой международного права Дипломатической академии МИД России, член Российской ассоциации международного права, государственный советник Российской Федерации III класса;

Куликов Артемий Михайлович, аспирант кафедры международного права Дипломатической академии МИД России;

Ярышев Сергей Николаевич, д.ю.н., профессор кафедры международного права Дипломатической академии МИД России.


Information about the authors:

Komendantov Sergey Vasilyevich, Ph.D., Associate Professor, Deputy Head of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, Member of the Russian Association of International Law, State Councilor of the Russian Federation, III class;

Kulikov Artemy Mikhailovich, graduate student of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia;

Yaryshev Sergey Nikolaevich, Doctor of Law, Professor of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia.



[1] Медведков М.Ю. Карта торговых действий / [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://www.kommersant.ru/doc/6532075 (дата обращения: 6 марта 2024 г.).

[2] Ильичев В.Е. Все участники ВТО заинтересованы в ее реформе / [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://www.wto.ru/news/zamglavy-minekonomrazvitiya-rf-vse-uchastniki-vto-zainteresovany-v-ee-reforme/ (дата обращения: 6 марта 2024 г.).

[3] Решетников М.Г. Россия на конференции ВТО не позволила оппонентам легализовать торговые барьеры / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/20135321 (дата обращения: 6 марта 2024 г.).

[4] 13-я Министерская конференция ВТО завершилась принятием Абу-Дабийской декларации, закрепляющей ключевые соглашения в области торговли и развития / [Электронный ресурс] Режим доступа:  https://www.wam.ae/en/article/b1xwn10-wto%E2%80%99s-13th-ministerial-conference-concludes-with (дата обращения: 6 марта 2024 г.).

[5] Портанский А.П. В Абу-Даби завершилась 13-я Министерская конференция ВТО / [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.imemo.ru/publications/policy-briefs/text/the-13th-wto-ministerial-conference-ended-in-abu-dhabi (дата обращения: 6 марта 2024 г.).

Добавить комментарий

Войти с помощью: