Большую роль в агропроизводстве России играют предприятия малых форм хозяйствования в сельских территориях. Кооперация малых и средних производителей является одной из основных возможностей производить современный и конкурентный продукт, аналогичный по своей стоимости продукции крупных агрохолдингов, и приобретать инновационные технологии и оборудование, учитывая, что, не кооперируясь, они не могут обеспечить требуемые объемы производства. В нашей стране создание системы поддержки предпринимателей и развитие сельскохозяйственной кооперации в настоящее время является одним из стратегических приоритетов. В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Минсельхозом России разработан федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»
В статье проведен анализ содержания государственной аграрной политики в части касающейся поддержки развития сельскохозяйственных кооперативов в современной России. Проведена оценка роли сельскохозяйственных кооперативов в обеспечении продовольственной безопасности и социально-экономического развития сельских территорий, а также комплексное исследование реализации принципов сельскохозяйственной кооперации в рамках существующей государственной аграрной политики современного российского государства.
Ключевые слова: государственная политика; сельскохозяйственная кооперация; современная Россия, продовольственная безопасность, сельские территории
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ и Правительства Свердловской области в рамках научного проекта № 22-28-20048
About the state policy in the field of agricultural cooperation in modern Russia
Abstract. Small-scale enterprises in rural areas play an important role in agricultural production in Russia. The cooperation of small and medium-sized producers is one of the main opportunities to produce a modern and competitive product, similar in value to the products of large agricultural holdings, and to acquire innovative technologies and equipment, given that, without cooperating, they cannot provide the required production volumes. In our country, the creation of a system of support for entrepreneurs and the development of agricultural cooperation is currently one of the strategic priorities. Within the framework of the national project «Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative», the Ministry of Agriculture of the Russian Federation has developed a federal project «Creation of a system of support for farmers and development of rural cooperation»
The article analyzes the content of the state agrarian policy in terms of supporting the development of agricultural cooperatives in modern Russia. An assessment of the role of agricultural cooperatives in ensuring food security and socio-economic development of rural areas, as well as a comprehensive study of the implementation of the principles of agricultural cooperation in the framework of the existing state agrarian policy of the modern Russian state.
Keywords: state policy; agricultural cooperation; modern Russia, food security, rural territories
Понятие государственная политика имеет разное толкование, изложенное в научных публикациях и официальных документах. Новый энциклопедический словарь даёт понятие государственной или общественной политики как «…деятельность, связанную с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства» [1].
Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, такие как экономическая, социальная, культурная, техническая и др. Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами. Применительно к вопросам, рассматриваемым в данной статье, имеет смысл рассмотреть определение государственной аграрной политики, изложенное в федеральном законе «О развитии сельского хозяйства», которое гласит, что «…Государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий». [2] Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их устойчивое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель. Государственная политика в отношении сельскохозяйственных кооперативов определена в статье седьмой Федерального закона №193-ФЗ от 8 декабря 1995 года «О сельскохозяйственной кооперации». В ней отражено, что «…государство стимулирует создание и поддерживает деятельность кооперативов путём выделения им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для приобретения и строительства перерабатывающих и обслуживающих предприятий, создания кредитных и страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение». [3]
С принятием закона «О сельскохозяйственной кооперации» в сельском хозяйстве Российской Федерации стали функционировать производственные сельскохозяйственной кооперативы, видами которых определены сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель (колхоз), и кооперативное хозяйство (коопхоз), а также иные кооперативы, созданные в соответствии данным законом. На законодательном уровне определён перечень сельскохозяйственных потребительских кооператив, в который входят:
- перерабатывающие кооперативы
- сбытовые (торговые) кооперативы
- обслуживающие кооперативы
- снабженческие кооперативы
- садоводческие, огороднические и животноводческие кооперативы
- кредитные кооперативы
- страховые кооперативы
Стоит отметить, что садоводческие и огороднические кооперативы в настоящее время преобразованы в товарищества собственников недвижимости. По сути, а кредитные и страховые кооперативы сейчас функционируют как самостоятельные структуры, деятельность которых осуществляется на основе специальных правовых документов.
Представленные выше кооперативы функционируют в сельских территориях Российской Федерации на основе принципов, определённых в Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» и норм Федерального закона на «О развитии сельского хозяйства», которыми установлено, что основными целями государственной аграрной политики являются:
- Повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;
- Обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышение уровня его жизни, в том числе оплата труда работников, занятых в сельском хозяйстве;
- Сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;
- Формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия этого рынка.
- Создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объёма инвестиций в сфере сельского хозяйства;
- Наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями и поддержание паритета индексов тарифных цен (тарифов).
Основные цели государственной аграрной политики имеют комплексный социально-экономический характер и направленны на решение комплекса задач, которые обеспечивают устойчивое и экономически эффективное развитие сельскохозяйственной деятельности и сельских территорий.
В совокупности эти факторы напрямую влияют на формирование и развитие человеческого капитала на селе, на сохранение и воспроизводство кадров сельскохозяйственных организаций.
Анализ показывает, что сельскохозяйственные потребительские кооперативы в субъектах Российской Федерации развиваются не одинаково, так как на их существование оказывает влияние состояние аграрной политики в регионе.
Следует признать и такой фактор, как недооценка роли сельскохозяйственных кооператив в развитии аграрных отношений со стороны руководителей органов управления сельским хозяйством в субъекте РФ. Например, в Свердловской области число сельскохозяйственных потребительских кооперативов в течении трёх последних лет практически не увеличилось. Ежегодно меняется количество кооперативов по направлениям деятельности, о чём свидетельствуют данные Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (таблица 1) [4].
Таблица1
Количество кооперативов Свердловской области по направлениям деятельности в 2019-2022 гг
Цифры, обозначенные в таблице, свидетельствуют, что сельскохозяйственные потребительские кооперативы в Свердловской области функционируют неустойчиво и их численность явно не соответствует потенциальным возможностям занятости сельского населения в кооперативном движении.
Неустойчивость развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в сельских территориях обусловлена слабой организующей ролью в этой сфере деятельности органов местного самоуправления. С учётом общественно-политической ситуации в нашей стране, связанной с проведением специальной военной операции на Украине, в настоящее время получило развитие движении волонтёров, оказывающих потребительские услуги участникам боевых действий и членам их семей, что находит активную поддержку населения. В номенклатуру товаров, реализуемых волонтёрами, входят и пищевые продукты, которые изготавливают граждане для отправки в войска для питания в полевых условиях. В частности, заготавливаются пельмени, пирожки и другие виды продуктов. Поскольку такая продукция производится жителями городских и сельских поселений, то продукты не всегда подвергаются серьёзной экспертизе на качество, что может не соответствовать требованиям продовольственной безопасности. Поддержка участников СВО будет оказываться до ее окончания, поэтому, на наш взгляд, целесообразно создание потребительских кооперативов, осуществляющих эту деятельность, в том числе и в сельской местности, тем более, что Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» позволяет создание такого вида сельскохозяйственного кооператива.
Решение этого вопроса должно быть возложено на органы местного самоуправления, так как развитие такого производства будет напрямую влиять на трудовую занятость сельского населения. В условиях, когда по причине снижения численности сельскохозяйственных производственных кооперативов и иных форм хозяйствования в сельских территориях, услуги сельскохозяйственных потребительских кооперативов остаются мало востребованными.
Не менее востребованы сегодня и потребительские кооперативы по заготовке и переработке дикоросов. Полученная из них продукция используется в молочной, кондитерской и хлебопекарной промышленности, для производства продуктов питания для детей, что является важной составляющей продовольственной безопасности России при осуществлении политики импортозамещения. Вместе с тем, в настоящее время этот рынок ещё недостаточно организован несмотря на то, что сбор и заготовка дикоросов является значимой составляющей занятости и доходов сельского населения, особенно в сельских территориях.
По данным Минсельхоза РФ, имеющиеся мощности по переработке ягод в нашей стране составляют около 53 тыс. т, при этом загружены они на 70%, из которых 20% — это переработка дикорастущих ягод. Потенциальная возможность по переработке грибов- порядка 13 тыс. т с таким же уровнем загрузки [5].
В текущем году внесены изменения в постановление Правительства РФ № 1528, которые позволят получать льготные кредиты всем переработчиком дикоросов. [6] Подписание документа ожидается в ближайшее время. Также прорабатываются вопросы таможенно-тарифного регулирования, которые простимулируют переработку дикоросов внутри страны и помогут увеличить экспорт продукции с более высокой добавленной стоимостью.
Кроме того, в Госпрограмме развития АПК ещё с 2020 года предусмотрены субсидии в виде грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам на создание, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по заготовке, сортировке, хранению, переработке и реализации дикоросов. [7] В рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК» реализуется льготное краткосрочное и инвестиционное кредитование.
Министерство сельского хозяйства России расширяет возможности льготного кредитования для переработчиков дикоросов. Кроме заготовки дикорастущих грибов и ягод в летне-осеннем периоде, возможна заготовка лекарственно-технического сырья (почки сосны, ольхи, осины, берёзы и других деревьев, и кустарников).
Анализ деятельности органов местного самоуправления в сфере развития сельскохозяйственных производственных и потребительских кооперативов в сельских территориях свидетельствуют о недостаточном внимании к этим вопросам.
Органы муниципальной власти в условиях корпоративной самостоятельности сельскохозяйственных организаций, могли бы более серьезно заняться трудоустройством сельского населения в рамках потребительских кооперативов, которые можно создать на территории муниципального образования.
В сельскохозяйственные потребительские кооперативы необходимо объединить личные подсобные хозяйства для вовлечения их владельцев в активную трудовую деятельность в системе многоукладной сельской экономики. Перечень сельскохозяйственных потребительских кооперативов, с принятием Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», известен, но будут востребованы и новые подходы к их классификации, исходя из необходимости оказания новых видов услуг, например, в сфере благотворительности и иных социальных потребностей, включая волонтерство, агротуризм и др.
Очевидно, что сегодня необходимо внести в законодательство, касающееся органов местного самоуправления, нормы, обязывающие их оказывать содействие в развитии кооперативного движения на территории муниципального образования. Поскольку органы государственной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут напрямую решать вопросы управления социально-экономическим развитием сельских территорий, эти задачи обязаны решать органы местного самоуправления совместно с органами управления сельскохозяйственной кооперацией и иными кооперативными организациями. [8]
Таким образом, развитие сельскохозяйственной кооперации, безусловно, является одним из приоритетов государства в предпринимаемых мерах, направленных на устойчивое развитие сельских территорий и рост сельскохозяйственного производства.
Список литературы
- Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О развитии сельского хозяйства» [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.zakonrf.info/doc-16017876/?ysclid=lhzznya21e122823254 (дата обращения 23.05.2023) (2)
- Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 N 193-ФЗ (последняя редакция) [электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8572/?ysclid=lhzzwbgsca549537932 (дата обращения 23.05.2023) (3)
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/186367/?ysclid=li000cy82d878078659 (дата обращения 23.05.2023) (8)
- Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. N 1528 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке» [электронный ресурс] – Режим доступа: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения 23.05.2023) (6)
- Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (с изменениями и дополнениями) [электронный ресурс] – Режим доступа: (7) https://base.garant.ru/70210644/?ysclid=li00fbbsc6448827143 (дата обращения 23.05.2023) (7)
- Агропромышленный комплекс и потребительский рынок Свердловской области. Итоги 2-10 г, 2021 г, 2022 г. (в отдельные брошюры по каждому году) /Издание Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области. (4)
- Большой энциклопедический словарь /Москва. Научное издательство Большая Российская энциклопедия. Изд. «Рипол Классик» — 2000 – 941с. (1)
- Минсельхоз расширит возможности льготного кредитования для переработчиков дикоросов [электронный ресурс] – Режим доступа: https://mcx.gov.ru/press-service/news/minselkhoz-rasshirit-vozmozhnosti-lgotnogo-kreditovaniya-dlya-pererabotchikov- dikorosov/?ysclid=li00nm8u7l707016549 (дата обращения 23.05.2023) (5)
- Черданцев В.П. Стратегические направления развития малого бизнеса в Российской Федерации// Столыпинский вестник №1/2022 [электронный ресурс] – Режим доступа: https://stolypin-vestnik.ru/wp-content/uploads/2022/02/48.pdf
- Черданцев В.П., Тронина М.В., Подгородецких А.Р. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы – путь к достижению продовольственной безопасности// Теория и практика мировой науки. 2022. – № 2 — с. 34-36.
Информация об авторах:
Воронин Борис Александрович, доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института аграрно-экологических проблем и управления сельским хозяйством, Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург, ул. Тургенева 23, к.4213 тел. 8-912- 635-19-46
ОРКИД 0000-0002-0912-7839
Воронина Яна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург, ул. Тургенева 23, к.4213 тел. 8-905-808-79-92
ОРКИД 0000-0002-4271-6264
Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, отдела аспирантуры и докторантуры ФГНУ «Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО)», г. Москва
Зотов Александр Владимирович, младший научный сотрудник Уральского НИИ экономической безопасности и развития сельских территорий
Infrmation about the authors:
Voronin Boris Aleksandrovich, Doctor of Law, Professor, Director of the Research Institute of Agrarian and Environmental Problems and Agricultural Management, Ural State Agrarian University, Yekaterinburg
Voronina Yana Viktorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory Ural State Agrarian University, Yekaterinburg,
Cherdantsev Vadim Petrovich, Doctor of Economics, Professor, Department of Postgraduate Studies and Doctoral Studies of the All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography (VNIRO), Moscow
Zotov Alexander Vladimirovich, Junior Researcher at the Ural Research Institute of Economic Security and Rural Development